Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Справочник еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
О названиях еврейских колоний
 
·  
Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
История отдельных колоний
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Контакт

 
·  
The Guide to Jewish Agricultural Colonies of South Ukraine
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Владимир Яловецкий      

Еврейская земледельческая колония Громоклей

      Род Бронштейнов в середине XIX века вместе с другими шестнадцатью еврейскими семействами переселился с Полтавщины на елисаветградские земли. В 1857 г. они основали в Елисаветградском уезде Херсонской губернии колонию еврейских земледельцев, которая по данным Еврейского колониального общества была отнесена ко второму этапу развития еврейского земледелия. Оно возникло в Российской империи после закона "Положение о евреях", подписанного Императором Николаем I. Сельхозколония расположилась в живописных местах на берегу речки Громоклей, притоке Буга, и носила одноименное название. По нынешнему территориальному делению это Бобринецкий район.

     Получив статус колониста, переселенцы освобождались от воинской повинности и налогов сроком на 25 лет. Вложив всю причитающуюся им финансовую поддержку от государства в сельскохозяйственное производство, еврейская сельхозколония Громоклей благодаря нелегкому труду земледельцев обрела славу рентабельного преуспевающего хозяйства. Наблюдалась динамика роста численности колонистов. В 1886 г. в Громоклее проживало 256 человек, в 1896 г. - 334, а в 1916-м - 380. В 1896 г. 254 человека, а это были 42 семьи, обрабатывали 600 десятин земли. Кроме того арендовали под посевы пшеницы дополнительно 573 десятины. О материальном достатке колонистов говорят такие данные. В среднем на одну семью приходилось 6 площадей и 2 коровы. Колонисты содержали построенную ими же синагогу, открыли религиозную начальную школу для детей.

     В 1879 г. один из самых богатых колонистов Давид Леонтьевич Бронштейн на свои сбережения приобрел село Яновку, что располагалось за 4 версты от сельхозколонии Громоклей, и 300 десятин земли. В этом селе родился у него сын Лев Давыдович - известный всему миру Троцкий, один из творцов Октябрьской революции, а со временем - активный борец с порожденным ею (и им самим в том числе) тоталитарным режимом.

     Гражданская война стала большим бедствием для еврейских земледельцев и налаженного ими хозяйства. Всевозможные банды, состоящие из уголовных элементов и дезертиров, делали набеги на колонистов с целью грабежа. Еврейские погромы, которые устраивали войска Директории, сопровождались насилием и убийствами, тотальным разорением сельхозколонии. На судебном процессе об убийстве С.В. Петлюры, который состоялся в 1927 году в Париже, елисаветградский городской раввин Владимир Ионович Темкин недвусмысленно обвинил головного атамана УНР Симона Петлюру в причастности к бесчинствам и преступлениям, совершенным его армией.

     В разоренной сельхозколонии в 1921 г. умерли десятки жителей от голода и эпидемий. На помощь пострадавшим пришел американский распределительный еврейский комитет "Джойнт". Представителями Джойнта была открыта благотворительная столовая жертвам еврейских погромов, были взяты под опеку дети-сироты, а еще восстанавливалась школа. В первой половине 20-х годов в Громоклее активно создавались товарищества по совместной обработке земли. Джойнт предоставлял кредиты, а затем совместно с Еврейскими колонизационным обществом (ЕКО) поставлял и сельхозтехнику. Таким образом в Громоклее появился первый американский трактор. Организация ремесленного труда (ОРТ) наладила обучение специалистов.

     Еврейскую секцию при ЦК КП(б)У крайне беспокоила активность благотворительных организаций по обеспечению помощи еврейским местечкам. Там опасались, чтобы у "колонистов не сложилось мнение, что Советская власть не способна удовлетворить их потребности и что это может сделать только еврейская благотворительность". Было решено осуществлять суровый контроль за всеми зарубежными благотворительными еврейскими организациями, работавшими в Украине. На страницах большевистских газет высказывалось удивление тем, что "на помощь еврейской бедноте вдруг поспешили руководители торгового капитала - финансисты Джойнта из Америки, ОЗЕ из Берлина, ЕКО из Парижа, коалиция бывших раввинов из Харбина и целый ряд еврейских организаций зарубежных стран. Поэтому евсекции губкомов КП(б)У и органы Советской власти должны принять ряд мер, чтобы еврейские трудящиеся не познали действие яда религиозно-националистического дурмана". В 1927 г. в Громоклее закрыли синагогу.

     В 1930-м началась коллективизация, в результате которой возникли колхозы "Нойе Лебен" ("Новая жизнь") и "Роте Фане" ("Красное знамя"). В начале 30-х советское государство прекращает отношения с еврейскими зарубежными организациями. Ну а затем в результате кампании по массовому изъятию зерна и других сельхозпродуктов местечко поражает голод. Помощи громоклеевцам ждать было не от кого. В январе 1934 г., на XVII съезде ВКП(б), Иосиф Сталин заявил, что главной опасностью становится уклонение к местному национализму. После этого заявления, понятно, развернулась работа по ликвидации национальных сельхозколоний и сельсоветов. Были введены внутренние паспорта, в которых существовала пресловутая "пятая графа", благодаря которой стали технически возможны как переселения, так и депортация людей по национальным признакам. Роспуск евсекции при ЦК ВКП(б), появление антисемитизма на государственном уровне, переселение евреев на Дальний Восток лишь подтвердили смену курса партии в национальном вопросе. Средняя еврейская школа в Громоклее с преподаванием предметов на еврейском языке действовала только до 1938 г. Некогда существовавшая мощная в экономическом отношении колония еврейских земледельцев Громоклей с достаточно высоким уровнем материального достатка колонистов к 1940 г. превратилось в посредственное коллективное сельхозпредприятие со специализацией по выращиванию крупного рогатого скота, главным образом мясо-молочного направления, и по выращиванию технических культур.

     В 1941 г., когда немецкие войска заняли Громоклей, все еврейское население колонии/колхоза было уничтожено. После войны вопрос о создании в Громоклее еврейского поселения на повестку дня никогда не ставился. В 1970 г., в ходе кампании по ликвидации "неперспективных деревень", жители Громоклеи были переселены в другие населенные пункты, а населенный пункт Громоклей прекратил свое существование.

25-01-2010    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005