Наум Славин
О семье Славиных
|
Наум Абрамович Славин (1926-2012) родился в еврейском поселке Фрайланд недалеко от Новополтавки в семье
евреев-земледельцев. В предвоенные годы семья жила в сельских районах Крыма. В 1941 г. Славины эвакуировались в Дагестан, где Наум закончил
педучилище. В июне 1944 г. ушел на фронт, воевал рядовым в отдельной разведроте. 9 мая 1945 г. встретил в Берлине. Награжден орденами и медалями.
После демобилизации в 1947 г. вернулся к родителям в Сакский район. В 1951 г. окончил исторический факультет Крымского пединститута. Многие годы
работал учителем в Керчи. Член Союза писателей СССР с 1974 г., член Национального союза писателей Украины, Союза писателей Крыма. Начал свою
писательскую деятельность с произведений для юных читателей. Затем главной темой его творчества стала война, которая хранилась в его памяти всю
жизнь.
|
Мои отец и мать, Абрам Наумович и Бася Беньяминовна Славины,
родились и 30 лет прожили в Ефингаре (до середины 20-х
годов). Они называли колонию Балгаков с украинским "Г".
Говорили на родном языке идиш, говорили и по-русски с
частыми украинизмами: "зэркало", "сэрдце" и тому
подобное. Я там никогда не был, знаю из рассказов
преимущественно мамы и записанных воспоминаний отца.
Семьи родителей папы и мамы
были бедняцкие, жили они на Верхней улице. Дом семьи
мамы был с худой крышей и вечно протекал. Обе семьи не
имели достаточного надела, не имели лошадей. Дед Нухим
Славин был грамотный, читал газеты. У него и его жены
Русл (из семьи Рускол) было 8 или 9 детей. Сыновья (их
было четверо), подрастая, уходили из колонии на
заработки. Старший Исаак считался "сицилистом". Когда он
наведывался домой, в Ефингаре начинались забастовки
работников. Однажды мама, опасаясь обыска и ареста,
сожгла его книжки и вместе с ними нечаянно и его деньги.
Это стало для нее тяжелым переживанием. Второй дед
Беньямин (тоже Славин, оба деда были в родстве и имели
одинаковые фамилии) ходил по селам в артели каменщиков,
на старости был ночным сторожем у лавочника Баркагана.
Оба деда и бабушка Рухл умерли до революции. А бабушка
Гитл дожила в семье моих родителей до 94 лет.
Папа в 13 лет уехал в Николаев и устроился маляром на завод
сельскохозяйственных машин. Но его выдворили обратно в
колонию, потому что евреям запрещалось жить в Николаеве.
Учился он только в хедере: он был третий сын в семье, и
в школе для него места на было. Мама окончила школу, она
тепло вспоминала учителя Владимира Соломоновича, который
даже возил ее куда-то для продолжения образования. Но
ничего не получилось из-за бедности семьи. Мама до конца
жизни знала наизусть стихотворения Пушкина, Некрасова,
пела еврейские и русские песни. Она дружила с немкой
Паулиной, помнила немца Питера Шретлина. Она говорила по
немецки, я помню ее немецкую песню "Дер май ист
гекомен". Мама рассказывала, что рядом с Ефингаром было
немецкое село Карлсруэ.
Ефингарская молодежь
ходила гулять в сад помещика Саши Королева. Вход в сад
был платный, но зато можно было вдоволь кушать фрукты.
По-видимому, вокруг было немало помещичьих имений. Мама
помнила свирепых объездчиков-ингушей, которых все
боялись. Папа рассказывал, что среди мужской молодежи
были бундовцы и сионисты. Споры между ними, бывало,
заканчивались драками.
Мои родители поженились в 1916 году. Против этого возражала
старшая сестра папы, бывшая еще не замужем. Младший брат
не должен был заводить семью раньше, чем старшая сестра
выйдет замуж. В апреле 1917 года родилась моя старшая
сестра Фейг (Фаня). Через три года родилась вторая дочь
Рухл (Рейзл, Роза). А я был третьим ребенком в семье,
младший долгожданный сын.
Во время гражданской войны часто возникала угроза погромов.
Мама держала наготове узелок с самым необходимыми вещами
и бутылочку с молоком для маленькой дочки, чтобы бежать
прятаться в плавни. В доме оставляла намеренный
беспорядок, мол, погромщики уже здесь были. Кроме
бродячих банд враждебно вели себя жители соседнего села
Привольное. С ними справлялась ефингарская самооборона.
Предупреждали об опасности и приходили на помощь красные
партизаны братьев Тур из Баштанки. Был такой случай. В
колонию пришли махновцы, и среди них оказался еврей. Он
как будто защитил жителей от погрома и остался в
Ефингаре. Его всячески ублажали, а он стал нахальным и
требовательным, угрожал привести обратно своих
товарищей. Ничем нельзя было ему угодить. Жители
Ефингара в конце концов сдали бандита проходящим деникинцам.
В страшный голод 1921 года папа поехал с двумя братьями на север Украины
менять вещи на хлеб. Исаак заболел тифом и умер вдали от
дома. Папа и брат Мотя привезли кое-что, и при
жесточайшей экономии семьи были спасены. В 20-х годах
мама заимела корову и по нравам того времени раздавала
молоко бесплатно. Папа во время гражданской войны был в
Красной Армии, участвовал в боях против Врангеля, а
потом работал на мельнице, участвовал в кооперативах. Он
был беспартийным, в партию вступил уже перед войной.
Я родился в начале 1926 года в еврейском поселке Фрайланд недалеко от
Новополтавки. Наверное, родители переехали сюда потому,
что папа всю жизнь хотел учиться, а в нескольких
километрах от Новополтавки был институт. Раньше это была
еврейская сельскохозяйственная школа, с приходом
советской власти она была преобразована в техникум, а в
мое время это был уже институт. Папа работал в учебном
хозяйстве полеводом и одновременно к 1932 году закончил
рабфак, был принят на первый курс института. Во
Фрайланде было не более 10-15 домов. Помню ставок, перед
ним виноградник. Мимо проходила столбовая дорога, иногда
проезжали грузовые машины. Я был уверен, что они
движутся оттого, что водители крутят баранки. Говорил я
только на идиш. Из Новополтавки изредка приезжал врач и
осматривал больных. У меня был бронхит, я до сих пор
помню капли датского короля и пертусин.
Позже мы переехали в Новополтавку. Здесь я впервые видел кино: всадники,
тачанки... Обе сестры ходили в школу, жаловались, что
украинские мальчики бросают в них камнями. В хате у нас
собирались соседские женщины, и кто-нибудь читал вслух
Шолом-Алейхема (на идиш). По шпалам железнодорожной
колеи ходили в институт. Летом 1932 года нам дали
комнату в институте. Я раньше не ел хлеб из пекарни -
только домашней выпечки. Мне очень нравились хрустящие
корочки. Про голод пока ничего не было слышно. Отца,
рядового студента и малозначительного служащего, послали
на курорт в Ессентуки лечить почки. Крестьяне в селах
студентов не любили, называли "скубентами". Помню
студента по фамилии Князь, он ходил в кожанке и имел
наган. Однажды на него в селе было нападение. Он убежал,
в институте над ним смеялись. А у мамы была дружба с
семьей путевого обходчика. Мы ходили в их домик, нас там угощали.
В институте жизнь была интересная. Вечерами играл духовой оркестр,
студенты и студентки танцевали, пели. Помню фамилии двух
уважаемых преподавателей: физик Штейн и математичка
Анчиполовская. Учеба велась на идиш, но звучала и
русская речь. Я уже все понимал и удивлялся: вокруг
украинцы, а говорят по-русски.
Осенью институт перевели в Одессу. Мы отправились в
путь. Что сталось с поселком и хорошо налаженным
хозяйством, я не знаю. Вообще я больше никогда не бывал
в тех местах. В Николаеве мы пересаживались из поезда на
пароход. Мне был удивителен широкий Буг, невиданные
садовые цветы на клумбах. В море наш старенький пароход
"Игнатий Сергеев" сильно качало. В Одессе нас поселили в
дачном холодном домике. Было страшно, ходили жуткие
слухи о пирожках с человеческими ногтями в начинке.
Позже нам дали комнату на улице Пастера. Мы бедствовали.
Папа носил нам свою порцию пустого кулеша из
студенческой столовки. Однажды я был с мамой на Привозе.
Я удивился роскошным ярким фруктам, базарному изобилию.
Но у меня даже мысль не возникла, что мне могут купить
что-нибудь вкусное. Я был приучен к нашей бедности.
Папа расстался с мечтой о высшем образовании и увез нас в Крым, в
Чеботарский еврейский сельскохозяйственный техникум в
пяти километрах от Саки. Там в 1934 году он кончил
агрономическое отделение, а я закончил первый класс.
Папа учился на еврейском языке, а я на русском. В Одессе
осталась старшая сестра Фейгл. Через несколько лет она
стала дипломированным зоотехником. При ней институт
перестал быть еврейским. Его перевели на украинский язык
- студенты протестовали, жаловались, и институт перевели
на русское обучение. Так он и существует сейчас, а
обучение наверняка теперь уж на украинском языке.
В Чеботарке мы, мальчики, встречали на дороге голодающих из Украины. К
нам заходил ефингарец по имени Шапсе, жарил себе на
плите кукурузу. Его мама подкармливала. Мама при ферме
работала на сепараторе и маслобойке. Я помогал крутить
рукоятку. На хозяйственном дворе работали и жили люди
разных национальностей. Были семьи русских-субботников,
которые почтительно относились к евреям. В техникуме
была женщина-парторг по фамилии Зак. О ней говорили, что
она приехала из Палестины. Я бывал в Чеботарке через
несколько лет. Техникум преобразовали, оставили только
полеводческое отделение, и он уже не был еврейским.
Зоотехников перевели в другой техникум, в поселок
Кара-Тобе того же Сакского района. Это между Саками и
Евпаторией, на железной дороге у моря. Среди
переведенных зоотехехников был Давид Кудрявицкий,
будущий командир роты, ставший посмертно Героем
Советского Союза за форсирование Днепра. Теперь поселок
называется Прибрежное, техникум существует. На учебном
корпусе прикреплена мемориальная доска в память Героя. В
Чеботарке техникум закрыли, поселок переименовали в
Червонное, там находится школа-интернат.
В Сакском районе Крымской АССР до войны было четыре еврейских
колхоза: имени Молотова, "Войо-Нова", Горопашник (позднее имени Сталина) и "Политотделец". Последний -
самый многолюдный, крепкий. Мой отец в 1934 году получил
назначение участковым агрономом МТС, мы переехали в
"Молотов". Село состояло из старой части и новой. В
старой, агроджойнтовской, свободная планировка, хорошие
дома, правление, клуб, магазин, почта и население
устоявшееся. В новой - ряд однотипных двухквартирных
домов, по улице ни одного дерева. В квартирах глиняные
полы, большие русские печи, отапливаемые соломой.
Последние два-три дома пустовали. Мы жили в такой
квартире. Летом - мальчишеская вольница. Ватага
набиралась интернациональная: братья русские Ковалевы,
немец Готлиб... Татары с нами не водились, хотя рядом
было татарское обособленное село Карагут. Мы уходили
далеко в степь, били сусликов, воевали с гадюками. За
лето я сильно одичал. Осенью пошел во второй класс. Но я
не помню никаких уроков. Учительница Евдокия Ивановна
была очень молода и, кажется, сама мало чего знала. Мы
приходили в школу, нас кормили жиденькой кукурузной
кашей, мы что-то читали, писали. В третьем классе была
другая учительница, жена председателя колхоза. Она учила
петь по нотам, ставила с нами спектакль в клубе.
Зимой было тоскливо. Ходили слухи о банде, которая ездит на грузовике и
ночами грабит сельские магазины. У нас жил следователь,
добрый, общительный человек. Он рассказывал о
гражданской войне, и от него я узнал, что Красная Армия
не только побеждала, но терпела и неудачи, Например, в
войне с Польшей некоторые части были вынуждены отступить
в Восточную Пруссию, и были там интернированы.
Сестра Рухл некоторое время училась в Симферополе в еврейской школе
и жила в интернате. Я еврейскую грамоту выучил
самостоятельно. Позже в русской среде забыл, отучился
говорить на идиш, Лишь понимал, когда разговаривали
родители. Электричество в селе было, а радио я услышал
лишь когда мы переехали в Саки. В клуб приезжала
кинопередвижка, но "Чапаев" к нам так и не привезли.
Убийство Кирова было для всех потрясением. Скажу,
забегая вперед: в 1937-38 годах, когда начались процессы
известных людей, "вождей", аресты воспринимались как-то
отчужденно, как что-то ненастоящее. Я не верил, что
Зиновьев и Каменев, Бухарин, Тухачевский предатели. Но
"так надо". Вера в правильность советской власти оставалась непоколебимой.
Я отвлекся. Летом 1935 года мы еще в "Молотове". Дела в
колхозах идут неважно. Папа приезжает вечером в бедарке.
Он устало умывается, моет ноги. Мы ужинаем. Нужен дождь,
сохнут посевы. А я дождь не любил, потому что это гроза
и будет грязь. Этим летом (а может годом раньше) я
сильно болел животом. Меня лечил врач-еврей,
эмигрировавший из Германии. Я чувствовал, как для него
чужда наша жизнь, как его ужасает антисанитария,
нехватка воды, вообще сельский быт. От него веяло тоской.
Папа в бедарке отвез меня в пионерский лагерь, хотя в 9 лет я еще не состоял
в пионерах. Лагерь был в Кара-Тобе, в помещении
техникума. Там я впервые купался в море. Получилось так,
что ребята из еврейских и немецких колхозов составили
отдельные отряды. Но розни не было, соревновались и
дружили. Лагерь мне понравился, хотя я скучал по дому.
Я знаю "Войо-Ново", какой бывшая коммуна была в 1934-35 годах. Село находилось в
полу-километре от той части "Молотова", где мы жили. Я
ходил в общую для обоих колхозов школу. Людей было
немного. Здания были капитальнее, чем наши, но уже
ветшали. Скотный двор, когда-то благоустроенный, совсем
был заброшен. Пустовала ферма и силовые башни. Заржавели
рельсовые пути для подвоза корма. Мы, мальчишки,
катались на единственной оставшейся вагонетке.
Война застала папу агрономом в русском колхозе под Саками. Его назначили
директором МТС ( в деревне Контуган, в 15 километрах от
Саки). Мы с мамой и сестрой Розой эвакуировались в конце
августа. Папа вел колонну МТС своим ходом до Керчи.
Технику приказали загнать в море, а люди кое-как
переправились на кубанский берег. Папа нашел нас, мы
уехали в Южную Осетию, а потом в Дагестан. Там папа
работал старшим агрономом МТС. Я учился в педучилище. В
начале 1944 года папу вызвали в Краснодар, и он ждал там
освобождения Крыма. Он прибыл в свою МТС вслед за
войсками, восстанавливал ее и директорствовал до 1958
года, до выхода на пенсию. В 1949 году избирался в
областной Совет. Мама до войны была швеей в артели.
Родители жили в Саках и там умерли: папа в 80 лет, мама на 82-м году.
Старшая сестра Фаня после эвакуации поселилась с семьей в Прибрежном и
много лет преподавала в техникуме зоотехнику. Она умерла
в 82 года. Сестра Роза была недолго в армии, на фронте,
была контужена, умерла в 47 лет. Обе сестры родом из
Ефингари. Два брата отца, Мотя и Рахмиль, в Ефингаре не
остались: первый с семьей жил в Донецке, второй на
Урале. Сын Моти умер в Израиле, в Хайфе. Дочь живет в
Лос-Анджелесе, там же ее сыновья со своими семьями. Дочь
Рахмиля живет в штате Нью-Джерси вместе со своими
дочерьми. Сестра отца, Рива, вышла после революции замуж
за польского еврея, и они уехали в Аргентину. Там
разрослась семья. Связи с ними у нас нет. Младшая сестра
отца Тайбл (Татьяна) с 18 лет стала человеком партии, и
ее перебрасывали с одного места на другое, но больше
всего она жила в Витебске. Под старость переехала в
Керчь, здесь умерла в 1987 году, похоронена на почетном
месте среди старых большевиков. Ее старшая дочь Женя
Полтавская, московская студентка, пошла в диверсионный
отряд комсомольцев. В ноябре 1941 года она и ее товарищи
(6 парней и две девушки) были казнены гитлеровцами в
Волоколамске. Женя посмертно награждена Орденом Ленина.
Младшая дочь тети Тани, Нинель Полтавская с дочерью,
внуками и их семьями живет под Хайфой в Кирьят-Бялике.
Я в 1944 году закончил педучилище в Дагестане. В 18 лет был призван в
армию, воевал. Имею боевые награды, в том числе медаль
"За отвагу". 9 мая 1945 года встретил в Берлине. После
демобилизации поступил в Симферопольский пединститут, а
после его окончания работал учителем истории в Керчи. В
1974 году меня приняли в Союз Писателей. С моей женой
Лидией Николаевной мы вместе учились, она тоже историк.
Мы оба пенсионеры, я имею льготы инвалида войны. Сын
Владимир с семьей - москвичи, дочь Татьяна живет в
Питере. В Хайфе живет дочь Фани, моя племянница Людмила Митясова.
В братской могиле ефингарцев - жертв гитлеровцев, наверно покоится моя
тетя Хая со всей своей семьей в 5 человек. Они жили в
селе Привольном и не сумели эвакуироваться.
Публикуется впервые
22-11-2006
|
Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:
y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005
|