Наум Славин
О семье Славиных
|
Наум Абрамович Славин (1926-2012) родился в еврейском поселке Фрайланд недалеко от Новополтавки в семье
евреев-земледельцев. В предвоенные годы семья жила в сельских районах Крыма. В 1941 г. Славины эвакуировались в Дагестан, где Наум закончил
педучилище. В июне 1944 г. ушел на фронт, воевал рядовым в отдельной разведроте. 9 мая 1945 г. встретил в Берлине. Награжден орденами и медалями.
После демобилизации в 1947 г. вернулся к родителям в Сакский район. В 1951 г. окончил исторический факультет Крымского пединститута. Многие годы
работал учителем в Керчи. Член Союза писателей СССР с 1974 г., член Национального союза писателей Украины, Союза писателей Крыма. Начал свою
писательскую деятельность с произведений для юных читателей. Затем главной темой его творчества стала война, которая хранилась в его памяти всю
жизнь.
|
Мои отец и мать, Абрам Наумович
и Бася Беньяминовна Славины, родились и 30 лет прожили в Ефингаре
(до середины 20-х годов). Они называли колонию Балгаков с
украинским "Г". Говорили на родном языке идиш, говорили и
по-русски с частыми украинизмами: "зэркало", "сэрдце" и
тому подобное. Я там никогда не был, знаю из рассказов
преимущественно мамы и записанных воспоминаний отца.
Семьи родителей папы и мамы
были бедняцкие, жили они на Верхней улице. Дом семьи
мамы был с худой крышей и вечно протекал. Обе семьи не
имели достаточного надела, не имели лошадей. Дед Нухим
Славин был грамотный, читал газеты. У него и его жены
Русл (из семьи Рускол) было 8 или 9 детей. Сыновья (их
было четверо), подрастая, уходили из колонии на
заработки. Старший Исаак считался "сицилистом". Когда он
наведывался домой, в Ефингаре начинались забастовки
работников. Однажды мама, опасаясь обыска и ареста,
сожгла его книжки и вместе с ними нечаянно и его деньги.
Это стало для нее тяжелым переживанием. Второй дед
Беньямин (тоже Славин, оба деда были в родстве и имели
одинаковые фамилии) ходил по селам в артели каменщиков,
на старости был ночным сторожем у лавочника Баркагана.
Оба деда и бабушка Рухл умерли до революции. А бабушка
Гитл дожила в семье моих родителей до 94 лет.
Папа в 13 лет уехал в Николаев
и устроился маляром на завод сельскохозяйственных машин. Но
его выдворили обратно в колонию, потому что евреям запрещалось
жить в Николаеве. Учился он только в хедере: он был третий
сын в семье, и в школе для него места на было. Мама окончила
школу, она тепло вспоминала учителя Владимира Соломоновича,
который даже возил ее куда-то для продолжения образования.
Но ничего не получилось из-за бедности семьи. Мама до конца
жизни знала наизусть стихотворения Пушкина, Некрасова,
пела еврейские и русские песни. Она дружила с немкой
Паулиной, помнила немца Питера Шретлина. Она говорила
по-немецки, я помню ее немецкую песню "Дер май ист гекомен".
Мама рассказывала, что рядом с Ефингаром было немецкое село
Карлсруэ.
Ефингарская молодежь
ходила гулять в сад помещика Саши Королева. Вход в сад
был платный, но зато можно было вдоволь кушать фрукты.
По-видимому, вокруг было немало помещичьих имений. Мама
помнила свирепых объездчиков-ингушей, которых все
боялись. Папа рассказывал, что среди мужской молодежи
были бундовцы и сионисты. Споры между ними, бывало,
заканчивались драками.
Мои родители поженились в 1916 году.
Против этого возражала старшая сестра папы, бывшая еще не замужем.
Младший брат не должен был заводить семью раньше, чем старшая
сестра выйдет замуж. В апреле 1917 года родилась моя старшая
сестра Фейг (Фаня). Через три года родилась вторая дочь
Рухл (Рейзл, Роза). А я был третьим ребенком в семье, младший
долгожданный сын.
Во время гражданской войны часто
возникала угроза погромов. Мама держала наготове узелок с самым
необходимыми вещами и бутылочку с молоком для маленькой дочки,
чтобы бежать прятаться в плавни. В доме оставляла намеренный
беспорядок, мол, погромщики уже здесь были. Кроме
бродячих банд враждебно вели себя жители соседнего села
Привольное. С ними справлялась ефингарская самооборона.
Предупреждали об опасности и приходили на помощь красные
партизаны братьев Тур из Баштанки. Был такой случай. В колонию
пришли махновцы, и среди них оказался еврей. Он как будто
защитил жителей от погрома и остался в Ефингаре. Его всячески
ублажали, а он стал нахальным и требовательным, угрожал привести
обратно своих товарищей. Ничем нельзя было ему угодить. Жители
Ефингара в конце концов сдали бандита проходящим деникинцам.
В страшный голод 1921 года папа
поехал с двумя братьями на север Украины менять вещи на хлеб.
Исаак заболел тифом и умер вдали от дома. Папа и брат Мотя
привезли кое-что, и при жесточайшей экономии семьи были спасены.
В 20-х годах мама заимела корову и по нравам того времени
раздавала молоко бесплатно. Папа во время гражданской войны
был в Красной Армии, участвовал в боях против Врангеля, а
потом работал на мельнице, участвовал в кооперативах. Он
был беспартийным, в партию вступил уже перед войной.
Я родился в начале 1926 года в
еврейском поселке Фрайланд недалеко от Новополтавки. Наверное,
родители переехали сюда потому, что папа всю жизнь хотел учиться,
а в нескольких километрах от Новополтавки был институт. Раньше
это была еврейская сельскохозяйственная школа, с приходом
советской власти она была преобразована в техникум, а в
мое время это был уже институт. Папа работал в учебном
хозяйстве полеводом и одновременно к 1932 году закончил
рабфак, был принят на первый курс института. Во
Фрайланде было не более 10-15 домов. Помню ставок, перед
ним виноградник. Мимо проходила столбовая дорога, иногда
проезжали грузовые машины. Я был уверен, что они
движутся оттого, что водители крутят баранки. Говорил я
только на идиш. Из Новополтавки изредка приезжал врач и
осматривал больных. У меня был бронхит, я до сих пор
помню капли датского короля и пертусин.
Позже мы переехали в Новополтавку.
Здесь я впервые видел кино: всадники, тачанки... Обе сестры
ходили в школу, жаловались, что украинские мальчики бросают в
них камнями. В хате у нас собирались соседские женщины, и
кто-нибудь читал вслух Шолом-Алейхема (на идиш). По шпалам
железнодорожной колеи ходили в институт. Летом 1932 года нам
дали комнату в институте. Я раньше не ел хлеб из пекарни -
только домашней выпечки. Мне очень нравились хрустящие
корочки. Про голод пока ничего не было слышно. Отца,
рядового студента и малозначительного служащего, послали
на курорт в Ессентуки лечить почки. Крестьяне в селах
студентов не любили, называли "скубентами". Помню студента
по фамилии Князь, он ходил в кожанке и имел наган. Однажды
на него в селе было нападение. Он убежал, в институте над
ним смеялись. А у мамы была дружба с семьей путевого обходчика.
Мы ходили в их домик, нас там угощали.
В институте жизнь была интересная.
Вечерами играл духовой оркестр, студенты и студентки танцевали,
пели. Помню фамилии двух уважаемых преподавателей: физик Штейн
и математичка Анчиполовская. Учеба велась на идиш, но звучала
и русская речь. Я уже все понимал и удивлялся: вокруг украинцы,
а говорят по-русски.
Осенью институт перевели в Одессу.
Мы отправились в путь. Что сталось с поселком и хорошо
налаженным хозяйством, я не знаю. Вообще я больше никогда не
бывал в тех местах. В Николаеве мы пересаживались из поезда
на пароход. Мне был удивителен широкий Буг, невиданные
садовые цветы на клумбах. В море наш старенький пароход
"Игнатий Сергеев" сильно качало. В Одессе нас поселили в
дачном холодном домике. Было страшно, ходили жуткие
слухи о пирожках с человеческими ногтями в начинке.
Позже нам дали комнату на улице Пастера. Мы бедствовали.
Папа носил нам свою порцию пустого кулеша из
студенческой столовки. Однажды я был с мамой на Привозе.
Я удивился роскошным ярким фруктам, базарному изобилию.
Но у меня даже мысль не возникла, что мне могут купить
что-нибудь вкусное. Я был приучен к нашей бедности.
Папа расстался с мечтой о высшем
образовании и увез нас в Крым, в Чеботарский еврейский
сельскохозяйственный техникум в пяти километрах от Саки. Там
в 1934 году он кончил агрономическое отделение, а я закончил
первый класс. Папа учился на еврейском языке, а я на русском.
В Одессе осталась старшая сестра Фейгл. Через несколько лет
она стала дипломированным зоотехником. При ней институт
перестал быть еврейским. Его перевели на украинский язык
- студенты протестовали, жаловались, и институт перевели
на русское обучение. Так он и существует сейчас, а
обучение наверняка теперь уж на украинском языке.
В Чеботарке мы, мальчики, встречали
на дороге голодающих из Украины. К нам заходил ефингарец по имени
Шапсе, жарил себе на плите кукурузу. Его мама подкармливала. Мама
при ферме работала на сепараторе и маслобойке. Я помогал крутить
рукоятку. На хозяйственном дворе работали и жили люди
разных национальностей. Были семьи русских-субботников,
которые почтительно относились к евреям. В техникуме
была женщина-парторг по фамилии Зак. О ней говорили, что
она приехала из Палестины. Я бывал в Чеботарке через
несколько лет. Техникум преобразовали, оставили только
полеводческое отделение, и он уже не был еврейским.
Зоотехников перевели в другой техникум, в поселок
Кара-Тобе того же Сакского района. Это между Саками и
Евпаторией, на железной дороге у моря. Среди
переведенных зоотехехников был Давид Кудрявицкий,
будущий командир роты, ставший посмертно Героем
Советского Союза за форсирование Днепра. Теперь поселок
называется Прибрежное, техникум существует. На учебном
корпусе прикреплена мемориальная доска в память Героя. В
Чеботарке техникум закрыли, поселок переименовали в
Червонное, там находится школа-интернат.
В Сакском районе Крымской АССР
до войны было четыре еврейских колхоза: имени Молотова,
"Войо-Нова", Горопашник (позднее имени Сталина) и "Политотделец".
Последний - самый многолюдный, крепкий. Мой отец в 1934 году
получил назначение участковым агрономом МТС, мы переехали
в "Молотов". Село состояло из старой части и новой. В
старой, агроджойнтовской, свободная планировка, хорошие
дома, правление, клуб, магазин, почта и население
устоявшееся. В новой - ряд однотипных двухквартирных
домов, по улице ни одного дерева. В квартирах глиняные
полы, большие русские печи, отапливаемые соломой.
Последние два-три дома пустовали. Мы жили в такой
квартире. Летом - мальчишеская вольница. Ватага
набиралась интернациональная: братья русские Ковалевы,
немец Готлиб... Татары с нами не водились, хотя рядом
было татарское обособленное село Карагут. Мы уходили
далеко в степь, били сусликов, воевали с гадюками. За
лето я сильно одичал. Осенью пошел во второй класс. Но я
не помню никаких уроков. Учительница Евдокия Ивановна
была очень молода и, кажется, сама мало чего знала. Мы
приходили в школу, нас кормили жиденькой кукурузной
кашей, мы что-то читали, писали. В третьем классе была
другая учительница, жена председателя колхоза. Она учила
петь по нотам, ставила с нами спектакль в клубе.
Зимой было тоскливо. Ходили слухи
о банде, которая ездит на грузовике и ночами грабит сельские
магазины. У нас жил следователь, добрый, общительный человек.
Он рассказывал о гражданской войне, и от него я узнал, что
Красная Армия не только побеждала, но терпела и неудачи,
Например, в войне с Польшей некоторые части были вынуждены
отступить в Восточную Пруссию, и были там интернированы.
Сестра Рухл некоторое время училась
в Симферополе в еврейской школе и жила в интернате. Я еврейскую
грамоту выучил самостоятельно. Позже в русской среде забыл,
отучился говорить на идиш, Лишь понимал, когда разговаривали
родители. Электричество в селе было, а радио я услышал
лишь, когда мы переехали в Саки. В клуб приезжала
кинопередвижка, но "Чапаев" к нам так и не привезли.
Убийство Кирова было для всех потрясением. Скажу, забегая
вперед: в 1937-38 годах, когда начались процессы известных
людей, "вождей", аресты воспринимались как-то отчужденно,
как что-то ненастоящее. Я не верил, что Зиновьев и Каменев,
Бухарин, Тухачевский предатели. Но "так надо". Вера в
правильность советской власти оставалась непоколебимой.
Я отвлекся. Летом 1935 года мы еще
в "Молотове". Дела в колхозах идут неважно. Папа приезжает
вечером в бедарке. Он устало умывается, моет ноги. Мы ужинаем.
Нужен дождь, сохнут посевы. А я дождь не любил, потому что
это гроза и будет грязь. Этим летом (а может годом раньше)
я сильно болел животом. Меня лечил врач-еврей, эмигрировавший
из Германии. Я чувствовал, как для него чужда наша жизнь, как
его ужасает антисанитария, нехватка воды, вообще сельский быт.
От него веяло тоской.
Папа в бедарке отвез меня в пионерский
лагерь, хотя в 9 лет я еще не состоял в пионерах. Лагерь был в
Кара-Тобе, в помещении техникума. Там я впервые купался в море.
Получилось так, что ребята из еврейских и немецких колхозов составили
отдельные отряды. Но розни не было, соревновались и дружили.
Лагерь мне понравился, хотя я скучал по дому.
Я знаю "Войо-Ново", какой бывшая коммуна
была в 1934-35 годах. Село находилось в полукилометре от той части
"Молотова", где мы жили. Я ходил в общую для обоих колхозов школу.
Людей было немного. Здания были капитальнее, чем наши, но уже
ветшали. Скотный двор, когда-то благоустроенный, совсем был заброшен.
Пустовала ферма и силовые башни. Заржавели рельсовые пути для
подвоза корма. Мы, мальчишки, катались на единственной оставшейся
вагонетке.
Война застала папу агрономом в русском
колхозе под Саками. Его назначили директором МТС (в деревне Контуган,
в 15 километрах от Сак). Мы с мамой и сестрой Розой эвакуировались
в конце августа. Папа вел колонну МТС своим ходом до Керчи.
Технику приказали загнать в море, а люди кое-как переправились
на кубанский берег. Папа нашел нас, мы уехали в Южную Осетию,
а потом в Дагестан. Там папа работал старшим агрономом МТС. Я
учился в педучилище. В начале 1944 года папу вызвали в Краснодар,
и он ждал там освобождения Крыма. Он прибыл в свою МТС вслед за
войсками, восстанавливал ее и директорствовал до 1958 года, до
выхода на пенсию. В 1949 году избирался в областной Совет. Мама
до войны была швеей в артели. Родители жили в Саках и там умерли:
папа в 80 лет, мама на 82-м году.
Старшая сестра Фаня после эвакуации
поселилась с семьей в Прибрежном и много лет преподавала в
техникуме зоотехнику. Она умерла в 82 года. Сестра Роза была
недолго в армии, на фронте, была контужена, умерла в 47 лет. Обе
сестры родом из Ефингари. Два брата отца, Мотя и Рахмиль, в
Ефингаре не остались: первый с семьей жил в Донецке, второй
на Урале. Сын Моти умер в Израиле, в Хайфе. Дочь живет в
Лос-Анджелесе, там же ее сыновья со своими семьями. Дочь
Рахмиля живет в штате Нью-Джерси вместе со своими
дочерьми. Сестра отца, Рива, вышла после революции замуж
за польского еврея, и они уехали в Аргентину. Там
разрослась семья. Связи с ними у нас нет. Младшая сестра
отца Тайбл (Татьяна) с 18 лет стала человеком партии, и
ее перебрасывали с одного места на другое, но больше
всего она жила в Витебске. Под старость переехала в
Керчь, здесь умерла в 1987 году, похоронена на почетном
месте среди старых большевиков. Ее старшая дочь Женя
Полтавская, московская студентка, пошла в диверсионный
отряд комсомольцев. В ноябре 1941 года она и ее товарищи
(6 парней и две девушки) были казнены гитлеровцами в
Волоколамске. Женя посмертно награждена орденом Ленина.
Младшая дочь тети Тани, Нинель Полтавская с дочерью,
внуками и их семьями живет под Хайфой в Кирьят-Бялике.
Я в 1944 году закончил педучилище
в Дагестане. В 18 лет был призван в армию, воевал. Имею боевые
награды, в том числе медаль "За отвагу". 9 мая 1945 года
встретил в Берлине. После демобилизации поступил в
Симферопольский пединститут, а после его окончания работал
учителем истории в Керчи. В 1974 году меня приняли в Союз
Писателей. С моей женой Лидией Николаевной мы вместе учились,
она тоже историк. Мы оба пенсионеры, я имею льготы инвалида
войны. Сын Владимир с семьей - москвичи, дочь Татьяна живет в
Питере. В Хайфе живет дочь Фани, моя племянница Людмила
Митясова.
В братской могиле ефингарцев - жертв
гитлеровцев, наверно покоится моя тетя Хая со всей своей семьей в 5
человек. Они жили в селе Привольном и не сумели эвакуироваться.
Публикуется впервые
22-11-2006
|
Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:
y.pasik@mail.ru Copyright © 2005
|