Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Елена Шигалева      

Еврейские колонии в сов. России

     Полтора века тому назад светлейший князь Потемкин Таврический, полководец и фаворит Екатерины, завоевал Херсонскую степь.

     Тогда, по велению императрицы, были изгнаны татары со своими табунами с херсонских пастбищ и основана еврейская колония Сейдемнухо.

     Старики-крестьяне ныне рассказывают печально-правдивую легенду переселения.

     - Когда пришел императорский указ в местечки и села о переселении, поднялся плач великий, стоны раздирающие. Деды наших дедов одели на себя белые молитвенные одежды, десять дней и десять ночей они призывали бога и молили о помощи. Десять дней и ночей стонали жены и дети их, проливая реки слез и вырывая волосы из головы.

     На одиннадцатый день прискакали царские стрелки и пиконосцы, подожгли дома их и все, что им принадлежало...

     Тогда пошли из насиженных мест. Впереди - самые почтенные седобородые евреи, с Торами в руках, за ними женщины, держа на руках плачущих грудных детей.

     Младенцы плакали, ибо высохло от горя молоко в материнской груди.

     Пять месяцев в жару и слякоть шли изгнанники из чужой земли в новые еще более чужие места. И на каждого оставшегося в живых умерло пять человек. И когда вступили они, голодные и измученные, на предназначенную им землю, то увидели голую, необозримую степь без единого деревца, без жилья, без хлеба и воды.

     Все лето люди питались степными травами, мучились без воды и крова. Все лето люди рыли колодцы, но упорная и жестокая земля не выдавила из себя ни одной капли влаги.

     Тогда собрались самые слабые мужчины, которые не могли уже собирать степные травы для пищи и дождевую воду для питья. Они решили до тех пор проливать слезы, пока не смиловится над ними земля и не пошлет людям воды. И три недели они лежали лицом к земле неподвижные и молчаливые как мертвецы.

     Однажды утром их зарыли в землю, а на месте, где проливали они свои слезы, потекли воды реки Ингулец.

     Это рассказывал старик-еврей в колонии Сейдемнухо, ныне Калининдорф, собравшимся новым крестьянам - переселенцам 1925 года. Свой рассказ он закончил словами:

     - Так я слышал от дедов наших...

     Теперь колония Калининдорф - районный центр, "столица" переселенческих еврейских поселков, на трех широких улицах разместила свое двухтысячное население.

     Тяжелая степная жизнь в крошечных домиках с земляным полом и узенькими щелями. Перед каждым из таких домишек стоит стог соломы, и ежедневно охапка ее, величиной с человеческий рост, обогревает жилье.

     Другого топлива зимой нет.

     В маленькой комнате с земляным полом мы слышали голоса двух поколений...

     - Нельзя теперь от земли кормиться...

     - Вы привыкли на 50-100 десятин раскинуть свое поле, и если вы скверно обрабатывали землю, если не было дождя, - все равно вы собирали полные закрома хлеба. Теперь при душевой норме земли, при засушливости нашей полосы нужно по-новому с ней обращаться, чтобы она обратилась к вам теми же полными закромами.

     - Что ты понимаешь молодой ягненок, молокосос? Ты понимаешь, как учит нас, стариков? Ты мне дай тысячу рублей денег, да еще земли десятка два десятин, так я тебе покажу хозяйство.

     В самом деле, неужели об упрямые традиции старины разбиваются новшества нашей жизни, нашего строительства?

     Ответом послужит вторая легенда, которую рассказал на районном съезде еврей-крестьянин. Легенда, которая звучала реальной правдой нынешнего дня в волшебной сказочности несуществующего.

     На съезде незаможников председателем была Сарра Ускач, неутомимая и героическая женщина.

     На второй день работы съезда на трибуну Калининдорфского клуба вышел крестьянин-еврей с трубкой в зубах и в новеньком пахучем кожухе.

     - Дети мои,- сказал он,- мне 65 лет, и седина моей бороды не позволяет говорить неправды.

     Сегодняшний день для меня радостней дня "Праздника Торы".

     Я хочу вам рассказать о своей жизни, и вы должны меня выслушать и направить повод своей упряжки по этой же дороге.

     Я был все годы моей жизни бедняком. Я не имел лошадей, чтобы обрабатывать землю, я не имел молока, чтобы продавать его и давать для питья своим детям, я не имел на зиму соломы для топлива и кожуха, чтобы одеться.

     Для меня теперь наступила новая жизнь, в которой день годовщины революции священнее дня Пасхи.

     Наши дети едят теперь хлеб, наши коровы дают молоко, а жены варят кушанье на прозрачном подсолнечном масле, которое родиться на наших полях...

     У меня было два сына; когда они уходили в Красную армию, я сказал им: "Дети мои, вы должны без колебаний стать на защиту власти, которая совершила чудо, насытив и одев бедняков..."

     Этого оратора собрание приветствовало особенного долго и горячо. Эта легенда нашла отклик в сердцах всех присутствующих.

     И то, что годовщина Октябрьской революции радостнее и торжественнее празднования и Пасхи и Нового года, подтвердили многие крестьяне.

     В дни Октября никто не работал, все одевались в праздничные платья, и старики-крестьяне, встречаясь друг с другом, говорили: "Поздравляю с праздником".

     Легенда, которую рассказал старик-еврей на съезде бедняков, которая учит их, как не быть бедняками, покрыла своей радостью соленый вкус слез первой легенды, услышанной в Калининдорфе.

В интернете публикуется впервые 11-06-2021    

Газета "Лемко" (Филадельфия). 1 июля 1928 г.    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005