Михаэль Бен Цви
Перевод с иврита Михаэль Хабад
Сионисты из еврейских колоний
В годы, предшествующие первой мировой войне, в еврейских колониях Юга России появились первые политические
организации сионистов, задача которых состояла в подготовке евреев к переезду в Палестину. Влияние сионистов на евреев-земледельцев
вначале было незначительным. Лишь немногие жители еврейских колоний переехали на Землю Израиля в те годы. Однако гонения и погромы,
пережитые евреями во время революции и гражданской войны, значительно ускорили сионизацию жителей всех колоний, в первую очередь
еврейской молодежи 1895-1900 годов рождения. Наиболее активны и многочисленны были сионистские ячейки в Нагартаве и Малой
Сейдеменухе.
Почти 100 юношей и девушек из еврейских колоний в 1920-1925 годах прибыли в Палестину. Молодые репатрианты
добирались с большим трудом и с опасностью для жизни, нелегально пересекая государственные границы. Такой путь и трудности жизни
первопроходцев были не под силу их родителям, которые продолжали жить в колониях. Их дети порой отправлялись в дорогу поэтапно: вначале
старшие братья и сестры, а за ними через какое-то время младшие. Не обремененные семьями юноши и девушки были готовы к труду и обороне,
что более всего требовалось строящейся Стране.
С прибытием на Землю Израиля выходцы из колоний влились в сионистское движение первопроходцев, которое
возглавляли рабочие партии и организации социалистического толка. Руководство Палестины выступило инициатором ряда общественных работ.
Коллективы, к которым присоединились вновь прибывшие, осушали болота и прокладывали дороги. Древняя земля стала пригодна для земледелия.
Вдоль новых дорог выросли палатки новых сельскохозяйственных поселений. Основным занятием выходцев из колоний стало коллективное сельское
хозяйство в двух его формах - кибуцы (коммуны) и мошавы (кооперативы, объединяющие независимых крестьян).
Два больших преимущества было на стороне уроженцев еврейских колоний в отличие от репатриантов-горожан.
Во-первых, их опыт крестьянской работы, которой репатрианты занимались практически с раннего детства. Они были физически подготовлены
для работы в сельском хозяйстве, хорошо знали земледелие, животноводство, способы переработки и хранения конечной продукции. Во-вторых,
они были связаны друг с другом крепкой многолетней дружбой и многочисленными семейными связями, которые были характерны для небольших
еврейских колоний.
Колонисты быстро влились в поселенческое движение и стали лидерами в развитии хозяйств и коллективов в
кибуцах и мошавах. Среди мест, где живут до наших дней потомки колонистов можно упомянуть: Кфар-Гилади, Афиким, Ашдод-Яаков, Эйн-Харод,
Нахалаль, Кфар-Иехезкель, Тель-Адашим, Кфар-Ешуа, Мишмар а Эмек, Кфар-Виткин, Беэр-Яаков, Наан, Гнигер и другие. Десятки семей
репатриантов 1920-х годов продолжают поддерживать связь между собой, как с близкими родственниками. Новое поколение продолжает традиции
отцов и дедов, работая в старых и основывая новые сельскохозяйственные поселения в Израиле.
В 1960-е годы выходцы из еврейских колоний объединились с целью увековечить память о еврейских колониях.
Общими усилиями они издали книгу "Еврейские крестьяне в степях России", в которой содержится много исторической информации о колониях,
а также личные воспоминания колонистов о своих родных местах в основном из районов, примыкающих к Херсону и Николаеву.
Память о колониях они передали следующим поколениям - своим детям и внукам, рассказывая им об устройстве
колоний, о бесконечных полях, о страшных погромах, войнах и революции.
В июле 2006 года примерно 30 человек - израильских потомков колонистов из России посетили Нагартав, Малую
Сейдеменуху и Романовку. Часть из них смогли найти там дворы и дома своих предков, по оставленным ими когда-то картам и
воспоминаниям.
В результате поездки был снят фильм "Авот ве-Аравот (Отцы и Степи)" и создан сайт: www.moshavot.com
Имена репатриантов из Нагартава:
Бецеры Исраэль и Ахува,
Беркины Шмуэль, Хая, Гилель, Хана, Иосеф, Малка, Арье, Мендель и Ципора,
Духин,
Евзрохины Ихудит, Иехуда, Лёвка, Биньямин (Нёма), Давид (Дудик), Малка и Моше,
Праг Нахман, Фридман (Праг) Ривка,
Циплянские Иехудит, Ася, Маша и Ита,
Куско Ривка, Аизик, Нуся, Хаим, Атара, Цви, Моше, Михаэль, Шуламит, Нахум и Шмуэль.
Примечание переводчика:
Михаэль Бен Цви, внук Михаэля Куско из Нагартава и потомок единственной семьи, полностью
переехавшей в Палестину. Дядя Михаэля Куско, Янкель Куско, в свое время был шульцем колонии,
и потомки Янкеля до сих пор живут в Украине.
13-11-2007
|
Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:
y.pasik@mail.ru Copyright © 2005
|