Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма
Версия от 01.01.2015 страницы http://www.evkol.nm.ru/m_seydemenukha.htm/


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      
Михаил Хабад      

История еврейской земледельческой колонии Малая Сейдеменуха

     В 1830-1840 гг. политика переселения и привлечения к земледелию евреев, проживавших в западных губерниях России, была продолжена императором Николаем I. Снижая концентрацию евреев на западных окраинах империи и развивая новые территории Новороссии российское руководство решало еврейский вопрос. Пожелавшие переселится евреи проделали длинный путь в Херсонскую губернию. Их путь сопровождали притеснения недобросовестного начальства, ответственного за их переселение, и болезни со значительной смертностью. Основную массу евреев-переселенцев, прибывших в 1840 г., херсонские власти направили в старые еврейские колонии, в том числе в основанную в 1807 г. в Херсонском уезде Сейдеменуху (иврит - Тихое поле). Но в колониях не были готовы к приему новых поселенцев. Херсонский жандармский подполковник Ожигов докладывал шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу: "У старых колонистов в малых избах размещены по 20 и более душ новоприбывших из дальних разных губерний, более 500 семейств. Эти люди изнурены, истощены дорогой от недостатка одежды, пищи, от непривычки к климату и воде, легко могли быть расположены к болезням, а от неудаления причин болезнь приняла вид эпидемической тифозной горячки, занесенной новоприбывшими в разные селения, где и другие заболевают и угрожают всем опасностью". [1] Эпидемии, голод и холод унесли жизни сотен людей. Власти предприняли срочные меры, чтобы улучшить условия жизни в старых колониях. В двух верстах северо-восточней Сейдеменухи в 1841 г. на левом берегу мелководной здесь реки Ингулец (в летнее время местами совершенно высыхала) у балки Татарка было основано новое поселение (N 47°08', E 33°01'), в котором тогда проживало 442 человека (35 казенных каменных домов). Значительная численности населения в поселении и его некоторая отдаленность привели вскоре к разделению Сейдеменухи на Большую (Татарка) и Малую. Первыми жителями Малой Сейдеменухи стали евреи-переселенцы из Невельского уезда Витебской губернии. Невель, прежнее место жительства первых колонистов, стал вторым названием колонии. Две колонии имели общую администрацию. Шульц (староста) колоний избирался из колонистов Большой Сейдеменухи, а один из двух его заместителей - из Малой Сейдеменухи.

Карта
Колония Малая Сейдеменуха на карте Херсонской губернии

     С самого начала важное место в колонии занимала религия. В 1842 г., через год после поселения, колонисты из-за бедности обратились к начальству с просьбой командировать их представителей на прежнее место жительство для сбора пожертвований на постройку синагоги. В 1843 г. разрешение было получено, и избранные представители колонии Госель Перлов, Берка Цвик и Лазарь Маграчев отправились в дорогу. [2] Задача сбора средств колонистами была выполнена. Через несколько лет синагога была построена.

     В 1859 г. Малая Сейдеменуха практически осталась такой же, как в год ее основания. В 35 дворах проживало 445 человек (217 мужского и 228 женского пола). [3] Основным занятием жителей колонии было земледелие. Евреи приступили к этому занятию, не имея знаний и опыта. После долгих и мучительных лет освоения земледелия, в 1860-е гг. к еврейским колонистам пришли первые успехи. Земледелец колонии С. Трескунов получил в 1863 г. денежный приз 50 рублей Министерства государственных имуществ за высокие урожаи. [4]

     Несмотря на полученные льготы, первые колонисты столкнулись с большими трудностями и испытаниями. Сказывалось отсутствие столь необходимого крестьянского опыта. Кроме того, многие из них отличались низкой дисциплиной, они покидали колонию и отправлялись на заработки в соседние города. Однако постепенно жизнь в колонии стала налаживаться, понемногу стало расти ее население. В 1886 г. в Малой Сейдеменухе было 513 (232 мужских и 281 женских) наличных душ, немцев-колонистов в колонии не было. При колонии было 1621 десятин земли, в надельном пользовании - 1133 десятин, 4,88 десятины на наличную душу мужского пола. [5] В конце XIX столетия Малая Сейдеменуха была одной из лучших среди еврейских колоний по урожайности зерновых. Урожайность в те годы в русской сельскохозяйственной статистике определялась числом "сам", получающимся делением абсолютного числа пудов валового сбора на абсолютное число пудов посева. В 1892 г. сам посевов озимой пшеницы в колонии был равен 10,67, а яровой - 20, а в 1894 г. соответственно 24 и 20 (редкий для Херсонского уезда урожай). [6], [7]

     По данным переписи населения Российской империи 1897 г. в Малой Сейдеменухе проживало 520 человек, из них 502 еврея (96,5%). В год переписи были переданы в надел колонистам находящиеся при колонии запасные участки. В колонии было три лавки и баня. В 1898-1899 гг. 75 семей держали под посевами 831 десятину земли. Всего при колонии было 930 десятин надельной земли. На семью в среднем приходилось 11,4 десятины земли и 11,1 десятины посевов. 39,5% площадей отводилось под пшеницу, 34,5% - под ячмень, 20,1% - под рожь, остальное - овес и просо. Специалисты отмечали недостаток в колонии необходимых сельскохозяйственных орудий. В среднем на семью приходилось две лошади, 1,5 коровы и 38 кур. Число хозяйств и мужчин, занятых исключительно земледелием, в колонии составляло соответственно 65,3% и 79,2%. Эти показатели являлись самыми высокими среди всех еврейских херсонских колоний. Значительная часть земледельцев занималась еще и ремеслами. Особенно много было стекольщиков. В свободное от полевых работ время они отправлялись на заработки в соседние деревни. [8], [9]

     С момента основания колонии все мальчики учились в хедерах. В этих традиционных начальных еврейских школах светские учебные дисциплины не изучались. Почти 50 лет хедер оставался единственной школой для еврейского населения колонии. Однако в конце века необходимость изучения светских предметов становилась очевидной. С 1890 г. по 1917 г. в колонии работала частная еврейская школа. В течение трех лет ученики за умеренную плату изучали русский и еврейский языки, русскую и еврейскую историю, географию, Тору и Талмуд. В школе в две-три смены ежегодно учились 40-50 детей евреев-земледельцев. За многие годы работы эта школа дала солидное начальное образование многим жителям колонии. Особое значение имело изучение русского языка, что позволяло его воспитанникам выйти из культурной изоляции еврейской колонии, где единственным языком общения был идиш. Многие ученики школы затем стали учителями, агрономами, бухгалтерами. Открыл школу в доме своего отца местный земледелец Абрам Лейбович Шайкин, 1860 г. рождения. Он был старшим сыном в семье, отличался любознательностью, прекрасной памятью, способностями к учебе и мягким спокойным характером. Его отец Лейб Гершович Шайкин 1824 г. рождения, как и многие другие евреи-колонисты, помимо земледелия, занимался ремеслом. Он плотничал и столярничал. Продолжая традицию своей семьи, юный Абрам обучился этому же ремеслу. Но столяром или плотником он не стал. Настойчиво занимаясь самообразованием, в тридцатилетнем возрасте А. Шайкин получил аттестат на звание учителя начальной школы. Этот документ, а также подтвержденная властями нравственная благонадежность, давали ему как еврею право преподавать в еврейской начальной школе. Абрам вместе со своим отцом смастерили школьную мебель, столы и скамейки на 5-6 учеников, классную доску, шкафчики. Обладая хорошим почерком, Абрам сделал на сколоченной вывеске надпись на русском языке "Частная еврейская школа" и повесил ее над входом в дом. В этом деревенском доме под соломенной крышей одна комната служила школьным классом. Методика обучения детей в школе Шайкина резко отличалась от применяемой в хедерах. Вместо бездумной многочасовой зубрежки Священного Писания он добивался сознательного восприятия учебного материала путем постановки диалогов, инсценировок, пения и рисования. Частная школа была малодоходной, и для содержания большой семьи, в которой было семеро детей, он сочетал педагогическую деятельность с земледелием. Шайкин занимался активной общественной работой, боролся за распространение просвещения в еврейских колониях. Его подвижническая деятельность в качестве представителя еврейских колоний при депутатской группе Херсонской губернии в Государственной думе России способствовала открытию в еврейских колониях в 1909-1914 гг. общеобразовательных школ Министерства просвещения. В Малой Сейдеменухе двухклассное училище было открыто в 1912 г. К Шайкину как к грамотному и всесторонне эрудированному человеку постоянно обращались с просьбами о составлении жалоб, прошений и других документов на русском языке не только евреи-земледельцы, но и крестьяне окрестных сел и деревень. В 1916 г. Шайкин организовал и возглавил Мало-Сейдеменухское сельскохозяйственное общество, членами которого являлись земледельцы обеих Сейдеменух. Целью общества являлось "практическое усовершенствование сельского хозяйства с помощью науки и хозяйственно-политических мероприятий, защита и развитие земледельческой промышленности" Голод 1921 г., охвативший Херсонщину, подорвал здоровье Абрама Шайкина, он умер 2 мая 1923 г. [10], [11], [12], [13], [14]

     В колонии с 1911 г. действовали театральный кружок и библиотека-читальня со статусом народной, которые были основаны также по инициативе А.Л. Шайкина. Библиотека (приобретение книг и журналов) содержалась на средства, полученные от спектаклей местного театрального кружка. [15]

     В предреволюционном 1916 г. в Малой Сейдеменухе числилось 632 души наличного населения, 120 хозяйств и 1391 десятина надельной земли. [16]

     В 1918-1921 гг., во время Гражданской войны население колонии подверглось погромам и грабежам. Однако жизнь в колонии не прекращалась даже в это трагическое время. По-прежнему работала библиотека-читальня. Новые книги не покупались, но поступали газеты и журналы: "Одесские новости", "Еврейская жизнь", "Нива", "Вокруг света" и др. [17]

     Новые органы власти - ревком, сельский совет и комитет малоимущих крестьян, которые были образованы в Малой Сейдеменухе в 1919-1920 гг., стали играть все большую роль в политической, общественной и культурной жизни колонии. Это подтверждает, в частности, история открытия в декабре в 1920 г. в Малой Сейдеменухе музыкальной школы. Вопрос об этом рассматривался на объединенном заседании комитета малоимущих крестьян и союза крестьянской молодежи. "Ввиду важности обучения детей школьного возраста музыке", собрание постановило открыть музыкальную школу и просить наробраз предоставить пианино и другие музыкальные инструменты, а также "волшебный фонарь", для проведения детских представлений. [18]

     Наряду с органами советской власти в колонии с 1917 г. действовала молодежная сионистская организация Гехалуц, руководителем которой был Мордехай Весельницкий. Одним из первых мероприятий организации было содействие примерно в течение года прибывшим в колонию летом 1917 г., халуцим (пионеры, первопроходцы - иврит) из Кременчуга. Они ставили перед собой задачу репатриации и освоения Эрец-Исраэль (Палестины). Это были главным образом молодые люди из среды беженцев и депортированных евреев из прифронтовой полосы на западе России. В колонии они стремились подготовить себя к сельскохозяйственным работам, которые ожидали их в Палестине. Некоторые из прибывших остались и после летнего сельскохозяйственного сезона, так как им негде было больше устроиться. К прибывшим из Кременчуга вскоре присоединились халуцим из Херсона и других мест. Появление в колонии халуцим вызвало подъем в среде местной молодежи. Местная сионистская организация начала оформляться, слово Гехалуц стало приобретать конкретный смысл. Возникла идея созвать районную конференцию колонистов - членов Гехалуц. Молодые сионисты Сейдеменухи отправились по еврейским колониям Херсонской губернии, чтобы найти людей, готовых присоединиться к движению. Конференция состоялась осенью 1918 г. в колонии Доброй. В ней приняли участие представители Нагартава, Израилевки, Сагайдака, Малой Сейдеменухи и других еврейских земледельческих колоний. Конференция прошла в сокращенном формате, так как в районе Доброй появилась крупная банда бандитов. На конференции были избраны два представителя для отправки в Эрец-Исраэль, чтобы изучить местные условия и подготовить почву для репатриации. Это были Шломо Цвик из Доброй и Мордехай Весельницкий. Однако из-за войны и погромов их командировка не состоялась. Лишь в конце 1920 г. группа членов Гехалуц из еврейских колоний Малая Сейдеменуха и Нагартав, а также из Херсона и Кременчуга, отправилась в далекий нелегкий путь. В Палестину они прибыли в следующем 1921 г. [19] Уже в Палестине Весельницкий поменял фамилию на близкую по смыслу ивритскую фамилию Симхони.

     К 1923 г. сионистские молодежные организации в Малой Сейдеменухе стали многочисленной (около 50 членов) и влиятельной силой. Местные организации держали постоянную связь с Одесским штабом, откуда систематически получали инструкции и литературу. [20] Несмотря на начатую властями борьбу с "сионистскими элементами", они продолжали действовать в колонии. В 1924-1925 гг. многим членам сионистских организаций колонии и их родственникам (свыше 10 семей) удалось эмигрировать в Палестину. [21]

     Сионисты продолжали работать в колонии и во второй половине 1920-х гг. На выборах 1926 г. они стремились провести в сельский совет свои кандидатуры. Однако в это время советские карательные органы полностью уничтожили сионистские организации в Малой Сейдеменухе. Активисты были репрессированы. Среди них был Моисей Кримкер, входивший в состав организации Гехалуц и принимавший активное участие в ее жизни, одновременно являясь членом Сионистско-социaлистического союза молодежи. На собраниях обеих организаций он часто выступал с критикой еврейской политики советской власти и деятельности Еврейской секции ВКП(б). 16 марта 1926 г. Особое совещание при Коллегии ГПУ УССР принял постановление о высылке Кримкера за пределы УССР сроком на три года. Первую ссылку он отбывал в Казахстане, вторую - в Узбекистане. В ноябре 1933 г. Кримкер получил разрешение на выезд в Палестину и отправился туда в сентябре 1934 г. [22], [23], [24]

     По численности сионистов в колонии и по количеству эмигрировавших в Палестину Малая Сейдеменуха была самой сионистской еврейской колонией на территории СССР.

     Во второй половине 1921 г. и в первой 1922 г. колония была охвачена страшным голодом. Он унес в течение одного года гораздо больше жертв, чем Первая мировая и Гражданская войны вместе взятые. Многие колонисты покинули колонию, их хозяйства понесли значительные потери. После голода при материальной и технической помощи Джойнта, Еврейского колонизационного общества и других еврейских международных организаций колония была восстановлена. [25]

     Положение колонистов стало улучшаться. Вот что писал эмиссар Гехалуц Давид Трейбман, посетивший Малую Сейдеменуху в начале 1920-х годов: "Большинство крестьян - религиозные евреи. Дома, как правило, крыты жестью, окна большие и чистые. Во дворах - хлев, силосная яма, амбар, конюшня и ток с молотилкой. На входных дверях - большие мезузы. В домах - по три-четыре комнаты, большая кухня... Лишь одно политическое движение - сионистов". В последнем эмиссар ошибался: политические события в стране внесли разброд в умы еврейских колонистов. Росло влияние новой власти и ее идеологии. [26]

Двор
Малая Сейдеменуха. Двор еврея-земледельца. Середина 1920-х гг.
(АНУ. Музей еврейского народа)

     Первая сельхозартель "Продукт" из 13 однолошадных хозяйств была образована в 1923 г. и действовала до создания колхоза. [27] В 1923–24 гг. в Малой Сейдеменухе работали комбед, сельсовет, кредитно-кооперативное товарищество. В 1925–28 гг. существовали товарищества по совместной обработке земли (сельхозтехника была предоставлена Джойнтом и КомЗЕТом через сельскохозяйственное кооперативное товарищество). [28]

     В 1924 г. быстро растущее население значительно превысило дореволюционный уровень и достигло 793 человек. [29]

Harvest
Еврейские крестьяне Малой Сейдеменухи демонстрируют сельскохозяйственную продукцию. 1920-е гг.
(АНУ. Музей еврейского народа)

     В 1927 г. Малая Сейдеменуха была включена в первый в Советском Союзе Калининдорфский еврейский национальный район, который в то время входил в состав Херсонского округа. В колонии проживало 758 человек, насчитывалось 151 хозяйство, из которых 14 некрестьянских. [30]

     14 ноября 1928 г. Херсонский окружной райисполком принял постановление о закрытии синагоги в колонии и передаче здания райисполкому для использования с культурно-просветительской целью. Мотивом закрытия было отсутствие желающих взять здание синагоги в использование, несмотря на частное объявление в местной газете. [31] Вскоре в здании бывшей синагоги была открыта еврейская начальная школа. Школа с преподаванием учебных предметов на идиш существовала до 1938 г, после чего она была преобразована в украинскую. [32]

     В 1929 г. Малая Сейдеменуха была переименована. Власти дали колонии новое советское символическое название - Штерндорф (идиш - Деревня Звезда). В этом же году 90,2% хозяйств Штерндорфа были объединены в колхоз "Авангард". [33] На начало 1930 г. до 10% хозяйств Штерндорфа были причислены к кулацким. Списки еврейских кулаков состояли в основном из бывших торговцев и крестьян, использовавших в своем хозяйстве наемный труд. Их постигла та же участь, что и "классовых врагов" других национальностей - раскулачивание, лишение прав, ссылка и т. д. [34]

     Раскулачивание, коллективизация и насильственное изъятие зерна привели в 1932-33 гг., как и везде на Украине, к массовому голоду с гибелью людей. По данным Одесского обкома партии в Штерндорфе в 1932-33 гг. от голода умерли (по официальным, заведомо заниженным данным) 30 человек. [35] Разруха военного времени, погромы, голод и коллективизация не прошли для хозяйств колонистов бесследно. Их число с 1924 г. по 1931 г. сократилось с 163 до 123. [36] Только к середине 1930-х гг., преодолев перечисленные бедствия, жизнь в Штерндорфе хотя и медленно, но стала налаживаться.

     Накануне войны в Штерндорфе проживало около 950 человек. В первые дни войны военнообязанные были мобилизованы в действующую армию, большинство из них погибли в боях. 27 августа 1941 г. Штерндорф был оккупирован немецко-фашистскими войсками. 17 сентября 1941 г. в 500 м от Калининдорфского коровника нацисты и их пособники расстреляли 340 евреев Штерндорфа, из них 71 мужчин, 94 женщин и 175 детей. Тела расстрелянных зарыли в силосной яме. [37], [38]

     В 1944 г., после освобождения, село Штерндорф переименовали, вернув ему историческое название колонии - Малая Сейдеменуха. Сегодня это единственный населенный пункт на юге Украины, сохранивший еврейское название. Использование еврейского названия в годы расцвета советского антисемитизма, вероятно, произошло по недосмотру властей.

     Часть евреев вернулась в Малую Сейдеменуху из эвакуации. В конце 1940-х гг. в селе проживало 44 еврея. Впоследствии они либо умерли, либо покинули Малую Сейдеменуху. Уроженцы колонии никогда не забывали своих земляков и родные места. В память о жертвах Холокоста в 1967 г. на братской могиле расстрелянных евреев был установлен скромный памятник. [39] В 1991 г. в Малой Сейдеменухе был установлен памятный знак "Менора в степи". [40] У дороги сохранились остатки старого еврейского кладбища. Там уцелел надгробный каменный памятник, надпись на котором на древнееврейском и русском языках свидетельствует о захоронении в этом месте почитаемого еврейским и украинским населением округи учителя и общественного деятеля А.Л. Шайкина. [41]

     Помнили о своей родине и сионисты покинувшие ее в 1920-е гг. Еврейская история Малой Сейдеменухи нашла свое отражение в творчестве скульптора и поэта Мордехая (Мордке) Питкина (1904, Малая Сейдеменуха – 1982, Хайфа, Израиль), эмигрировавшего в 1924 г. в Палестину. В 1944 г. Питкин разработал макет колонии Малая Сдеменуха, который находится музей "Штетл Янкеля" (Кфар-Хасидим, Израиль), посвященном жизни еврейских местечек (штетлей) в Восточной Европе. В 1978 г. в Хайфе установлена мраморная монументальная композиция Питкина "Сде-Менуха или крестьянская семья". Рядом поставлена незавершенная скульптура из мрамора "Девушка-крестьянка". В поэзии Питкина, как и в скульптуре, большое внимание уделено теме воспоминаний о местах детства и юности. Поэтический цикл "Лирические воспоминания" в переводе с идиш на иврит опубликован в книге "Еврейские крестьяне в степях России" (Хаклаим Иегудим Беаравот Русия, Jewish Farmers in Russia Fields). [42] В этой книге, а также в книге "Мы начинали еще в России", изданной в 1983 г. опубликован ряд воспоминаний посвященных еврейской земледельческой колонии Малая Сейдеменуха.

     В память о погибших в Катастрофе жителях колонии уроженцы колонии Малая Сейдеменуха в 1955 г. посадили рощу под Иерусалимом.

Jerusalem_1955
Перед посадкой рощи. Надпись на табличке - Святым Сейдеменухи.


     В июле 2006 г. примерно 30 человек - израильских потомков колонистов из России посетили бывшие еврейские земледельческие колонии Нагартав, Малую Сейдеменуху и Романовку. Часть из них смогла найти там дворы и дома своих предков, по оставленным ими когда-то картам и воспоминаниям. В результате поездки был снят фильм "Авот ве-Аравот" (иврит - Отцы и степи). [43] В августе 2019 г. группа потомков Шимона Майзлина, эмигрировавшего в Палестину в 1929 г., в составе 11 израильтян посетили его родину Малую Сейдеменуху. Там жили четыре поколения предков Шимона. [44] Память о еврейских земледельческих колониях живет, она передается следующим поколениям бывших колонистов. [45] Проявляют интерес к истории села Малая Сейдеменуха и его нынешние жители.

     Литература:

1. Никитин В.Н. Евреи земледельцы. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения до наших дней. 1807-1887 г., С.Петерб. 1887 г. С. 252.
2. Государственный архив Одесской области, ф. 1, оп. 2, д. 71, л. 1-32.
3. Списки населенных мест Херсонской губернии (по сведениям 1859). Санкт-Петербург, 1868.
4. Никитин В.Н. Евреи земледельцы. С. 537.
5. Попечительство над свободными сельскими обывателями. Приложение 11 к с. 205 // Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности министерства государственных имуществ 1837-1887. Часть 2. СПб. 1888. С. 197.
6. Блюменфельд Ис. Письма из еврейских колоний Херсонской губ. // Восход. Журнал учено-литературный и политический. Апрель 1894. С. 6.
7. Блюменфельд Ис. По еврейским Херсонским колониям (факты и мысли) // Восход. Журнал учено-литературный и политический. Ноябрь-Декабрь 1895. С. 3.
8. Сборник материалов об экономическом положении евреев в России. Том 1. Издание ЕКО. С.-Петербург. 1904. С. 41, 43.
9. Малая Сейдеменуха // Еврейская энциклопедия. Под общей редакцией Л. Каценельсона и Д.Г. Гинцбурга. Том 10. Издательство Брокгауз-Ефрон. СПб. С. 567.
10. Шайкин И. Народный учитель, общественный деятель А.Т. Шайкин // Єврейська історія та культура кінця XIX-початку XX ст. Збірник матеріалів Х міжнародної наукової конференції 28-30 серпня 2002. К.: інститут Юдаїки, 2003. С. 156.
11. Шайкины Герш и Яков. Народный учитель из земледельцев (колония Малая Сейдеминуха) // Єврейська історія та культура кінця ХІХ – початку ХХ ст. Збірник наукових праць. Збірник конференції 28-30 серпня 2002. К.: інститут Юдаїки, 2003. С. 254.
12. Справочные сведения о сельскохозяйственных обществах. Дополнительный выпуск к 1 января 1917 г. Петроград. 1917. С. 40.
13. Местные сельскохозяйственные общества: на пути к аграрной модернизации России // Историко-биологические исследования. 2012. Т. 4. № 3. С. 34-63.
14. Государственный архив Херсонской области, Ф. 22, оп. 1, д. 95, л. 190.
15. Морозова А.В., Бєлий Д.В. До історії єврейських землеробських колоній в Україні //Архіви України. 2003. № 1–3. С. 140.
16. Список населенных мест Херсонской губернии. (По данным Всерос. сел.-хоз. переписи 1916 г.). Александрия: Херсонская губ. земск. управа (Тип. Ф.Х. Райхельсона). С. 133.
17. Бєлий Д.Б. Єврейські землеробські колонії Херсонського повіту на зламі доби (1919–1922 рр.) // Архіви України, № 1–3 (251), 2003. С. 141.
18. Там же. С. 142-143.
19. Симхони М. В еврейских колониях // Мы начинали еще в России (воспоминания). Библиотека Алия. 1983. С. 91-95.
20. Копил О.С. Взаємодія єврейських політичних партій з молодіжними організаціями на Півдні України 20-ті роки ХХ ст.) // Гілея (науковий вісник): Збірник наукових праць / Гол.ред. В.М. Вашкевич. Вип. 10. К., 2007. С. 144.
21. Шайкин И.М. Малая Сейдеменуха // Российская еврейская энциклопедия, Том 5. М.: Российская академия естественных наук. 2004. С. 369.
22. Тригуб О.П. Переслідування єврейських політичних партій на Миколаївщині (1921–1928 рр.) // 220 років разом. Випуск І. Миколаїв: Типографія Шамрай, 2012. C. 203-204.
23. Кримкер [Кримнер] Моисей Рахмилевич // Политическая энциклопедия.
24. Ziva Galili, Boris Morozov. Exiled to Palestine: The Emigration of Soviet Zionist Convicts, 1924-1934. 2006.
25. Шайкин И.М. Малая Сейдеменуха.
26. Ринский М. Две Сейдеменухи и Бобровый Кут // Еврейский камертон, 29 марта 2007, приложение к газете "Новости недели", Израиль.
27. Фельдман Д., Панов Д. Бурные годы "тихого поля" в Новороссии. М., Древлехранилище, 2009. С. 100.
28. Шайкин И.М. Малая Сейдеменуха // Российская еврейская энциклопедия. Т.5. С. 369.
29. Там же.
30. Список залюднених місць Херсоньскої округи на 1 січня 1928 р., Херсоньске округове статистичне бюро, Херсон, 1928.
31. Из протокола заседания президиума Херсонского окрисполкома - о закрытии синагог // Сборник документов и материалов "Еврейское население на Николаевщине". Т. 2, Николаев, Аттол, 2004. С. 90.
32. Шайкин И.М. Малая Сейдеменуха.
33. Там же.
34. Пасик Я. Калининдорфский еврейский национальный район // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/kalinindorf.htm
35. Украина. Евреи Украины между двумя мировыми войнами (1920–39). КЕЭ. Т. 8. Иерусалим, 1996. Кол. 1228–1244.
36. Фельдман Д., Панов Д. Бурные годы "тихого поля" в Новороссии. С. 124.
37. Государственный архив Российской Федерации, ф. 7021, оп. 77, д. 413, л. 1, 14, 127.
38. Венок на могилы мучеников // Книга Скорби Украины. Херсонская область. Херсон, Олди-плюс, 2003. С. 526.
39. Шайкин И.М. Малая Сейдеменуха.
40. Фельдман Д., Панов Д. Бурные годы "тихого поля" в Новороссии. С. 160.
41. Шайкин И. Народный учитель, общественный деятель А.Т. Шайкин.
42. Питкин Мордехай // Российская еврейская энциклопедия.
43. Михаэль Бен Цви. Сионисты из еврейских колоний // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/m_ben_tsvi.htm
44. Эдуард Докс. Путешествие в Сейдеменуху: еврейский колхоз, затерявшийся в украинских степях // Лехаим в Телеграмме. 7 октября 2019 г.
45. Пасик Я. Евреи-земледельцы России и СССР в сионистском движении // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/y_pasik-zionists-colony.htm

16-01-2009    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005