Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Реувен Бесицкий      

Мальчик из Красносёловки

     Красносёлка (впоследствии - Красносёловка) одна из первых еврейских земледельческих колоний, основанных в 1846 г. на степных просторах Александровского уезда (ныне – Запорожская обл.) Екатеринославской губернии.

     Бескрайняя до горизонта, как море, ковыльная степь предстала перед взорами евреев, прибывших на эту необетованную землю.

     Когда в 1846 г. переселенцы из Могилёвской и Витебской губерний прибыли на место ещё ничего не было готово к их приёму. И только в 1848 г. переселенцы вселились в малопригодные для жилья плетневые мазанки; население Красносёловки насчитывало 547 человек. Преодолев все трудности: голод, болезни, тяжелые климатические условия, неумение работать на земле и смерть близких, колонисты уже к 1890 г. стали достаточно успешными земледельцами. Большинство колонистов жили в глинобитных домах, крытых соломой, на подворьях были лошади, коровы и орудия для обработки земли. Большая часть колонистов обрабатывали землю сами, но уже появились и первые землевладельцы, которые использовали наёмный труд.

     Революция и гражданская война, бандитизм и грабежи привели колонии к разрухе и обнищанию. Две колонии – Нечаевка и Трудолюбовка после бандитских налётов так уже никогда не были восстановлены. Положение колонистов было катастрофическим: одни погибли от рук бандитов, другие умерли от голода и болезней. Чтобы спасти себя и своих детей многие колонисты уезжали в близлежащие города – Юзовку, Енакиево и др., а какая-то часть колонистов уехала за рубеж. Сотни детей остались сиротами. Не обошла трагедия и Красносёловку: 20 августа 1920г. бандиты ворвались в колонию, разграбили её, многие дома и хозяйства были сожжены, жители подвергались жестоким издевательствам и расстрелам. Многие жители, из оставшихся в живых, бросили свои дома, хозяйство и разбежались по окрестным селениям и городам.

     В 1923-24 гг. колонисты стали возвращаться в свои дома и восстанавливать порушенное хозяйство. Работали днём и ночью: не хватало лошадей – запрягали коров, чтобы вспахать и вовремя посеять. Всё делалось для того, чтобы спасти себя и детей от голодной смерти.

     Уже в 1924 г. в Красносёловке работали два кооперативных товарищества – «Энергия» и им. Каменева. В этих хозяйствах работало 77 человек, которые обрабатывали 323 десятины земли. О том, как жили колонисты можно судить по количеству скота в хозяйствах – 26 лошадей и 10 коров. Это трагические итоги революции и гражданской войны: уже достаточно крепкие хозяйства колонистов оказались в отчаянном положении.

     Существенную помощь в восстановлении хозяйств оказывали Агро-Джойнт и ЕКО (Еврейское колонизационное общество), одна из контор этого общества находилась в Гуляйполе. Эта организация предоставляла кредиты, как отдельным земледельцам, так и кооперативным товариществам. Джойнт предоставлял кредиты на покупку тракторов для кооперативных товариществ Новозлатополя и др. колоний. ЕКО выделило кредиты, для развития земледелия и строительства домов: товариществу «Энергия» - 3148 руб. и товариществу им. Каменева – 1071 руб.

     1925 г. оказался благоприятным для колонистов: был получен хороший урожай, что позволило улучшить экономическое положение еврейских земледельцев. Численность населения восьми колоний Гуляйпольского района за 1925 и 1926 гг. увеличилось с 3413 до 3641 человека. К этому времени в районе уже функционировало три еврейских сельсовета – Приютинский, Новозлатопольский и Межиреченский.

     Политика коренизации, проводившаяся Компартией в то время, дала импульс для организации административно-национальных районов. Законодательными актами для создания таких районов стали решение ВУЦИК и СНК УССР «О выделении районов Екатеринославской губернии с преимущественно немецким населением» от 11 июня 1924 г. и постановление СНК УССР «О выделении национальных районов и Советов» от 29 августа 1924 г. Еврейские национальные районы были образованы последними, так как условием для организации таких районов было компактное проживание не менее 10 тыс. человек. К 1929 г. вблизи старых колоний были основаны 25 новых земледельческих поселений. И поэтому только в ноябре 1929 г. на базе 12 старых еврейских колоний и 25 новых поселений был образован Новозлатопольский еврейский национальный район (первоначальное название — Октябрьский) с населением 8349 человек. Из 10 сельских советов района 9 были еврейскими. Это был второй, после Калининдорфского, (образован в 1927 г.) национальный район. По этому поводу в колонию Большая Сейдеменуха, что на Херсонщине, переименованную в Калининдорф, приезжал Всесоюзный староста М.И.Калинин. Этот факт свидетельствует, что многие советские руководители поддерживали в это время идею создания национально-культурных районов. Всем этим начинаниям в 1939 г. Сталин приклеил ярлык национализма, и все национально-культурные автономии (районы) были ликвидированы.

     Образование Новозлатопольского национального района совпало с решением партийного руководства на проведение полной коллективизации хозяйств на селе. Но, несмотря на то, что в Украине в 1932-33 гг. свирепствовал голод, в еврейских колониях положение было менее трагическим. Район выполнил план хлебозаготовок за 1931 г. и даже помог соседнему району. Успешно прошла и посевная кампания 1932 г. Создание национального района, – собственного «государства», явилось стимулирующим фактором в трудовой и политической активности колонистов.

     25 февраля 1930 г. в колонии Красносёловка в семье Мендла и Блюмы Желиховских произошло радостное событие – родился сын, которого назвали Хаим в честь деда Хаима-Янкеля Желиховского – кузнеца, погибшего от рук белополяков в 1919 г. в Белоруссии.

Хаим Желиховский

     Свидетельство о рождении Хаима – интересный документ того времени, написанный н а двух языках – украинском и идиш. Этот документ уникален тем, что мало кто из евреев (на мой взгляд), проживавших в Советском союзе имеют свидетельство о рождении, написанном на идиш. Эта запись свидетельствует о том, что Хаим родился в Новозлатопольском еврейском национальном районе, где ещё официальным языком, наряду с украинским, – был идиш, и в школах обучение велось на идиш.

     Детство Хаима прошло в колонии, он, как и все мальчишки играл во все мальчишечьи игры, а иногда и совершал набеги с мальчишками в соседский сад. Безоблачным это детство не назовёшь – он был сыном лишенца. Его отец – Мендл Желиховский окончил в Белоруссии йешиву, до того как все культовые заведения были закрыты Советской властью, и поэтому попал в разряд лишенцев. В то время такой ярлык был опасен: такие люди могли быть высланы в «не столь отдалённые места». Поэтому Мендл Желиховский, в поисках лучшей доли, уехал из Белоруссии в земледельческую колонию Красносёловка. Там он встретил девушку, с которой связал свою жизнь – Блюму Дукаревич – дочь бывшего шульца (старосты) колонии Роскошная – Хаима-Гирша Дукаревича, которая стала его женой. Сам Хаим-Гирш погиб от бандитской пули в 1919 г. Немало сил затратил Мендл, работая на разных работах, чтобы колхозники сняли с него ярлык лишенца, и через некоторое время на общем собрании колхозников такое решение было принято.

     По воспоминаниям Хаима, сестра его мамы – тётя Двойра – была женой Абрама Солоса, который до коллективизации был зажиточным земледельцем: от своего отца ему достался дом под железной крышей, лошади, коровы, сельхозинвентарь и хозяйственные постройки. Усадьбу украшал прекрасный фруктовый сад, который был вырублен в 30-е годы, когда власть ввела непосильный налог на каждое дерево. Но после коллективизации Абрам Солос, как и многие другие земледельцы, был не в восторге от колхозной уравниловки и тощих палочек – трудодней. Правда, после голодного 1933 г. уже в 1935-36 гг. экономическое положение колхозов и колхозников улучшилось, но Абрам Солос ни душой, ни сердцем колхоз не принял и с тяжелым чувством расстался с землей – переехал с семьёй в Запорожье в 1939 г.

     Сам Хаим успел воспользоваться привилегиями еврейского национального района: первые два класса он учился на языке идиш, а после ликвидации национального района – в третьем и четвертом классах – на украинском языке. Родители Хаима, как и большинство еврейских пап и мам, хотели дать детям хорошее образование и поэтому решили переехать в большой город. Выбор пал на г. Сталино (Донецк) несмотря на то, что тётя Двойра с мужем жили в Запорожье. По-видимому, Мендл Желиховский считал, что в Сталино легче будет найти работу, чем в Запорожье. В мае 1941 г. они переехали в г. Сталино.

     Недолго им пришлось мирно пожить на новом месте – началась война. В городе ходили разные слухи об отношении немцев к евреям. Многие помнили отношение немцев к евреям в Первую мировую войну и уговаривали себя и других не уезжать.

     11 октября семья Желиховских вместе с другими еврейскими семьями, пешком, двинулась на Восток: Макеевка, Харцызск, Красный Луч и т.д. пока на одной железнодорожной станции всем измученным беженцам не удалось найти пристанище – вагон-пульман в поезде, который двигался на Юг. В вагоне открытом для дождя и холода измученные люди, после долгих скитаний, добрались до Дербента (Дагестан). Отсюда семья Желиховских попала в селение Уркарах, а затем в селение Баба-Юрт, где отец работал бухгалтером в Госстрахе, а Хаим продолжил учёбу в школе.

     В 1944 г. Желиховские вернулась из эвакуации в Сталино. Летом 1945 г. Хаим окончил восьмой класс и поступил в Сталинский металлургический техникум. Через четыре года Хаим с отличием окончил техникум и получил диплом техника-электрика. Несмотря на тяжёлые, голодные послевоенные годы, он продолжил учёбу в Сталинском политехническом институте. Учёбу в институте Хаим вспоминает как самые беззаботные годы, он «грыз» гранит науки вполне успешно и окончил институт с отличием, получив специальность горного инженера-электромеханика. На пути продолжения учёбы в аспирантуре – камнем преткновения стала пятая графа.

     Но жизнь продолжалась. Хаим начал работать на шахте – вначале заместителем главного механика, а уже через полгода – главным энергетиком шахты. Начальство заметило способного молодого инженера, и он был направлен на работу в качестве главного энергетика Донецкого горного округа Госгортехнадзора УССР. Но судьба распорядилась иначе – его учитель, заведующий кафедрой, д.т.н. профессор Р.М. Лейбов (светлая память ему) предложил ему работу в исследовательской лаборатории на родной кафедре – «Горная электротехника и автоматика». Но за удовольствие работать у своего учителя и заниматься исследовательской работой пришлось расплатиться «звонкой монетой» – вместо зарплаты главного энергетика в 1800 руб. получить в «подарок» - 1200 руб.

     ;Через семь лет наш герой защитил кандидатскую диссертацию и проработал преподавателем до переезда в Израиль в 1994 г. Темой его диссертации и дальнейших исследований под руководством проф. Лейбова была разработка теоретических основ и устройств защиты от поражения электрическим током людей (шахтёров) в подземных условиях. Устройство было внедрено на всех шахтах Донецкого бассейна.

     Здесь, на земле обетованной он встретил своего земляка и одноклассника Григория Гуревича, который сразу после войны вернулся в Красносёловку и работал в колхозе им. Розы Люксембург трактористом. Он рассказал Хаиму о тех страшных злодеяниях, которые творили фашисты и их пособники в Красносёловке, услышанные им от местных жителей. Хаим узнал, какой мученической смертью погиб его двоюродный брат Рува (смотри фото школьников). Поздней осенью всех евреев колонии согнали в одно место, но Рува вместе с двумя товарищами сбежали с этого места и спрятались в кукурузном поле. Но фашистские прихвостни из местных: староста Тарасенко и его друг Калюта нашли их. Эти палачи, которые выслуживались перед фашистами, предали мученической смерти троих безвинных ребят: их забили насмерть палками, цепями и ногами.

     По воспоминаниям очевидцев, когда в феврале 1942 г. фашисты согнали евреев к силосной яме, мороз пронизывал до костей. Фашистские палачи и их наймиты заставили людей раздеться, отобрали ценные вещи и с садисткой жестокостью, под душераздирающие крики, расстреливали женщин, стариков и детей. Земля, над зверски убитыми людьми, ещё несколько дней двигалась, словно дышала, повергая в ужас живых людей.

Карта
Памятник в Красносёловке

     После войны, в 1954 г., еврейская община решила перезахоронить останки невинно убиенных людей на сельском кладбище. Открыли силосную яму и часть останков перезахоронили, а затем эту траурную акцию пришлось прекратить из-за опасности здоровью людей, проводивших перезахоронение. Захоронение снова закрыли землёй, а впоследствии на этом месте возвели различные постройки. Поэтому точное число жертв осталось неизвестным. По-видимому, оно больше 113 человек, указанных на памятнике, который был открыт 31 октября 2006 г.

Карта
Слева направо: первый ряд (внизу) – дочка директора школы, Сёма Езрец, Миша Лернер (убит); второй ряд – Давид Гуревич, Люба Ошерова, Рува Солос (двоюродный брат Хаима, убит), Г. М. Мещанинова – учительница (погибла на фронте); стоят – Каше Льгов (убит), М.Л.Сирота (директор школы), Рахиль Кемельмахер (убита), Рахиль Лев, Яша Гуревич, Соня Гуревич, Рахиль Брозголь, Нохем Льгов (убит)

     Как в капле воды отражена Катастрофа в судьбе еврейских детей – выпускников четвертого класса Красносёловской начальной школы, закончивших её в 1939 г. и учившихся на идиш. На фотографии, которая хранится у Хаима, из 12 ребят выпускников – пять детских жизней оборвали фашистские палачи. Вот имена этих 11-летних ребят: Миша Лернер, Рува Солос (двоюродный брат Хаима), Каше Льгов, Рахиль Кемельмахер и Нохем Льгов.

     Всмотритесь в не по возрасту серьёзные, лица детей с пионерскими галстуками на шее и одежде, свидетельствующей, что колхозники были ещё очень далеки от «светлого будущего». Но дети верили в это «светлое будущее» и ещё не ведали, какая судьба ждет их через два года.

     И хотелось бы пожелать всем человеконенавистникам – Ахмединиджаду и всем последователям бесноватого фюрера – отрицателям Катастрофы, чтобы их детям хотя бы во сне пришлось увидеть тот ужас и страдания которые пришлось перенести детям – жертвам Катастрофы.

Хаим Желиховский

     В 1994 г. Хаим с женой и семьями двух дочерей репатриировались на свою историческую Родину и живут в Кирьят-Гате. Родина не особенно балует Хаима: его поселили во временном жилье для репатриантов, а, как известно – «ничего нет более постоянного – чем временное», так он и живёт в доме барачного типа. Две маленькие тесные комнатки с низкими потолками, самая необходимая мебель – вот и всё его «богатство», а ещё – забота о больной жене, которая находится в доме престарелых, в Ашкелоне. Но Хаим не теряет бодрости духа: он с увлечением занимается изучением истории государства и еврейского народа – пробел (не по своей вине), который есть у большинства репатриантов из бывшего Советского союза.

     В преддверии юбилея Хаима – 25 февраля 2010 г. ему исполнится 80 лет, желаю ему (и уверен, что все посетители сайта присоединятся к моим пожеланиям) здоровья, здоровья и ещё раз – здоровья , стойкости в преодолении всех трудностей и ещё долгих лет жизни.

29-11-2009    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005