Г. С. Газета "Возрождение". №269, 26 февраля 1926 г.
Еврейская колонизация в Крыму. На митинге в зале "Комедия".
|
Ежедневная газета "Возрождение" выходила в Париже с начала 1920-х гг. и до Второй мировой войны (1940 г.), ничем не уступала
крупным французским столичным изданиям. "Возрождение" была "органом русской национальной мысли", издавал ее богатый человек
А.О. Гукасов. В 1925–1927 гг. газету редактировал Петр Бернгардович Струве, российский политический деятель, философ, экономист,
историк, публицист, академик РАН (1917, в 1928 исключен). Газета под его руководством была ведущим право-центристским
национальным органом русской эмиграции.
|
В прошлый вторник в большом и нарядном зале газеты "Комедия", предназначенном для театральных представлений
и концертов, состоялось очередное собрание парижского отдела Всемирного Союза Еврейской Молодежи. Собралось человек около ста. Главным
образом - представители еврейской буржуазии. Много дам и девиц. Многие, по-видимому, пришли, чтобы послушать предшествовавший спору об
еврейской колонизации в Крыму, доклад о писателе Анри Франке и о проявлениях еврейского духа во французской литературе.
Вопрос об еврейской колонизации, как свидетельствовало об этом вторичное собрание, возбуждает в еврейской
среде бурные и страстные споры. При этом противники "крымского проекта" гораздо категоричнее и резче в своем осуждении, чем сторонники
- в своей защите. Для фанатичных сионистов вопрос здесь ставится о самой судьбе еврейства, о судьбе иудаизма: Крым или Палестина?
Собрание началось с оглашения письма г. Полякова, который должен был выступить докладчиком, но не мог
явиться, ввиду вынужденного отъезда в Лондон. Неявка его поставила устроителей собрания в довольно неловкое положение: оказывается,
никто из них не знаком достаточно с вопросом, чтобы "доложить" его. Эту роль берет все же на себя доктор Фильдерман, но в то время, как
Поляков должен был защищать крымскую колонизацию, этот импровизированный докладчик является ее непримиримым противником.
Но доктор Фильдерман и не делает доклада. Он ограничивается критикой колонизации в Крыму. По его мнению,
этот на вид благотворительный акт может оказаться вредным по своим последствиям.
Дело не в принципиальных возражениях. Если эта затея будет осуществлена, те, кто говорят сейчас о тайной
связи еврейства с большевизмом получат в свои руки лишний козырь. Все сторонники создания в Палестине еврейского государства будут
поставлены в двусмысленное положение: с одной стороны - официально признанный, санкционированный Лигой Наций британский мандат в
Палестине, с другой стороны - какая-то неопределенная, более или менее большевицкая (голос с места: скорее более!) республика в Крыму,
опирающаяся на одну Советскую Россию. Евреи должны выбрать.
"Против коммунизма в принципе мы не возражаем - говорит оратор - и у себя в Палестине допускаем смелые
коммунистические эксперименты, но тиранический коммунизм большевиков не может пользоваться нашей симпатией".
Эти слова вызывают бурный протест со стороны одного совсем молодого человека, одетого по последней моде.
В дальнейшем при малейшем неуважительном замечании по адресу большевиков, он считает своим долгом крикнуть что-нибудь в защиту их. К
большому неудовольствию большинства публики, требующей, чтобы он отстаивал свою точку зрения с эстрады.
Доктор Фильдерман заканчивает предостережением по адресу тех, кто затевает колонизацию в Крыму.
Председатель спрашивает, не желает ли кто-нибудь из публики выступить в защиту крымского проекта.
Поднимается некий г. Кауфман, который говорит о том, что большевики оберегают евреев, что большевизм это
осуществление древних пророчеств.
Впрочем, я сам не большевик" спешит добавить оратор. (Общий смех).
Крымскую колонизацию он рассматривает, как великолепный еврейский питомник (голос с места: для
погромов!).
Затем, слово предоставляется доктору Златопольскому, старому русскому еврею-сионисту. По-французски он
говорит очень плохо, это сильно стесняет его и притупляет острие его критики. Но, по-видимому, публика другого языка не понимает.
Доктор Златопольский считает, что все дело в том, что вообще никакого проекта еврейской колонизации в Крыму
нет, что это великий и опасный блеф, а потому вместо того, чтобы ходить вокруг да около и решать: Палестина или Крым? Надо просто
приглядеться к фактам действительности. Тогда мы с легкостью убедимся, что вообще ни о какой еврейской колонизации в Крыму нельзя
говорить: начать с того, что крымские власти наотрез отказались пустить евреев. В заключение доктор Златопольский характеризуете всю затею,
как "ужасное легкомыслие Джойнта и громадный блеф".
Ему возражает г. Кальмин. В отличие от предыдущего оратора, этот молодой человек великолепно говорит
по-французски и держится на эстраде очень свободно. Он признается, что ничего не знает толком о проекте. Но зачем отвергать его наперед
только потому, что его осуждает русская печать заграницей (намек на частые ссылки Златопольского на статьи Абрамовича в немецком журнале Цукунфт).
Все хорошо, что исходит от великой и благородной советской республики (смех в зале голоса: "поезжайте туда
сами").
После речи Кальмина начинаются выступления с мест. Целую бурю вызывает заявление некоего г. Вейнштейна о
том, что евреи в Крыму будут перебиты, ибо русские всегда были и останутся антисемитами: "царская ли Россия или советская - это безразлично"
(крики с мест: "верно!" Молодой "большевизан": "это ложь!", общий шум и гвалт. Председателю с трудом удается водворить порядок).
Под конец длинную и сумбурную речь в защиту колонизации произносить какой-то молодой человек "родом из Румынии",
и на этом собрание расходится. Общее настроение явно не в пользу советской затеи в Крыму.
.
07-01-2014
|
Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:
y.pasik@mail.ru Copyright © 2005
|