Яков Пасик
Львовский еврейский сельскохозяйственный техникум (школа) Калининдорфского района
После Гражданской войны и голода 1921-1922 гг. старые еврейские земледельческие колонии Бобровый Кут,
Большая Сейдеменуха, Львово и Малая Сейдеменуха были восстановлены. В 1925 г. советское руководство при поддержке международных еврейских
благотворительных организаций начало массовое переселение нуждающегося еврейского населения из городов и местечек в сельскую местность для
занятия земледелием. Старые еврейские колонии были расширены и рядом с ними на пустующих землях были созданы новые еврейские
сельскохозяйственные поселения. В результате в 50-70 км севернее Херсона образовался поселенческий район с компактным еврейским крестьянским
населением. [1]
Чтобы обеспечить успешное развитие еврейского земледелия, требовалось большое количество квалифицированных
специалистов. Для их подготовки в 1925 г. в Большой Сейдеменухе открылась еврейская агрономическая профессиональная школа. [2] Однако
выделенное для нее незначительное по размерам помещение не обеспечивало перспектив развития на ближайшие годы. В связи с этим было принято
решение найти новое место для размещения школы.
Здание Львовской сельскохозяйственной школы (из фотографии X-го выпуска Львовской средней с.-х. школы полеводства. 1936-1940)
Вскоре место для школы было найдено в одной версте восточнее колонии Львово. Там, в одном из живописнейших
мест Херсонщины, располагалось бывшее помещичье имение. В списке населенных мест Херсонской губернии на 1916 г. оно обозначено как
экономия Писарева А.П. и Никшич Л.А. В этой экономии на то время было 113 душ наличного населения (57 душ мужского и 56 женского пола).
[3] Александр Петрович Писарев был известным в Херсонской губернии общественным деятелем, он неоднократно избирался в различные органы
местного самоуправления. Его романтический характер и фантазия запечатлелись в архитектуре дома, построенного для него в его экономии.
Он состоял из множества надстроек и пристроек и приковывал к себе внимание тем, что со всех сторон выглядел по-разному. [4] После
Октябрьской революции 1917 г. экономия была национализирована. Заброшенное и обветшавшее в советские годы красивое трехэтажное здание с
колоннами и с 22 комнатами к переезду школы было отремонтировано.
В декабре 1926 г. еврейская сельскохозяйственная школа вместе с учащимися была переведена из Большой Сейдеменухи
в бывшую экономию. Из-за близости к колонии Львово школа получила название Львовская. Учеба в основном велась на еврейском языке - идиш.
В это время произошли важные перемены. 5 марта 1927 г. постановлением ВУЦИК и СНК УССР был образован первый в СССР еврейский национальный
Больше-Сейдеменухский район в составе Херсонского округа с центром в колонии Большая Сейдеменуха. 20 августа 1927 г. ЦИК и СНК СССР принял
постановление о переименовании районного центра села Большая Сейдеменуха Херсонского округа в Калининдорф и Больше-Сейдеменухского района
в Калининдорфский. [5]
Задача школы состояла в подготовке квалифицированных сельскохозяйственных специалистов и организаторов для работы
в коллективных объединениях и в сельскохозяйственной кооперации. Учебный план школы был приспособлен к условиям развития сельского хозяйства
в Калининдорфском районе. Школа имела в своем распоряжении 150 десятин земли, виноградник, 10 лошадей и один трактор "Интернационал", подаренный
в 1927 г. женским комитетом американского Общества содействия еврейской колонизации в России (ИКОР) из г. Виннипега. Продолжительность обучения
составляла два года. В 1927 г. состоялся первый выпуск. Число выпускников составило 27 человек. В 1928 г. в школе обучалось 72 ученика, из них
50% женщин. 95% всех учащихся были жителями Калининдорфского района, в основном дети старых колонистов и новых переселенцев. При школе имелся
интернат. В школу принимались юноши и девушки, окончившие семилетнюю школу (школу 2-й степени). Это обстоятельство затрудняло комплектование
школы, ибо в районе, за исключением Калининдорфа, в то время школ семилеток не было. Поэтому правила приема вскоре были изменены. В школу
принимались учащиеся, имеющих аттестат четырехлетки, а продолжительность обучения была увеличена с двух до трех лет. В 1928 г. школе удалось
охватить посевом всю выделенную ей землю и создать необходимые материально-хозяйственные предпосылки для развития молочного хозяйства. Школой
принимались меры к развитию высококачественного свиноводства, что должно было способствовать внедрению свиноводства во всем районе. В план работ
школы входили развитие птицеводства, было намечено приобретение инкубатора. [6], [7], [8]
Большую помощь в работе школы оказывала Американская еврейская благотворительная организация Агро-Джойнт.
В 1927 г. расходы на содержание школы составили 17 379 рублей, из них 62,41% покрывались Агро-Джойнтом, 35,86% - местным бюджетом и 1,73% - ОЗЕТом
(Общество землеустройства еврейских трудящихся). [9] Однако эти средства не позволяли в достаточной мере материально обеспечить школу. В ней
не было соответствующей библиотеки, достаточного количества учебников, учебного и хозяйственного оборудования, рабочие кабинеты находились лишь
в стадии организации, в общежитиях не хватало мест. [10]
Сложным было положение с преподавательским составом. Особенно остро ощущалась нехватка учителей-агрономов. В связи
с этим изучение важных предметов часто переносилось на более поздний период обучения и сокращалось в объеме. Содержание учебников, которыми
пользовались учащиеся, не поспевало за быстро менявшейся ситуацией в сельском хозяйстве. Количество выпускников школы не удовлетворяло постоянно
растущим потребностям Калининдорфского района. Прикладывалось много усилий для исправления ситуации, но она менялась медленно. [11]
В 1930 г. состоялся досрочный третий выпуск Львовской школы. Школу окончило 26 учащихся, из них: 6 были направлены
на работу в колхозы Калининдорфского района, 10 - в распоряжение Херсонского окружного Сельхозсоюза и 10 - в Новополтавский сельскохозяйственный
институт. [12] Однако школа уже не удовлетворяла возросшим требованиям к качеству подготовки специалистов сельского хозяйства. Поэтому в том же
году она была преобразована в сельскохозяйственный техникум [13] имени народного комиссара земледелия СССР Я.А. Яковлева (Эпштейна), которому было поручено проведение коллективизации в СССР. В 1932/33 учебном году в агротехникуме обучалось около 200 человек. В 1933 г. было выпущено 80
специалистов, [14] 10 из них были направлены на постоянную работу в Биробиджан. [15]
Существенное внимание в техникуме уделялось изучению русского языка, так как часть студентов владело им слабо.
Готовясь к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина, в учебную программу техникума по литературе включили его произведения. Было проведено пять вечеров,
посвященных творчеству поэта. Один из таких вечеров был целиком посвящен "Евгению Онегину", другой прошел под названием "Пушкин как лирик".
Предстоящему событию были посвящены специальные выпуски стенгазеты. [16]
Кроме изучения сельскохозяйственных и общеобразовательных дисциплин большое внимание в техникуме уделялось
допризывной подготовке и обучению военному делу. В 1932 г. ячейка ОСО (Общество содействия обороне СССР) при Львовском агротехникуме насчитывает
130 человек. К каждой группе учащихся был прикреплен военный руководитель. При техникуме имелся хорошо оборудованный военный кабинет, работали
военный и химический кружки. Тяга учащихся к овладению военной техникой была велика. [17] Проводились систематические тренировки по использованию противогазов. В 1936 г. 20 отличников учебы Львовского агротехникума "прибыли в Калининдорф в противогазных масках", чтобы приветствовать шестой Калининдорфский районный съезд Советов, на котором обсуждалась "великая Сталинская Конституция". [18]
Техникум располагал хорошей производственной базой: пахотными землями, животноводческими фермами,
сельскохозяйственной техникой. Его учащиеся практиковались на полях и фермах, производили продукты не только для государства, но и для себя.
Однако жили часто впроголодь и очень бедствовали в период голодомора 1932-1933 гг., который разразился в Калининдорфском районе после тотальной конфискации продовольствия у населения. [19]
Образование, полученное учащимися во Львовском техникуме, позволило многим из них влиться в новую советскую
интеллигенцию, стать партийными, советскими и хозяйственными руководителями. Любопытна в этом смысле судьба учащегося техникума Самуила
Григорьевича (Гершовича) Рукмана. Шесть лет Самуил работал в калининдорфском колхозе "Дер вэг цум социализм" (Путь к социализму - идиш)
трактористом и комбайнером. В 1935 г., в возрасте 22 лет он поступил во Львовский агротехникум. Четыре года учебы в техникуме для Самуила были
лучшим временем его жизни. Он получил диплом агронома. Молодого специалиста с радостью встретили в родном колхозе и назначили на ответственную должность главного агронома. В этой должности он успешно работал до начала войны. В июле 1941 г. Самуил Григорьевич был мобилизован в ряды
Красной армии, и отправился на фронт. После демобилизации в 1945 г. Самуил Григорьевич вернулся в родной колхоз. Сначала он работал участковым агрономом, затем - снова главным агрономом колхоза, а с 1948 г. - председателем колхоза. В этой должности он проработал 19 лет, в течение которых
в полную силу развернулись его большой организаторский талант и умение работать с людьми. Под его руководством колхоз стал миллионером и многоотраслевым хозяйством. Колхоз много лет являлся участником сельскохозяйственных выставок в Москве и Киеве. За большие успехи в
руководстве лучшим колхозом в районе в 1965 г. Рукмана представили к званию Героя Социалистического труда, но Самуил Григорьевич был награжден
только орденом "Знак Почета". [20]
В 1936 г. техникум был преобразован во Львовскую среднюю сельскохозяйственную школу полеводства. Тогда же школа
была подчинена Одесскому областному земельному управлению. [21]
Во второй половине 1930-х гг. сталинский режим, упрочив свою власть в стране, приступил к свертыванию политики
подготовки и продвижения кадров из национальных меньшинств (в том числе и евреев), создания национально-территориальных автономий, внедрения
языков национальных меньшинств в образование и т.п. В 1938 г. ЦК КП(б)У объявил учебные заведения всех национальных меньшинств Украины очагами буржуазно-националистического влияния и признал их сохранение нецелесообразным и вредным. Все еврейские школы, училища, техникумы закрывались или переходили на русский и украинский языки обучения. [22] Не миновала эта участь и Львовскую школу полеводства. Она перестала быть еврейской. В
связи с арестом и последующим расстрелом Яковлева в годы сталинского террора, его имя исчезло из названия школы. 15 июля 1940 г. состоялся 10-й
ее выпуск. Школу окончили 24 выпускника. Последний, 11-й выпуск, школа произвела в 1941 г. в первые дни войны.
Гитлеровские войска захватили Львово и территорию сельскохозяйственной школы 24 августа 1941 г. 16 сентября 1941 г.
нацисты и их местные прислужники приступили к уничтожению еврейского населения, которое по разным причинам не сумело эвакуироваться и осталось в оккупированном Львово и в сельскохозяйственной школе. Всего в этот день было расстреляно 160 евреев. [23], [24]
Львово и сельскохозяйственная школа были освобождены советскими войсками 12 марта 1944 г. Учебное здание и другие
постройки школы были разрушены. О бывшей экономии, на территории которой размещалась школа, напоминал высокий каменный забор, которым была огорожена усадьба, остатки помещичьего дома, амбар и каменные ступени, ведущие вниз к реке. Из-за больших разрушений сельскохозяйственная школа не восстанавливалась. [25]
Литература:
1. Пасик Я. Калининдорфский еврейский национальный район // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/kalinindorf.htm
2. Документы по истории и культуре евреев в региональных архивах Украины. Путеводитель. К. 2014. С. 588.
3. Список населенных мест Херсонской губернии. (По данным Всерос. сел.-хоз. переписи 1916 г.). Александрия: Херсонская губ. земск. управа
(Тип. Ф.Х. Райхельсона). 1917. С. 83.
4. Дом Писарева // История Херсона (Электронный ресурс: http://otpuskniku.narod.ru/istoriya-khersona-page1.htm)
5. Пасик Я. Калининдорфский еврейский национальный район.
6. Бурштейн З. Рассадник культурного еврейского земледелия // Трибуна. №14 (23). 15 августа 1928. С. 22.
7. YIVO Archives. NY_AR2132_00450 Relief dep't of American Jewiah Joint Distribution Committee in Russia for 1927, p. 1.
8. Документы по истории и культуре евреев в региональных архивах Украины. Путеводитель. С. 571.
9. Additional stastement to report of relief dep't of "Joint" USSR in 1927 // Электронный ресурс:
http://search.archives.jdc.org/multimedia/Documents/NY_AR2132/483-490/NY_AR2132_00429.pdf
10. Бурштейн З. Рассадник культурного еврейского земледелия.
11. Ліпес. Школа відстає від темпів коллективізації. Забезпечити гарний склад педагогів // Газета "Наддніпрянська правда". Херсон. 25 січня 1930 р.
12. Новые агро-кадры // Трибуна. №15 (70). 20 мая 1930. С. 19.
13. Невельштейн Е. Три года стройки Калининдофского района // Трибуна. №13 (68). 1 мая 1930. С. 16.
14. Поздышев В.И., Португальский В.В. Львово. История городов и сел Украинской ССР, Херсонская обл. К. 1983. С. 219.
15. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9498. Оп. 1. Д. 408. С. 87.
16. Блюмберг С. Еврейские массы изучают творчество А.С. Пушкина // Трибуна. №3 (224) 15 февраля 1937. С. 23.
17. Требуем усиления внимания к работе Осоавиахима // Трибуна. № 14-15 (140-141). 30 мая 1932. С. 13.
18. Съезды Советов в еврейских национальных районах // Трибуна. №21 (218) 15 ноября 1936. С. 5.
19. Фельдман Д.З., Панов Д.А. Бурные годы "Тихого поля" в Новороссии: Два века еврейской колонии Сейдеменуха. М. Древлехранилище. 2009. С. 103.
20. Энциклопедия Большой семьи (Русколы, Рапопорты и другие). История, Генеалогия, Демография, Биографии. Киев—Москва. 2003. // Электронный ресурс:
http://nagartav.narod.ru/bsemya22.pdf
21. Постанова Ради Народних Комісарів УРСР і Центрального Комітету КП(б)У. Ст. 239. Про навчальну роботу та керівництво сільськогосподарськими
технікумами // Збірник законів і розпоряджень робітничо-селянського уряду Української Соціалістичної Радянської Республіки 27 вересня 1936 року.
22. Украина. Евреи Украины между двумя мировыми войнами (1920–39) // КЕЭ, том 8, кол. 1228–1244.
23. Шайкин И., Зябко М. Нацистский геноцид в еврейских земледельческих колониях юга Украины. С. 164.
24. Гейко C. Трагедія євреїв Бериславщини // Еврейские вести, 1996, № 1/2.
25. Воспоминание Лянной М.С. о Львовской школе-интернате 50-60 годов // Электронный ресурс: http://inter-lvovo.korsun.org/Geo/schoolold.html
06-05-2017
|
Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по
адресу: y.pasik@mail.ru Copyright © 2005
|