Яков Пасик
Сионист Хаим Бавли
Хаим Бабелев (Бавли) (חיים בבלי) родился в 1898 г. в земледельческой колонии Большая
Сейдеменуха Херсонского губернии на юге Российской империи (ныне поселок Калиновское Бериславского района
Херсонской области Украины), 60 км от Херсона по прямой. В этой губернии существовали 22 еврейские
земледельческие колонии, учрежденные в XIX веке. Большая Сейдеменуха была основана одной из первых в 1807 г. Ее
название произошло от ивритских слов "сде менуха" - "тихое (спокойное) поле". В предреволюционном 1916 г. в ней
насчитывалось 381 хозяйство при населении 1945 человек. [1], [2], [3], [4]
Отец Хаима, раввин, умер в молодом возрасте, и его мать повторно вышли замуж за
раввина соседней еврейской колонии. Как ребенок, выросший в семьях раввинов, Хаим получил религиозное
образование. Его учителя не оставляли ему свободного времени. В соответствии с заповедью ему приходилось
изучать Тору (основная священная книга в иудаизме) днем и ночью. Когда Хаим был подростком, его семья переехала
в Царицын (с 1925 г. до 1961 г. - Сталинград, ныне г. Волгоград), город на юго-востоке европейской части России.
В Царицыне евреи стали селиться примерно во второй половине XIX века, когда в Российской империи начались
послабления их расселению за пределами установленной для них "черты оседлости". В 1908 г. в Царицыне проживали
2144 еврея, что составляло 2,1% городского населения (99 806 человек). В Царицыне Хаим отрекся от назначенного
ему будущего - быть раввином. Хаим стал уделять много сил и времени получению светского образования, которое
дало ему навыки и знания необходимые для успешной работы в будущем. [5], [6]
Февральская революция 1917 г. существенно изменила жизнь в стране. О произошедших
событиях Хаим впоследствии писал: "Революция и связанные с нею перемены коснулись всех членов общества,
основы прежней жизни были разрушены полностью; понятия, идеи, стереотипы мышления, вырабатывавшиеся веками,
были вырваны с корнем в мгновение ока. Особенно взбудоражена была еврейская молодежь. Революция освободила
евреев от "суровых социальных и профессиональных ограничений". Возможность занять любой пост, быть принятым на
любую должность усилила приток еврейской молодежи в ряды политических партий (эсеры, меньшевики, большевики
и другие). Кроме того, революция легализовала деятельность сионистских организаций в России. Часть еврейской
молодежи, к которой принадлежал и Хаим, примкнула к сионистскому движению. [7] В нем пробудилось национальное
самосознание. Идеология сионизма овладела им на всю жизнь. Вероятно, в этот период он стал использовать вместо
фамилии Бабелев совпадающую по смыслу ивритскую фамилию Бавли, означающую в переводе "Вавилонский".
Х. Бавли и его товарищи создали в Царицыне небольшую, состоящую из 10 человек
ячейку только что возникшего молодежного движения Гехалуц, целью которого была подготовка еврейских юношей и
девушек к поселению в Эрец-Исраэль (иврит: Земля Израиля). Ячейка сразу же приняла решение пройти
сельскохозяйственную хахшару (трудовую подготовку к алие - возвращению на историческую родину). [8]
Для организации хахшары своих царицынских товарищей Хаим весной 1917 г. прибыл в
свою родную колонию. Ознакомившись с жизнью Б. Сейдеменухи, он посетил соседние с ней еврейские земледельческие
колоний Бобровый Кут (381 хозяйство, 1838 жителей, 3 км от Большой Сейдеменухи) и Малая Сейдеменуха (120, 632,
2). [9], [10]
Об обстановке в указанных колониях до приезда Хаима Бавли рассказал житель Малой
Сейдеменухи Мордехай Весельницкий (1895-1982): "Должен признаться, что до того времени я почти ничего не знал о
сионизме. Наша Малая Сдэ-Менуха стояла в стороне от великих дел. До нас не доходили вести, волновавшие жителей
городов. Мы знали, правда, что еще до войны какие-то люди уезжали в Эрец-Исраэль, но то были люди не из наших
мест. Вообще идея переселения в другие края не очень-то привлекала наших прочно обжившихся крестьян. В те дни
транспорт и почта в России работали очень плохо. О происходивших событиях мы узнавали главным образом по
слухам". [11]
Увидев такую картину, Хаим приступил к активной сионистской агитации среди
молодежи колоний. Бавли рассказывал о сионистском движении и халуцим (иврит: пионеры, первопроходцы), о
еврейском заселении и освоении Эрец-Исраэль, о рабочих и охранниках, стоявших на страже безопасности еврейских
общин, о возрождении языка иврит (язык евреев в Древнем Израиле). После бесед Бавли с молодыми колонистами
обстановка в колониях стала меняться. Это позволило Весельницкому приступить к созданию отделения Гехалуц в
Малой Сейдеменухе. Бавли решил, что Малая Сейдеменуха является тем местом, где царицынцы могут пройти хахшару.
Обсудив с Весельницким все проблемы предстоящего мероприятия, Бавли покинул колонии и возвратился в Царицын.
[12]
В это время в стране разразилась Гражданская война, принесшая неисчислимые беды
украинскому еврейству, включая население еврейских земледельческих колоний. Банды бродили по широкой степи и
зарабатывали на жизнь грабежами и мародерством. В еврейских колониях они устраивали кровавые погромы. Однако,
несмотря ни на какие трудности и жертвы, сионисты продолжали действовать.
Начиная с 1918 г. в Малую Сейдеменуху начали прибывать халуцим из разных мест
России для прохождения хахшары. Сначала приехал Хаим Бавли с двумя товарищами из Царицына, остальные члены
царицынской ячейки проходили хахшару в руских деревнях Поволжья. Вслед за царицынцами прибыли члены Гехалуца
из Кременчуга, Херсона и его окрестностей. Появление халуцим вызвало подъем в среде местной молодежи. Между
прибывшими и местной молодежью быстро завязались дружеские отношения. Они собирались каждую неделю, чтобы
послушать новости о том, что происходит в Эрец-Исраэль, которые распространялись из центра движения Гехалуц.
Целые ночи проходили в бурных дебатах о будущем Эрец-Исраэль, о путях его строительства и способах совершения
алии. Одним из лидеров этих встреч был Хаим Бавли. Ему было что рассказать своим товарищам. [13], [14]
В это время у Х. Бавли и М. Весельницкого возникла идея созвать районную
конференцию колонистов-сионистов. Для организации встречи Хаим отправился в поездку по еврейским колониям
Херсонского уезда. Конференция (встреча) состоялась осенью 1918 г. в колонии Добрая. В ней приняли участие
представители Малой Сейдеменухи, Нагартава, Доброй, Ефингара, Израилевки и Сагайдака. Вскоре после открытия
конференции ее участникам стало известно, что невдалеке от колонии Добрая появилась банда, совершавшая
погромы. Участники конференции были вынуждены прекратить заседания. Однако они успели выбрать двух
представителей, которым было поручено отправиться в Эрец-Исраэль в качестве посланников халуцим еврейских
колоний, чтобы изучить местные условия и подготовить почву для алии колонистов - членов Гехалуц. Однако
обстоятельства не позволили выбранным представителям отправиться в Эрец-Исраэль. [15]
Бавли вернулся в Царицын. На этот раз он покинул колонии навсегда, но связь со
своими товарищами-колонистами Хаим сохранял посредством почтовой переписки.
Шел 1920 г. За плечами членов царицынского отделения Гехалуц был двухлетний
опыт хахшары и жизни в коммуне. Настало время отправится в Эрец-Излаиль. Однако они быстро убедились в том,
что все выходы для них закрыты, что нет шансов покинуть Россию законным путем. Поэтому было решено искать
возможность перехода границы нелегально. В конце апреля 1920 г. к границе была послана группа из трех человек,
включая Хаим Бавли, чтобы исследовать возможность ее нелегального перехода. [16] Информацию о переходе границы
ждали не только в Царицыне, но и в Малой Сейдеменухе.
В обычное время такая поездка продолжалась бы три дня; но в царившей тогда
обстановке всеобщей неразберихи движение поездов было нерегулярным, их поезд время от времени останавливался
из-за неисправностей или нехватки горючего, и группа застревала на какой-нибудь заброшенной станции. Они
старались никому не показываться на глаза, потому что толпа кишела осведомителями. А у них не было документов,
свидетельствующий о том, что они посланы в район, примыкающий к границе, по заданию какой-нибудь
государственной организации. Путь в Эрец-Исраэль оказался трудным, опасным и долгим. Добравшись до реки Днестр,
по которой проходила граница с Румынией, группа была вынуждена задержаться. Пограничники обеих сторон убивали
перебежчиков на месте. Коммунисты видели в каждом, кто пытался покинуть советскую Россию, предателя и врага,
застрелить которого было добрым делом. Румыны видели в нем коммунистического шпиона. В любом случае надо было
долго ждать морозов, чтобы замерзла река и с помощью конрабандистов перейти ее. Хаим Бавли сообщил в Царицын и
в Малую Сейдеменуху, что несмотря на опасности и трудности, шансы на переход границы имеются и тысячи евреев, в
том числе многие члены Гехалуца, уже стекаются к румынской границе. Получив такое сообщение, халуцим Царицина и
Малой Сейдеменухи вскоре двинулись к румынской границе. Хаим и два его товарища, дождавшись замерзания Днестра,
перешли границу, и сразу же были арестованы. Шесть месяцев они просидели в военной тюрьме, выполняя там самую
грязную работу. После этого их освободили. Они вышли на свободу 1 мая 1921 г. Их скитания на этом не кончились.
Через Кишинев и Стамбул, через полтора года пути, 2 ноября 1921 г., группа прибыла к берегам Эрец-Исраэль.
[17], [18]
Первым поселением Хаима Бавли в Израиле был кибуц Дгания Гимел, расположенный на
южном берегу озера Кинерет. Затем он присоединился к группе, которая в 1922 г. из-за нехватки земли вышла из
Дгании Гимел и основала кибуц Гинегар в районе Назарета. Хаим был специалистом сельскохозяйственного производства.
Целеустремленно самостоятельно учиться он начал со времени подготовки к своей первой хахшаре, благодаря чему
приобрел сельскохозяйственные знания и навыки. Хаим посвящал свободное время самообразованию, изучал научную,
научно-популярную и учебную литературу. Кроме того, Хаим очень внимательно следил за событиями происходившими
в Эрец-Исраэль. Он уделял много времени общественной деятельности. Одним из первых Хаим вступил в организацию
"Товарищество квуцот". Это первая кибуцная организация, созданная в 1925 г. В нее вошли небольшие кибуцы, не
превышающей в своей численности 50 семей. Они принципиально занимались исключительно сельскохозяйственным трудом
и полагали, что только в таких малых коллективах можно сохранить демократические принципы самоуправления. Вскоре
Хаим стал одним из лидеров этой организации. [19], [20]
В 1931 г. Хаим Бавли командируется "Товариществом квуцот" в близкую по ментальности
молодежную сионистскую организацию "Гордония" в странах Балтии и Польши. Его миссия в этой организации заключалась
в подготовке членов "Гордонии" к алие. Хаим читал лекции о жизни движения "Товарищество квуцот" и страны в целом.
Многие молодые люди стекались, чтобы услышать его и обсудить общие проблемы. Миссия Хаима была успешной.
Репатриировавшиеся в Эрец-Исраэль члены "Гордонии" в 1930-е гг. влились в ряды квуцот, обеспечив необходимый
этим общинам импульс развития. Старые колонии пополнились новыми иммигрантами, а вскоре возникли и новые поселения.
[21], [22]
С 1934 г. Бавли занимал должность секретаря "Товарищества квуцот". С созданием
государства Хаим Бавли был приглашен в Министерство сельского хозяйства на должность руководителя отдела кормовых
культур и земледелия и проработал на этой должности около десяти лет. Но и после этого до своего последнего дня
он продолжил работать в сельском хозяйстве, отдавая все силы любимому делу. [23]

Хаим Бавли. 1947 г.
Хаим Бабли погиб в автомобильной катастрофе 11 декабря 1966 г. [24] Он внес
значительный вклад в создание Государства Израиль и в развитие его сельского хозяйства, ставшего высокоразвитой
отраслью страны.
Литература:
1. Мордехай Симхони. В еврейских колониях // Мы начинали еще в России (воспоминания). Библиотека Алия. 1983. С. 92.
2. Хаим Бавли (иврит). Издатель Гинегар. 1967. С. 11.
3. Яков Пасик. Данные о колониях Херсонской губернии // Электронный ресурс: https://evkol.ucoz.com/colony_kherson-2.htm
4. Список населенных мест Херсонской губернии. (По данным Всерос. сел.-хоз. переписи 1916 г.). Александрия:
Херсонская губ. земск. управа (Тип. Ф.Х. Райхельсона). С. 133.
5. Хаим Бавли (иврит). Издатель Гинегар. 1967. С. 11.
6. Весь Царицын. Справочник по гор.Царицыну и Царицынскому уезду. 1911. С. 36.
7. Хаим Бавли. В эпоху революционных перемен // Сб. воспоминаний "Мы начинали еще в России". Библиотека Алия. 1983. С. 183.
8. Там же. С. 184.
9. Мордехай Симхони. В еврейских колониях. С. 92.
10. Список населенных мест Херсонской губернии. С. 133.
11. Мордехай Симхони. В еврейских колониях. С. 92.
12. Там же. С. 92-93.
13. Там же. С. 93.
14. Mordekhai Simkhoni. Sdeh Menukha Ha'Ktana // Jewish Farmers in Russia Fields. Tel Aviv. 1965, p. 209.
15. Мордехай Симхони. В еврейских колониях. С. 94.
16. Хаим Бавли. В эпоху революционных перемен. С. 184.
17. Там же. С. 185-186.
18. Мордехай Симхони. В еврейских колониях. С. 95.
19. Niv ha-kevutsah (иврит). Том 16. Выпуск 1. 1952. С. 161.
20. Михаил Румер-Зараев. Воплощенные миражи. Сто лет кибуцного движения // Журнальный клуб Интелрос "Континент" №146, 2010.
21. Niv ha-kevutsah (иврит). С. 161.
22. Уолтер Лакер. История сионизма // Электронный ресурс: https://coollib.in/b/634190-uolter-laker-istoriya-sionizma/read
23. Niv ha-kevutsah (иврит). С. 161.
24. Газета "Лемархав" (иврит) 12.12.1966.
Впервые опубликовано
27.01.2025
|
Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по
адресу: ya.pasik@gmail.com Copyright © 2005
|