Яков Пасик
Сионисты Евзерихины (Евзори)
1. Евзерихины. Часть 1
Первым сионистом еврейских земледельческих колоний можно считать Моисея (Мойшу, Моше)
Евзерихина (משה יבזריכין). Он родился 19 ноября 1872 г. [1] в небольшом еврейском местечке Рясно [2], [3] Могилевской
губернии (ныне Могилевской области Республики Беларусь).
Отец Моисея был глубоко верующим иудеем, посвятивший свою жизнь изучению Торы и молитвам.
Семья Евзерихиных была многодетной. В ней родилось девять детей. Семеро выжили. Судьба была жестока к семье и обрекла
ее на жизнь в нищете. [4]
В четыре года Моше начал учиться в хедере (начальная еврейская религиозная школа). В шесть
лет он поступил в бейт-мидраш (место постоянного изучения Торы, обычно одновременно и синагога). Там он продолжал
обучение до десяти лет. К этому возрасту он овладел ивритом, идиш и русским языком. За короткое время он проявил себя как
одаренный ребенок. Моше обладал знаниями, которые поражали всех его слушателей и знакомых. Для Моше было вполне
естественно продолжить обучение в иешиве (высшее религиозные учебное заведение, готовившее раввинов). Но карьера раввина
его не привлекала. Он выбрал другой путь. Моше начал изучать общие науки: математика, география, история, литература и
др. Он прочитал множество книг и прессу, приходящую в Рясно. Чтобы изучить западную культуру, он выучил также английский
язык. Уровень его образования превысил уровень средней школы. Моше продолжал заниматься самообразованием и расширением
своего кругозора на протяжении всей своей жизни. [5]
В 1889 г. Моше начал самостоятельную жизнь. Свою преподавательскую деятельность он начал
обучением детей местного богатого еврея. Его деятельность была успешной. Весть об успехах Моше быстро распространилась не
только в Рясно, но и округе. Вскоре он был приглашен к богатому еврею в другом местечке. Там он проработал два с
половиной года. В 1893 г. Моше вернулся в Рясно и начал заниматься розничной торговлей в партнерстве со своим братом.
[6]
В 1894 г. Моше покинул Рясно и прибыл в Херсонскую губернию, где еврейские учителя из
Белоруссии или Литвы считались наиболее образованными. Моисей нашел работу в г. Николаеве, став домашним учителем детей
состоятельного еврея Шварца. В Николаеве М. Евзерихин узнал, что недалеко от города размещены еврейские земледельческие
колонии, где живут и трудятся еврейские крестьяне. Он не был знаком с этой категорией евреев и задумал ознакомиться с их
жизнью. Моисей решил уйти от Шварца и поселиться в еврейской колонии Большой Нагартав. За это намерение Шварц назвал
его народником - представителем движения "Народничество", существовавшее в Российской империи в 1860-1910-х гг. и
выступавшего за "сближение" интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве и мире.
[7], [8], [9]
Еврейская земледельческая колония Нагартав была основана в 1808 г. в Херсонском уезде
Херсонской губернии евреями Минской и Могилевской губерний. Колония располагалась на правых берегах реки Висунь и речки
(балки) Доброй. На противоположном берегу последней находился посад Березнеговатое. По имени речки Добрая колония
получила свое название на иврите "нагар тов" (река добрая или хорошая). В 1812 г. Нагартав был разделен на две колонии:
Большой и Малый (в одной версте от Большого). По переписи 1897 г. В обеих колониях было 1711 жителей, из них 1571 еврей
(91,8%). В Большом Нагартаве проживало 1450, а в Малом 261 человек. Березнеговатое по численности населению превышало
Б. Нагартав примерно в три раза. Б. Нагартав являлся административным центром еврейских земледельческих колоний
Херсонской губернии. В нем размещалось Попечительство по делам еврейских поселений Херсонской губернии. В 1850 г. там
же была создана Нагартавская окружная лечебница, обслуживавшая еврейские колонии. Это была первая сельская стационарная
лечебница в Херсонской губернии. В колонии работала государственная начальная школа, где преподавание велось на русском
языке. Таким образом Б. Нагартав был как бы столицей еврейских земледельческих колоний Херсонской губернии. Б. Нагартав
располагался в 71 версте северо-восточнее Николаева и 72 верстах северне Херсона. [10], [11]

Карта колонии Нагартав и посада Березнеговатое
В 1895 г., прибыв в Большой Нагартав, Моисей Евзерихин приступил к знакомству с жизнью и
бытом евреев-земледельцев. Они заметно отличались от тех евреев, которых он видел в его родном местечке и в других
местах. Физический труд на земле в течение многих десятилетий и улучшение питания изменили внешний облик
евреев-колонистов. Колонисты имели крепкий здоровый вид, загорелое лицо, мозолистые руки. Физически они не отличались
от крестьян вообще. В рабочие будни евреи-колонисты выглядели так, или почти так, как и окружающие крестьяне.
Евреи-земледельцы носили рубахи навыпуск, штаны и картузы. Рубаха, как правило, подпоясывалась поясом. В поле ходили
босыми закаленными ногами. Там же иногда носили лапти. Как правило, участки земли колонистов располагались вдалеке от
еврейской колонии. Евреи-колонисты выезжали в степь в субботу вечером или в воскресенье рано утром и часто работали там
целую неделю с рассвета до заката. Домой возвращались лишь в пятницу после полудня, чтобы встретить Субботу. [12],
[13]
Колонисты строго придерживались еврейских традиций. В дни еврейских праздников
большая и светлая синагога была заполнена людьми. Все были празднично одеты. Многие в черных кафтанах. На молодых одежда
современная, были и шляпы. Молодой хазан (певец псалмов) пел чистым приятным голосом. Колонисты с пониманием молились.
Возможно они знали тонкости религии меньше чем городские евреи, но заповеди исполняли строго. [14]
Колония и ее люди понравились Евзерихину. Он хотел остаться в Нагартаве. Однако найти там
работу по специальности ему не удалось. Он отправился в соседний посад. Там жили более богатые евреи: торговцы и
ремесленники. Один из них, узнав, что в Николаеве Моисей работал учителем у Шварца, нанял его учителем для своих детей.
Зарплата Евзерихина была приличной, а жилье и еда были не хуже, чем у Шварца в Николаеве. [15] Несмотря на переезд в
соседнее Березнеговатое, связь Евзерихина с нагартавцами не пострадала.
Чтобы знать о происходящих в мире событиях, Евзерихин, знавший возрождавшийся
древнееврейский язык иврит, подписался на еженедельную газету на этом языке "Ха-Цвира" (Время), а его друг учитель
нагартавской русской школы Давидовский - на еврейский еженедельный журнал на русском языке "Восход". Они начали
распространять новости еврейского мира в колонии Нагартав. Помогал им в этом богатый колонист Йоэль Берхман. Евзерихин
и Давидовский рассказывали ему новости, а Берхман собирал в свое дворе колонистов и умело пересказывал им все, что
услышал от учителей. Круг слушателей вокруг Берхмана быстро вырос. О ситуации в колонии Берхман говорил: "Колония
изменилась. Мы больше не будем оставаться в неведении". Иногда на исходе субботы возле его дома собиралось больше людей,
чем в синагоге. [16]
Постепенно к Евзерихину и Давидовскому стали присоединяться молодые грамотные евреи из
колонии и поcада. Образовалась возглавляемая М. Евзерихиным группа, которая в 1897 г. состояла из 10 человек. В это
время группа собрала по 10 руб. с каждого своего члена и подписалась на газеты и журналы на русском, иврите и идише.
Сто рублей были тогда солидной суммой. Объем получаемых изданий был большим. В результате колония Нагартав приобрела
связь с миром новостей. Все, кто интересовался и умел читать, получили доступ к прессе в соответствии со своими
способностями и пониманием. [17]
В 1897 г. М. Евзерихин взял временный перерыв в преподавании и поехал навестить свою семью
в Рясно. Оттуда в конце того же года он прибыл в Одессу. Накопленные средства позволили ему заняться в Одессе повышением
своей педагогической квалификации. Моисей окончил официальные курсы повышения квалификации учителей и получил лицензию на
открытие начальной школы. В Одессе тогда сосредоточились лучшие духовные силы российского еврейства. Там он познакомился
с идеями сионизма, встречался с местными сионистами, слушал их захватывающие речи в синагоге "Явне", которая была центром
сионизма в городе. В то время в Одессе много внимания уделялось возрождению иврита. Местные учителя разработали новый
метод обучения детей, получивший название "иврит на иврите". Суть метода заключалась в том, что на уроке учитель и
ученики говорят только на иврите. Посещая "сионистский хедер", Моисей освоил это метод. Вернувшись в 1899 г., он открыл
школу, в которой ученики из колонии и посада изучали иврит с помощью этого метода, а также общеобразовательные предметы.
[18], [19]
Евзерихин присоединился к сионистскому движению. Он распространял сионистские идеи среди
евреев Нагартава и Березнеговатого. Моисей содействовал приезжим сионистским активистам. После приезда одного из
руководителей сионистской организации "Ховевей Цион" (иврит -любящие Сион) Зеева (Владимира) Темкина и его речей была
основана первая в еврейских колониях сионистская организация "Ахават Цион" (иврит - любовь к Сиону), в состав которой
вошли жители Нагартава и Березнеговатого. Успехам сионистского движения в Нагартаве и Березнеговатом способствовал
погром в этих населенных пунктах, произошедший в 23 апреле 1899 г. Одним из его последствий было резкое усиление
интереса евреев к идее возвращения на историческую родину и созданию там своего государства, в котором погромы и
другие ужасы будут невозможны. Руководителем созданной организации был избран Йоэль Берхман, а секретарем - Моше
Евзерихин, курировавший идеологическую работу организации. Собрания организации проводились еженедельно на исходе
субботы. Собирались в разных местах, чаще всего в школе Евзерихина. Помимо постоянных членов, приходили и другие евреи,
которые хотели послушать, о чем говорят сионисты. Основным оратором и пропагандистам был Моисей Евзеризин. В 1900 г.
на собрания сионистов приходило примерно 25 человек разных возрастов. Люди жаждали новостей и знаний. Было решено
создать библиотеку с читальным залом. Для этого Берхман бесплатно предоставил большой зал, занимавший почти половину
его просторного дома. Помещение было чистым и и хорошо отапливалось зимой. На членские взносы были приобретены книги
и оформлена подписка на периодические издания. Библиотека объединяла немногочисленную интеллигенцию колонии и молодое
поколение, жаждавшее общения с интеллектуальным миром. Во дворе Берхмана был большой амбар, где местные любители
давали театральные представления и устраивались литературные балы. Доходы от этих мероприятий использовались для
пополнения библиотеки. Она стала важным элементом местной общественной жизни и сионистской деятельности. Сионисты
надеялись, что их организация продолжит расширяться, но этого не произошло. В какой-то момент один из колонистов
отправился к Любавичскому Ребе за благословением и советом. В ходе встречи колонист рассказал о происходящих в колонии
событиях, в том числе, о деятельности сионистской организации. Ребе был потрясен этой новостью и немедленно послал
письмо своим последователям в Нагартаве. В нем он предостерегал колонистов от влияния сионизма на их жизнь и уведомил
их о том, что сионизм неприемлем для любого благочестивого еврея. Ребе запретил колонистам устанавливать какие-либо
контакты с этим светским и вредным движением. Это письмо напугало людей. Некоторые из членов организации вышли из ее
состава, количество посещающих собрание резко уменьшилось. Моисей Евзерихин лишился возможности преподавать. Однако
деятельность организации продолжилась, но до революции 1917 г. она носила ограниченный характер. [20], [21]
После возвращения из Одессы Моисей женился. У него с женой Батьей было семеро детей:
Зрубавель родился в 1900 г., Иегудит - 1902, Беньямин - 1905, Иегуда-Лейб (Левка) - 1908, Миреле - примерно 1910,
Лея - 1914 и Давид (Додик) - 1915. [22], [23] Обучение они начинали дома у отца, затем учились в начальной школе при
колонии и по книгам. Только Зрубавелю и Иегудит удалось продолжить образование. Они же вначале стали лидерами местной
сионистской молодежи, а затем известными сионистскими активистами России и Израиля. Сионистами выросли и следующие
по возрасту дети Беньямин и Иегуда. Моисей (Моше) Евзерихин стал родоначальником известного нагартавского клана
сионистов.
Семья Евзерихиных жила попеременно в колонии и посаде. Глава семьи сначала зарабатывал
на жизнь как учитель, но в 1908 г. у Моше отозвали лицензию на преподавание, поскольку его обвинили в подрывной
деятельности против царского режима. Это было наказание за его сионистскую деятельность. Поэтому он был вынужден
сменить образ жизни и решил заняться торговлей зерном. Через два года стало ясно, что этот вид деятельности не приносит
ожидаемого результата. Тогла Моше открыл магазин аптекарских товаров, галантереи, одежды и пр. Это бизнес принес его
семье финансовое благополучие. Моше стал известной и уважаемой фигурой в Березнеговатом и Нагартаве. [24] Евзерихины
жили в относительно богатом доме, атмосфера которого характеризовалась фразой "не хлебом единым жив человек". Сюда
приходили местные жители и приезжие из других мест. Сидя под большим портретом знаменитого сиониста Теодора Герцля,
обсуждали вместе события в стране, в мире и Эрец-Исраэль (иврит - Земля Израиля). [25]
В феврале 1917 г. в России произошла революция. Царизм пал. Революционная эйфория
охватила страну. Люди целовались на улицах. В городах и селах проходили огромные собрания и митинги. Моисей Евзерихин
был среди ораторов в Нагартаве и Березнеговатом. Наступила весна. Сионистская деятельность процветала. Февральская
революция застала старших детей Евзерихиных в губернском городе Херсоне. Зрубавель (экстерном) и Иегудит сдавали
выпускные экзамены в гимназии. После этого они возвратились домой. Молодые люди были полны впечатлений и рассказов о
большой новой волне в еврейской жизни в Херсоне. Тем временем ухудшилась экономическая ситуация и положение на фронте.
Народ уже устал от войны. Возобладали нервозность и неуверенность. Начал прорастать антисемитизм. [26], [27]
Пришедшее в колонию известие о Декларации Бальфура (письмо министра иностранных дел
Великобритании Артура Бальфура от 2 ноября 1917 г.) было принято с восторгом. В доме Евзерихиных собралось много
людей, и декларация была зачитана вслух из газеты, пришедшей из Одессы. Люди плакали от радости; раздавались призывы
к победе Англии, тем самым приближая мир и давая возможность нашему народу присоединиться к строителям национального
дома. Моисей Евзерихин уже обещал своим младшим детям, что они будут учиться в школе в Эрец-Исраэль. [28]
Осенью 1917 г. население Нагартава поразила тяжелая эпидемия тифа, не обошла она
стороной и семью Евзерихиных. Зрубавель был смертельно болен и чудом выжил. Болезнь лишила его возможности начать
учебу в университете. [29] Его сестре это удалось, она поступила в Херсонский сельскохозяйственный институт. Однако
учеба в связи с началом в конце 1917 г. Гражданской войны завершилась через несколько месяцев. Иегудит опять пришлось
вернуться в колонию. [30]
Гонения и погромы, пережитые евреями во время Гражданской войны, значительно ускорили
сионизацию евреев, в первую очередь еврейской молодежи 1895-1900-х гг. рождения. Десятки тысяч юношей и девушек
вступили в сионистскую организацию Гехалуц (иврит - первопроходец, пионер), целью которой была подготовка еврейской
молодежи к поселению в Эрец-Исраэль (Палестине). Эти юноши и девушки стремились к скорейшему прохождению хахшары (иврит -
подготовка), которая заключалась в предварительной специальной подготовке молодежи для сельскохозяйственной работы в
Палестине. [31]
Большую роль в подготовке будущих халуцим (иврит - пионеры освоения и заселения земель
Эрец-Исраэль) сыграли еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии. Центру движения Гехалуц удалось направить
многих своих членов в эти колонии для хахшары. В 1918 г. в Нагартав прибыли 20 молодых людей из Кременчуга (город в
250 км северо-западнее Нагартава), среди них было несколько девушек. Местные сионисты поместили их на первое время в
единственном доступном общественном месте – в библиотеке. Когда Евзерихины узнали об этом, они первым делом собрали
все продукты, которые были у них дома, и отвезли им приехавшим. Позже Моисей Евзерихин и некоторые другие нагартавцы
убедили состоятельных колонистов взять приехавших на работу. Это было нелегко сделать. За исключением нескольких
семей, которые были близки к сионистской идее и которые охотно приняли это бремя, остальные были обеспокоены тем
фактом, что "белоручки" не смогут отработать предоставленные им кров и пропитание. [32], [33]
Началась первая (в 1919 г. была вторая) многомесячная хахшара в Нагартаве. Между
прибывшими и местной молодежью быстро завязались дружеские отношения. Они быстро объединились и сформировали единую
группу. Среди лидеров группы были Зрубавель и Иегудит, имевших солидное образование. Члены группы в свободное время,
чаще всего в Шаббат (Субботу) собирались вместе и обсуждали сионистские, поступавшие из центра Гехалуц, и другие
новости. Мест встреч было несколько. Чаще всего собирались в доме Евзерихиных. Целые ночи проходили в бурных дебатах
о будущем Эрец-Исраэль, о путях его строительства и способах совершения алии (иврит - возвращение на историческую
родину). Параллельно этому проходило изучение иврита. Много встреч проходило в местном парке. Это было искусственное
древесное насаждение на территории колонии Нагартав. Его площадь составляла 10 га. Вероятно, парк никогда не знал
такой радости и пения, как во время пребывания в колонии халуцим. [34], [35]
Успехи сионистов позволили им в первой половине лета 1918 г. в оккупированном
австрийскими войсками Херсоне провести губернский съезд, в котором наряду с херсонскими сионистскими организациями
приняли участие организации еврейских земледельческих колоний. [36] Сионистов Нагартава на съезде представлял
Моисей Евзерихин.

Моисей (Моше) Евзерихин-Евзори
Дом Моисея Евзерихина стал местом встречи интеллектуалов и молодежи еврейских колоний,
стремившихся эмигрировать в Эрец-Исраэль. Теперь чаще приходили не к хозяину Моисею Евзерихину, а к его детям
Зрубавелю и Иегудит. Они обсуждали прежде всего вопросы сионистского движения в колониях. Бывал у Евзерихиных и
сионист из колонии Малая Сейдеменуха Мордехай Весельницкий, с которым на съезде в Херсоне познакомился Моисей.
Завязавшиеся дружественные отношения между Мордехаем и Иегудит со временем переросли в любовь. В этой обстановке
росли двое следующих детей Моисея: Беньямин и Иегуда. Они слушали и запоминали сионистские дебаты. [37], [38]
Зрубавель и Иегудит знали, что они отличаются от обычных коренных жителей колоний,
поскольку они не были крестьянами, и они решили обучаться сельскохозяйственному труду самостоятельно. Это было
невозможно сделать в Нагартаве. Там не было колонистов, готовых нанять на изнурительную работу ребенка уважаемого
Моше Евзерихина. Поэтому Зрубавель отправился в Малую Сейдеменуху, а Иегудит - в Романовку. [39]
Тем временем закончился 1918 г. Окончание Первой мировой войны в ноябре 1918 г.
привело к завершению немецкой и австро-венгерской оккупации территории Украины. Это резко ухудшило ситуацию.
Значительно выросло количество еврейских погромов и других антисемитских акций. Долгое время самообороне Нагартава,
состоявшей в основном из вернувшихся с фронта солдат и присоединившихся к ним сионистов, удавалось предотвращать
погромы. Однако летом 1919 г. большой банде погромщиков удалось разгромить самооборону колонии. Страх охватил
жителей Нагартава. Через несколько минут все, у кого была возможность, погрузили семьи на повозки и умчались в
еврейскую колонию Добрая, расположенную в 30 км западнее Нагартава. Братья Беньямин и Иегуда (Левка) Евзерихины,
которые в это время не находились дома, были подхвачены знакомыми и покинули с ними Нагартав. Бандиты догнали часть
убегавших колонистов и привели их обратно в колонию. Они убили 12 евреев, ограбили содержимое домов и наложили
большой денежный штраф, который был уплачен с помощью евреев посада. Братья вернулись домой через три недели. Кругом
шли бои. Препятствий было много. Дома их встретили так, словно они воскресли из мертвых. [40]
Положение в доме Евзерихиных после погрома было относительно быстро восстановлено до
уровня, который существовал до погрома. Дом продолжал оставаться центром сионистских собраний. Визиты людей из
соседних еврейских колоний продолжались, и все надеялись на лучшие времена. [41]
В последние дни января 1920 г. в Нагартаве была окончательно установлена советская
власть. После этого частная торговля была запрещена и товарно-денежные отношения свернуты. Сложилась крайне сложная
социально-экономическая ситуация. Положение Евзерихиных резко ухудшилось. Они были вынуждены, не имея необходимых
знаний и опыта, заняться земледелием. Недостатка в земле не было. Рядом с колонией находились брошенные помещичьи
поместья. Евзерихины купили все необходимое для работы на земле. Кроме активного участия всех Евзерихиных, прежде
всего сыновей Зрубавеля, Беньямина и Иегуды, Моисею пришлось привлечь наемных работников и консультантов. Благодаря
серьезным вложениям, урожай, полученный Евзерихиными в 1920 г., был очень хорош. [42]
В 1920 г. взрослые дети Евзерихиных вступили в брак.
20-летний Зрубавель женился на Симе Моисеевне Крымской (1897-1975). Он познакомился с
Симой в Нагартаве, куда она прибыла из Кременчуга для прохождения хахшары. [43]
18-летняя Иегудит вызла замуж за Мордехая Весельницкого (1895-1982), руководителя
сионистской организации еврейской колонии Малая Сейдеменуха. Она стала местом жительства новой семьи. Зять стал
частью расширенной сионистской семьи Евзерихиных и участвовал в ее делах. Стали нормой взаимные визиты и усилилось
сотрудничество в сионистском движении. Евзерихины ценили М. Весельницкого как убежденного сиониста и знающего свое
дело колониста, владевшего чрезвычайно необходимыми для алии сельскохозяйственными знаниями и опытом. [44]
2. Первая попытка Евзерихиных добраться в Эрец-Исраэль
Гражданская война принесла огромные бедствия для еврейского населения. В результате
погромов на территории Украины сотни тысяч евреев были убиты, ранены и изнасилованы. Большевистская революция
привела к катастрофическому ухудшению экономического положения еврейских общин. Потеряв средства к существованию,
евреи бедствовали на территории, находившейся под контролем советской власти. Погромы и бедствия усилили стремление
среди евреев покинуть страну. Однако советское правительство запретило гражданам покидать границы страны. Оставался
нелегальный путь. К западным границам устремились тысячи еврейских беженцев из городов, местечек и земледельческих
колоний. Вместе с этим потоком румынскую, польскую, литовскую и латвийскую границы переходили сионисты, которые с
большим трудом и с опасностью для жизни добирались в Палестину. Многие из них в пути оказывались совершенно нищими,
им приходилось зарабатывать по дороге деньги, чтобы продолжать свой путь. Для перехода границы беженцам доводилось
пользоваться услугами контрабандистов, безжалостно грабивших их. Пограничники обеих сторон жестко расправлялись
с перебежчиками. Большевики видели в каждом, кто пытался покинуть Советскую Россию, предателя и врага, застрелить
которого было добрым делом. Немало людей погибли от пуль пограничников или проваливались под лед на пограничных
реках. С другой же стороны границы усматривали в беженцах коммунистических шпионов. Их часто арестовывали местные
власти. Зачастую на такой путь уходили многие месяцы, а порой и годы. [45], [46]
В этот непростой период решение совершить в ближайшее время алию было принято группой
халуцим еврейских колоний Малая Сейдеменуха и Нагартав, а также примкнувшими к ним жителями Херсона и Кременчуга.
Вначале группа собирала информацию о возможности выезда из страны. Через некоторое время стало известно, что
несмотря на опасности и трудности, шансы на переход границы имеются и тысячи евреев, в том числе многие сионисты,
уже стекаются к румынской границе. Получив такое сообщение, группа на Хануку (еврейский праздник в первой половине
декабря) 1920 г. отправилась в дальний нелегкий путь, на котором их ожидали многие беды. Руководителем группы был
Мордехай Весельницкий. Рядом с ним была его жена Иегудит. Было решено добраться до румынской границы на телегах,
запряженных лошадьми, с намерением продать их там и полученными деньгами расплатиться с контрабандистами за переход
границы. Перед дорогой группа сосредоточилась в Малой Сейдеменухе. Выехали ночью, чтобы не привлекать внимания к
отъезду. Первой остановкой была колония Нагартав, где к группе присоединились Зрубавель Евзерихин с женой Симой и
младшим братом Беньямином (Нюмкой). Свой вклад в это мероприятие внес Моисей Евзерихин. Он купил трех лошадей и
повозку. Он также добыл необходимые командировочные документы для всей группы через знакомого – главу местного
Совета. На выезде из Нагартава отъезжавшие попрощались с местом своего детства и юности и отправились в долгий и
опасный путь на историческую родину. Преодолев более 400 км, она в составе 14 человек на трех телегах благополучно
прибыла в Рыбницу, город расположенный на левом берегу Днестра. По этой реке тогда проходила граница с Румынией, но,
несмотря на большие усилия, им не удавалось пересечь ее в течение многих месяцев. Они остановились в с. Воронково,
примерно в 12 км юго-восточнее Рыбницы. Найти работу было трудно. Группа страдала от нехватки продовольствия,
болезней и опасностей, связанных с попытками нелегального ухода их страны. По этим причинам домой были отправлены
младший брат Мордехая Ишаягу и Беньямин Евзерихин. В это же время тяжело заболела жена Зрубавеля. Этой семье
пришлось отказаться от намеченной цели и вернуться в Нагартав. В конце концов оставшимся членам группы удалось
перейти границу. На территории Румынии они были арестованы полицией. Местные сионисты добились их освобождения.
Около семи месяцев продолжался их путь. В июле 1921 г. группа прибыла в заветный Эрец-Исраэль. Там Весельницкие
поменяли фамилию на близкую по смыслу ивритскую фамилию Симхони (שמחוני) (происходит от ивритского слова "симха" -
"веселье"). [47], [48], [49], [50], [51]
3. Судьба Иегудит Евзерихиной-Симхони
Помощь семье Симхони на первом этапе абсорбции в Эрец-Исраэль оказал Израиль Бецер
(1883-1963). Он родился и вырос в еврейской земледельческой колонии Нагартав. Бецер был учеником Моше Евзерихина и знал
его семью. Вместе со своей семьей Бецер в 1905 г. эмигрировал в Аргентину, а затем в 1907 г. приехал в Палестину. Там
он стал активистом сионистского поселенческого движения. Бецер устроил Мордехая и Иегудит на работу и временное
проживание на экспериментальной ферме в Мерхавии. Он и опекаемая им семья Симхони в сентябре 1921 г. вошли в состав
основателей мошава Нахалаль. Симхони, как и другие семьи основатели мошава, получили 10 гектаров земли. Однако пройдет
еще несколько лет прежде чем появилась возможность зарабатывать на жизнь урожаем своей земли. А пока приходилось
добывать средства любой работой, которую можно было получить, в основном, за пределами мошава. В первое время семья
жила в палатке. С течением времени Симхони построил первый дом, состоящий из двух небольших комнат. Серьезным бедствием
в мошаве, как и по всей стране, была малярия, которая не обошла стороной и семью Симхони. 10 лет провели Мордехай и
Иегудит в Нахалале. Там у них родились трое детей. Там они успешно развивали свое хозяйство. [52], [53], [54]
Находясь в Нахалале, Мордехай и Иегудит поддерживали контакты с родственниками и
земляками. В течение многих лет они работали над получением десятков разрешений на их въезд на территорию Подмандатной
(находившуюся в 1922-1948 гг. под управлением Великобритании в рамках мандата Лиги Наций) Палестины. [55] Несмотря на
введение ограничений властями Палестины, алия
продолжилась. В 1924-1927 гг. удалось репатриироваться многим родственникам и друзьям Симхони. В их репатриации и
укоренении в стране большая заслуга Мордехая и Иегудит. Они приезжали в Хайфу на своей повозке, чтобы в порту встретить
прибывших и доставить в Нахалаль. Они размещали их в своем доме, который для этого пришлось расширить, добавив
дополнительную площадь. Недостаток работы в стране в то время был велик. Только некоторым из прибывших удалось
относительно быстро получить работу. Мордехай и Иегудит делились с нуждающимися всем, что у них было. [56] Всего через
дом Симхони в Нахалале прошли 43 репатрианта. Узнав о приеме десятков репатриантов, у отца Иегудит, находившегося в
Нагартаве, сложилось представление, что семья Симхони обладает большим поместьем, в котором одновременно проживают и
содержатся более 20 человек. В 1931 г. Симхони покинули Нахалаль. В начале они жили в кибуце Тель-Йосеф, а затем в
кибуце Гева. [57], [58]
Иегудит с 1925 г. активно занималась общественной деятельностью. Она работала над
продвижением прав женщин. Это направление было основным на протяжении всей ее общественной и политической жизни. ️Она
была одним из основателей журнала "Давар ха-Поалот", первого женского ежемесячного издания в Израиле, и его
редактором на протяжении многих лет. В этот период она начала интегрироваться в деятельность израильской левой
политической партии Мапай и уже в конце 1930-х гг. стала известной фигурой в ее верхушке. ️С обострением отношений
еврейских поселений с британским руководством ее включали в состав важных дипломатических миссий в Англии, США и
Канаде, а также в Билтморской конференции 1942 г. В 1944 г. Иегудит была избрана депутатом Законодательного собрания
Британской Палестины. С началом Войны за независимость она вступила в ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) и помогла
основать там штаб-квартиру женского корпуса. ️С созданием государства Израиль Иегудит была избрана в первый Кнессет от
партии Мапай, пока не ушла в отставку в 1951 г. по семейным обстоятельствам. В 1955 г. она вернулась к общественной
жизни и заняла видную роль в руководстве израильского профсоюза Гистадрут. Иегудит любила и заботилась о своих детях
и внуках, была преданной своей большой семье. Однако судьба не благоволила ей, беды постигли ее дом: дочь Рони Гефен
(Симхони) (1924-1954) умерла от рака; сын Асаф Симхони (1922-1956), бригадный генерал, командующий Южным округом
Армии обороны Израиля погиб во время Суэцкой компании в авиационной катастрофе; внук, сын Асафа, Авнер Симхони
(1948-1968) погиб во время войны на истощение между Израилем и Египтом. Обладая огромной душевной силой, Иегудит
приняла веление судьбы и продолжила действовать. В начале 1970-х гг. она ушла из общественной жизни и занимала
различные должности в кибуце Гева до своей смерти в 1991 г. [59], [60]
4. Судьба Зрубавеля Евзерихина
После неудачной попытки совершить алию, у Зрубавеля возник новый план - отправиться в
Крым, затем на рыбацких лодках попытаться добраться до Румынии или Турции, а оттуда - в Эрец-Исраэль. К нему
присоединились несколько человек. В конце 1921 г. группа двинулась в Крым. Однако и эта попытка для Зрубавеля была
неудачной. В 1921 г. в Крыму, в Северном Причерноморье и в других местах начался массовый голод. От него в стране
умерли миллионы человек. Группе не удалось выбраться из Крыма. Было съедено все, что у них было с собой. Группа не
смогла найти другие способы прокормить себя. Опухшие от голода Зрубавель и его жена с большими трудностями вернулись
домой в Нагартав. [61], [62]
Вторая неудача положила конец попыткам Зрубавеля совершить алию. Отныне он отдавал все
силы для работы в сионистском движении внутри страны. За эту деятельность в 1922 г. его впервые арестовали и на
короткое время заключили в херсонскую тюрьму. Примерно через месяц он был освобожден. В этом же году у Зрубавеля и
Симы родилась дочь Мириам (названа в честь умершей Миреле, сестры Зрубавеля). Вскоре Зрубавель был призван Гехалуцем
для работы в его отделениях по всей стране. Он покинул Нагартав. Со временем Зрубавель и Сима разошлись. Она с дочерью
и уже с другим мужем совершили алию. [63], [64]
Вначале Зрубавель работал в гехалуцианском огородном хозяйстве "Гаганон" (иврит -
огородник, садовник) в Одессе. Он быстро проявил себя способным организатором. Одесский центр Гехалуц делегировал
Зрубавеля Евзерихина на апрельский пленум 1923 г. Гехалуц в Москве, где представлял еврейские колонии Херсонщины. На
пленуме он был избран членом Центрального комитета (на иврите "мерказ"), состоящего из девяти человек. С апреля 1923 г.
Зрубавель Евзерихин стал одним из лидеров Гехалуц. [65]
В августе 1923 г., в Гехалуц произошел раскол на левую и правую фракции. Левая фракция
Гехалуц, разделявшая идеологию классовой борьбы и коммунистического коллективизма (коммуна, кибуц и др.) временно
получила легальный статус и была зарегистрирована. З. Евзерихин продолжал оставаться членом мерказа. Он был одним из
руководителей легального (левого) крыла организации Гехалуц. Будучи членом мерказа Зрубавель работал в Киеве, Крыму,
Москве, Ленинграде и многих других местах. [66] Редкие письма позволяли семье следить за перемещениями Зрубавеля. В
начале 1924 г. он на два дня заехал домой в Нагартав. Эти два дня стали праздником для Евзерихиных и местных сионистов,
которые жаждали информации из центра. Родители пытались убедить Зрубавеля покинуть страну, пока еще была такая
возможность. Но он считал, что его отъезд будет дезертирством. Это был последний раз, когда Евзерихины, кроме матери,
видели его в последний раз. [67]
Несмотря на легальный статус, советские власти вскоре начали преследовать левый Гехалуц.
В 1926 г. преследование усилилось. Под удар попал сам ЦК движение Гехалуц, его ведущие работники. Постепенно движение
было полностью искоренено. З. Евзерихин был арестован в ночь на 17 марта 1926 г. 26 марта 1926 г. он был приговорен к
заключению сроком на три года. Зрубавель стал одним из самых известных "узником Сиона" в Советском Союзе. Он отбывал
заключение в политизоляторах Челябинска, Верхнеуральска (ныне город в Челябинской области) и Нижнеуральска (ныне
Уральск в Казахстане). [68]
Зимой 1926-1927 гг., проделав тяжелый путь, мать Зрубавеля навестила его в Верхнеуральске.
Она попрощалась с сыном перед отъездом из страны. [69]
После отбытия срока заключения З. Евзерихин был отправлен в ссылку на крайний север, в
селение Толстый нос Красноярского края. [70] Селение находилось примерно в 550 км севернее полярного круга и было
известно особо суровыми условиями проживания. Со временем он был переведен на 680 км южнее в Туруханск того же
Красноярского края. Находясь в Туруханске, в 1932 г. он второй раз женился. Его женой стала Гинда Боруховна Малкова,
участница сионистского движения. Она была арестована и приговорена к трем годам политизолятора (1924-1927), после
отбытия заключения находилась в ссылке. Вскоре у Зрубавеля и Гинды родилась дочь названная в память об умершей матери
Зрубавеля Батьей. Во время борьбы с холерой в Туруханске в 1935 г. врач Малкова скончалась. Желая спасти дочку,
Зрубавель передал ее семье своей покойной жены в Ленинград, где дочь вскоре тяжело заболела и умерла. Зрубавель выпил
всю чашу страданий в одиночестве. Он переселился в Красноярск, а затем в Иваново, где работал плановиком-экономистом
"Маслопрома". Зрубавель Евзерихин был арестован 14 декабря 1937 г. Приговорен Военной коллегией Верховного суда 15
сентября 1938 г. по обвинению в участии в контрреволюционной организации к высшей мере наказания. Расстрелян в тот же
день. Захоронен в Бутово-Коммунарке. Реабилитирован 06.05.1992. [71], [72], [73], [74], [75]
5. Евзерихины. Часть 2
В 1921–1923 гг. Украину охватил голод, вызванный засухой, послевоенной разрухой,
политикой хлебозаготовок (продразверстка) и чрезмерным вывозом хлеба за пределы Украины. Катастрофа не миновала колонию
Нагартав. Поля и луга представляли ужасную картину. Озимые и яровые посевы зерновых культур выгорели, не налившись
зерном. Не уродился картофель. Пересохшие пастбища не смогли прокормить скот. Коровы перестали давать молоко. Не было
зерна, не было сена, не стало соломы. Евреи-колонисты голодали. К счастью Евзерихиных собранный ими в предыдущем году
урожай не был полностью израсходован. Это улучшало их положение во время голода. [76]
В дополнение к голоду Украину поразила эпидемия тифа. Недоедание и плохие санитарные
условия снижали способность людей противостоять эпидемии, которая наносила ужасные потери. Пятеро детей Евзерихиных,
проживавших вместе с ними, зимой 1920 г. заболели тифом. Болели в течение полутора месяцев. 10-летняя дочка Миреле
умерла, остальных удалось спасти. [77], [78]
В январе 1922 г. смертность от голода приобрела массовый характер. Большевистские власти
обратились за помощью к международному сообществу. Как следствие, была создана широкая сеть гуманитарных учреждений,
способных спасти жизнь многих людей. Американская администрация помощи (АРА) предоставила наибольшую долю помощи. Она
действовала в тандеме с Американским еврейским объединенным распределительным комитетом (Джойнт). [79] В 1922 г. Джойнт
начал самостоятельную работу. Его помощь была направлена прежде всего на еврейское население. [80] Авторитетный
Моисей Евзерихин стал представителем Джойнта в Нагартаве. В колонии была открыта бесплатная столовая для голодающих.
Жена Моисея Батья работала там поваром. В 1922 г. Евзерихины получили неплохой урожай на своем участке. В этом была
заслуга 17-летнего Беньямина и 14-летнего Иегуды. Благодаря активной помощи международных организаций к концу 1922 г.
массовый голод в колонии в основном был преодолен. С 1923 г. началось восстановление хозяйств евреев-земледельцев.
[81]
6. Судьба Беньямина Евзерихина-Евзори
В 1923 г Беньямин решил отправиться в одну из ферм Гехалуц. Отец пытался убедить его не
покидать семью в такое тяжелое время, но он был тверд в своем решении, полагая, что это был единственный шанс совершить
алию. Беньямин с преобретенными в Нагартаве знаниями и опытом сельскохозяйственной деятельности был востребован
Гехалуцем. Такие люди требовались для обучения далеких от сельского хозяйства халуцим. [82]
Беньямин начал свою деятельность в Гехалуце с сельскохозяйственной фермы в Одессе.
В 1924 г. он женился на одесситке Риве. Она родилась в богатой семье, получила хорошее образование, присоединилась
к движению Гехалуц и прошла курс хахшары. Из Одессы Беньямина перевели в Минск для участия в халуцийской работе в
Белоруссии, а в 1926 г. - в Москву. Там он был арестован и находился в заключении. При вмешательстве людей Агро-Джойнта
(благотворительная организация, созданная Джойнтом для оказания помощи еврейским земледельческим поселениям в СССР)
Бнньямин в 1928 г. был освобожден и выслан из страны "без права возвращения на территорию СССР". [83], [84]
Прибывшие в Эрец-Исраэль Евзерихины сменили фамилию на укороченную - Евзори.
Эту фамилию впоследствии приняли и другие Евзерихины. Первые четыре года в Эрец-Исраэль Беньямин и Рива Евзори жили в
кибуце Тель-Йосеф. Жизнь была сложной. Рива пережила тяжелый кризис и даже подумывала вернуться в СССР. В 1932 г. Евзори
покинули кибуц. Они жили в районе Мертвого моря, затем в Тель-Авиве и Хайфе. Беньямин работал слесарем. В 1938 г. он был
призван на офицерскую должность в постоянный аппарат Хаганы (еврейская военная подпольная организация). В 1942 г. семья
Евзори решила отказаться от городской жизни и присоединилась к кибуцу Афиким. Именно здесь она укоренилась. Во время Войны
за независимость Беньямин руководил районом Афиким. Беньямин Евзори умер в Афикиме в 1975 г., оставив жену и троих детей.
[85]
7. Судьба Иегуды Евзерихина-Евзори
В 1923 г. почти все сионисты покинули колонию. Большинство из них отправились на фермы
хахшары, а другие - в города на учебу. Сионистских организаций в колонии не было. Большая часть местной молодежи была
вовлечена в деятельность комсомола. В это время в колонию прибыл посланник, который по рекомендации Зрубавеля обратился
к 15-летнему Иегуде (Левке) Евзерихину с просьбой помочь создать в колонии отделение Сионистско-социалистического
союза молодежи "Югенд Фербанд" (сокращенно Югенд), молодежного крыла Партии сионистов-социалистов (ПСС, известную
также как ЦС). ПСС и Югенд вели борьбу за алию и демократию, выступали в защиту экономических, социальных и национальных
прав российского еврейства, создавали культурные ассоциации, пропагандировали идеи сионизма и немарксистского социализма,
для чего использовались как любые легальные возможности, так и нелегальные методы. Обсуждение просьбы длилось всю ночь.
Иегуда принял предложение. Затем посланник отвез Иегуду в другие колонии для встречи с представителями существующих
отделений, чтобы узнать, как можно начать создавать отделение в Нагартаве. Вернувшись в свою колонию Иегуда и его друзья
принялись за создание организации. Основой вербовочной деятельности были те немногие молодые сионисты, оставшиеся в
колонии, и их младшие братья и сестры. Вскоре отделение было создано, оно действовало в подполье. Со временем отделение
разраслось и состояло из трех групп общей численностью 50–60 человек. Каждая группа проводила две встречи в неделю.
Созданное отделение возобновила в колонии движение Гехалуц. Югенд и Гехалуц объединяло стремление совершить алию. Со
временем наладились связи с отделениями Югенд в других населенных пунктах. Оттуда в Нагартав поступали учебные материалы
и другая информация. Деятельность отделения стала известна в центрах Югенда. Иегуда был выдвинут представителем юга
страны на съезд Сионистской социалистической партии и союза молодежи Югенд, но съезд не состоялся из-за волны массовых
арестов активистов этих организаций по всей стране. Наличие в Нагартаве относительно крупной сионистской организации
привлекли внимание эмиссара Гехалуц Иегуды Копелевича (Альмога), который приехал в Россию с Давидом Бен-Гурионом на
Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно‑промышленную выставка в Москве, а затем продлил свой визит. Прибыв в
1924 г. в колонию, он рассказал о происходящем в Эрец-Исраэль и поделился прогнозами на будущее. [86], [87]
Активисты Югенда повсеместно подвергались арестам. Но и в этих условиях отделение Югенда
в Нагартаве продолжало действовать. Так, 7 ноября 1924 г. в Нагартаве Иегуда Евзерихин выступил на митинге в честь
Октябрьской революции. В своей речи он отметил достижения Октябрьской революции и Советского Союза, а затем подверг
критике установившуюся в стране диктатуру. Представители властей прервали его выступление. Но Иегуда не был арестован,
вероятно, потому, что ему было всего 16 лет. [88]
Лев (под этим именем Иегуда привлекался к уголовной ответственности) Евзерихин был
арестован 23 июня 1925 г. В этот день были арестованы десятки членов сионистской организации Нагартава. Некоторых после
допроса отпустили, остальных доставилили в Херсон, где они встретились с арестованными из других колоний. Начались допросы.
Всего же их было 28. Евзерихина обвиняли в членстве в нелегальной организации, что угрожало общественной безопасности.
Ему зачитывали его речь с митинга 7 ноября 1924 г., а также то, что он говорил во время различных мероприятий. [89],
[90]
Менее чем через два месяца после ареста, 17 августа 1925 г., по делу Льва Евзерихина был
оглашен приговор - три года ссылки в Средней Азии. По просьбе Иегуды, как было возможно в те времена для сионистов,
приговор был заменен "высылкой в Палестину без права возвращения в Советский Союз". По его настоянию в приговоре была
указана дата предстоящего отъезда - октябрь 1926 г. Вернувшись домой после освобождения Иегуда с головой окунулся в работу
в отцовском хозяйстве, где он был основным работником. На поле выезжали всей семьей. Батья хорошо справлялась с любыми
сельскохозяйственными работами. Кроме того, она готовила полевую еду. Додик, которому еще не исполнилось десяти лет, тоже
работал. В течение года Иегуда вместе с семьей занимался посевом и сбором урожая озимых и яровых культур. Он старался
сделать максимум, чтобы обеспечить семью средствами к существованию до того времени, когда она сможет совершить алию. В
то же время Иегуда старался сделать все возможное, чтобы обеспечить продолжение деятельности отделения Югенд в Нагартаве,
а также был занят оформлением документов для отъезда. Его трижды вызывали в Херсонский ОГПУ, где его предупреждали, что в
случае продолжения сионистской активности разрешение на выезд из Советского Союза будет аннулировано, а приговор о высылке
будет приведен в исполнение. Эта угроза не была приведена в исполнение, и Иегуда отплыл из Одессы 20 октября на судне, на
котором было всего 18 пассажиров. Всем им высылку заменили разрешением покинуть страну навсегда. [91], [92], [93]
Иегуда Евзерихин (Евзори) прибыл в Яффо (Эрец-Исраэль) 2 ноября 1926 г., в день своего
18-летия. [94] На первых порах он жил у Мордехая и Иегудит Симхони в мошаве Нахалаль. Там он встретил свою будущую жену
Геню, урожденную Линковскую. [95]
В июле 1928 г. Иегуда с женой покинули Нахалаль. [96] В 1930 г. они обосновались в кибуце
Мишмар ха-Эмеке. [97] Имя Иегуды Евзори вписано в историю этого кибуца и Войны за независимость Израиля.
4 апреля 1948 г. маленький кибуц Мишмар-ха-Эмек атаковали более тысячи арабских солдат
при поддержке артиллерии. Защитников кибуца было в пять раз меньше. Ими руководил 40-летний Иегуда Евзори, у которого к
этому времени уже был большой боевой опыт. С 1941 г. он служил в Пальмахе (особые отряды еврейской военной подпольной
организации) и командовал одним из его подразделений. Почти два месяца кибуцники готовили свою оборону. Они возвели
заграждения из колючей проволоки и вырыли глубокие траншеи по всей территории кибуца. Кибуцники мужественно защищались.
Больше недели шли бои. 12 апреля подошедшие к кибуцу еврейские части заставили арабов отступить. [98], [99]
Иегуда Евзори был верен кибуцу Мишмар-ха-Эмек до своего последнего дня. Он умер там 2 ноября
1985 г. оставив жену и трех детей. [100]
8. Судьбы остальных членов семьи Евзерихиных (Евзори)
После отъезда Иегуды Моше Евзерихин стал добиваться разрешения на эмиграцию в Палестину
оставшихся в Нагартаве Евзерихиных. Получить такое разрешение было очень трудно. Однако этому способствовала
действовавшая в то время программа воссоединения семей. В конце концов разрешение было получено. Находящиеся в Палестине
дети Евзерихиных, получившие разрешение на их въезд на территорию Подмандатной Палестины, убеждали Моше ускорить отъезд
пока он был еще возможен. Готовясь к их прибытию, Мордехай Симхони еще раз расширил свой небольшой дом. 15 августа 1927 г.
Моше и Батья вместе со своими детьми Леей и Давидом приехали к Симхони в Нахалаль. То, что открылось глазам Евзерихиных,
изменивших, как и Беньямин и Иегуда фамилию, на Евзори, сильно отличалось от того, что они себе представляли. Уровень
жизни семьи Симхони был довольно низким. [101]
С первых дней пребывания в доме Симхони 55-летний Моше и и его жена Батья влились в
хозяйственную деятельность хозяев. На привезенные с собой деньги Евзерихины купили еще одну корову, пополнившую хозяйство
Симхони. В это время хозяева работали по найму на простых должностях: Мордехай - строителем, Иегудит - домработницей.
Приехавшие Евзори занимались домашним хозяйством. Батья управляла домашней фермой, домом и присматривала за детьми. Моше
работал в огороде и фруктовом саду. Но находясь на попечении тяжело работавших Симхони, они не были довольны ситуацией.
Моше, обладавший инициативой, начал планировать дальнейшие шаги своей семьи. [102]
В июле 1928 г. Моше, Батья, Левка и его жена, Лея и Додик переехали в Герцлию. В своих
воспоминаниях Моше напишет: "Мы решили слезть с шеи Иегудит и Мордехая". [103]
Вскоре после переезда 14-летняя Лея покинула родительский дом, вернулась в Нахалаль и
поступила в сельскохозяйственную школу. После ее окончания она возвратилась в Герцлию и встретила там Эфраима Штейнфельда.
Вскоре они поженились и Лея перебралась к мужу. В 1947 г. семья Штейнфельдов переселилась в Тель-Авив. У них было двое
детей. Лея умерла в 1980 г. [104]
В 1930 г. Иегуда (Левка) с женой покинули Герцлию и, как уже отмечалось, присоединились к
кибуцу Мишмар-ха-Эмек. [105]
Давид (Додик) покинул отчий дом в Герцлии в 1932 г. и вступил в кибуц Тель-Йосеф. Там он
женился на Ривке. Они создали большую семью, состоящую из 9 детей. В 1936-1939 гг. Давид принимал участие в различных
операциях Хаганы, а затем - в Войне за независимость. Он вышел в отставку в звании майора. Давид умер в 2005 г. в возрасте
89 лет. [106], [107], [108]
Переехав в Герцлию, Моше пытался основать аптеку, которой там еще не было, но не получил
лицензию. Тогда он открыл небольшой магазин. Там он продавал канцелярские товары, галантерею, одежду и пр. Большое участие
в работе магазина принимала Батья, владевшая швейным мастерством. Внезапная смерть Батьи 7 июля 1929 г. от аппендицита
прервала развитие бизнеса. Через два года Моше женился на Деборе-Малке, вдове известного сионистского раввина Израиля
Иткина. В 1950 г. Моше с женой переехали жить в кибуц Гева. В 1962 г. Моше снова овдовел. В 1963 г. он переехал в Мишмар
ха-Эмек, чтобы жить рядом с сыном. Там глава известной нагартавской семьи сионистов Моше Евзори (Евзерихин) умер 6 марта
1969 г. в возрасте 96 лет. [109], [110], [11], [112], [113]
9. Заключение
Большая семья Евзерихиных-Евзори, состоявшая из родителей и семерых детей, имеет свою
уникальную историю, которая заслуживает быть отмеченной.
Атмосфера дома Евзерихиных была пропитана сионистским духом. Все взрослые члены семьи активно
участвовали в сионистском движении в России-СССР. Глава семьи Моисей (Моше) Евзерихин-Евзори был первым сионистом еврейских
земледельческих колоний. Трое его старших сыновей за сионистскую деятельность, подвергались арестам и ссылкам, один из них
Зрубавель, входивший в руководство движения Гехалуц в СССР, по обвинению в участии в контрреволюционной организации был
растрелян в 1937 г. Все члены большой семьи, за исключением умершей в детстве дочери и сына Зрубавеля, преодолев все
препятствия, стоящие на их пути, в 1921-1927 гг репатриировались в Эрец-Исраэль. Они внесли значительный вклад в создание и
развите государства Израиль и вошли в историю населенных пунктов, где они жили, работали и воевали.
Литература:
1. Moshe Yavzory. Geva, Israel // Портал GENI.
2. Moshe Yivzori-Yivzrikhin. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine) // Jewish Farmers
in Russia Fields. Tel Aviv. 1965, p. 297.
3. Михаэль Хабад. Моисей Евзерихин // Электронный ресурс: https://nagartav.narod.ru/evzori.htm
4. Йоав Симхони. Введение (иврит) // Моше Евзори-Евзерихин. Воспоминания и заметки. 2008. С. 7.
5. Там же. С. 8.
6. Там же. С. 9.
7. Moshe Yivzori-Yivzrikhin. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 293-294.
8. Народничество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.
9. Йоав Симхони. Введение (иврит). С. 10.
10. Яков Пасик. Данные о колониях Херсонской губернии // Электронный ресурс: https://evkol.ucoz.com/colony_kherson-2.htm
11. Шайкин И.М. Большой Нагартав // Российская еврейская энциклопедия.
12. Яков Пасик. Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков) // https://evkol.ucoz.com/life.htm
13. Йоав Симхони. Введение (иврит). С. 10.
14. Яков Пасик. Религия и еврейские земледельческие колонии // Электронный ресурс: https://evkol.ucoz.com/religion.htm]
15. Moshe Yivzori-Yivzrikhin. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 296-298.
16. Там же, p. 298.
17. Там же, p. 300.
18. Там же, p. 300-301.
19. Йоав Симхони. Введение (иврит). С. 10.
20. Moshe Yivzori-Yivzrikhin. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 302-303.
21. Яков Пасик. Погромы еврейских земледельческих колоний Херсонского уезда в 1899 г. // Электронный ресурс:
https://evkol.ucoz.com/pogrom_1899.htm
22. Moshe Yavzory. Geva, Israel // Портал GENI.
23. Йоав Симхони. Введение (иврит). С. 10.
24. Там же. С. 11.
25. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 311.
26. Иегудит Симхони. Зрубавель Евзерихин (иврит) // Книга сиониста-социалиста: К истории Социалистической Сионистской
партии и Центрального союза молодежи в Советском Союзе. С. 504.
27. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 312.
28. Там же, p. 313.
29. Иегудит Симхони. Зрубавель Евзерихин (иврит). С. 504.
30. Симхони Иегудит // Герман Брановер. Российская еврейская энциклопедия: Биографии, С-Я: Российская академия естественных наук, 1997.
С. 54.
31. Яков Пасик. Евреи-земледельцы России и СССР в сионистском движении // Электронный ресурс:
https://evkol.ucoz.com/y_pasik-zionists-colony.htm
32. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 313.
33. Яков Пасик. Евреи-земледельцы России и СССР в сионистском движении.
34. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 314.
35. Шайкин И.М. Маленькая столица или еврейская земледельческая колония Нагартав // IV Миколаївська обласна краєзнавча конференція
"Історія. Етнографія Культура. Нові дослідження". Миколаїв, 2002. С. 234-235.
36. Газета "Родной край" г. Херсон. 11 июля 1918 г.
37. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 314-315.
38. Яков Пасик. Сионист из еврейской земледельческой колонии Малая Сейдеменуха Мордехай Весельницкий
(Симхони) // Электронный ресурс: https://evkol.ucoz.com/Veselnitsky.htm.
39. YehudaYevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 314.
40. Там же, p. 317-318.
41. Там же.
42. Там же, p. 320-322.
43. Zrubavel Jivzerihin // Geni World Family Tree.
44. Яков Пасик. Сионист из еврейской земледельческой колонии Малая Сейдеменуха Мордехай Весельницкий (Симхони).
45. К истории движения Гехалуц в России до раскола (1917-1923) // Сб. воспоминаний "Мы начинали еще в России". Тель-Авив.
Библиотека Алия. 1983. С. 15-17.
46. Нелегальная алия // Сб. воспоминаний "Мы начинали еще в России". Тель-Авив. Библиотека Алия. 1983. С. 386-387.
47. Хаим Бавли. В эпоху революционных перемен // Сб. воспоминаний "Мы начинали еще в России". Тель-Авив.
Библиотека Алия. 1983. С. 186.
48. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola (Greater Nahar Tov), p. 311-342.
49. Ишаягу Симхони. Наш брат Мордехай (иврит) // Электронный ресурс:
http://memorial.kvgeva.org.il/index.php/sh/180-simhoni-mordchay/396-mordchay-simhoni.
50. Яков Пасик. Евреи-земледельцы России и СССР в сионистском движении.
51. Моше Арази. У запертых ворот // Сб. воспоминаний "Мы начинали еще в России". Тель-Авив. Библиотека Алия. 1983. С. 200-201.
52. Ишаягу Симхони. Мордехай Симхони (иврит) // Электронный ресурс: https://memorial.kvgeva.org.il/index.php/sh/180-simhoni-mordchay
53. План колонии Нагартав (1905 г.) // Электронный ресурс: https://nagartav.narod.ru/mapa.htm
54. Иоав Симхони. Алия в Эрец семей Симхони (Весельницкие) и Евзори (Евзерихины) (иврит). Август 2017 г. С. 4 //
Электронный ресурс: https://www.facebook.com/simchoni100/?locale=he_IL
55. Там. же. С. 3.
56. Ишаягу Симхони. Мордехай Симхони (иврит).
57. Иоав Симхони. Алия в Эрец семей Симхони (Весельницкие) и Евзори (Евзерихины) (иврит). Август 2017 г. С. 6.
58. Племя Симхони – 100 лет со дня алии в Израиль) 14 май 2017 г. // Электронный ресурс:
https://www.facebook.com/simchoni100/posts/1518793981463925/?locale=he_IL
59. Собственная улица. Иегудит Симхони (иврит) // Электронный ресурс:
https://www.facebook.com/herstreet/photos/a.779193885502817/3271187682970079/?_rdr
60. Ишаягу Симхони. Наш брат Мордехай (иврит).
61. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 326.
62. Иегудит Симхони. Зрубавель Евзерихин (иврит). С. 505.
63. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 326-327.
64. Zrubavel Jivzerihin // Geni World Family Tree.
65. Сионистские партии и организации в СССР 1920-е гг. Книга 1. М. РОССПЭН. 2019. С. 935-960.
66. ГАРФ, ф. 7747, оп. 1, д. 13, л 60-77.
67. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 329.
68. Сионистские партии и организации в СССР 1920-е гг. С. 748.
69. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov], p. 329.
70. Гольдельман. Капитализм на изнанку // Журнал "Революционная Россия". №75-76. май-июнь 1929. С. 31.
71. Сионистские партии и организации в СССР 1920-е гг. С. 748.
72. Евзерихин Зрубавель Моисеевич (1900) // БД "Жертвы политического террора в СССР".
73. Exiled to Palestine: The Emigration of Soviet Zionist Convicts, 1924-1934.
74. Малкова Гинда Боруховна (1900) // БД "Жертвы политического террора в СССР".
75. Иегудит Симхони. Зрубавель Евзерихин (иврит). С. 505-506.
76. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola (Greater Nahar Tov), p. 322.
77. Там же, p. 323.
78. Йоав Симхони. Введение (иврит). С. 10.
79. Голод 1921-1923 рр. на Миколаївщині // Электронный ресурс: https://mk.archives.gov.ua/onlinepresent/854-vyst-golod-1921-1923.html
80. Погромы // КЕЭ, том: 6. Кол.: 562–576.
81. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 326.
82. Там же, p. 327.
83. Памятная страница покойному Беньямину Евзори (иврит). 18 ноября 2024 г. // Сайт https://info.afikim.org.il
84. Riva Yavzory // Geni World Family Tree.
85. Памятная страница покойному Беньямину Евзори (иврит).
86. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 330-332.
87. Сионисты-социалисты // КЕЭ, том: 7. Кол.: 1032–1034. Издано: 1994.
88. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 335-336.
89. Там же, p. 339-341.
90. Яков Пасик. Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий // Электронный ресурс: https://evkol.ucoz.com/repression.htm 91. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine, p. 341-342.
92. Яков Пасик. Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий.
93. Моше Евзори-Евзерихин. Воспоминания и заметки (иврит). 2008. С. 208.
94. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov] (Nagartava, Ukraine), p. 342.
95. Племя Cимхони – 100 лет со дня алии в Израиль.
96. Алия семей Симхони (Весельницких) и Евзори (Евзерихиных) (иврит). 25 августа 2017 г. С. 7 // Электронный ресурс:
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1634671516542837&type=3
97. Йоав Симхони. Введение (иврит). С. 12.
98. Амирам Азов. Мишмар-ха-Эмек не падет! (иврит). 2013. С. 261.
99. Eric H. Cline. The Battles of Armageddon: Megiddo and the Jezreel Valley from the Bronze Age to the Nuclear Age. 2002, p. 165.
100. Yehuda Lovka Jivzori (Jivzerihin) // Geni World Family Tree.
101. Алия семей Симхони (Весельницких) и Евзори (Евзерихиных) (иврит). С. 6-7.
102. Там же. С. 7.
103. Там же. С. 12.
104. Йоав Симхони. Введение (иврит). С. 12.
105. Там же.
106. Там же.
107. David Izhar (Yavzori) (1915 - 2005) // Geni World Family Tree.
108. Додик (Давид Изхар) Ивзори (иврит) // Сайт https://billiongraves.com
109. Nahar Tov Ha'Gdola [Greater Nahar Tov]. Translator's Footnotes. Point 2.
110. Услуги по уборке могил (иврит) // Электронный ресурс: https://www.evel.co.il/home/doc.aspx?mCatID=72&Page=3037
111. Moshe Yavzory (Jivzerihin) // Geni World Family Tree
112. Devora Malka Yavzory (Chefetz) // Geni World Family Tree
113. Йоав Симхони. Введение (иврит). С. 12.
Впервые опубликовано
16.03.2025
|