Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии и поселения Юга Украины и Крыма после освобождения в 1944 г.
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик        

Сионист из еврейской земледельческой колонии Малая Сейдеменуха Мордехай Весельницкий (Симхони)

     Мордехай (Мордух, Мордко) Весельницкий (מרדכי וסלינצקי) родился 24 января 1895 г. в еврейской земледельческой колонии Малая Сейдеменуха Херсонского уезда и губернии. [1]

     Колония Малая Сейдеменуха была основана в 1841 г. в продолжение политики привлечения к земледелию евреев, проживавших в западных губерниях России, и заселения свободных земель Северного Причерноморья. В колонии в первые годы существования проживало 442 человека (35 казенных каменных домов). Первыми жителями Малой Сейдеменухи стали евреи-переселенцы из Невельского уезда Витебской губернии. Невель, прежнее место жительства первых колонистов, стал вторым названием колонии. [2] Во времена Мордехая в предреволюционном 1916 г. в Малой Сейдеменухе числилось 632 души наличного населения и 120 хозяйств. [3]

     Родителями Мордехая были Залман-Лейб (1870-1923) [4] и Малка (?-1908) [5] Весельницкие. Он был вторым ребенком в семье, а всего детей было семеро. Залман-Лейб унаследовал от своего отца 16 десятин земли. Примитивными методами и парой лошадей выращивали полевые культуры. В хозяйстве были две коровы и куры. По традиции того времени Мордехай учился в традиционном хедере (начальная еврейская религиозная школа). В течение трех лет посещал русскую школу Абрама Шайкина. Как старшему сыну, на Мордехая ложилась обязанность помогать отцу в обеспечении семьи. В рабочий сезон он с отцом уезжал в воскресенье, очень рано утром, в отдаленные поля - километров в 20 от дома, и возвращались в пятницу днем. Когда Мордехаю было около 14 лет, умерла мать. Отец женился второй раз. У второй жены было две дочери от предыдущего брака. У них родились еще трое детей. После этого семья состояла из 14 человек. Большинство детей были еще маленькие, и хозяйство не было в состоянии прокормить такую ​​большую семью. Необходимо было получать дополнительный доход. Поэтому во времена, когда не было работы в поле, а это в основном осенью и зимой. Мордехай присоединялся к своему отцу в его поездках по деревням для работ по остеклению. Это была тяжелая работа, требовавшая скитаться из деревни в деревню, останавливаться в крестьянских домах, неделями находиться вдали от дома. Мордехай терпеливо нес это бремя. В то же время в хозяйствах евреев-колонистов произошли важные изменения. Постепенно в них стали внедряться передовые на то время методы и сельскохозяйственное оборудование. Выросла эффективность большинства еврейских хозяйств, которые начали превосходить христианские хозяйства. Мордехай сыграл большую роль в этом процессе. В этот же период подросли и другие дети Залмана-Лейба Весельницкого. Уровень жизни семьи стал расти. Был расширен их дом, улучшились еда и одежда. При всем этом, в примитивных условиях царской России жизнь была все еще тяжелой. Мордехай также принимал участие в общественной жизни, особенно среди молодежи. Деятельность молодого поколения в основном была сосредоточена вокруг публичной библиотеки колонии, которая в то время была очень важным учреждением культуры. [6], [7]

     Февральская революция 1917 г. существенно изменила жизнь в стране. Россия пробудилась. В стране появилились зачатки еврейских и сионистских движений. Этот процесс дошел и до Малой Сейдеменухи. Однажды в соседнюю колонию Большая Сейдеменуха прибыл молодой человек по имени Хаим Бавли (Бабелев) (1898-1966). Он родился в этой колонии в семье раввина, который умер в относительно молодом возрасте, а мать повторно вышла замуж за другого раввина. В силу обстоятельств новая семья была вынуждена переехать в Царицын (ныне Волгоград). Хаим вырос в этом городе. Весной 1917 г. во время пребывания на родине он посетил Малую Сейдеменуху, куда принес массу новостей. Хаим рассказал о сионистском движении и о халуцим (иврит: пионеры, первопроходцы), ставивших перед собой цель заселение и освоение Эрец-Исраэль (иврит: Земля Израиля), о еврейских колониях в Эрец-Исраэль, о еврейских рабочих-первопроходцах и еврейских охранниках, стоявших на страже безопасности еврейских общин, а также о возрождении языка иврит (язык евреев в Древнем Израиле). Он сообщил, что еврейская молодежь организуется по всей России в сионистское движение Гехалуц, целью которого была подготовка еврейской молодежи к поселению в Эрец-Исраэль (Палестине). Хаим рассказал как можно вступить в Гехалуц, оставил для этого анкету и адрес, куда ее надо было отправить. Вскоре Хаим вернулся домой в Царицын. Мордехай заполнил анкету и отправил ее в Харьков по указанному Бавли адресу. Неизвестно попала ли анкета по назначению, но ответ Мордехай не получил. Он увлекся идеями Гехалуца и основал в Малой Сейдеменухе местную группу этой организации. Вначале желающих вступить в это группу не было, и Мордехай какое-то время оставался единственным ее членом. Постепенно к нему стали присоединяться молодые люди из колонии. [8]

     В это время в стране разразилась Гражданская война, принесшая неисчислимые беды украинскому еврейству, включая население еврейских земледельческих колоний. Банды бродили по широкой степи и зарабатывали на жизнь грабежами и мародерством. В еврейских колониях они устраивали кровавые погромы. Однако несмотря ни на какие трудности и жертвы продолжали действовать сионисты, основной задачей которых стало совершение алии (возвращение на историческую родину).

     Начиная с 1918 г. в Малую Сейдеменуху начали прибывать халуцим из разных мест России для прохождения хахшары (трудовая подготовка к алие). Сначала приехал Хаим Бавли с двумя товарищами из Царицына. Вслед за ним прибыли члены Гехалуца из Кременчуга. Это были главным образом юноши из среды еврейских беженцев, которых во время Первой Мировой войны царское правительство принудительно выселило со своих родных домов в прифронтовых губерниях западной России. Среди прибывших были молодые люди, знавшие иврит и обладавшие развитым чувством еврейского самосознания. Некоторые из прибывших остались в колонии и после хахшары, так как им негде было больше устроиться. Приехали и халуцим из Херсона и его окрестностей. Появление халуцим вызвало подъем в среде местной молодежи. Мордехай и руководимая им группа решала задачи, стоявшие перед прибывшими, в первую очередь обеспечивала места сельскохозяйственной хахшары в хозяйствах местных евреев-земледельцев, где они должны были работать за кров и пропитание. Мордехай всецело посвятил себя этой деятельности. Между прибывшими и местной молодежью быстро завязались дружеские отношения. Они собирались каждую неделю, чтобы послушать новости о том, что происходит в Эрец-Исраэль, которые распространялись из центра движения Гехалуц. Целые ночи проходили в бурных дебатах о будущем Эрец-Исраэль, о путях его строительства и способах совершения алии. Параллельно этому проходило изучение иврита. [9], [10]

     Успехи сионистов в Малой Сейдеменухи сделали Мордехая Весельницкого лидером Гехалуца в еврейских колониях. В первой половине лета 1918 г. он принял участие в съезде сионистов в оккупированном австрийскими войсками Херсоне, в котором наряду с херсонскими сионистскими организациями приняли участие организации еврейских земледельческих колоний Херсонского уезда. [11] На съезде Мордехай познакомился с Моисеем (Моше) Евзерихиным (1872-1969) из колонии Нагартав (Большой и Малый) [12], которая по численности населения примерно в 3 раза превышала население Малой Сейдеменухи. М. Евзерихина можно считать первым сионистом еврейских земледельческих колоний. В 1900 г. учитель Евзерихин создал первую в еврейских колониях сионистскую организацию Ахават Цион (иврит: любовь к Сиону), в состав которой вошли колонисты Нагартава и евреи соседнего посада Березнеговатое. Моисей Евзерихин воспитал с женой Батьей (?-1923) семерых детей. Со временем он стал родоначальником известного нагартавского клана сионистов. Двое его старших детей, сын Зрубавель (1900-1938) и дочь Иехудит (1902-1991), вначале стали лидерами местной сионистской молодежи, а затем известными сионистскими активистами России и Израиля. Дом Моисея был местом встречи молодежи еврейских колоний, стремившихся репатриироваться в Эрец-Исраэль и работать там в сельском хозяйстве. [13]

     Моисей Евзерихин произвел на Мордехая впечатление образованного и просвещенного человека, хорошо разбиравшегося в вопросах иудаизма и сионизма. Мордехай стал часто бывать у Евзерихиных в Нагартаве. Между ним и Евзерихиными сложились тесные рабочие и дружеские отношения. Не имевший сельскохозяйственного опыта Зрубавель Евзерихин прошел хахшару под руководством Мордехая в Малой Сейдеменухе. Дружественные же отношения между Мордехаем и Иегудит со временем переросли в любовь.

     После съезда в Херсоне у сионистов Малой Сейдеменухи возникла идея созвать районную конференцию колонистов-сионистов. Для организации встречи Хаим Бавли отправился в поездку по еврейским колониям Херсонского уезда. Конференция (встреча) состоялась осенью 1918 г. в колонии Добрая. В ней приняли участие представители Малой Сейдеменухи, Нагартава, Доброй, Ефингара, Израилевки и Сагайдака. Вскоре после открытия конференции ее участникам стало известно, что невдалеке от колонии Добрая появилась банда, совершавшая погромы. Участники конференции были вынуждены прекратить заседания. Однако они успели выбрать двух представителей, которым было поручено отправиться в Эрец-Исраэль в качестве посланников халуцим еврейских колоний, чтобы изучить местные условия и подготовить почву для алии колонистов - членов Гехалуц. Одним из представителей стал Мордехай Весельницкий, а другим - Шломо Цвик из Доброй. [14]

     Избранные представители еврейских колоний планировали добраться в Палестину на пароходе "Руслан". Очень редкий в те времена рейс состоялся. "Руслан" вышел из Одессы и, после пяти недель плаванья, 19 декабря 1919 г. пришел в Палестину. Рейс был знаменит, тем что на нем покинули Россию известные еврейские писатели, врачи, инженеры, а также группа халуцим. Однако Мордехай заболел тифом, эпидемия которого свирепствовала в районе его колонии, и не смог выехать в Одессу. Вскоре пришла весть о том, что еще один пароход должен отправиться в Палестину. Мордехай решил попытать счастья и приехал в Одессу, но рейс не состоялся. [15], [16]

     В 1920 г. 25-летний Мордехай Весельницкий женился на 18-летней Иегудит Евзирихиной (יהודית יבזריכין). Местом жительства новой семьи стала колония Малая Сейдеменуха. Зять стал частью расширенной сионистской семьи Евзерихиных и участвует в ее делах. Стали нормой взаимный визиты и усилилось сотрудничество в сионистском движении. Евзерихины ценили М. Весельницкого как убежденного сиониста и знающего свое дело колониста, владевшего чрезвычайно необходимыми для алии сельскохозяйственными знаниями и опытом. [17]

     Высокую сельскохозяйственную квалификацию евреев-колонистов, которой обладал и Мордехай, подметил 12-летний Иегуда (1908-1985), брат Иегудит, гостивший у Весельницких в Малой Сейдеменухе. Ему на всю жизнь запомнился сбора урожая 1920 г. Однажды над полем появились большие тучи. Вскоре должен был начаться сильный дождь. Все колонисты, молодые и старые, бросились спасать урожай, собирать скошенное, накрывать стога, чтобы не намокли. Вдруг появились два всадника-украинца. Они остановились и с раскрытыми ртами смотрели на энергично работавших евреев-земледельцев. "Ты бачыв колысь такых жидив?" - удивился один. "Це не жиды - це евреи!" - с уважением сказал другой. [18]

     В 1919-1920-е гг. Гражданская война достигла своего апогея. Это было время тяжелейших потрясений для украинского еврейства. Гонения и бедствия усилили стремление покинуть страну среди евреев. Однако советское правительство запретило гражданам покидать границы страны. Оставалось покидать страну нелегально. К западным границам устремились тысячи еврейских беженцев из городов, местечек и земледельческих колоний. Вместе с этим потоком румынскую, польскую, литовскую и латвийскую границы переходили члены Гехалуц и других сионистских организаций, которые с большим трудом и с опасностью для жизни добирались в Палестину. Многие из них в пути оказывались совершенно нищими, им приходилось зарабатывать по дороге деньги, чтобы продолжать свой путь. Для перехода границы беженцам доводилось пользоваться услугами контрабандистов, безжалостно грабивших их. Пограничники обеих сторон жестко расправлялись с перебежчиками. Большевики видели в каждом, кто пытался покинуть Советскую Россию, предателя и врага, застрелить которого было добрым делом. Немало людей погибли от пуль пограничников или проваливались под лед на пограничных реках. С другой же стороны границы усматривали в беженцах коммунистических шпионов. Их часто арестовывали местные власти. Зачастую на такой путь уходили многие месяцы, а порой и годы. [19], [20]

     В это непростой период решение совершить в ближайшее время алию было принято группой халуцим еврейских колоний Малая Сейдеменуха и Нагартав, а также примкнувшими к ним жителями Херсона и Кременчуга. Вначале группа ждала сообщение от Хаима Бавли, связь которого с Весельницким не прерывалась. Хаим с двумя товарищами примерно в мае 1920 г. направились из Царицына на российско-румынскую границу, чтобы изучить варианты выезда из страны. Получив от него необходимую информацию, группа на Хануку (еврейский праздник в первой половине декабря) 1920 г. отправилась в дальний нелегкий путь, на котором их ожидали многие из вышеперечисленных трудностей и опасностей. Руководителем группы был Мордехай Весельницкий. Было решено добраться до румынской границы на телегах, запряженных лошадьми, с намерением продать их там и полученными деньгами расплатиться с контрабандистами за переход границы. Перед дорогой группа сосредоточилась в Малой Сейдеменухе. Выехали ночью, чтобы не привлекать внимания к отъезду. На выезде из колонии отъезжавшие попрощались с местом своего детства и юности и отправились в долгий и опасный путь на историческую родину. Первой остановкой была колония Нагартав, где к группе присоединились Зрубавель Евзерихин с первой женой Симой (1897-1975) и младшим братом Биньямином (1905-1975). Попрощавшись с Нагартавом, группа продолжила свой путь. Преодолев более 400 км, она в составе 14 человек на трех телегах благополучно прибыла в Рыбницу, город расположенный на левом берегу Днестра. По этой реке тогда проходила граница с Румынией, но, несмотря на большие усилия, им не удавалось пересечь ее в течение многих месяцев. Они остановились в с. Воронково, примерно в 12 км юго-восточнее Рыбницы. Найти работу было трудно. Группа страдала от нехватки продовольствия, болезней и опасностей, связанных с попытками нелегального ухода их страны. По этим причинам домой были отправлены Ишаягу (1902-1988) брат Мордехая и Биньямин Евзерихин. В это же время тяжело заболела жена Зрубавеля. Этой семье пришлось отказаться от намеченной цели и вернуться в Нагартав. В конце концов оставшимся членам группы удалось перейти границу. На территории Румынии они были арестованы полицией. Местные сионисты добились их освобождения. Около семи месяцев продолжался их путь. В июле 1921 г. группа прибыла в заветный Эрец-Исраэль. Там Весельницкие поменяли фамилию на близкую по смыслу ивритскую фамилию Симхони (שמחוני) (происходит от ивритского слова "симха" - "веселье"). [21], [22], [23], [24], [25]

     Помощь семье Симхони на первом этапе абсорбции в Эрец-Исраэль оказал Израиль Бецер (1883-1963). Он родился и вырос в еврейской земледельческой колонии Нагартав. Бецер был учеником Моше Евзерихина и знал его семью. Вместе со своей семьей Бецер в 1905 г. эмигрировал в Аргентину, а затем в 1907 г. приехал в Палестину. Там он стал активистом сионистского поселенческого движения. Бецер устроил Мордехая и Иегудит на работу и временное проживание на экспериментальной ферме в Мерхавии. Он и опекаемая им семья Симхони в сентябре 1921 г. вошли в состав основателей мошава Нахалаль. Симхони, как и другие семьи основатели мошава, получили 10 гектаров земли. Однако пройдет еще несколько лет прежде чем появилась возможность зарабатывать на жизнь урожаем своей земли. А пока приходилось добывать средства любой работой, которую можно было получить, в основном, за пределами мошава: мощение дорог, строительные и сезонные работы в сельском хозяйстве. Эти работы практически целиком легли на плечи Мордехая. Он отлично справился с ними. В первое время семья жила в палатке. С течением времени Мордехай построил первый дом, состоящий из двух небольших комнат. Серьезным бедствием в мошаве, как и по всей стране, была малярия, которая не обошла стороной и семью Симхони. 10 лет провели Мордехай и Иегудит в Нахалале. Там у них родились трое детей. Там они успешно развивали свое хозяйство. Мордехай с детства был крестьянином, любил землю и свой крестьянский труд. Он хорошо знал сельскохозяйственные работы, умел ремонтировать и совершенствовать орудия труда. [26], [27], [28]

     Находясь в Нахалале, Мордехай поддерживал контакты с родственниками и земляками. В течение многих лет Мордехай работал над получением десятков разрешений на их въезд на территорию Подмандатной Палестины. [29] Несмотря на введение ограничений властями Палестины, алия продолжилась. В 1924-1925 гг. удалось репатриироваться многим халуцим колонии Малая Сейдеменуха и их родственникам (свыше 10 семей). [30] В 1927 г. в Эрец-Исраэль из Нагартава прибыла семья Моисея Евзерихина (по прибытии поменявшие фамилию на Евзори) - патриарха известного сионистского рода Евзерихин-Евзори-Симхони. [31] В их репатриации и укоренении в стране большая заслуга Мордехая. Он и Иегудит приезжали в Хайфу на своей повозке, чтобы в порту встретить прибывших и доставить в Нахалаль. Они размещали их в своем доме, который для этого пришлось расширить, добавив дополнительную площадь. Недостаток работы в стране в то время был велик. Только некоторым из прибывших удалось относительно быстро получить работу. Мордехай и Иегудит делились с нуждающимися всем, что у них было. [32] Всего через дом Симхони в Нахалале прошли 43 репатрианта. [33]

     В 1931 г. Симхони покинули Нахалаль. В начале они жили в кибуце Тель-Йосеф, а затем в кибуце Гева. [34]

     Иегудит с 1927 г. активно занималась общественной деятельностью. В 1944 г. она была избрана депутатом Законодательного собрания Британской Палестины, а в 1949 г. - депутатом кнессета первого созыва. [35]

     Мордехай был хорошим семьянином, любил и заботился о своих детях и внуках, был преданным своей большой семье. Однако судьба не благоволила ему, беды постигли его дом: дочь Рони Гефен (Симхони) (1924-1954) умерла от рака; сын Асаф Симхони (1922-1956), бригадный генерал, командующий Южным округом Армии обороны Израиля погиб во время Суэцкой компании в авиационной катастрофе; внук, сын Асафа, Авнер Симхони (1948-1968)) погиб во время войны на истощение между Израилем и Египтом. Обладая огромной душевной силой, Мордехай принял веление судьбы и продолжил действовать. [36]

Мордехай
Мордехай и Иегудит Симхони. Кибуц Гева. 1965 г.

     Мордехай был пионером в полном смысле этого слова – с момента его репатриации и до своего последнего дня. Он всегда искал новые задачи и новые решения. Силой своих навыков, смелостью и настойчивостью он развивал и совершенствовал производство и его экономику в местах своего проживания. За вклад в механизацию сельского хозяйства М. Симхони был удостоен престижной премии имени М. Намира. Он постоянно довольствовался только самым необходимым. Он почти никогда не использовал выходные дни, если только они не требовались ему для определенных целей, большинство из которых были связаны с его семьей или земляками из Малой Сейдеменухи. Мордехай был очень привязан к родной колонии и к своим друзьям, которые под его влиянием репатриировались в Эрец-Исраэль. Он любил вспоминать и рассказывать о своем детстве, репатриации и абсорбции. В субботу и праздничные вечера Мордехай был в центре развлечений - пел, танцевал и с энтузиазмом увлекал за собой остальных. Мордехай успешно работал с молодыми тружениками. Он умел привлечь их к делу, вселить в них уверенность, энтузиазм и преданность. Вокруг него выросло несколько поколений фермеров и техников. [37]

     Мордехай Симхони (Весельницкий) умер 19 сентября 1982 г. в возрасте 87 лет. [38] Он внес заметный вклад в объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Израиле (Эрец-Исраэль).

     Литература:

1. Mordechai Simchoni (Veselnitzki) // GENI portal
2. Яков Пасик, Михаил Хабад. История еврейской земледельческой колонии Малая Сейдеменуха // Электронный ресурс: https://evkol.ucoz.com/m_seydemenukha.htm
3. Список населенных мест Херсонской губернии. (По данным Всерос. сел.-хоз. переписи 1916 г.). Александрия: Херсонская губ. земск. управа (Тип. Ф.Х. Райхельсона). С. 133.
4. Zalman Leib Veselnitsky (Veselnitzki // GENI portal
5. Malka Veselnitzki (Ninburg) // GENI portal
6. Ишиягу Симхони. Мордехай Симхонои (иврит) // Электронный ресурс: https://memorial.kvgeva.org.il/index.php/sh/180-simhoni-mordchay
7. Mordekhai Simkhoni. Sdeh Menukha Ha'Ktana // Jewish Farmers in Russia Fields. Tel Aviv. 1965, p. 201-202.
8. Мордехай Симхони. В еврейских колониях // Мы начинали еще в России (воспоминания). Библиотека Алия. 1983. С. 92-93.
9. Там же. С. 93.
10. Mordekhai Simkhoni. Sdeh Menukha Ha'Ktana // Jewish Farmers in Russia Fields. Tel Aviv. 1965, p. 209.
11. Газета "Родной край" г. Херсон. 11 июля 1918 г.
12. Клан Симхони - 100 лет со дня репатриации (иврит) // https://www.facebook.com/simchoni100/?locale=he_IL
13. Яков Пасик. Евреи-земледельцы России и СССР в сионистском движении // Электронный ресурс: https://evkol.ucoz.com/y_pasik-zionists-colony.htm
14. Мордехай Симхони. В еврейских колониях. С. 94.
15. Шуламит Шалит. Барух Легендарный. Четыре творческих лика Баруха Агадати (1895-1976) // Альманах "Еврейская Старина". №10 (34). Октябрь 2005.
16. Мордехай Симхони. В еврейских колониях. С. 94.
17. Яков Пасик. Евреи-земледельцы России и СССР в сионистском движении.
18. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola (Greater Nahar Tov) // Jewish Farmers in Russia Fields. Tel Aviv. 1965, p. 318-319.
19. К истории движения Гехалуц в России до раскола (1917-1923) // Сб. воспоминаний "Мы начинали еще в России". Тель-Авив. Библиотека Алия. 1983. С. 15-17.
20. Нелегальная алия // Сб. воспоминаний "Мы начинали еще в России". Тель-Авив. Библиотека Алия. 1983. С. 386-387.
21. Хаим Бавли. В эпоху революционных перемен // Сб. воспоминаний "Мы начинали еще в России". Тель-Авив. Библиотека Алия. 1983. С. 186.
22. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola (Greater Nahar Tov), p. 311-342.
23. Ишаягу Симхони. Наш брат Мордехай (иврит) // Электронный ресурс: http://memorial.kvgeva.org.il/index.php/sh/180-simhoni-mordchay/396-mordchay-simhoni
24. Яков Пасик. Евреи-земледельцы России и СССР в сионистском движении.
25. Моше Арази. У запертых ворот // Сб. воспоминаний "Мы начинали еще в России". Тель-Авив. Библиотека Алия. 1983. С. 200-201.
26. Ишаягу Симхони. Мордехай Симхони (иврит) // Электронный ресурс: https://memorial.kvgeva.org.il/index.php/sh/180-simhoni-mordchay
27. План колонии Нагартав (1905 г.) // Электронный ресурс: https://nagartav.narod.ru/mapa.htm
28. Иоав Симхони. Алия в Эрец семей Симхони (Весельницкие) и Евзори (Евзерихины) (иврит). Август 2017 г. С. 4 // https://www.facebook.com/simchoni100/?locale=he_IL
29. Там же. С. 3.
30. Шайкин И.М. Малая Сейдеменуха // Российская еврейская энциклопедия, Том 5. М.: Российская академия естественных наук. 2004. С. 369.
31. Yehuda Yevzory. Nahar Tov Ha'Gdola (Greater Nahar Tov), p. 311-342.
32. Ишаягу Симхони. Мордехай Симхони (иврит).
33. Иоав Симхони. Алия в Эрец семей Симхони (Весельницкие) и Евзори (Евзерихины) (иврит). Август 2017 г. С. 6.
34. Ишаягу Симхони. Наш брат Мордехай (иврит).
35. Там же.
36. Там же.
37. Там же.
38. Mordechai Simchoni (Veselnitzki) // GENI portal.

Впервые опубликовано 12-12-2024    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:    y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005