Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма
Версия от 01.01.2015 страницы http://www.evkol.nm.ru/colony_names.htm


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      
Григорий Пасик      

Наши предки из еврейской земледельческой колонии Добрая

     Самым ранним известным нам на настоящее время документом, касающимся семьи Пасик в Херсонской губернии, является ревизская сказка (перепись населения) еврейской земледельческой колонии Добрая (ныне село Доброе Баштанского района Николаевской области Украины) за 1858 год [1], [2]. В ней под номером 21 значится семья, главой которой был 48-летний Мовша Абрамович Пасык.
     В состав семьи кроме Мовши входили:
     Его сыновья:
     Абрам - 20 лет;
     Вульф - 17 лет;
     Йоэль - 16 лет;
     Гесель - 12 лет.
     Мовши Пасыка жена Бася Меерова - 26 лет.
     Его дочь - 7 лет.
     Мовши первый брат Арон Абрамов Пасык - 33 года.
     Арона сыновья:
     Цодок - 8 лет;
     Берко - умер в 1856 г.;
     Шепшель - 1 год.
     Арона Пасыка жена Двора Гиршова - 27 лет.
     Мовши второй брат Лейб Абрамов Пасык - умер в 1855 г.

     Ревизская сказка сообщает также, что семья Мовши прибыла в основанную в 1854 г. колонию Добрая в 1856 г. из Антоколя - пригорода губернского города Вильно (позже часть Вильно, ныне Вильнюса, Литва). Антоколь прославили известные деятели культуры и искусства Российской империи и Советского Союза евреи Антокольские. Вероятно, Пасыки, прибывшие в колонию Добрая, были знакомы с Марком Матвеевичем (Мордухом Матысовичем) Антокольским (1842-1902). Мальчик из бедной многодетной семьи Антоколя стал знаменитым скульптором, академиком и гордостью империи.

     Начатая в начале XIX века кампания по привлечению евреев западных губерний России к земледелию и их переселению в Северное Причерноморье (Юг Украины) в 1850-у гг. подходила в своему завершению. С помощью этой кампании Российская империя пыталась решить еврейский вопрос, снижая концентрацию евреев на своих окраинах и развивая новые территории. [3] Добрая была 19-ой из 21-й еврейской колонии, которые были основаны в период 1807-1859 гг. в Херсонской губернии. [4]

     Указанная кампания осуществлялась путем создания значительных трудностей для проживания евреев в западных губерниях (выселение из деревень, запреты на определенные виды деятельности и пр.) и поощрения переселенцев различными льготами. Евреям передавали в бессрочное потомственное пользование (не в собственность) казенные земли. Поселявшимся выдавали ссуды на путевые издержки, на постройку домов, покупку скота и семян, земледельческих орудий и пр. Переселенцы освобождались от платежей всех долгов, образовавшихся до перехода в земледельцы. Им предоставлялись льготы: на 10 лет от платежей всех налогов, и самое главное, они освобождались на 25 лет от рекрутской повинности. [5]

     Император Николай I был одержим идеей "исправить вредных" евреев и оградить от них христиан. Главная роль в деле перевоспитания евреев и их христианизации отводилась армии. 26 августа 1827 г. император утвердил "Устав рекрутской повинности и военной службы евреев". На евреев в возрасте от 12 (для остального населения с 18) до 25 лет распространялась воинская повинность. По этому уставу, с каждой тысячи человек еврейского населения брали 10 рекрутов, т.е. примерно в 3 раза больше, чем с христианского населения. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в 25-летний срок военной службы. Евреи-рекруты отправлялись на дальние окраины империи, с целью оторвать их от привычной среды и приучить к иной жизни. Военная служба для них была сопряжена с нарушением еврейских религиозных предписаний (соблюдение субботы, законы о пище) и принуждением к принятию крещения. 25-летняя служба, пугавшая и христианское население, евреев приводила в ужас. [6] По всей вероятности, именно освобождение от рекрутской повинности сподвигнуло семью Мовши Пасыка, как и многих других евреев, к переселению из относительно развитого района Российской империи в "дикую степь" Северного Причерноморья и занятию там земледелием. Так получилось, что именно в 1856 г. по указу Александра II евреи были уравнены в рекрутской повинности с другими национальностями, были упразднены школы кантонистов, все кантонисты моложе 20 лет были возвращены домой. Освобождение на 25 лет от рекрутской повинности для них оставалось в силе.

     Для семьи Пасык, как и для других евреев, направлявшихся в Херсонскую губернию, начались тяжелейшие испытания. Длинный путь преодолевался на телегах в летнюю жару и зимний холод. Переселенцы голодали, болели и умирали от тягостей дальнего пути. Прибыв в колонию после 3-4 месячной изнурительной 1200 верстовой дороги, обессиленные люди должны были участвовать в строительстве домов и приступить к сельскохозяйственным работам. Несмотря на полученные льготы, новые колонисты столкнулись в колонии Доброй с большими трудностями. Сказывалось отсутствие необходимых знаний и опыта крестьянского труда и быта. Только после долгих и мучительных лет освоения земледелия к еврейским колонистам пришли первые достижения.

     Наибольшего успеха в семье к концу XIX века добился Цодок, сын нашего прапрадеда Арона Абрамовича Пасика (Пасыка), 1850 г. рождения, прибывший в колонию в 6-летнем возрасте. О нашем прадеде Цодоке написал в одной из своих книг английский писатель и журналист Арнольд Уайт (Arnold White). Он прибыл в Россию в 1891 г. по поручению барона Гирша, чтобы вступить в переговоры с российским правительством относительно эмиграции евреев и ознакомиться на месте с их положением. Он посетил несколько еврейских земледельческих колоний Херсонской губернии, в том числе Добрую. Воспоминания об этом визите он оставил в одной из своих книг: "Я прибыл в колонию Добрая на закате 16 июня... Многие дома разбросанного на большой территории селения были аккуратны и значительных размеров... Нынешние колонисты переросли свои более чем скромные жилища. Став состоятельными, они построили себе более солидное жилье... В тот же вечер я беседовал с пятнадцатью серьезными, рослыми, загорелыми мужчинами, одетыми в длинные сюртуки". Один из них "сорокалетний Цодок Пасик жил со своей женой и шестерыми детьми на своей земле в 30 десятин. В полевых работах он использовал упряжку из четырех-шести лошадей, которые были его собственностью. Кроме вечного сюртука, весь его вид соответствовал успешному мелкому фермеру... На следующий день я посетил немало колонистов в их собственных домах. Я нанес неожиданные визиты наугад, и нашел их жилища в чистоте, а хозяев с твердым чувством собственного достоинства". [7]

     Все дети Цодока, которых было не менее десяти, родились в колонии Добрая. Среди них был и наш дед Хаим, появившийся на свет в 1879 г. Как и все еврейские мальчики он ходил в хедер (частная религиозная начальная школа), где обучался азбуке, чтению и приобрел основы религиозных знаний. После окончания учебы, примерно с 11-12-ти лет помогал отцу работать в хозяйстве. В 1901-1905 гг. служил в армии. После службы вернулся в родную колонию и женился. У деда родились дети: Яков (1908-1941, фронт), Цодок (1911-1966, г. Николаев), Белла (1915-2008, Германия) и наш отец Иосиф. Далее следовали три десятилетия несчастий, бед и страданий: Гражданская война, кровавые еврейские погромы, голод 1921-22 гг., коллективизация, работа в колхозе, голод 1932-33 гг., смерть жены, война и эвакуация. В колонию он уже не вернулся. Жил вместе с детьми в Николаеве. Умер в 1979 г. в 100-летнем возрасте.

Братья
Братья Мотл и Хаим Пасики

     Теплые отношения Хаима связывали с его старшим братом Мотлом (Мордухом, Матвеем) (1977-1972). Всю жизнь он прожил в Доброй, там и умер. Встречались они обычно в Николаеве. Читали в слух письма, полученные от брата Арона (Ары), эмигрировавшего в начале века в Аргентину.

Иосиф
Иосиф (Алексей) Пасик. 1936 г.

     Наш отец Алексей (Иосиф) родился в колонии Добрая 22 июля 1913 г. Там же окончил начальную школу. В 14 лет отправился в Николаев, где окончил школу фабрично-заводского ученичества, действовавшую при судостроительном заводе им. А. Марти для подготовки квалифицированных рабочих. Затем работал слесарем на этом же заводе. С 1935-1938 г. служил на пограничной заставе в Восточной Сибири. После окончания службы вернулся в Николаев на свой завод.

     В начале войны отец получил отсрочку от призыва в армию в связи с работой на оборонном предприятии и был призван в состав истребительного батальона, в котором нес службу без отрыва от работы на заводе. С приближением немцев к городу он помог ближайшим родственникам эвакуироваться на восток. 6 августа 1941 г. гитлеровские войска начали наступление вдоль северного побережья Черного моря. Через два дня им удалось перерезать дорогу между Николаевом и Одессой. Из города на фронт ушли истребительные батальоны. 13 августа немцы окружили в районе Николаева части Красной армии. [8] Часть, в которой оказался отец, была окружена и практически уничтожена, уцелели единицы. Среди них был контуженный в бою отец. С большим трудом 16 августа ему удалось вернуться в Николаев. В этот день город был оккупирован гитлеровскими войсками. Через несколько недель серьезная контузия отступила. 16 сентября 1941 г., в день начала массового убийства евреев Николаева, отец покинул город по чужим документам, которые он добыл заранее. Отец вспоминал, что в последнюю ночь в городе он искал попутчика. Отец обошел своих друзей-евреев, но никто из них не принял его предложения. У всех были близкие родственники, которых они не могли оставить. Все они были расстреляны вместе с остальными евреями города.

     Начались страшные испытания. Он скитался по деревням, порой удавалось где-то надолго остановиться. Спасала нехарактерная для евреев внешность. Помогали вызванная войной нехватка трудоспособных мужчин на селе, знания и опыт крестьянского труда, которыми он владел с детства. При наступлении опасности приходилось бежать и снова скитаться. Но это удавалось не всегда. Несколько раз его арестовывали, попадал в тюрьмы и лагеря. Ему удавалось бежать, и все повторялось сначала. Он понимал, что может погибнуть, поэтому людям, которым доверял, оставлял свой николаевский адрес и просил после войны сообщить о нем его родственникам. Надо отметить, что такие письма после войны приходили.

     После войны отец вернулся в Николаев и в 1947 г. женился. Его женой стала уроженка соседней еврейской колонии Ефингар Татьяна (Туба) Иосифовна Пасик (Коршова) 1924 г. рождения. В 1948 и 1950 гг. родились два их сына - авторы этой публикации. В декабре 1990 г. три семьи переехали на постоянное место жительство в Израиль. Отец умер 1995 г. в Нешере. Мама умерла там же в 2013 г.

     Здесь описана только одна ветка Пасиков из еврейской земледельческой колонии Добрая. Наше родословное дерево состоит из множества таких веток. Братья Мовша и Арон стали родоначальниками большой добренской семьи, члены которой в настоящее время проживают в Аргентине, Германии, Канаде, Израиле, России, Украине и др. странах. Надеемся, что они продолжат начатую работу.

     Приложение
     Письмо к отцу (орфография и пунктуация автора сохранены)
     Здраствуйте Алексей Ефимович!!!
     В перших строках нашого письма мы Вам Алексей Ефимович сообщаемо, что мы Ваше письмо получили, за которое очень благодаремо, что Вы на мое письмо далы ответ. Я ваше письмо получила 4 декабря 44 г. Алексей Ефимович Вы спрашиваете кто я такая этому дяде, что Вы разговаривали возле шалаша. Я этому дяди жена. Дядю зовут Константин Романович Сачинский. Мы Вам благодаремо за хорошие наставления и вообще советы в то время када фашисты с палкамы стреляли понад головами и слушать такие приятные слова, чтобы закапувать хлеб, не давать мерзавцам фашистам украинского хлеба и Вы мне говорили о победе Красной Армии, что немецким фашистам не бывать на русской земле. Им здесь не место. Вы мне рассказывали, что пройдет год, пройдет полгода наша доблестная Красная Армия уничтожит с лица земли немецких фашистов и его подлизников. Вы мне рассказывали 25 мая 1942 года, а сейчас то все сполнилося, что Красная Армия сильная, могучая, враг бесилен. Алексей Ефимович Вы не только для ... это рассказывали. Вы просили, чтоб передавать друг другу. Закопувайте хлеб, не довайте фашистам хлеба. Алексей Ефимович Вы напишите нам как это письмо попало с Николаева в Раздельную. Вы пишите, что пришлось много пережить .... Алексей Ефимович! Напишите как Вы живете где работаете. Алексей Ефимович Вы меня убеждали, что мой сын Виталий есть жив он находится в глубоком тылу. Оно действительно правда. Он был в тылу в г. Ташкенте и сейчас находится в армии на фронте бъет немцев разбивает врага на его територии. Пока все. До свидания. Извините что плохо написала бо лучше не вмиемо Писала письмо Анна Васильевна Богуцкая. Привет от Константина Романовича, Марии Гавриловны и нашей дочки Клавы. Извините что плохое чернило Ждем от Вас ответу. Наш друг нашой родной земле.
     ОДЖ. ст. Раздельная. ... Пасику Алексею Ефимовичу.
     Одесская обл. Чернянский р-он Цехановский с/с с. Цибей

     Литература:

1. Государственный архив Херсонской области. Ф. 22, оп. 1, д. 95, л. 1028-1029.
2. Пасик Я. История еврейской земледельческой колонии Добрая // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/dobraya.htm
3. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm
4. Пасик Я. Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/colony_kherson.htm
5. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма.
6. Гессен Ю. Рекрутская повинность // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1906-1913.
7. Arnold White. The modern jew. New York. Frederick A. Stokes Company. 1899, p 61-63.
8. Оккупация и освобождение Николаева от фашистов // Электронный ресурс: https://niklife.com.ua/focus/9691


26-01-2021    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:    y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005