Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма
Версия от 01.01.2015 страницы http://www.evkol.nm.ru/colony_names.htm


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      
Григорий Пасик      

Наши предки из еврейской земледельческой колонии Добрая

     Самым ранним известным нам на настоящее время документом, касающимся семьи Пасик в Херсонской губернии, является ревизская сказка (перепись населения) еврейской земледельческой колонии Добрая (ныне село Доброе Баштанского района Николаевской области Украины) за 1858 год [1], [2]. В ней под номером 21 значится семья, главой которой был 48-летний Мовша Абрамович Пасык.
     В состав семьи кроме Мовши входили:
     Его сыновья:
     Абрам - 20 лет;
     Вульф - 17 лет;
     Йоэль - 16 лет;
     Гесель - 12 лет.
     Мовши Пасыка жена Бася Меерова - 26 лет.
     Его дочь - 7 лет.
     Мовши первый брат Арон Абрамов Пасык - 33 года.
     Арона сыновья:
     Цодок - 8 лет;
     Берко - умер в 1856 г.;
     Шепшель - 1 год.
     Арона Пасыка жена Двора Гиршова - 27 лет.
     Мовши второй брат Лейб Абрамов Пасык - умер в 1855 г.

     Ревизская сказка сообщает также, что семья Мовши прибыла в основанную в 1854 г. колонию Добрая в 1856 г. из Антоколя - пригорода губернского города Вильно (позже часть Вильно, ныне Вильнюса, Литва). Антоколь прославили известные деятели культуры и искусства Российской империи и Советского Союза евреи Антокольские. Вероятно, Пасыки, прибывшие в колонию Добрая, были знакомы с Марком Матвеевичем (Мордухом Матысовичем) Антокольским (1842-1902). Мальчик из бедной многодетной семьи Антоколя стал знаменитым скульптором, академиком и гордостью империи.

     Начатая в начале XIX века кампания по привлечению евреев западных губерний России к земледелию и их переселению в Северное Причерноморье (Юг Украины) в 1850-у гг. подходила в своему завершению. С помощью этой кампании Российская империя пыталась решить еврейский вопрос, снижая концентрацию евреев на своих окраинах и развивая новые территории. [3] Добрая была 19-ой из 21-й еврейской колонии, которые были основаны в период 1807-1859 гг. в Херсонской губернии. [4]

     Указанная кампания осуществлялась путем создания значительных трудностей для проживания евреев в западных губерниях (выселение из деревень, запреты на определенные виды деятельности и пр.) и поощрения переселенцев различными льготами. Евреям передавали в бессрочное потомственное пользование (не в собственность) казенные земли. Поселявшимся выдавали ссуды на путевые издержки, на постройку домов, покупку скота и семян, земледельческих орудий и пр. Переселенцы освобождались от платежей всех долгов, образовавшихся до перехода в земледельцы. Им предоставлялись льготы: на 10 лет от платежей всех налогов, и самое главное, они освобождались на 25 лет от рекрутской повинности. [5]

     Император Николай I был одержим идеей "исправить вредных" евреев и оградить от них христиан. Главная роль в деле перевоспитания евреев и их христианизации отводилась армии. 26 августа 1827 г. император утвердил "Устав рекрутской повинности и военной службы евреев". На евреев в возрасте от 12 (для остального населения с 18) до 25 лет распространялась воинская повинность. По этому уставу, с каждой тысячи человек еврейского населения брали 10 рекрутов, т.е. примерно в 3 раза больше, чем с христианского населения. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в 25-летний срок военной службы. Евреи-рекруты отправлялись на дальние окраины империи, с целью оторвать их от привычной среды и приучить к иной жизни. Военная служба для них была сопряжена с нарушением еврейских религиозных предписаний (соблюдение субботы, законы о пище) и принуждением к принятию крещения. 25-летняя служба, пугавшая и христианское население, евреев приводила в ужас. [6] По всей вероятности, именно освобождение от рекрутской повинности сподвигнуло семью Мовши Пасыка, как и многих других евреев, к переселению из относительно развитого района Российской империи в "дикую степь" Северного Причерноморья и занятию там земледелием. Так получилось, что именно в 1856 г. по указу Александра II евреи были уравнены в рекрутской повинности с другими национальностями, были упразднены школы кантонистов, все кантонисты моложе 20 лет были возвращены домой. Освобождение на 25 лет от рекрутской повинности для них оставалось в силе.

     Для семьи Пасык, как и для других евреев, направлявшихся в Херсонскую губернию, начались тяжелейшие испытания. Длинный путь преодолевался на телегах в летнюю жару и зимний холод. Переселенцы голодали, болели и умирали от тягостей дальнего пути. Прибыв в колонию после 3-4 месячной изнурительной 1200 верстовой дороги, обессиленные люди должны были участвовать в строительстве домов и приступить к сельскохозяйственным работам. Несмотря на полученные льготы, новые колонисты столкнулись в колонии Доброй с большими трудностями. Сказывалось отсутствие необходимых знаний и опыта крестьянского труда и быта. Только после долгих и мучительных лет освоения земледелия к еврейским колонистам пришли первые достижения.

     Наибольшего успеха в семье к концу XIX века добился Цодок, сын нашего прапрадеда Арона Абрамовича Пасика (Пасыка), 1850 г. рождения, прибывший в колонию в 6-летнем возрасте. О нашем прадеде Цодоке написал в одной из своих книг английский писатель и журналист Арнольд Уайт (Arnold White). Он прибыл в Россию в 1891 г. по поручению барона Гирша, чтобы вступить в переговоры с российским правительством относительно эмиграции евреев и ознакомиться на месте с их положением. Он посетил несколько еврейских земледельческих колоний Херсонской губернии, в том числе Добрую. Воспоминания об этом визите он оставил в одной из своих книг: "Я прибыл в колонию Добрая на закате 16 июня... Многие дома разбросанного на большой территории селения были аккуратны и значительных размеров... Нынешние колонисты переросли свои более чем скромные жилища. Став состоятельными, они построили себе более солидное жилье... В тот же вечер я беседовал с пятнадцатью серьезными, рослыми, загорелыми мужчинами, одетыми в длинные сюртуки". Один из них "сорокалетний Цодок Пасик жил со своей женой и шестерыми детьми на своей земле в 30 десятин. В полевых работах он использовал упряжку из четырех-шести лошадей, которые были его собственностью. Кроме вечного сюртука, весь его вид соответствовал успешному мелкому фермеру... На следующий день я посетил немало колонистов в их собственных домах. Я нанес неожиданные визиты наугад, и нашел их жилища в чистоте, а хозяев с твердым чувством собственного достоинства". [7]

     Все дети Цодока, которых было не менее десяти, родились в колонии Добрая. Среди них был и наш дед Хаим, появившийся на свет в 1879 г. Как и все еврейские мальчики он ходил в хедер (частная религиозная начальная школа), где обучался азбуке, чтению и приобрел основы религиозных знаний. После окончания учебы, примерно с 11-12-ти лет помогал отцу работать в хозяйстве. В 1901-1905 гг. служил в армии. После службы вернулся в родную колонию и женился. У деда родились дети: Яков (1908-1941, фронт), Цодок (1911-1966, г. Николаев), Белла (1915-2008, Германия) и наш отец Иосиф. Далее следовали три десятилетия несчастий, бед и страданий: Гражданская война, кровавые еврейские погромы, голод 1921-22 гг., коллективизация, работа в колхозе, голод 1932-33 гг., смерть жены, война и эвакуация. В колонию он уже не вернулся. Жил вместе с детьми в Николаеве. Умер в 1979 г. в 100-летнем возрасте.

     Теплые отношения Хаима связывали с его старшим братом Мотлом (Мордухом, Матвеем) (1977-1972). Всю жизнь он прожил в Доброй, там и умер. Встречались они обычно в Николаеве. Читали в слух письма, полученные от брата Арона (Ары), эмигрировавшего в начале века в Аргентину.

     Наш отец Алексей (Иосиф) родился в колонии Добрая 22 июля 1913 г. Там же окончил начальную школу. В 14 лет отправился в Николаев, где окончил школу фабрично-заводского ученичества, действовавшую при судостроительном заводе им. А. Марти для подготовки квалифицированных рабочих. Затем работал слесарем на этом же заводе. С 1935-1938 г. служил на пограничной заставе в Восточной Сибири. После окончания службы вернулся в Николаев на свой завод.

     В начале войны отец получил отсрочку от призыва в армию в связи с работой на оборонном предприятии и был призван в состав истребительного батальона, в котором нес службу без отрыва от работы на заводе. С приближением немцев к городу он помог ближайшим родственникам эвакуироваться на восток. 6 августа 1941 г. гитлеровские войска начали наступление вдоль северного побережья Черного моря. Через два дня им удалось перерезать дорогу между Николаевом и Одессой. Из города на фронт ушли истребительные батальоны. 13 августа немцы окружили в районе Николаева части Красной армии. [8] Часть, в которой оказался отец, была окружена и практически уничтожена, уцелели единицы. Среди них был контуженный в бою отец. С большим трудом 16 августа ему удалось вернуться в Николаев. В этот день город был оккупирован гитлеровскими войсками. Через несколько недель серьезная контузия отступила. 16 сентября 1941 г., в день начала массового убийства евреев Николаева, отец покинул город по чужим документам, которые он добыл заранее. Отец вспоминал, что в последнюю ночь в городе он искал попутчика. Отец обошел своих друзей-евреев, но никто из них не принял его предложения. У всех были близкие родственники, которых они не могли оставить. Все они были расстреляны вместе с остальными евреями города.

     Начались страшные испытания. Он скитался по деревням, порой удавалось где-то надолго остановиться. Спасала нехарактерная для евреев внешность. Помогали вызванная войной нехватка трудоспособных мужчин на селе, знания и опыт крестьянского труда, которыми он владел с детства. При наступлении опасности приходилось бежать и снова скитаться. Но это удавалось не всегда. Несколько раз его арестовывали, попадал в тюрьмы и лагеря. Ему удавалось бежать, и все повторялось сначала. Он понимал, что может погибнуть, поэтому людям, которым доверял, оставлял свой николаевский адрес и просил после войны сообщить о нем его родственникам. Надо отметить, что такие письма после войны приходили.

     После войны отец вернулся в Николаев и в 1947 г. женился. Его женой стала уроженка соседней еврейской колонии Ефингар Татьяна (Туба) Иосифовна Пасик (Коршова) 1924 г. рождения. В 1948 и 1950 гг. родились два их сына - авторы этой публикации. В декабре 1990 г. три семьи переехали на постоянное место жительство в Израиль. Отец умер 1995 г. в Нешере. Мама умерла там же в 2013 г.

     Здесь описана только одна ветка Пасиков из еврейской земледельческой колонии Добрая. Наше родословное дерево состоит из множества таких веток. Братья Мовша и Арон стали родоначальниками большой добренской семьи, члены которой в настоящее время проживают в Аргентине, Германии, Канаде, Израиле, России, Украине и др. странах. Надеемся, что они продолжат начатую работу.

     Литература:

1. Государственный архив Херсонской области. Ф. 22, оп. 1, д. 95, л. 1028-1029.
2. Пасик Я. История еврейской земледельческой колонии Добрая // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/dobraya.htm
3. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm
4. Пасик Я. Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/colony_kherson.htm
5. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма.
6. Гессен Ю. Рекрутская повинность // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1906-1913.
7. Arnold White. The modern jew. New York. Frederick A. Stokes Company. 1899, p 61-63.
8. Оккупация и освобождение Николаева от фашистов // Электронный ресурс: https://niklife.com.ua/focus/9691


26-01-2021    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:    y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005