Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Эммануил Верновский      

Под марсельской черепицей

Эммануил Верновский      Родился Эммануил Абрамович Верновский в Крыму, в с. Аранда (ныне Пчельники Советского района). Его родители были крестьянами, работали в еврейском колхозе "Ленинс Вег". В родном селе в 1937 г. шестилетний мальчик пошел в школу. Во время войны семья эвакуировалась сначала в Краснодарский край, а затем в Азербайджан. В ноябре 1944 г. Верновские вернулись в Крым. Вскоре Эммануил поступил в сельскохозяйственный техникум Советского района на факультет виноградарства. В 1948 г. Верновский с отличием окончил техникум и тогда же поступил в Крымский сельскохозяйственный институт, который окончил в 1953 г. В 1954 г. он переезжает в Старокрымский район для работы в школе практического садоводства им. Мичурина. В 1958 г. его переводят в Ялтинский сельскохозяйственный техникум на должность заместителя директора по учебной работе. Через 6 лет Верновский становится директором этого учебного заведения. Тогда же техникум переводят в совершенно неблагоустроенное село Маленькое Симферопольского района. Со временем техникум на новом месте под руководством Верновского превратился в современное учебное заведение. В 1993 г. оно первым в Крыму получило статус колледжа. Верновский автор 110 опубликованных научных работ, 4 учебников и 2 учебных пособий, пользующиеся популярностью и спросом уже у нескольких поколений студентов, аспирантов, специалистов-виноградарей. С 1972 г. Верновский кандидат сельскохозяйственных наук, а с 1992 г. - профессор. В 1996 г. он удостоен Государственной премии АРК в области науки и технической деятельности, в 1997 г. избирается членом-корреспондентом Крымской академии наук, в 1998 г. удостоен почетного звания Заслуженный деятель науки и техники АРК. После более сорока лет работы руководителем учебного заведения, Э.А.Верновсий ушел на заслуженный отдых и жил в Германии. Умер 17 августа 2017 г.


     После победы Февральской буржуазно-демократической революции Временное правительство Керенского отменило черту оседлости для евреев. Это же было подтверждено в октябре 1917 года. Однако в Крыму советскую власть окончательно установили после разгрома Врангеля лишь в ноябре 1920 года. Спустя три года советское правительство решило переселить евреев из густонаселенных районов Белоруссии и Украины в северную (степную) часть Крыма и наделить их землей для ведения крестьянского хозяйства. Переселяли не из городов, а из так называемых "еврейских местечек".

Из местечек – в голую степь

     Мои родители в то время жили в местечке Брагин Хойникского уезда Гомельской губернии. Вместе с другими молодыми людьми (в возрасте 25-30 лет) их переселили в Ичкинский район Крымской АССР. Из железнодорожных вагонов высаживали прямо в открытую всем ветрам степь, где ни кустика, ни деревца не росло. С этого начиналась их крестьянская жизнь. Не имея опыта обработки земли и ведения хозяйства, они столкнулись с неимоверными трудностями. Жили сначала в палатках, землянках, затем в бараках на несколько семей.

     О Крыме у многих одностороннее представление. В основном, известна южнобережная часть Крыма с красивыми горами, теплым морем, мягким субтропическим климатом, прекрасной вечно зеленой растительностью. Северная же, степная, часть полуострова, где размещали еврейских переселенцев, - прямая противоположность южному берегу. Климат континентальный: в отдельные годы морозы достигали отметки минус 33 градуса. Для крымской степи характерны сильные северо-восточные ветры и летняя засуха, что усложняло ведение богарного (неорошаемого) сельхозпроизводства.

     Советское правительство создало комитет по земельному обустройству евреев (КОМЗЕТ). Возглавил его председатель ВЦИК М. Калинин.

     Тяжелое положение еврейских переселенцев немного улучшилось после того, как они начали получать помощь от организации "Агроджойнт" (штаб-квартира в США). С советским правительством был подписан договор, и в Крым из Америки стали поступать стройматериалы, тракторы, сельхозмашины и орудия, семена, племенной скот. Значительную часть всего этого "Агроджойнт" закупал в Европе. Американская сторона также выделила средства для строительства жилья, и каждая еврейская семья получила отдельный дом с надворными постройками на приусадебном участке. Еврейские поселения по планировке и благоустройству выгодно отличались от других сел степного Крыма и легко узнавались по крышам домов, покрытых красной марсельской черепицей.

"Ленинс Вег"

     Свое крестьянское хозяйство переселенцы сначала вели индивидуально, а затем стали объединяться в ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли). В них обобществлялся только труд, а средства производства оставались в частной собственности. Продукция распределялась между членами ТОЗа согласно вложенному труду и количеству средств производства (рабочий скот, сельхозмашины, семена и т.д.), предоставленных в общее пользование. Так еврейские переселенцы вели свое хозяйство до 1929 года, до того как партия большевиков на своем 15-м съезде приняла курс на сплошную коллективизацию. В 1929-30 годах в еврейских поселениях создаются колхозы (с/х артели). В них обобществляется все, кроме минимума продуктивного скота и птицы, разрешенного иметь в личной собственности.

     В деревне Аранда, где жили мои родители, был создан колхоз "Ленинс Вег" (на идиш "Путь Ленина"), первым председателем которого избрали моего отца – Абрама Исааковича Верновского. Всего в Крыму появилось около 100 еврейских колхозов - в трех административных еврейских районах и нескольких еврейских сельсоветах. Эти колхозы уровнем производства и урожаями выгодно отличались от других, особенно татарских колхозов. Это объясняется тем, что у них была лучшая оснащенность (за счет помощи "Агроджойнта") и более высокая организация труда.

Карта
Ударники социалистических полей колхоза "Ленинс Вег" 1933 год.

     Результатами своего труда на земле переселенцы развенчали миф о том, что евреи не приспособлены к сельскому труду и не могут обращаться с землей. Апологеты этих вымыслов забывали о том, что царское правительство вообще запретило выделять землю евреям. Кстати, в Германии, с приходом к власти нацистов, 1 октября 1933 года также вступил в силу закон, запрещающий евреям владеть землей и заниматься сельским хозяйством.

     За сравнительно короткий срок еврейские колхозы стали зажиточными и обеспечили довольно высокий (по тому времени) уровень жизни колхозников. Мне приятно вспомнить, что впервые в Крыму 100-пудовый урожай озимой пшеницы получили в нашем колхозе. Это событие широко отмечалось в прессе и на радио.

"Фор октябрь революце..."

     Люди в еврейских поселениях жили очень дружно, помогали друг другу, чем только могли, особенно когда у кого-то случалась беда. По праздникам (Рош ха-Шана, Ханука, Пурим, Песах и др.) собирались вместе и пели на идиш красивые еврейские песни, часто доморощенных поэтов и композиторов. Хочу привести выдержку из одной такой песни:

     "Сталин гот гезогт цу унзерен идон: генуг айх цу хандлен унд правен иридун, гейт махт мит ды цобикес Цоб-Цобе, Цоб-Цобе, гейт махт мит ды цобикес Цоб унд Цобе. Ин Крым а нае моде мит курай цухейцун, унзере юнге Фраен ди фингер шпайтапрейзен (Сталин сказал нашим евреям: хватит вам торговать и веселиться, идите и делайте с волами Цоб-Цобе, Цоб-Цобе, идите и делайте с волами Цоб и Цобе. В Крыму новая мода топить кураем, наши молодые женщины занозят пальцы)".

     Дело в том, что в первый период работы евреев на земле основной тягловой силой были волы, которых запрягали в ярмо и управляли ими, подгоняя левого вола окриком "Цоб", а правого – "Цобе". Вот песня и рассказывает о призыве Сталина к евреям заниматься хозяйством, "идти и делать Цоб-Цобе".

     А вот слова застольной песни, которую в нашем колхозе пели на всех праздниках:

     "Ломир тринкен а лехаим а-я, а-я-яя
     Фор дем лебен, фор дем наен а-я, а-я-яя
     Фор октябрь революце а-я, а-я-яя
     Унд фор Сталинс конституце а-я, а-я-яя
           Фор ди фелдер фор ди затте а-я, а-я-яя
            Фор ди нае лихте хате а-я, а-я-яя
            Фор ди киндер, фор ди клейне а-я, а-я-яя
            Унд фор алимен инеймен а-я, а-я-яя.
     (Давайте выпьем за жизнь а-я, а-я-яя
     За жизнь, за новую, а-я, а-я-яя
     За октябрьскую революцию, а-я, а-я-яя
     И за сталинскую конституцию, а-я, а-я-яя
            За поля, за сочные, а-я, а-я-яя
            За новую светлую хату, а-я, а-я-яя
            За детей, за малых, а-я, а-я-яя
            И за всех вместе, а-я, а-я-яя)".

     Основанием для такого патриотизма было ощущение (как потом выяснилось, ложное), что живут они в свободной стране, где нет черты оседлости, нет процентной нормы, что дети их могут учиться в столичных вузах, что они равноправные граждане и трудятся на себя (при этом не задумывались, что львиную долю результатов их труда присваивало социалистическое государство).

     Однако эта эйфория продолжалась недолго. Развитие и совершенствование производства в еврейских колхозах вскоре приостановилось. СССР, по инициативе Сталина порвал все договорные отношения с "Агроджойнтом" и американская помощь еврейским переселенцам прекратилась. В период сталинских репрессий были арестованы и объявлены врагами народа колхозные активисты, связанные непосредственно с представителями "Агроджойнта". В их числе был репрессирован и мой отец. В это время ликвидировались еврейские школы, жестоко карались всякие действия, направленные на сохранение самобытной еврейской культуры.

     Во время Войны 1941-45 годов многие колхозники с большими трудностями эвакуировались в другие районы страны, а те, которые остались в Крыму, были расстреляны фашистами. Так что после войны еврейских колхозов фактически не осталось.

Крымско-еврейская карта

     Сталин дважды за период с 1930 по 40-й год разыгрывал крымско-еврейскую карту, в чем очень рельефно проявились его коварство, лицемерие и юдофобство. В первый раз речь шла о создании в северной части Крыма (а в некоторых проектах сюда включалась и южная часть Херсонской области) Крымской еврейской автономии. Председатель ВЦИК Калинин на съезде Организации по земельному трудоустройству евреев (ОЗЕТ) сказал, что целесообразно в Крыму "...компактно сконцентрировать значительную часть еврейского населения, для того, чтобы они могли сохранить свою национальность" (Давид Заславский, "Евреи в СССР", 1936). Разумеется, в советском верховном руководстве такие заявления делать без ведома Сталина никто бы не осмелился. Заинтересованный в получении средств от еврейских международных организаций, Сталин заявлял, что советское правительство рассматривает вопрос о создании еврейской автономии в Крыму и обнадеживал советских евреев и мировое сообщество. Затем, со свойственной ему вероломностью, резко изменил курс, порвал все связи с "Джойнтом", а нецелесообразность еврейской автономии в Крыму мотивировал созданием Еврейской автономной области на Дальнем Востоке, со столицей в Биробиджане.

     Второй раз вопрос о создании Еврейской автономии в Крыму возник в конце войны. Советскому Еврейскому антифашистскому комитету (ЕАК), который возглавлял Соломон Михоэлс, предложили (понятно, от кого это исходило) инициировать создание такой автономии. Сталин иезуитски решил подбросить американцам информационную дезу о своей готовности создать в Крыму еврейскую республику. Переписка по этому вопросу шла по дипломатическим каналам между СССР и США. Посредником в его разрешении был назначен Лозовский, в то время заместитель наркома иностранных дел (наркомом был Молотов). Лозовский впоследствии, когда его судили как врага народа в 1952 году, подтвердил, что такие переговоры велись.

     Слух о том, что евреи получат свою республику в Крыму, был быстро распространен в СССР и во всем мире, чтобы американцы уверовали в серьезность намерений Сталина. Рассекреченные архивы свидетельствуют, что по поручению свыше руководители Еврейского антифашистского комитета написали письмо на высочайшее имя с просьбой разрешить заселение Крыма евреями для последующего образования там еврейской республики. Письмо подписали Соломон Михоэлс, Шахно Эпштейн и Ицык Фефер. Авторы хорошо аргументировали свои предложения: евреи разбросаны по всей территории СССР и в таких условиях не могут создавать национальную культуру, им тяжело возвращаться после эвакуации к прежним местам жительства, там их ждут пепелища и могилы замученных родственников, и еще приводили ряд обстоятельных аргументов.

     Проект этого письма Лозовский представил Молотову, который после своей правки посоветовал адресовать не Сталину, а ему, как председателю правительства. Авторы письма были окрылены вниманием высшего руководства страны. Они тогда писали: "Создание еврейской советской республики в Крыму раз и навсегда разрешило бы по-большевистски, в духе ленинско-сталинской национальной политики, проблему государственно-правового положения еврейского народа и дальнейшего развития его вековой культуры. Эту проблему никто не в состоянии был разрешить на протяжении многих столетий, она может быть разрешена только в нашей великой социалистической стране".

     О значимости проводимой работы свидетельствует тот факт, что во время подготовки Ялтинской конференции руководителей трех держав (февраль 1945 года) посол США Гарриман запрашивал Наркоминдел СССР о том, как идут дела с созданием Еврейской Крымской республики в связи с будущими американскими кредитами под этот проект.

     В то время члены Еврейского антифашистского комитета были настолько уверены в осуществлении проекта, что, не дожидаясь решения правительства, приняли практические меры. Член комитета Лев Квитко (известный детский поэт) командируется в Крым, чтобы изучить вопрос на месте, разобраться в проблемах, которые возникнут при переселении больших масс людей на разоренную землю (впоследствии ему это инкриминируют, как сбор сведений, необходимых американской разведке).

Страшный конец мечты об автономии

     Сталин открыто не выступал по вопросу автономии, но давал понять, что все делается с его согласия. Мировая еврейская общественность в то время обращалась к нему, называя спасителем советских евреев от фашизма. Каким он был "спасителем" на самом деле, узнали несколько позже. А в то время Сталину нужно было использовать Еврейский антифашистский комитет и самого Михоэлса, общественного деятеля, популярного и в нашей стране и за рубежом, - для установления связей с еврейскими организациями США. Они, как известно, были влиятельны в правительственных кругах и добивались инвестиций для восстановления разрушенного хозяйства СССР. Вторая цель Сталина - использовать авторитет Михоэлса и других членов ЕАК для получения секретных данных о создании атомной бомбы в США. В Америку неоднократно ездили советские представители во главе с Михоэлсом устанавливать связи с американскими учеными-евреями (Эйнштейном, например), которые участвовали в создании атомной бомбы. Они смогли убедить своих американских коллег, что это необходимо для укрепления оборонной мощи СССР, как надежного форпоста в борьбе с фашизмом и антисемитизмом в послевоенном мире. Эту задачу Михоэлс сотоварищи успешно выполнили, и в короткий срок в СССР была создана атомная бомба.

     Добившись своих целей, Сталин резко изменил курс, организовал кампанию борьбы с космополитизмом. Космополитами объявляют евреев – видных ученых, писателей, деятелей искусства. Подручные Сталина, по его указке, все чаще негативно высказываются в адрес Еврейского антифашистского комитета, заявляя, что его отдельные члены занимаются подрывной шпионской деятельностью в пользу США и мирового сионизма. Затем начались аресты евреев–космополитов и было принято постановление ЦК партии о роспуске Еврейского антифашистского комитета. Арестовать самого Михоэлса Сталин не решался, учитывая его известность и популярность в мировом сообществе. Тогда он предложил разработать план физического уничтожения Михоэлса. Сталинские заплечных дел мастера успешно выполнили задание своего шефа. Соломон Михоэлс погиб в автокатастрофе 13 января 1948 года во время командировки в Минск. Рассекреченные теперь архивы свидетельствуют, что непосредственными организаторами операции по уничтожению Михоэлса были Образцов - замминистра госбезопасности СССР и Цанава – министр госбезопасности Белоруссии. Вскоре в газетах был опубликован Указ о награждении этих "героев" орденом Красного знамени "за образцовое выполнение специального задания правительства". Вызывает возмущение и тот факт, что после реабилитации Михоэлса в период хрущевской "оттепели" никто из участников этого вопиющего преступления не был наказан. Некоторые из них живы и сейчас.

     Естественно, после такого всплеска антисемитизма, не могло уже быть и речи о создании Крымской еврейской республики. Стремление создать автономию арестованными членами Еврейского антифашистского комитета было квалифицировано в обвинительном заключении, как подрывная, шпионская деятельность в пользу мирового сионизма. Впоследствии Сталин назвал проект еврейской автономии "глубоко продуманным планом создания американского плацдарма в Крыму". Даже через несколько лет выступая на Пленуме ЦК после 19 Съезда партии, он обвинил Молотова: "Для чего ему это потребовалось? Как это можно допустить? На каком основании товарищ Молотов высказал такое предложение? У нас есть еврейская автономия, пусть развивается эта республика. А тов. Молотову не следует быть адвокатом незаконных еврейских претензий на наш советский Крым" (об этом пишет член ЦК, участник октябрьского Пленума Л. Ефремов в своей книге "Дорогами войны и труда", 1998).

     Затем Сталин организовал несколько широких антисемитских кампаний, которые завершились делом "врачей-убийц" (январь 1953 года). И только смерть тирана спасла этих людей от расстрела, а еврейский народ от депортации в Сибирь и на Дальний Восток, план которой был детально разработан и готов к выполнению.

     Таким образом, замечательной идее создания еврейской республики в Крыму не суждено было реализоваться ни в 30-х, ни в 40-х годах прошлого века. Хочется сказать добрые слова и низко поклониться тем людям в Советском Союзе и США, которые разработали этот проект и сделали все от них зависящее для его осуществления.

Статья была напечатана в кельнской газете "Форум" и в дюссельдорфской газете "Neue Zeiten", а также в журнале "Unsere Gemeinde" (2012 год, № 1) в сокращенном варианте под названием "Крымская страница истории советских евреев".    

В интернете публикуется впервые. 14-11-2015    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005