Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Хаим Леванда      

Еврейская колония Моргуновка Херсонской губернии Бобринецкого уезда

Виталий (Хаим) Леванда (1840, Минск - 1913, Екатеринослав) - юрист и публицист, брат известного еврейского писателя Льва Осиповича (Иехуда Лейб) Леванда. В. Леванда печатал статьи по еврейским проблемам в "Еврейской библиотеке", "Русском еврее" и других изданиях. Большую известность получил его "Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев от уложений царя Алексея Михайловича до настоящего времени. 1649 - 1873. Извлечение из полных собраний законов Российской империи", изданый в 1874 году.


     Стоит только посетить еврейскую колонию Моргуновку, чтобы убедиться, как несправедливо обвиняют наш народ в неспособности к полезному труду земледельческому. Евреи-колонисты здесь не на шутку занимаются хлебопашеством. Участок земли всякого еврея-земледельца тщательно обработан им самим. Вместо бледных и суетливых евреев, шатающихся по грязным и тесным базарам своих городов и местечек, или шныряющих по всем постоялым дворам, то с палочкой в руке, то с коробком за спиной с разными безделками, для обольщения новичка, вы видите здесь здоровых и мускулистых мужчин, бодро выступающих при своих возах с пшеницей, плодом их честного труда; и сердце ваше не может довольно нарадоваться при этом виде. На пороге встречают своих тружеников-мужей их бойкие хозяйки, приготовившие им вкусные обеды из произрастений собственного огорода. Еврейке колонии Моргуновки нечего бегать на базар покупать припасов на грош, добытый ее мужем разными правдами и неправдами. В сопровождении своих дочерей, каждое утро еврейка-поселянка отправляется на свой огород, и собрав, сколько ей нужно картофеля и других овощей, возвращается домой с этой неконтрабандной ношей. На дворе ожидают ее несколько дойных коров и овец, готовых в благодарность за хороший присмотр уплатить свою ежедневную дань. Скоро наполняется несколько горшков свежим молоком, и мальчик — хозяйский сын, смуглый от палящего солнца, с длинным бичом в руках, угоняет этих животных в общественное стадо.

     Кто бывал здесь лет за 15 тому назад *), тот при самом въезде в селение непременно поражен будет удивлением. Вместо двух-трех хижин бедных крестьян теперь возвышается до 60 дворов, тщательно обстроенных, с красивыми и уютными домиками. Малое озеро разделяет эту колонию на две половины. В первой дома своим положением образуют род площади, в средине которой находится главный двор, занимаемый семейством владельца колонии, г-на Моргуновского. Направо несколько лавочек, выше немного стоить синагога. Напротив синагоги выстроена владельцем колонии машинная мельница, где колонисты удобно могут молоть свой хлеб. По наружному виду и значительному числу жителей, эту колонию можно называть местечком с той только разницей, что евреи занимаются здесь не рискованными промыслами, не шинкарством, а полезным для всех трудом — земледелием. В продолжение целого летнего дня, едва ли кого увидите в колонии. Одни работают на своих участках, другие на поле владельца, который платит им за этот труд наличными деньгами. С наступлением вечера колония принимает более оживленный вид. С одной стороны евреи-земледельцы, возвратившиеся с поля, спешат в синагогу отдать благодарение Всевышнему за протекший день, — с другой видна большая поднимающаяся до неба пыль, предвещающая возвращение стада с подножного корма, навстречу которому радостно выбегают женщины и дети; там видите самого г. Моргуновского на вороном коне сопровождающего свое семейство, проезжающееся по полям в огромной линейке‚ запряженной четверкой гнедых. Одним словом, каждый шаг, каждый вид напоминает счастливую сельскую жизнь.

     Еврейские поселяне составляют здесь свое общество, как для исполнения государственных распоряжений, так и для отправления своих религиозных обрядов. Для удовлетворения своим религиозным потребностям они вызвали к себе одного еврея, знающего все духовные законы, а другого, исправляющего должность резника. По справедливости эта колония своими успехами превосходит все прочие. По крайней мере сколько мне случалось видеть других еврейских колоний, все они наводят скорее уныние, чем радость. Тот же самый народ, та же самая земля, а между тем результаты поселений представляют такую резкую противоположность. Причина, впрочем, очень понятна. Другие владельцы, поселив на своей земле своих единоверцев, не ради пользы поселенцев, но для приобретения себе почетного гражданства, не расстаются со своей торговлей, и оставляют колонистов на собственный произвол. Г. Моргуновский же посвятил себя всего общеполезному и истинно патриотическому делу приучения своих единоверцев к земледелию. Пятнадцать лет тому назад и он, как другие евреи-капиталисты, ворочал огромными торговыми предприятиями, преимущественно по свеклосахарной промышленности, и по сие время хранится еще в околодке репутация его по этой части. Но по обнародованию указа о приглашении евреев-капиталистов поселять на своих землях своих единоверцев, он первый взялся за это важное дело, потратил на него довольно значительный капитал, отказался от всех своих коммерческих оборотов, переселился из Киевской губернии в свою колонию, в среду своих единоверцев‚ и служит не только для них, но и для соседних помещиков примером в сельском хозяйстве. Не многие понимают даже трудность такого подвига. Навербовать до 50 семейств, исключить их из прежних обществ, переселить из одной губернии в другую (все на свой счет), всякому отвести особый двор со всеми принадлежностями и орудиями, необходимыми земледельцу, отвратить их от мелкого торгашества, следить постоянно в продолжение 15 лет, чтобы колонисты занимались только земледелием, - людей, способных на такие подвиги, к сожалению, мы должны признаться, очень мало. Нет ни одной статьи, на которую он не обратил бы своего внимания. Какое-либо полезное нововведение в других имениях сейчас является и в колонии Моргуновке. Г. Моргуновский готов скорее ничего не выручать из своего имения, лишь бы все, что находится в нем, было в порядке, чтобы все имело свое место, обстроенное красиво и прочно. Несмотря на неимоверно высокую цену, существующую в Херсонской губернии на лесной материал, все дворы колонистов огорожены не дрянным частоколом, но правильным забором из сосновых досок. Всякий участок земли окопан глубоким рвом. Повсюду видны следы неусыпной заботливости владельца. И Бог не оставляет честные труды без вознаграждения.

     Недавно г. Моргуновский начал заниматься пчеловодством и овцеводством; теперь он уже имеет значительные от них доходы. В саду, им самим разведенном, деревья от бдительного ухода за ними растут ровно и высоко. Дорожки вычищены и усыпаны желтым песком. Среди сада построена беседка, где гуляющие могут укрыться от внезапного дождя.

     Есть много людей, которым на долю выпадает хорошее дело, но они, не понимая его значения, делают его принужденно и без энергии. Этого никак нельзя сказать о г. Моргуновском. Беспрестанно он думает и говорит о своей колонии, беспрестанно он ищет средства для ее улучшения. Нет ни одного клочка земли во всей колонии, который не был бы посещаем им ежедневно. Он так любит свое занятие, что готов со всяким добрым приятелем разделить его. И потому кто бы ни приехал из его друзей или знакомых, он водит его по полям, по рвам, по саду, на гумно, в мельницу, к табуну лошадей, с восхищением показывая и объясняя все подробности каждой статьи. Хорошо, если гость может оценить этот многосложный труд, но есть, к сожалению, много наших единоверцев, которым неприятна подобная прогулка, и которые предпочли бы ей беседы о чудодеяниях цадиков, о Полтавской ярмарке, об арендах, о свадебных партиях и пр. и пр.

     Одно лишь непонятно: почему этот почтенный еврей до сих пор еще не имеет звания почетного гражданина, — звания, обещанного за такие заслуги в положении о еврейских колониях.

     Несколько раз я пытался узнать от него причину, и вот что он сообщил мне: "Не для почестей и славы поселил я на моей земле до 250 душ евреев мужского пола. Мной руководила только мысль быть полезным отечеству и моим единоверцам и заслужить некоторую благодарность от просвещенных наших собратьев. Благодаря Богу, как мне кажется, и в том и в другом я успел. Посетители, не исключая и тех, которые приезжали по поручению начальства, всегда оставались довольны состоянием моей колонии. Г. Гурович докладывал даже г-ну начальнику Новороссийского края, при котором он состоит в качестве ученого еврея, о том, что старания мои увенчались успехом. "Одесский Вестник" тоже два раза упомянул **) о моей колонии не в дурную сторону. Признаться, это не диво: она первая по времени своего основания, и она должна быть первой по успехам. Прошло лет 7 после основания мной этой колонии; я и не думал еще о почетном гражданстве. Наконец, в 1853 году я обратился к бывшему начальнику губернии с прошением ходатайствовать пред высшим начальством о даровании мне почетного потомственного гражданства. Пролежало мое прошение где-то лет 5 без всякого ответа. Вдруг потребовали основательных доказательств в справедливости показаний об успехах колонии; за ними дело не стало. Все местное начальство, соседние помещики, предводитель дворянства, все единогласно удостоверили особенными на то свидетельствами. Но по истечении еще нескольких лет все мои документы с прошением, поданным еще в 1853 году, возвращены мне, с предоставлением права, на основании какой-то статьи, обратиться в Герольдию. — Я же знаю многих, которые выхлопотали себе почетное гражданство в несколько месяцев, возразил я.

     -В том-то и дело, отвечал г. Моргуновский:- те хлопотали, а я... я только просил.

     Колония г. Моргуновского составляет отрадное явление в жизни наших русских соплеменников. Заслуги ее основателя в этом отношении очень велики. Он показал себя человеком вполне достойным, любящим свой народ не на словах только, а на деле, и вполне понимающим долг истинного сына отечества. ***)

     Примечания:

     *) До поселения здесь евреев, т. е. до 1846 года, имение это принадлежало помещикам гг. Цветоновичам, по фамилии которых оно и называлось.
     **) Один раз в 1846 году, другой в 1854, №° 89.
     ***) Приносим автору нашу благодарность за удовольствие, доставленное нам его статьей. Мы уверены, что это удовольствие будут разделять с нами все читатели "Рассвета". Мы желали бы иметь еще боле подробные известия об этой замечательной колонии, о тех приемах и способах, которые почтенным ее основателем употреблены были в дело, чтобы приохотить евреев-горожан к земледелию и научить этому трудному промыслу, о количестве земли им отданной, о повинностях, за то на них возложенных и т. д. Ред.


В интернете публикуется впервые    

23-09-2019    
    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005