Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик        

Легендарный подводник Владимир (Вульф) Коновалов

1. Довоенные годы. 1911-1941

     Владимир Константинович Коновалов родился 5 декабря 1911 г. в еврейской земледельческой колонии Надежная (колония №13) Мариупольского уезда Екатеринославской губернии, ныне это село Надежное (укр. Надійне) Розовского района Запорожской области Украины. В 1850-х гг. правительство императора Николая I продолжило проводить начатую в 1807 г. политику переселения и привлечения к земледелию евреев, проживавших в западных губерниях Российской империи. Так империя решала еврейский вопрос, снижая концентрацию евреев на своих западных окраинах и развивая новые территории Северного Причерноморья (ныне Юг Украины). Для привлечения в земледельческие колонии евреев им предоставлялись большие льготы. Они освобождались на 10 лет от "платежа податей и натуральных повинностей". Им прощались все налоговые задолженности. Кроме этого, евреи-земледельцы освобождались от рекрутской повинности в течение 25 лет. На каждую семью выдавались ссуды (с рассрочкой на 10 лет, без процентов) для постройки дома и на приобретение скота и продовольствия, покупку сельскохозяйственных орудий и семян. Новая колония, получившая произвольное с положительным значением название Надежная, была основана в 1855 г. евреями-переселенцами из Виленской губернии, центром которой был город Вильна (ныне Вильнюс). При основании колонии в ней поселилось около 360 евреев. [1]

     Среди первых переселенцев была семья Кауфмана Залманова Червина, прибывшая из местечка Свирь Виленской губернии. В состав этой семьи входил племянник Кауфмана по материнской линии сирота Арье (Ари) Коновал, родившийся в 1842 г. [2] Вероятно, его отец будучи кантонистом (еврейский мальчик-рекрут) обучался в кантонистской школе коновалов, занимавшихся обслуживанием и лечением домашней скотины. После окончания школы он был "приставлен к армейским лошадям". Там он и приобрел фамилию Коновал.

     Вместе со всеми переселенцами Арье пережил большие трудности начала колонизации. Преодолев примерно 1400 километровую тяжелую, долгую дорогу на телегах, евреи-переселенцы оказались в печальным положении. По дороге некоторые умерли, другие прибыли больными, истощенными и нищими. Положение переселенцев усугублялось тем, что они не имели знаний и опыта ведения сельского хозяйства. Колония Надежная пережила многие беды и невзгоды в течение нескольких первых десятилетий. Положение стало меняться к лучшему к концу века, когда многие колонисты Надежной стали умелыми земледельцами. Среди них был и Арье, который стал к тому времени крепким хозяином. Вся его большая семья трудилась в своем хозяйстве. Тяжелый труд принес свои плоды. К 1890 г. семья Ари-Лейб Кофмановича Коновалова (к такому виду трансформировалась фамилия Коновал) представляло собой образцовых земледельцев. Объединенная семья состояла из 24 человек (семьи отца и четырех сыновей). В хозяйстве было 16 лошадей, 11 коров и 10 телят. Семья сама обрабатывала 20 десятин своей земли и примерно 200 десятин арендованной. [3] У одного из внуков Ари-Лейба, Калмана, в 1911 г. родился сын, которого назвали Вульфом, что в переводе с идиш означает "волк". В быту его называли Велвлом.

     Как и все еврейские мальчики колонии Вульф ходил в хедер (частная религиозная начальная школа), где изучал основы еврейской грамоты и религии. Идиш был его родным языком, русский язык знал плохо. С детства, как все дети колонии, Вульф был приучен помогать взрослым по хозяйству. Его детство выпало на тяжелые годы Гражданской войны, которой была охвачена Украина. Ежедневные трудности закалили его физически и морально.

     В начале 1918 г. колония насчитывала 750 жителей, из них 720 евреев (96%). В период Гражданской войны колония подверглась нескольким нападениям. В ней была создана самооборона. Однако полностью защитить жителей не удавалось. В результате погромов, учиненных махновцами, белогвардейцами и крестьянами окрестных деревень, было убито 20, ранено 10 человек, изнасиловано 25 женщин. Уничтожено большое количество частных и общественных построек. Жизнь в колонии стала невыносимой. Примерно треть населения в годы войны покинула колонию. [4]

     Семье Калмана Коновалова тоже пришлось покинуть Надежную и переехать в Донбасс, в г. Юзовку (с 1924 г. - Сталин, с 1929 г. - Сталино, с 1961 г. - Донецк). В 1923—1932 гг. город стал административным центром Юзовского, а затем Сталинского округов. В 1932 г. стал центром Донецкой области. В этом городе Калман поступил работать на государственную мельницу, а детей устроил на заводах: старшего - слесарем, второго - жестянщиком. Дочь по путевке комсомола поступила работать на угольную шахту. [5] Младший сын, Вульф, там вырос, освоил русский язык, окончил семилетку, откуда пошел прямо на завод. Как и многие другие представители еврейской молодежи, он стремился получить высшее образование. По вечерам отдавал свободное время рабфаку (рабочий факультет), который готовил молодежь к учебе в Донецком горном институте. В. Коновалов вступил в комсомол и активно участвовал в комсомольской жизни. [6] В 1932 г. окончил три курса вечернего рабфака. [7}

     Здесь, в Сталино, он познакомился со своей будущей женой Цилей Моисеевной (Лилией Михайловной) Мархасиной (1912-1972) [8]. Он был образцовым семьянином. Красивый и представительный. В.К. Коновалов прожил с Лилией Михайловной десятилетия. [9]

     Отсутствие до конца 1930-х гг. государственного антисемитизма способствовало воспитанию еврейской молодежи в духе интернационализма и патриотизма. Поэтому на призыв комсомола: "Молодежь - на военно-морской флот!" откликнулись многие молодые евреи, в том числе Вульф Коновалов. Перспектива стать морским офицером прельщала его. В царской России евреи не только не могли быть офицерами, их не брали даже на срочную службу рядовыми матросами.

     В 1932 г. В. Коновалова направили на учебу в Ленинград (ныне - Санкт-Петербург), в военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Чтобы не выделяться среди будущих курсантов и быть таким как все, Вульф поменял свое имя и отчество. Это было общим явлением для юных евреев. Меняли не только имена и отчества, меняли и фамилии (с фамилией у Вульфа проблем не было). Так генерал Гольдфарб стал Златоцветовым, адмирал Вайсман - Беляевым, генерал Шистер - Борисовым. [10] После замены Вульф Калманович стал Владимиром Константиновичем. В результате к его русской фамилии добавились русские имя и отчество. С ними он прожил всю свою взрослую жизнь и вошел в историю. Потеряв имя Вульф (волк) он вскоре приобретет имя "морской волк" (название бывалого, опытного моряка).

     После четырех лет учебы, в 1936 г., Коновалов окончил училище. [11] Так еврей из сухопутной глубинки стал моряком.

     При распределении Владимир Коновалов в июле 1936 г. попал на Черноморский флот на должность штурмана подводной лодки М-51 типа "Малютка". Невысокого роста, крепкий паренек идеально подходил для подводного флота. Но вскоре его перевели в авиацию, где с августа 1936 г. по июнь 1938 г. он был младшим летчиком-наблюдателем, затем – штурманом отряда 11-й авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота. Владимир страстно желал быть подводником. Желавших стать подводниками среди евреев было много. Их привлекала служба в самых современных родах войск. Именно таким считался советский подводный флот в то время. Привлекательность профессии подводника не уменьшалась, несмотря на трудности нахождения в замкнутом пространстве под огромной толщей воды длительное время, а также большие риски этой профессии даже в мирное время, когда подводные лодки гибли без противодействия сил противника. Коновалов долго добивался возвращения на подводную лодку. В конце концов своего добился. В июне 1938 г. он вернулся штурманом на более крупную лодку Д-4 ("Революционер"), впоследствии погибшую в годы войны. После переподготовки на Высших специальных курсах командного состава при Учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова, в октябре 1940 г. занимает должность старшего помощника командира дизель-электрической минно-торпедной подводной лодки Л-3 ("Фрунзевец") Краснознаменного Балтийского флота. Вооружение лодки состояло из шести носовых торпедных аппаратов, двух кормовых минных труб (24 мины) и одного 45 мм артиллерийского орудия. Экипаж - 54 человека. Предельная глубина погружения лодки 90 метров позволяла уклоняться от атак противника, используя вертикальный маневр и погружение на грунт, что неоднократно спасало жизнь подводникам. Командиром этой лодки был П.Д. Грищенко (1908-1991), один из лучших командиров-подводников того времени. На первых порах отношения у них были непростые, но со временем не только сработались, но и сдружились. В своих военных мемуарах Грищенко высоко отозвался о профессиональных, боевых и человеческих качествах не только Коновалова, но и многих других подводников-евреев, включая Исаака Кабо (1909-1981), уроженца соседней с Надежной еврейской земледельческой колонии Новозлатополь. [12], [13], [14], [15]

     Перед самой войной подводная лодка Л-3 после капитального ремонта находилась в Либаве (ныне Лиепая - город на юго-западе Латвии, на побережье Балтийского моря). [16]

2. Война. Заместитель командира подводной лодки

     22 июня, в первый день войны, подводная лодка Л-3 вышла в свой первый боевой поход. В Либаве в смертельной опасности оказалась еврейская семья Коновалова: жена, двое сыновей, Марк (1934-2023) и Евгений (1937-2015), а также гостивший у них тесть, которого в день начала войны парализовало. Они могли оказаться на оккупированной нацистами территории. К счастью, незадолго до окружения Лиепаи командование военно-морской базы успело отправить по железной дороге эшелон с семьями военнослужащих. Путь в эвакуацию Коноваловых был долгий и трудный. Но судьба хранила семью, как и хранила самого подводника. [17], [18]

     В период с начала войны по март 1943 г. в составе экипажа подводной лодки Л-3 В.К. Коновалов совершил пять боевых походов на дозорную службу, прикрытие фланга сухопутных войск с моря, постановку минных заграждений, нарушение морских коммуникаций противника. За это время, по докладам командира подводной лодки, торпедным и минным оружием были потоплены свыше 10 вражеских кораблей и судов. Торпедами были потоплены шведский пароход "К.Ф. Лильевальш", водоизмещением 5513 брутто-регистровых тонн (брт), перевозивший железную руду, и немецкий транспорт "Гинденбург" (водоизмещение 7888 брт). На выставленных Л-3 минах подорвались финский пароход "Сисиль" (1847 брт, 23.08.1941), немецкий транспорт "Хенни" (764 брт, 19.11.1941), немецкий теплоход "Энгерау" (1142 брт, 26.11.1941).

     Под руководством опытного командира-подводника П.Д. Грищенко, его помощник В.К. Коновалов обеспечил хорошую организацию службы и подготовку подлодки к боевым походам. Во время минных постановок он грамотно и точно производил расчеты, чем способствовал успешному выполнению боевых задач, а при преследовании силами вражеской противолодочной обороны - четко организовал взаимодействие командного пункта и боевых постов подлодки для быстрого уклонения от оружия и кораблей противника. По итогам кампании 1942 г. командование признало Коновалова достойным быть выдвинутым на должность командира подлодки. [19], [20]

3. Назначение на должность командира подводной лодки

     25 февраля 1943 г. П.Д. Грищенко был переведен на другую должность в Отдел подводного плавания Балтийского флота. Грищенко, передавая корабль В.К. Коновалову, вручил ему Библию, изданную еще в 1904 г., с дарственной надписью. Библия всю войну была на подводной лодке. О ее существовании, кроме командиров, не знал ни один член экипажа. Издревна считалось, что наличие на борту корабля Священного писания - гарантия удачного плавания и Божей помощи. Соблюдали эту старую традицию и командиры лодки Л-3, П.Д. Грищенко и В.К. Коновалов, члены коммунистической партии соответственно с 1929 и 1941 гг. Лодка Л-3 считалась счастливой. Однако испытаний было очень много. Лодка неоднократно подрывалась во время боевых походов на минах. Но экипажу благодаря своей выучке, постоянной боевой готовности и храбрости удавалось спасти подводную лодку.
     Однажды лодку спас от беды лично старший помощник командира Коновалов. Когда ночью заклинило рули, он, несмотря на свой высокий статус в экипаже, вызвался решить проблему. Ему удалось устранить неисправность, но он застряв в рулевом устройстве. Светало, надо было срочно уходить. Двое краснофлотцев мощным рывком, выдернули старшего помощника, окровавленного, с ободранной кожей лица и рук. Подводная лодка была спасена. Коновалов еще долго ходил весь в "зеленке", но вахту нес безотказно.
     После окончания войны библия, как реликвия, хранилась в семье Коновалова. [21], [22], [23]

     1 марта 1943 г. "за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава" подводной лодке Л-3 присвоено звание Гвардейской. [24] 9 марта того же года новым командиром лодки был назначен капитан-лейтенант [25], которому вскоре было присвоено воинское звание капитан 3-го ранга. Должность командира подводной лодки была давней мечтой В.К. Коновалова. Во всех флотах мира командиры подводных кораблей по праву признаны воинской элитой. На командира подводной лодки возлагалась особая ответственность. Он был единственным, кто в полной мере владел обстановкой, только ему был доступен перископ, единственное око в надводный мир, решения он принимал практически единолично, от его действий зависела жизнь всего экипажа. [26] Личность командира могла также в какой-то мере компенсировать техническое отставание советских подводных лодок в годы войны. [27] 22 марта 1943 г. командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц вручил экипажу лодки Л-3 Гвардейский военно-морской флаг. Перед строем экипажа на верхней палубе новый командир лодки В.К. Коновалов, принимая знамя, коленопреклоненно поцеловал Гвардейский флаг и дал клятву. [28]

     Став командиром, Коновалов увеличил количество евреев, бывших командирами подводных лодок в годы войны, до 27. На действующих флотах Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 358 офицеров исполняли обязанности командиров подводных лодок. [29] Из них евреи составляли 7,54%. Этот процент опровергает широко распространенное в стране мнение, что евреи и военные сражения на море, тем более под водой, понятия совершенно несовместимые. [30]

4. Командир подводной лодки

     С 1941 г. советские подводные лодки активно действовали на Балтике. Серьезно беспокоили фашистское командование в первую очередь атаки транспортов, перевозивших шведскую руду на военные заводы Третьего Рейха и захваченной им Европы. Не считаясь с колоссальными затратами, гитлеровцы пошли на беспрецедентные меры. Финский залив был напичкан минами. Их за относительно короткий срок установили десятки тысяч. Но когда и это не помогло, немцы и их союзники финны перерезали выход в Балтику заграждениями из стальных сеток, которые днем и ночью охраняли боевые противолодочные корабли и авиация. Преодолеть такую преграду советские лодки не могли. Чтобы избежать напрасных потерь, командование флота приняло решение на время остановить боевые походы в открытое море. Практически весь 1943 г. советские подводные лодки, запертые противником в Финском заливе, участия в боях практически не принимали. [31] Весь год подводная лодка Л-3 из-за тяжелейших повреждений, полученных в последнем походе, находилась в ремонте. Экипаж в это время готовил материальную часть к выходу в море и проводил боевую подготовку. Сам капитан-лейтенант В.К. Коновалов в конце марта 1943 г. был направлен в командировку на Тихоокеанский флот. По пути во Владивосток ему удалось попасть в г. Чистополь Татарской АССР, где его семья находилась в эвакуации. После освобождения Ленинграда от блокады, в апреле 1944 г., семья В.К. Коновалова перебралась в Кронштадт. После войны у них родилась еще дочь Владислава.
     На Тихоокеанском флоте Коновалов проходил переподготовку на подлодках типа "Ленинец" (XII серии). Лишь в октябре 1944 г. он возвратился в Ленинград, на свою Л-3, снова в качестве командира. [32], [33], [34]

     Осенью 1944 г. Финляндия вышла из войны и открыла для советских кораблей свои шхеры, свободные от мин и минных заграждений. Это позволило Балтийскому флоту прорвать вражеские заграждения и в конечном итоге дойти до немецких коммуникаций. [35]

     В октябре 1944 г., после ремонта гвардейская подлодка, в числе первых, вышла для действий в южной части Балтийского моря, и под командованием гвардии капитана 3-го ранга В.К. Коновалова в кампаниях 1944-1945 гг. совершила три боевых похода продолжительностью 92 суток. На подходах к базам противника и на его морских сообщениях было выставлено 52 мины. Лодка произвела 11 торпедных атак (выпущена 31 торпеда). В результате этих действий боевой счет гвардейской лодки Л-3 увеличился на 10 единиц. [36], [37]

     В свой следующий шестой по счету боевой поход лодка Л-3 вышла из Кронштадта 1 октября 1944 г., спустя почти два года после выхода в предыдущий поход. Пройдя финским шхерным фарватером в Балтийское море, утром 9 октября прибыла на позицию северо-восточнее острова Борнхольм, расположенного в юго-западной части Балтийского моря.
     Вечером 11 октября лодка выставила на подходах к германскому порту Засниц, расположенному на острове Рюген, минное заграждение (20 мин одной банкой). Прошло больше месяца, пока они нашли своих жертв. 14 ноября на них получило повреждение учебное судно "Альберт Лео Шлагеттер" (1634 брт), на котором при взрыве погибло 15 человек. Следом за ним утром 20 ноября взрыв прогремел у борта миноносца Т-34, который только что вступил в строй. Корабль потерял кормовую оконечность, перевернулся и затонул, унеся с собой 55 членов экипажа и 24 офицера и курсантов артиллерийской школы.
     12 октября лодка Л-3 сместилась к шведскому порту Истад, где в ночь на 15 октября атаковала отряд транспортных судов противника. С субмарины наблюдали попадание торпеды и гибель одного судна.
     21 октября подводная лодка получила приказ действовать в районе Либавы. Утром 25 октября она была у немецкого порта Мемель (ныне Клайпеда, Литва). На следующий день лодка Л-3 вышла в атаку на сторожевик из состава конвоя. Через минуту после выпуска торпед на субмарине слышали взрыв, а при наблюдении за конвоем атакованный корабль не был обнаружен, что дало основание посчитать его потопленным. След торпеды был замечен противником, после чего вражеские сторожевые катера устремились к подводной лодке. Лодка быстро погрузилась. Около нее начали рваться глубинные бомбы. Преследование длилось около трех часов, но Коновалов успешно оторвался от преследования.
     После новой смены позиции подводная лодка в ночь на 2 ноября столкнулась с силами противолодочной обороны противника, после чего на лодке Л-3 был поврежден правый дизель. Днем дизель был отремонтирован.
     В ночь на 5 ноября была обнаружена вражеская подводная лодка в охранении двух сторожевых кораблей, от которых лодка Л-3 уклонилась погружением. Днем 7 ноября западнее Паланги (город на западе Литвы) лодка Коновалова четыре раза задевала за сети или минрепы, после чего слышала слабые взрывы за бортом.
     11 ноября Коновалов донес о том, что лодка возвращается на базу. 16 ноября она прибыла на Ханко. На следующий день Л-3 перешла в Турку, где встала на ремонт. [38], [39], [40]

     Кампанию 1945 г. подлодка Л-3 начала 23 января, выйдя с рейда остова Люм (Лумпарланд, Финляндия). Через два дня подводная лодка прибыла на позицию, где 26 января произвела постановку 10 мин в 4-4,5 милях от аванпорта Виндавы (ныне Вентспилс, Латвия). Остальные 10 мин из-за неисправности мотора минного устройства и образования наледи в левой минной трубе поставить не удалось. По всей вероятности, на минах, выставленных Л-3, 29 января 1945 г. подорвался и затонул германский транспорт "Генри Лютгенс" (1141.брт), на котором погибло 9 человек. В советской литературе упоминаются в качестве минных успехов подлодки Л-3 ледокол "Поллюкс" (4191 брт), тральщик М-3138 (112 брт) и транспорт "Йерсбек" (2804 брт), погибшие на минах в районе Либавы соответственно 7 февраля, 23 и 28 марта 1945 г.
     Утром 31 января Л-3 произвела торпедную атаку на транспорт из состава конвоя. На подводной лодке наблюдали взрыв в носовой части одного из судов. Противник не преследовал атаковавшую подводную лодку и не комментировал результат этой атаки. В этот же день вечером подлодка Л-3 еще два раза выходит на боевой курс, но все выпущенные торпеды не попали в цель.
     В ночь на 2 февраля лодка Л-3 переместилась к маяку Брюстерорт, где немецкие корабли своим огнем поддерживали оборону прибрежного фланга немецкой армии. Атаковать их из-за малых глубин подводная лодка не смогла, но выставила на путях отхода кораблей две мины. Так как минно-сбрасывающее устройство было неисправно, остальные восемь мин поставить не удалось.
     4 февраля лодка Л-3 произвела торпедную атаку двух эскадренных миноносцев. На лодке слышали два взрыва. Три часа лодка преследовалась миноносцем Т-36, который сбросил на нее 28 глубинных бомб. На следующий день лодка покинула позицию и направилась в базу. Через три дня она была в Турку, где прошла межпоходовый ремонт. [41], [42]

     В свой последний, восьмой, боевой поход, который принес известность и славу командиру Л-3 Коновалову, подводная лодка отправилась 23 марта 1945 г. 28 марта в районе Хельской косы, отделяющей западную часть Данцигской (ныне Гданьской) бухты от Балтийского моря, подводная лодка произвела минную постановку (две банки по 10 мин).
     После выхода из базы Л-3 уже более трех суток не имела данных о своем собственном местоположении, поэтому вечером 28 марта лодка перешла к маяку Хоборг, расположенного на южной оконечности острова Готланд, но из-за тумана так и не смогла определить своего места. К тому же на субмарине вышли из строя гидроакустическая станция, а затем гирокомпас, что потребовало определенного времени для их ремонта.
     5 апреля, определив свое место, подводная лодка начала движение на заданную позицию и на следующий день уже была в требуемом месте Данцигской бухты. Недостатка в объектах атаки подводная лодка не испытывала. В это время власти нацистской Германии проводили операцию "Ганнибал" по массовой эвакуации военнослужащих и гражданского населения с окруженных с суши советскими войсками Восточной Пруссии и Курляндии. Ситуация для атаки была неблагоприятной из-за тумана, невыгодного курсового угла или высокой скорости цели. Она изменилась в ночь с 16 на 17 апреля севернее маяка Риксгафт (Риксхёфт), расположенного у основания Хельской косы. Там был обнаружен конвой в составе трех транспортов и двух кораблей охранения.
     Л-3 вышла в атаку на самый большой транспорт из состава конвоя. Чтобы догнать транспорт, советской подлодке пришлось идти в надводном положении на дизелях (в подводном положении электродвигатели не могли развить требуемую скорость). Нахождение в надводном положении было сопряжено с большим риском, но Коновалов пошел на этот шаг. Дистанция залпа составляла восемь кабельтовых (около полутора километров). В 23:52 лодка произвела торпедную атаку, выпустив три торпеды. Через 70 секунд после пуска торпед на подводной лодке зафиксировали два сильных взрыва. Через семь минут судно затонуло. Им оказался германский транспорт "Гойя" (5230 брт.). Это судно было построено в 1940 г. в Норвегии и названо в честь испанского художника Франсиско де Гойя. После оккупации Норвегии в том же году оно было захвачено Германией и задействовано в германском военно-морском флоте. Столь быстрое погружение "Гойи" под воду объясняется тем, что судно не было пассажирским и не имело переборок между отсеками, как это было предписано для пассажирских кораблей. В конце войны судно использовалось для эвакуации военнослужащих и гражданского населения. За четыре похода транспорт перевез более 19 тысяч человек, спасавшихся от наступления Красной армии. В среднем на борту находилось около 5 тысяч пассажиров за один поход. Но в роковой пятый поход из Данцигской бухты в г. Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце, Польша) судно было без преувеличения забито людьми. Их на борту было так много, что они занимали буквальной каждый метр свободной площади. Практически это была последняя возможность эвакуироваться из Восточной Пруссии. На борту "Гойи", по оценке немецкого адмирала и историка Ф. Руге, находились более семи тысяч человек. Удалось спастись всего лишь 185 терпящим бедствие.
     Вокруг числа погибших споров практически не было. Полемика была по количеству находившихся на борту "Гойи" военнослужащих. За десятилетия оно сократилось с нескольких тысяч до 200 военнослужащие 35-го танкового полка 4-й дивизии вермахта. Такое сокращение было использовано для обвинения советских подводников в военном преступлении. Однако потопленную "Гойю" никак нельзя считать гражданским судном. Оно шло в составе военного конвоя и имело на борту военнослужащих. На судне было установлено зенитное вооружение, оно имело камуфляжную окраску и не имело нанесенного красного креста ни на борту, ни на палубе. И, стало быть, "Гойя" была законной целью для подводников любой страны антигитлеровской коалиции. Гибель большого количества гражданских лиц в данном случае была расплатой народа Германии за безоговорочную поддержку преступного гитлеровского режима.
     Гибель транспорта "Гойя" по количеству жертв стоит на первом месте среди морских катастроф за всю историю мореплавания, опережая знаменитые "Титаник", затонувший 15 апреля 1912 г. после столкновения с айсбергом, и "Вильгельм Густлов", потопленный 30 января 1945 г. в результате торпедной атаки советской подводной лодки С-13 под командованием А.И. Маринеско. Потопление "Гойи" было главным подвигом В.К. Коновалова.
     Занимаясь спасением людей, немецкие корабли охраны конвоя смогли сбросить только пять глубинных бомб. Коновалов умело вывел лодку из-под удара.
     Подводная лодка Л-3 продолжала оставаться в этом районе. По некоторым данным 18 апреля она потопила мотобот (50 брт). 19 апреля лодка произвела две торпедные атаки конвоя. Наблюдалось попадание двух торпед и гибель судна. 21 апреля лодка произвела торпедную атаку еще одного конвоя. Через минуту услышан мощный взрыв. Корабли противолодочной обороны, преследуя подводную лодку, сбросили 31 глубинную бомбу, но уничтожить ее не смогли. 22 апреля лодка начала возвращение в базу. В этот день она четыре раза задевала за сети или минрепы, после чего каждый раз слышала множество взрывов.
     25 апреля 1945 г., за две недели до конца войны, подводная лодка Л-3 вернулась из своего последнего похода на базу в Турку. [43], [44], [45], [46], [47]

     В боевых походах Коновалов проявил свои лучшие качества. Он в полной мере владел искусством боя. Кроме того, у него была отличная интуиция, т.е. умение предвидеть действие противника. Он не мог не знать о Холокосте на оккупированных территориях, прежде всего в местах своего детства и юность. Это дополнительно мобилизовывало его волю к бою. Он, как и большинство евреев-фронтовиком, мстил нацистам за Холокост. Коновалов постоянно искал и выслеживал противника. Обнаружив цель, стремился в этой охоте к одному - пустить вражеский корабль ко дну. В большой успех походов вложено не только боевое мастерство командира лодки, но и четкая, слаженная, уверенная, напряженная работа всего экипажа, воспитанного и обученного В.К. Коноваловым.

     При подведении итогов боевых операций оказалось, что Л-3 заняла первое место среди подводных лодок по количеству и тоннажу потопленных вражеских судов: 25 фашистских военных кораблей общим водоизмещением около 52 тыс. брт. Позже в результате сопоставления с немецкими данными началось уменьшение показателей побед советских подводников. Причинами этого являлись, во-первых, то, что многим судам, которые считались потопленными, удавалось удержаться на плаву и добраться до порта, и, во-вторых, искажение ("приписки") в отчетных документах реального состояния дел. По современным данным на боевом счету подлодки Л-3 наличествует семь потопленных кораблей и транспортов противника. [48], [49] Однако пересмотр советских показателей не изменил лидерства подводной лодки Л-3.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Имя капитана З-го ранга Коновалова В.К. отмечалось в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. В.К. Коновалов был награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Ушакова II степени, орденом Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги", медалью "За оборону Ленинграда", медалью "За взятие Кенигсберга", медалью "За победу над Германией". Пять членов экипажа подводной лодки Л-3 принимали участие в Параде Победы в июне 1945 г. [50], [51]

Коновалов
Герой Советского Союза В.К. Коновалов у своей подводной лодки Л-3. Лето 1945 г.

     За подвиги совершенные в годы войны 1941-1945 гг. звание Героя Советского Союза было присвоено 22 подводникам. [52] Трое из них: Израиль Фисанович, Самуил Богорад, и Владимир Коновалов – евреи (13,64%). Очень высокий показатель для относительно малочисленного в стране народа, но и он мог бы быть выше, если бы не проявление антисемитизма.

5. После войны

     Прослужив еще некоторое время на легендарной Л-3, В.К. Коновалов расстался со своей подводной лодкой. Она оставалась на службе вплоть до 1953 г., в 1971 г ее утилизировали, но рубка, из-за уважения к прежним боевым заслугам, вместе с 45-мм орудием и прикрепленной к ней мемориальной доской с именами всех членов экипажа была установлена в качестве памятника в Лиепае, а после развала СССР была перевезена в Москву и в 1995 г. установлена на Поклонной горе, где вошла в экспозицию Центрального музея Великой Отечественной войны. [53] Люди, которые служили на лодке, в общей сложности получили 423 ордена и медали разного достоинства, включая 15 орденов Ленина, высшую государственную награду СССР. [54]

     С октября 1946 г. по ноябрь 1947 г. В.К. Коновалов командовал подлодкой Н-27 (бывшая германская U-3515 типа XXI). В 1947 г. он поступил в Военно-морскую Академию имени К.Е. Ворошилова и через три года, в 1950 г., успешно ее окончил. Уже будучи капитаном 1-го ранга, Коновалов в течение пяти лет служил во 2–м Балтийском высшем военно-морском училище в должности начальника кафедры тактики. Это был блестящий преподаватель и талантливый, эрудированный лектор, который пользовался безупречным авторитетом среди курсантов и офицеров училища. Затем занимает ряд видных командных должностей, используя свой боевой опыт и знания, полученные в процессе учебы. С января по ноябрь 1955 г. - начальник штаба, с ноября 1955 г. по март 1958 г. - командир бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. С марта 1958 г. по май 1961 г. - заместитель начальника 1-го отдела Управления начальника военно-морских учебных заведений и в последующем по август 1966 г. - заместитель начальника штаба по боевому управлению Краснознамённого Северного флота. 7 мая 1966 г., после 15-летнего пребывания в звании капитана 1-го ранга, В.К. Коновалову было присвоено звание контр-адмирал. Он стал одним из немногих евреев, получившим после войны звание контр-адмирала. С августа 1966 . Адмирал Коновалов служит заместителем начальника Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. [55]

Коновалов
Герой Советского Союза контр-адмирал В.К. Коновалов

     Умер легендарный подводник от инфаркта 29 ноября 1967 г. в Ленинграде. Похороны прошли на Красненьком кладбище города. [56] Так совсем еще молодым ушел из жизни Герой Советского Союза контр-адмирал Владимир Константинович Коновалов достойный сын и гордость еврейского народа!

     Литература:

1. Яков Пасик. Данные о колониях Екатеринославской губернии // Электронный ресурс: colony_ekaterinoslav-2.htm
2. Ревизская сказка еврейской колонии Надежная. 1858 г.
3. Улейников Л. Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии в 1890 г. С.-Петербург. 1891. Колония Надежная. С. 8-9.
4. Яков Пасик. Данные о колониях Екатеринославской губернии.
5. Евреи и еврейский народ: Еврейский самиздат. Вып. 15. Иерусалим. Еврейский университет, 1978. С. 155.
6. Федяков И.А. Боевой путь Владимира Константиновича Коновалова // Неделя науки СПбГМТУ-2019: сборник докладов Всероссийского фестиваля науки. Т. 2 СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2019. С. 284.
7. Коновалов Владимир Константинович // Герои страны. Международный патриотический интернет-проект.
8. Циля (Лиля) Коновалова (born Мархасина), 1912 - 1972 // Портал MyHeritage.
9. Б. Герценов. На земле и под водой // Юзовка-Сталино-Донецк: страницы еврейской истории. 3 апреля 2012.
10. Марк Штейнберг. Еврейский щит СССР. Очерки военной истории еврейского народа (1941-1991). Нью-Йорк. 2011. С. 70.
11. Федяков И.А. Боевой путь Владимира Константиновича Коновалова.
12. Александр Розенталь. В строю отважных - воины-евреи, Герои Советского Союза // Эксодус. Издание Еврейского центра русскоязычной общины Торонто. №5(179). Май 1998. С. 9.
13. Коновалов Владимир Константинович // Портал "Память народа".
14. Чирва Е. Подводная война на Балтике 1939-1945. М. Яуза, 2009. С. 409.
15. М. Коновалов. Мои командиры. Часть 1 // Портал "FLOT.com".
16. Потомственный подводник капитан 1 ранга Марк Коновалов // Блог Владимира Пелевина. 07.30.2020.
17. Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. М.: Воениздат, 1985. С. 23-28.
18. Потомственный подводник капитан 1 ранга Марк Коновалов.
19. Коновалов Владимир Константинович // Герои страны. Международный патриотический интернет-проект.
20. Махов С.П. Тайны подводной войны. 1914—1945. М.: Вече, 2012. С. 262—273.
21. М. Коновалов. Мои командиры. Часть 2. // Портал "Flot.com" 23.07.2012
22. Каланов Николай. Я не суеверный моряк. Путеводитель по глубинам морских суеверий. М. Горизонт. 2022. 224с.
23. Анатолий Аграфенин. Каникулы 1944 года: героический путь подводной лодки Л-3 // BB.LV. 9 мая 2019 г.
24. Приказ наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова от 01.03.1943 № 80.
25. Боевая рубка подводной лодки Л-3 (СССР) // Портал "Музей Победы".
26. Борис Гельман. Подводники — элита флота // Еврейский Мир. Газета русскоязычной Америки. 03.15.2016.
27. Иван Торбеев. Объективности ради... Слабое звено ВМФ в начале войны // Портал "dzen.ru". 11 сентября 2019.
28. Праздник 70-летия присвоения подводной лодке Л-3 звания гвардейской и 40-летия школьного музея подводной лодки Л-3 в 201-й школе Фрунзенского района. 16 марта 2013 года. Репортаж Марка Коновалова, Натальи Дубровской, О.Горлова // Портал "Flot.com" 02.04.2013.
29. Борис Гельман. Подводники — элита флота.
30. Марк Штейнберг. Удар из подводных глубин // Еврейский Мир. Газета русскоязычной Америки. 06.21.2019.
31. Анатолий Аграфенин. Каникулы 1944 года: героический путь подводной лодки Л-3.
32. Ковалев П.С. Неизвестные страницы истории ДонНТУ // Электронный ресурс: http://masters.donntu.ru/2009/eltf/kovalevps/ind/index.htm
33. М. Коновалов. Мои командиры. Часть 1 // Портал "Flot.com" 18.07.2012.
34. Анатолий Аграфенин. Почему подводные лодки любят глубину // Парламентская газета. 27.01.2019.
35. Анатолий Аграфенин. Каникулы 1944 года: героический путь подводной лодки Л-3.
36. Федяков И.А. Боевой путь Владимира Константиновича Коновалова.
37. Чирва Е. Подводная война на Балтике 1939-1945. С. 63-64.
38. Там же. С. 60-61.
39. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг. Книга 2. М. Наука. 1990. С. 176-177.
40. "Большевик", "Фрунзовец" (бортовой №43 и №33) Л-3, Б-3, СТЖ-25, УТС-28 тип "Л" II серии // Портал "Энциклопедия отечественного подводного флота".
41. Чирва Е. Подводная война на Балтике 1939-1945. С. 62-63.
42. "Большевик", "Фрунзовец" (бортовой №43 и №33) Л-3, Б-3, СТЖ-25, УТС-28 тип "Л" II серии.
43. Чирва Е. Подводная война на Балтике 1939-1945. С. 63-64.
44. Александр Розенталь. В строю отважных - воины-евреи, Герои Советского Союза // Эксодус. Издание Еврейского центра русскоязычной общины Торонто. №5(179). Май 1998. С. 9.
45. Светлана Цыганкова. Как советская субмарина погубила танкистов вермахта // сайт "Русское оружие" 16.04.2019.
46. Самая крупная победа советских подводников // Sail-Friend.ru другая социальна сеть. 15.05.2016.
47. "Большевик", "Фрунзовец" (бортовой №43 и №33) Л-3, Б-3, СТЖ-25, УТС-28 тип "Л" II серии.
48. Ковалев П.С. Неизвестные страницы истории ДонНТУ.
49. Махов С.П. Тайны подводной войны. 1914—1945. 262—273.
50. Коновалов Владимир Константинович // Герои страны. Международный патриотический интернет-проект.
51. Потомственный подводник капитан 1 ранга Марк Коновалов.
52. Подводники - участники Великой Отечественной, Герои Советского Союза и Российской Федерации // Портал "Sovboat.ru".
53. Подводная лодка Л-3 на Поклонной горе. Краткая история экспоната // Портал "dzen.ru". 18 марта 2020 г.
54. Трусов Г.М. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л.: Судпромгиз, 1963. С. 353.
55. Коновалов Владимир Константинович // Герои страны. Международный патриотический интернет-проект.
56. Коновалов Владимир Константинович // Портал "RusTeam".
Впервые опубликовано 12-10-2023    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:    y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005