Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Справочник еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
О названиях еврейских колоний
 
·  
Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
История отдельных колоний
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Жители еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons

 
·  
The Guide to Jewish Agricultural Colonies of South Ukraine
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Меир Ленау       

Хабад и еврейские земледельческие колонии

      Руководители Хабада (движение любавичских хасидов) придавали большое значение участию евреев в сельскохозяйственном труде. Еще в очень юном возрасте основатель Хабада рабби Шнеур-Залман, которого за его ум сверстники прозвали «Алтер Ребе» – Старый Ребе, приходил на базар своего города Лиозно и уговаривал евреев оставить торговлю, не дающую достаточно средств для существования, и заняться земледелием. И многие последовали его совету, поселились рядом с имением родителей Алтер Ребе и от труда на земле получали более надежный заработок.
      После женитьбы на дочери самого богатого в Витебске человека все приданое, баснословную сумму в 5000 золотых рублей, р.Шнеур-Залман с согласия жены передал евреям, желающим работать на земле ради твердого заработка. На эти деньги были приобретены участки земли вдоль реки Двина, построены дома, куплен домашний и рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь. Ребе часто бывал в основанных на его пожертвование поселениях, побуждал их жителей выделять необходимое время для изучения Торы, рассказывал о еврейских мудрецах, многие из которых в свое время также трудились на земле.
      Естественно, что второй Любавичский Ребе продолжил дело своего отца и в этом направлении. Приведем отрывок из статьи Л.Шваменталя и раввина Йосефа Херсонского «Мителер Ребе». (www. jewish.ru).

      «Интересен следующий факт: когда весть о смерти рабби Шнеора-Залмана достигла Петербурга, министр по военным делам специально созвал работников своего ведомства для того, чтобы составить письмо с соболезнованиями и отправить его переживающей утрату семье. К рабби Довберу в Кременчуг были посланы с официальным обращением представители от властей Полтавы, Чернигова и Одессы. В обращении содержался вопрос: как Россия может наилучшим образом воздать должное рабби Шнеору-Залману за поддержку, оказанную им царю во время войны с Наполеоном?
      Сын и преемник первого духовного главы ХаБаДа ничего не попросил у российского правительства для себя, однако выразил пожелание быть благосклоннее по отношению к евреям и заботиться об улучшении их экономического положения.
      Когда же его попросили выразить определенные пожелания, он поинтересовался, возможны ли сотрудничество и помощь со стороны правительства в деле заселения евреев на определенной территории (речь шла о проекте, начатом его отцом еще до начала франко-русской войны). Таким образом появились знаменитые еврейские поселения близ Херсона...

      ...Мителер ребе старался убедить евреев перестать заниматься ненадежной деятельностью, в которую они тогда были активно включены. Он советовал уйти жить в деревню, туда, где была возможность научиться возделывать землю или овладеть ремеслом, что будет гарантом честного и постоянного дохода. Это избавило бы их от ощущения неуверенности и постоянных забот, которые сопровождали их при том образе жизни, что они вели.
      Невероятно важным представлялся тот факт, что такой выбор (в отличие от городского образа жизни) не мешает вести полноценный еврейский образ жизни. В связи с этим, интересно письмо Мителер ребе к общине, которое мы процитируем здесь целиком:

      Хочу предложить решение проблем снижения доходов и резкого увеличения числа горожан, лишенных источников заработка, находящихся в состоянии острой нужды. Также мое предложение касается порочных последствий безработицы и неверно направленной энергии жаждущей деятельности молодежи.
      Лишь меньшинство работают в магазинах и занимаются частным бизнесом, и еще меньшее количество людей — ремесленничеством. Обладающие сбережениями постепенно теряют их, еврейское население оказывается во все более угрожающем состоянии обнищания.
      Обращаюсь в первую очередь к тем, кто достаточно мудр и понимает суть проблемы. Предлагаю установить строгие правила жизни еврейской общины, в соответствии с которыми женщины и дети, мальчики и девочки должны обучаться основным ремеслам, таким как различные виды ткачества и прядения, а также родственным им занятиям, которые востребованы на фабриках. Также нужно должным образом организовать и способствовать обучению мастеровых. Более того, необходимо, чтобы требования к обучению были соразмерны возможностям как детей среднего класса, так и бедняков. В случае неимущих детей, работа преподавателей должна оплачиваться общиной или быть подконтрольной общине.
      Нельзя пренебрежительно относиться к сельскому хозяйству. Они (евреи) должны приобретать большие или меньшие наделы плодородной земли и возделывать ее; Б-г несомненно благословит эту землю, чтобы у них хотя бы была возможность должным образом кормить детей. Несомненно, им придется нанимать на два — на три года опытных крестьян – неевреев, пока сами они не станут достаточно профессиональны для самостоятельной работы.
      Они не должны стыдиться возделываться землю. Разве поля и виноградники не являлись источниками существования на Святой земле, когда земледельцы побогаче нанимали на работу еврейских слуг и хороших работников? Тогда, почему мы должны быть отличны от наших праотцев, ведь хоть мы и живем в изгнании среди неевреев, нам предоставлена возможность заниматься присущим нам древним занятием — земледелием.
      Возможно, мы получим разрешение покупать землю или хотя бы арендовать ее на длительный период времени. Когда я посетил южные степи, то своими глазами видел еврейских земледельцев, с жаром и радостью каждый день возделывающих землю вместе со своими женами и детьми.
      Там каждый мальчик до тринадцатилетнего возраста учится в хедере (начальной школе). И если он подает надежды, продолжает изучение Торы; если нет, он покидает хедер и работает в поле. Евреи там счастливы и довольны, свободны от забот, при этом они остаются богобоязненными, праведными людьми, обеспечивающими сами себя четным и пристойным образом.
      И хотя такая работа не приносит им особых богатств и роскоши, вычурных одежд и ювелирных украшений, у них есть все, что им нужно. Они продают в соседние провинции урожай, молочные продукты или же овец и крупный рогатый скот. Я посмотрел на их образ жизни, и он мне очень понравился; почва там плодородна.
      Возможно, если мы сделаем все от нас зависящее, мы сможем получить в свое владение хорошую землю, что будет несказанной помощью бедным. Я уже обсуждал этот вопрос с ответственными людьми, и я верю, что Б-г благословит эту землю, а народ наш сможет зарабатывать столько, сколько нужно. Ибо написано: «[Плоды] труда рук своих вкушать будешь — счастлив ты и хорошо тебе». И тогда исчезнет пища для разговоров у тех, кто клевещет на нас, а знать и чиновники будут с благосклонностью относиться к земледельцам. Иначе быть не может, нам не на что больше надеяться; иначе еврейский народ ожидает лишь дальнейшее обнищание.
      А кому известно, что уготовано для нас в будущем? Ведь нас могут, не дай Б-г, изгнать в дальние земли. Достаточно разговоров, все и так должно быть понятно тем, кто умеет мыслить. Слова эти исходят от человека, желающего добра и процветания еврейскому народу.

Довбер,      
сын великого мудреца рабби Шнеора Залмана,       
будь благословенна его память.      

      Из этого письма и из других источников становится понятно, как глубоко рабби Довбер был обеспокоен экономическим состоянием еврейских народных масс и как много предпринял, чтобы облегчить судьбу евреев».

      В ответ на призыв Ребе Довбера тысячи белорусских евреев поднялись со своих мест, чтобы поселиться на землях обширной Херсонской губернии. По пути многие заезжали в Любавичи: получить напутствие от своего «цадика». «Как же мы теперь будем приезжать к Ребе за тысячи километров?»– переживали хасиды. Мителер Ребе обещал, что пошлет к ним своего представителя. И вскоре один из выдающихся хасидских раввинов – рабби Гилель из Парича – стал духовным наставником евреев-земледельцев на Херсонщине.

      Третий глава Хабада Ребе Менахем-Мендель (Цемах Цедек) также уделял большое внимание работе евреев на земле. В 1839 г. Он приобрел в Минской губернии землю и деревню Щедрин, где поселилось сорок еврейских семей. За это ему согласно «Положению о евреях» от 13 апреля 1835 г. было присвоено звание почетного гражданина, а в дальнейшем – потомственного почетного гражданина. (Это звание давало ряд привилегий. Почетные граждане, как и дворяне, именовались «ваше благородие»).
      Интересен такой случай. Рабби Гилель, будучи в Любавичах, посетовал на то,что, находясь в херсонских колониях, он многое теряет из-за того, что не может слушать толкования хасидизма из уст Ребе. Цемах Цедек глубоко задумался, после чего сказал, что р.Гилель должен продолжать свою работу, так как благодаря ему многие города и села озаряются светом хасидизма.

      В 1884 г. еврейские колонии посетил Ребе Шалом-Довбер, пятый глава Хабада. Жители колонии Романовка вышли ему навстречу, выпрягли лошадей и сами повезли повозку, в которой находился Ребе. Хасид р. Ашер из Николаева, сопровождавший Ребе, рассказывал потом, что никогда раньше он не видел такого грустного лица, какое стало тогда у Ребе, и добавлял: «Дай Б-г, чтобы я так печалился в Судный день во время дневной молитвы». (По одной из версий этого рассказа Ребе сказал, что он всю жизнь старается выгнать из себя животное, а тут видит, что люди хотят стать лошадьми).
      …Шестой лидер Хабада Ребе Йосеф-Ицхак в годы Советской власти оказывал религиозным общинам колоний значительную материальную помощь.

      Уроженец колонии Ефингар раввин Моше Кнапов в своих воспоминаниях написал: «Большинство евреев в колонии причисляло себя к любавичским хасидам, также как и в других колониях, основанных при участии Мителер Ребе. Они были простые люди, которые работали на земле и жили в в двух тысячах километров от Ребе. Вещи, которые делали их любавичскими хасидами, состояли в том, что они молились согласно правилам Аризаля, узлы их тфилин были повязаны согласно хасидской традиции, и они жертвовали деньги любавичскому эмиссару, который приезжал для сбора пожертвований один раз в год».
      Добавим к этому, что были и колонисты, ездившие в Любавичи. Вернувшись, они рассказывали хасидут, который слышали от Ребе, и это было для всех большим праздником.

10-12-2008    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005