Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма
Версия от 01.01.2015 страницы http://www.evkol.nm.ru/m_seydemenukha.htm/


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Колонии Херсонской губернии
 
·  
Колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских колоний
 
·  
Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
История отдельных колоний
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      
Михаил Хабад      

История еврейской земледельческой колонии Малая Сейдеменуха

Карта      В 1830-1840 гг. политика переселения и привлечения к земледелию евреев, проживавших в западных губерниях России, была продолжена императором Николаем I. Снижая концентрацию евреев на своих западных окраинах и развивая новые территории Новороссии российское руководство решала еврейский вопрос. Пожелавшие переселится евреи проделали длинный путь в Херсонскую губернию. Их путь сопровождали притеснения недобросовестного начальства, ответственного за их переселение, и болезни со значительной смертностью. По прибытии евреев в Херсонские власти направили их в старые еврейские колонии, в том числе в основанную в 1807 г. в Херсонском уезде Сейдеменуху ( с иврита "Тихое поле"). Но в колониях не были готовы к приему новых поселенцев. Херсонский жандармский подполковник Ожигов докладывал шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу: "...У старых колонистов в малых избах размещены по 20 и более душ новоприбывших из дальних разных губерний, более 500 семейств. Эти люди изнурены, истощены дорогой от недостатка одежды, пищи, от непривычки к климату и воде, легко могли быть расположены к болезням, а от неудаления причин болезнь приняла вид эпидемической тифозной горячки, занесенной новоприбывшими в разные селения, где и другие заболевают и угрожают всем опасностью". [1] Эпидемии, голод и холод унесли жизни сотен людей. Власти предприняли срочные меры, чтобы улучшить условия жизни в старых колониях. В двух верстах северо-восточней Сейдеменухи в 1841 г. на левом берегу реки Ингулец и балке Татарке было основано новое поселение (N 47°08', E 33°01'), в котором проживало 442 человека (35 казенных каменных домов). Значительная численности населения в новом поселении и его некоторая отдаленность привели к разделению Сейдеменухи на Большую Сейдеменуху (Татарка) и Малую Сейдеменуху. Первыми жителями Малой Сейдеменухи стали евреи-переселенцы из Невельского уезда Витебской губернии. Невель, прежнее место жительства первых колонистов, стал вторым названием колонии. Две колонии имели общую администрацию. Шульц (староста) избирался из колонистов Большой Сейдеменухи, а один из двух его заместителей - из Малой Сейдеменухи.

     С самого начала важное место в колонии занимала религия. В 1842 г., через год после поселения, колонисты из-за их бедности обратились к начальству с просьбой командировать их представителей на прежнее место жительство для сбора пожертвований на постройку синагоги. В 1843 г. разрешение было получено, и избранные представители колонии Госель Перлов, Берка Цвик и Лазарь Маграчев отправились в дорогу. [2] Задача сбора средств колонистами была выполнена. Через несколько лет синагога была построена.

     В 1859 г. Малая Сейдеменуха практически осталась такой же, как в год ее основания. В 35 дворах проживало 445 человек (217 мужского пола и 228 женского). [3] Основным занятием жителей колонии было земледелие. Евреи приступили к этому занятию, не имея опыта и знаний. После долгих и мучительных лет освоения земледелия первые успехи пришли к еврейским колонистам в 1860-е гг. Крестьянин колонии С. Трескунов получил в 1863 г. денежный приз 50 руб. министерства государственных имуществ за высокие урожаи. [4]

     Несмотря на полученные льготы, первые колонисты столкнулись с большими трудностями и испытания. Сказывалось отсутствие столь необходимого крестьянского опыта. Кроме того, многие из них отличались низкой дисциплиной, они покидали колонию и отправлялись в соседние города. Однако постепенно жизнь в колонии стала налаживаться, понемногу стало расти ее население. В 1886 г. в Малой Сейдеменухе было 513 наличных душ, немцев-колонистов в колонии не было. При колонии было 1621 десятин земли, в надельном пользовании - 1133 десятин. [5]

     По данным переписи населения Российской империи 1897 г. в Малой Сейдеменухе проживало 520 человек, из них 502 еврея (96,5%). В год переписи были переданы в надел колонистам находящиеся при колонии запасные участки. В колонии было три лавки и баня. В 1898-1899 гг. 75 семей держали под посевами 831 десятину земли. Всего при колонии было 930 десятин надельной земли. На семью в среднем приходилось 11,4 десятин земли и 11,1 десятин посевов. 39,5% площадей отводилось под пшеницу, 34,5% - под ячмень 20,1% - под рожь, остальное - овес и просо. Специалисты отмечали, что "ввиду того, что в расположении колонистов мало необходимых орудий, поля обрабатываются неудовлетворительно". В среднем на семью приходилось две лошади, 1,5 коровы и 38 кур. Число хозяйств и мужчин, занятых исключительно земледелием, в колонии составляло соответственно 65,3% и 79,2%. Это показатели являлись самыми высокими среди всех еврейских херсонских колоний. Значительная часть земледельцев занималась еще и ремеслами. Особенно много было стекольщиков. [6], [7]

     С момента основания колонии все мальчики учились в хедерах. В этих традиционных начальных еврейских школах светские учебные дисциплины не изучались. Почти 50 лет хедер оставался единственной школой для еврейского населения колонии. Однако в конце века необходимость изучения светских предметов становилась очевидной. С 1890 г. по 1917 г. в колонии работала частная еврейская школа. В течение 3-х лет ученики за умеренную плату изучали русский и еврейский языки, русскую и еврейскую историю, географию, Библию и Талмуд. В школе в две-три смены ежегодно учились 40-50 детей евреев-земледельцев. За многие годы работы он дал многим поколениям евреев-колонистов солидное начальное образование. Особое значение имело изучение русского языка, что позволяло его воспитанникам выйти из культурной изоляции еврейской колонии, где единственным языком общения был идиш. Многие ученики школы затем стали учителями, агрономами, бухгалтерами. Открыл школу в доме своего отца местный земледелец, народный учитель и общественный деятель Абрам-Трайтель Лейбович Шайкин, 1860 г. рождения. Настойчиво занимаясь самообразованием, в тридцатилетнем возрасте получил диплом народного учителя Министерства просвещения России. Частная школа была малодоходной, и для содержания большой семьи, в которой было семеро детей, он сочетал учительствование с земледелием. Шайкин занимался активной общественной работой, боролся за распространение просвещения в еврейских колониях. Его подвижницкая деятельность в качестве представителя еврейских колоний при депутатской группе Херсонской губернии в Государственной думе России способствовала открытию в еврейских колониях в 1909-1914 гг. общеобразовательных школ Министерства просвещения. В Малой Сейдеменухе двухклассного училища было открыто в 1912 г. К Шайкину как к грамотному и всесторонне эрудированному человеку постоянно обращались с просьбами о составлении жалоб, прошений и других документов на русском языке не только евреи-земледельцы, но и крестьяне окрестных сел и деревень. Голод 1921 г., охвативший Херсонщину, подорвал его здоровье, и Шайкин умер 2 мая 1923 г. [8]

     В колонии с 1911 г. действовали театральный кружок и библиотека-читальня со статусом народной, которые были основаны также по инициативе А. Л. Шайкина.

     В предреволюционном 1916 г. в Малой Сейдеменухе числилось 632 души наличного населения, 120 хозяйств и 1391 десятин надельной земли. [9]

     В 1918-1921 гг., во время гражданской войны население колонии подверглось погромам и грабежам. Однако жизнь в колонии не прекращалась даже в это трагическое время. По-прежнему работала библиотека-читальня. Новые книги не покупались, но поступали газеты и журналы: "Одесские новости", "Еврейская жизнь", "Нива", "Вокруг света" и др. В декабре 1920 г. в Малой Сейдеменухе открылась музыкальная школа. [10]

     Новые органы власти - ревком, сельский совет и комитет малоимущих крестьян, которые были образованы в Малой Сейдеменухе в 1919-1920 гг., стали играть все большую роль в политической, общественной и культурной жизни колонии. Это подтверждает, в частности, история открытия в декабре в 1920 г. в Малой Сейдеменухе музыкальной школы. Вопрос об этом рассматривался на объединенном заседании комитета малоимущих крестьян и союза крестьянской молодежи. "Ввиду важности обучения детей школьного возраста музыке", собрание постановило открыть музыкальную школу и просить наробраз предоставить пианино и другие музыкальные инструменты, а также "волшебный фонарь", для проведения детских представлений. [11]

     Наряду с органами Советской власти в колонии действовала молодежная сионистская организация Хе-Халуц. Ее деятельность описал бывший житель колонии Мордехай Симхони (Весельницкий): "...Между летом 1917 и летом 1918 г. в окрестные колонии начали прибывать отряды халуцим в поисках места для сельскохозяйственной практики. Их появление вызвало подъем в среде местной молодежи. Слово Гехалуц стало приобретать конкретный смысл: возникла идея созвать конференцию колонистов-участников движения. Мы отправились по еврейским колониям Херсонской губернии, чтобы найти людей, готовых присоединиться к движению. Конференция, если ее можно так назвать, состоялась осенью 1918 г. в колонии Доброй. В ней приняли участие представители Нагартава, Язера, Сагайдака, Малой Сейдеменухи и др. Сразу после открытия конференции стало известно, что в округе бродит банда громил, и мы прекратили заседание. Однако мы успели выбрать двух представителей для отправки в Эрец-Исраэль в качестве посланников Гехалуца в еврейских колониях, чтобы изучить местные условия и подготовить почву для алии. Это был Шломо Цвик из Доброго и я. Покинув Доброе, мы дома написали протокол прерванной конференции. Из-за болезни и погромов лишь в конце 1920 г. мы, группа членов Гехалуца из еврейских колоний Малая Сейдеменуха и Нагартав, а также из Херсона и Кременчуга, отправились в далекий нелегкий путь...". [12]
     К 1923 г. сионистские молодежные организации в Малой Сейдеменухе стали многочисленной (около 50 членов) и влиятельной силой. Местные организации держали постоянную связь с Одесским штабом, откуда систематически получали инструкции и литературу. [13]
     Несмотря на начатую властями борьбу с "сионистскими элементами", они продолжали действовать в колонии. В 1924-1925 гг. многим его членам и их родственникам удалось эмигрировать в Палестину.
     Сионисты продолжали работать в колонии и во второй половине 1920-х гг. Так, в 1927 г. они стремились сорвать избирательные собрания и провести в сельский совет свои кандидатуры. [14] Однако вскоре советские карательные органы полностью уничтожили сионистские организации в Малой Сейдеменухе. Активисты были репрессированы. Среди них был Моисей Кримкер, входивший в состав Хе-Халуц и принимавший активное участие в его жизни, одновременно являясь членом Сионистско-социaлистического союза молодежи. На собраниях обеих организаций он часто выступал с критикой еврейской политики советской власти и деятельности Евсекции. 16 марта 1926 г. Особое совещание при Коллегии ГПУ УССР принял постановление о высылке Кримкера за пределы УССР сроком на три года. Первую ссылку он отбывал в Казахстане, вторую - в Узбекистане. В ноябре 1933 г. Кримкер получил разрешение на выезд в Палестину. [15], [16]

     Во второй половине 1921 г. и в первой 1922 г. колония была охвачена страшным голодом. Он унес в течение одного года гораздо больше жертв, чем Первая мировая и Гражданская войны вместе взятые. Многие колонисты покинули колонию, их хозяйства понесли значительные потери. После голода при материальной и технической помощи Джойнта, ЕКО и других еврейских международных организаций колония была восстановлена.

     Положение колонистов стало улучшаться. Вот что писал эмиссар Хе-Халуца Давид Трейбман, посетивший Малую Сейдеменуху в начале 20-х годов: "Большинство крестьян - религиозные евреи. Дома, как правило, крыты жестью, окна большие и чистые. Во дворах - хлев, силосная яма, амбар, конюшня и ток с молотилкой. На входных дверях - большие мезузы. В домах - по три-четыре комнаты, большая кухня... Лишь одно политическое движение - сионистов". В последнем эмиссар ошибался: политические события в стране внесли разброд в умы еврейских колонистов. Росло влияние новой власти и ее идеологии. [17]

     Первая сельхозартель "Продукт" из 13 однолошадных хозяйств была образована в 1923 г. и действовала до создания колхоза. [18] В 1923–24 гг. в Малой Сейдеменухе действовали комбед, сельсовет, кредитно-кооперативное товарищество. В 1925–28 гг. существовали товарищества по совместной обработке земли (селхозтехника была предоставлена Джойнтом и КОМЗЕТом через сельскохозяйственное кооперативное товарищество). [19]

     В 1924 г. быстро растущее население значительно превысило дореволюционный уровень и достигло максимума - 793 человека. [20]

     В 1927 г. Малая Сейдеменуха была включена в первый в Советском Союзе Калининдорфский еврейский национальный район, который в то время входил в состав Херсонского округа. В колонии проживало 758 человек, насчитывалось 151 хозяйство, из которых 14 некрестьянских. [21]

     14 ноября 1928 г. Херсонский окружной райисполком принял постановление о закрытии синагоги в колонии и передаче здания райисполкому для использования с культурно-просветительской целью. Мотивом закрытия было отсутствие желающих взять здание синагоги в использование, несмотря на частное объявление в местной газете. [22]

     В 1929 г. Малая Сейдеменуха была переименована. Советская власть дала колонии новое революционное название Штерндорф ( с идиш "Деревня Звезда"). В этом же году 90,2% хозяйств Малой Сейдеменухи были объединены в колхоз "Авангард". [23]

     Раскулачивание, коллективизация и насильственное изъятие зерна привели в 1932-33 гг., как и везде на Украине, к массовому голоду с гибелью людей. По данным Одесского обкома партии в Штерндорфе в 1932-33 гг. от голода умерли (по официальным, заведомо заниженным данным) 30 человек. [24] Разруха военного времени, погромы, голод, коллективизация не прошли для хозяйств колонистов бесследно. Их число с 1924 г. по 1931 г. сократилось с 163 до 123. [25]

     В июне 1941 г. население Штерндорфа составляло 941 человек, из них с началом войны мобилизованы в действующую армию 218 человек, большинство из которых погибли в боях. 27 августа 1941 г. Штерндорф был оккупирован немецко-фашистскими войсками. 17 сентября 1941 года нацисты и их пособники расстреляли примерно 340 евреев – стариков, женщин и детей Штерндорфа. Тела расстрелянных зарыли в силосной яме, находившейся в ста метрах от колхозной конторы. [26]

Jerusalem_1955
Памятники на старом еврейском кладбище Малой Сейдеменухи


     В 1944 г., после освобождения, было восстановлено историческое название Малая Сейдеменуха. Сегодня это единственный населенный пункт на юге Украины, сохранивший еврейское название колонии. В 1962 году на средства колхоза на братской могиле установлен скромный памятник, а уже после развала Советского Союза - памятный знак "Менора в степи". У дороги сохранились остатки старого еврейского кладбища. Среди сохранившихся памятников есть и надгробный каменный памятник, надпись на котором на древнееврейском и русском языках свидетельствует о захоронении в этом месте почитаемого еврейским и украинским населением округи учителя и общественного деятеля А.Л. Шайкина.

Jerusalem_1955
Перед посадкой рощи. Надпись на табличке - Святым Сдейменухи.


     В память о погибших в Катастрофе жителях колонии уроженцы колонии Малая Сейдеменуха в 1955 г. посадили рощу под Иерусалимом.

     Литература :

1. Никитин В.Н. Евреи земледельцы. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения до наших дней. 1807-1887 г., С.Петерб. 1887 г. С. 252.
2. Государственный архив Одесской области, ф.1, оп.2, д.71, л.1-32ГАОО, ф.1, оп.2, д.71, л.1-32.
3. Списки населенных мест Херсонской губернии (по сведениям 1859). - Санкт-Петербург, 1868.
4. Никитин В.Н. Евреи земледельцы. С. 537.
5. Попечительство над свободными сельскими обывателями. Приложение 11 к с. 205 // Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности министерства государственных имуществ 1837-1887. Часть 2. СПб. 1888. С. 197.
6. Сборник материалов об экономическом положении евреев в России. Том 1. Издание ЕКО. С.-Петербург. 1904. С. 41, 43.
7. Малая Сейдеменуха // Еврейская энциклопедия. Под общей редакцией Л. Каценельсона и Д.Г. Гинцбурга. Том 10. Издательство Брокгауз-Ефрон. СПб. С. 567
8. Шайкин И. Народный учитель, общественный деятель А.Т. Шайкин // Электронный ресурс : http://www.judaica.kiev.ua/Conference/Conf2002/Conf23-02.htm
9. Список населенных мест Херсонской губернии. (По данным Всерос. сел.-хоз. переписи 1916 г.). Александрия: Херсонская губ. земск. управа (Тип. Ф.Х. Райхельсона). С. 133.
10. Бєлий Д.Б. Єврейські землеробські колонії Херсонського повіту на зламі доби (1919–1922 рр.) // Архіви України, № 1–3 (251), 2003. C. 141.
11. Там же. C. 142-143.
12. Коган Ф.М. Страницы движения Гехалуц (пионеров) в Украине. 1916-1928 гг. // Сборник документов и материалов "Еврейское население на Николаевщине". Т.2, Николаев, Аттол, 2004. С. 5.
13. Копил О.С. Взаємодія єврейських політичних партій з молодіжними організаціями на Півдні України 20-ті роки ХХ ст.) // Гілея (науковий вісник): Збірник наукових праць / Гол.ред. В.М. Вашкевич. Вип. 10. К., 2007. С. 144.
14. Із резолюції ІІ-го об’єднаного пленуму Херсонського окружного комітету КП(б)У щодо участі нацменшин у виборах до сільских рад. 26-28 березня 1927 р.
15. Тригуб О.П. (Миколаїв) Переслідування єврейських політичних партій на Миколаївщині (1921 – 1928 рр.) // 220 років разом. Випуск І. Миколаїв: Типографія Шамрай, 2012. C. 203-204.
16. Кримкер [Кримнер] Моисей Рахмилевич // Электронный ресурс : http://political-party.ru/slovar/52-k/2986-krimker-krimner-moisej-raxmilevich
17. Ринский М. Две Сейдеменухи и Бобровый Кут // Еврейский камертон, 29 марта 2007, приложение к газете "Новости недели", Израиль.
18. Фельдман Д., Панов Д. Бурные годы "тихого поля" в Новороссии. М., Древлехранилище, 2009. С. 100.
19. Шайкин И.М. Малая Сейдеменуха // Российская еврейская энциклопедия. Т.5. С. 369.
20. Там же.
21. Список залюднених місць Херсоньскої округи на 1 січня 1928 р., Херсоньске округове статистичне бюро, Херсон, 1928.
22. Из протокола заседания презудиума Херсонского окрисполкома - о закрытии синагог // Сборник документов и материалов "Еврейское население на Николаевщине". Т. 2, Николаев, Аттол, 2004. С. 90.
23. Шайкин И.М. Малая Сейдеменуха.
24. Украина. Евреи Украины между двумя мировыми войнами (1920–39). КЕЭ. Т. 8. Иерусалим, 1996. Кол. 1228–1244.
25. Фельдман Д., Панов Д. Бурные годы "тихого поля" в Новороссии. С. 124.
26. Венок на могилы мучеников // Книга Скорби Украины. Херсонская область. Херсон, Олди-плюс, 2003. C. 526.



Приложение      

План колонии Малая Сейдеменуха, составленный Мордехаем (Мотке) Питкиным.
Питкин Мордехай (1904, Малая Сейдеменуха Херсонской губ.- 1982, Хайфа, Израиль) скульптор, поэт. В 1921-22 учился в Москве у русского художника и скульптора И.С. Ефимова.
В 1924 г. эмигрировал в Палестину. В 1937-39 гг. совершенствовался в Париже. В 1958 г. награжден премией им М. Дизенгофа за достижения в области
изобразительного искусства. В его скульптурах и поэзии большое место занимает тема воспоминания о местах детства и юности.

Карта

Карта

1. Дин Мойше
2. Жорковский Абрам
3. Розин Берл
4. Розин Нотке
5. Альтгойз Лейбл
6. Перлов Хаим
7. Альтгойз Абрам
8. Клаткин Нахум
9. Стецкий Лейзер
10. Слобдин Моше-Яков
11. Слобдин
12. Стецкий Шлойме
13. Майзлин Залман
14. Шауль-Велвел
15. Клаткин Реувен
16. Тосканов
17. Воробьев Лейбл
18. Тосканов Давид
19. Клаткин Реувен
20. Айзиксон Хаим
21. Эле-Моше
22. Майзлин Моше
23. Слобдин
24. Розин Абрам
25. Питкин Ноах
26. Перлов Абрам
27. Жорковский Ашер
28. Каганов Тувье
29. Тосканов Моше-Арон
30. Тосканов Зеев-Мендель
31. Воробьев Ошер
32. Весельницкий Залман-Лейб
33. Шайкин Фейвл
34. Перлов Тувье
35. Ханков
36. Шайкин Гершель
37. Жарковский Гилель-Шлойме
38. Перлов Шлойме-Эфраим
39. Воробьев Лейзер
40. Яколис Арье
41. Воробьев Исак-Янкель
42. Бецер
43. Майзлин Яков
44. Лозик
45. Альтгойз Исраэль
46. Розин Исраэль-Ице
47. Зарковский Мендель
48. Перлов Шмуель
49. Альтерс Шалом
50. Клаткин Гершон
51. Стецкий Зисе
52. Нинбург Берл
53. Питкин Шалом
54. Тосканов Малик
55. Лейбл-Залман
56. Ханков Иехуда-Лейб
57. Нинбург Гершель
58. Чердник Руа
59. Клаткин Пинхас
60. Нинбург Берл
61. Весельницкий Исраэль
62. Тосканов Фейвел
63. Ковланов Мендель
64. Цвик-Мендель
65. Тосканов Борице
66. Исраэль-Мойше
67. Литечевский
68. Розин Рафаель
69. Давид Шецер, Яков Бонов
70. Коморов Мордехай
71. Коморов Тене
72. Воробьев Шая
73. Трубников Элиезер
74. Воробьев Меир
75. Ошец Нехамия
76. Перлов Гилель кузнец, Носовский
77. Трайтель Абрам
78. Меир-Давид
79. Воробьев Липа
80. Розин Рафаель
81. Тене
82. Иткин Песах
83. Перлов Иосиф
84. Перлов Зальман
85. Перлов Лейбл
86. Воробьев Шая
87. Розин Давид
88. Клаткин Карпель
89. Воробьев Рафаель

16-01-2009    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005