Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма
Версия от 01.01.2015 страницы http://www.evkol.nm.ru/n_berislav.htm/


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Колонии Херсонской губернии
 
·  
Колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских колоний
 
·  
Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
История отдельных колоний
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      

История еврейской земледельческой колонии Новоберислав

Карта      Начатая в годы царствования императора Александра I компания по привлечению евреев западных губерний России к земледелию и их переселению в Новороссию была продолжена императором Николаем I.

     В 1841 г. в Херсонском уезде Херсонской губернии были основаны пять новых еврейских земледельческих колонии. Одна из них Новоберислав (Новый Берислав) (N 46°50', E 33°26') была основана переселенцами из Млтавы (Курляндия) и Виленской губернии [1] при протоке Днепра речке Космахе в 75 верстах от Херсона. Колония получила название по находящемуся в 4 верстах местечку Берислав.

     Все новые колонисты были религиозными, поэтому с первых дней встал вопрос о строительстве в колонии синагоги. В 1842 г., через год после поселения, колонисты из-за их бедности обратились к начальству с просьбой командировать их представителей на прежнее место жительство для сбора пожертвований на постройку синагоги. В 1843 г. разрешение было получено, и избранные представители колонии Симон Готлиб, Хаим Бари и Якуб Геймансон отправились в дорогу. [2] Задача сбора средств колонистами была выполнена. Через несколько лет синагога была построена.

     В 1845 г. в колонии проживало 597 евреев-земледельцев (92 двора и такое же число казенных вальковых домов) [3], в 1859 г. в колонии было 94 двора, в которых проживали 721 человек (391 мужского и 330 женского пола), имелась синагога, хедер и баня. [4]

     Известный писатель и этнограф А. С. Афанасьев-Чужбинский во время путешествия по Днепру в конце 1850-х гг. останавливался в колонии Новоберислав. Затем он описал быт и нравы населения этой новой колонии. В своем очерке он отмечает: "Колония эта и жизнь в ней, не скажу, чтобы оставили во мне приятное впечатление, но поразили своей оригинальностью. Бывал я в городах западных губерниях, населенных преимущественно евреями, но все же там встречаются другие национальности, а здесь никого кроме израильтян, за исключением смотрителя менониста, который назначен собственно учить евреев хозяйству... Я видел избы, которые пустуют, брошенные уже года по два своими хозяевами, которые шныряют где-то далеко, занимаясь мелочной торговлей. Однако мало-помалу, говорил мне смотритель, иные уже привыкают к земледельческому труду. Действительно, есть несколько хозяев порядочных хлебопашцев, которые в подражание немцам пашут лошадьми, хотя вообще на юге принято мнение, что той почвы иначе нельзя возделывать как волами. Но этих зажиточных хозяев весьма мало, прочие перебиваются кое-как и преимущественно занимаются поездками не только дневными, но и ночными... Мне кажется, заключение можно сделать одно... еврейское племя, по крайней мере, в настоящем поколении, неспособно к земледелию... Да и может ли быть иначе. Можно ли требовать, чтобы еврей был хорошим земледельцем, когда он весь век жил в городе или местечке и занимался непременно каким-нибудь ремеслом и промыслом, т. е. или сидел целый день за работой, или шнырял по улицам для извлечения барышей из своего капитальца всякими средствами. Он мельком видел плуг и борону и ему даже из простого любопытства не приходила мысль присмотреться ближе к этим орудиям и взглянуть на их действие. Опять с другой стороны евреи необыкновенно трудолюбивы: между ними решительно нет тунеядцев, а каждый непременно занят, и добывает трудом кусок насущного хлеба..." [5]

     К этому времени в колонии уже была построена синагога, о которой А. С. Афанасьев-Чужбинский писал: "В описываемой колонии довольно большая и опрятная синагога и при ней школа для обучения детей грамоте. Надо отдать справедливость евреям, что они непременно учат мальчиков...". О жителях колонии писатель сообщает: "Новобериславская колония состоит из двух типов, если можно назвать типами литовских и курляндских евреев, хотя последние находятся в не весьма большом количестве. Ни те, ни другие не представляют резкого отличия; однако если всмотреться ближе и пристальнее, то курляндский еврей будет немножко отесаннее и самая речь его не имеет той припрыжки и междометий, какие встречаются в речи виленских выходцев. Но и те, и другие склонны к бродяжничеству, и если бы не зоркий глаз менониста, половина колонии стояла бы пустой, а промышленные жидки шныряли бы по окрестным губерниям, что происходит и теперь, только в малом размере... В каждой мере, предпринимаемой смотрителем для их же пользы, они видят угнетение и по возможности ухитряются надувать начальство. Колонисты более всего сетуют на смотрителя за то, что он требует соблюдения чистоты, благодетельного влияния которой еврей не понимает совершенно, ибо не может извлечь из нее ни копейки. "Пусть он бьет меня за то, что дурно пашу, сею - тут значить есть выгода: больше было бы хлеба и, стало быть, больше денег; но за что же меня штрафовать, если я не поливаю деревьев или не выметаю двора! Вай, вай! Что мне из деревца ? А еще больше - какая мне польза, что будет чистый двор ?" Так говорил один плутоватый колонист, предлагавший мне разные услуги". [6]

     Первые десятилетия экономическое положение жителей Новоберислава было тяжелым. Сказывалось отсутствие у колонистов сельскохозяйственного опыта. Были и другие причины неудач. Одна из них - казнокрадство и обман колонистов в финансовых вопросах. То, чего не успевало урвать начальство, часто попадало в руки шульца (староста колонии). Так, в 1842 г. шульц Новоберислава при раздаче ссудных денег колонистам на обзаведение скотом удержал немалую их часть. [7]

     Ситуация в колонии стала улучшаться с появлением второго и последующих поколений евреев-земледельцев. Основным занятием жителей колонии было земледелие. Первые успехи в этой области пришли к еврейским колонистам в 1860-е гг. Крестьянин колонии Ш. Изаксон получил в 1863 г. денежный приз 100 руб. Министерства государственных имуществ за высокие урожаи. [8] Значительная часть земледельцев занималась еще и ремесленным трудом.

     Первая светская школа в колонии открылась в 1869 г. в доме, оставшемся свободным от упразднения сельского начальника, и содержалась за счет мирского капитала колонии. Действительный статский советник К.А. Петерсон, проводя инспекцию еврейских колоний, сообщал, что в Новобериславской школе преподавал еврей Стрельцов, "получивший образование в казенном еврейском могилевском училище. Этот толковый и развитой молодой человек очень хорошо говорил по-русски, а 20 учеников и 10 учениц его читали и писали весьма изрядно". Учил Стрельцов русскому языку, первым четырем правилам арифметики и чистописанию, но хотел преподавать еще географию по карте, историю и рисование, но жаловался на недостаток времени: ему выделялось 3 часа в день; 3 часа во второй половине дня посвящалось еврейским предметам. В 1880 г. школу посещали только 18 мальчиков и 11 девочек. [9]

     По состоянию на 1886 г. в колонии, входившей в состав Старошведской волости, проживало 525 человек, существовали синагога, школа и баня [10].

     В 1887 г. в Новобериславе было 57 хозяйств (55 - еврейских и 2 - немецких). В 1898 г. в Новобериславле было 79 наличных семей-земледельцев (452 человек), за которыми было закреплено 1142 из 1380 десятин надельной земли. В собственности евреев было 134 лошади и 111 коров. [11]

     В конце века колония имела сравнительно слаборазвитое хозяйство. По многим показателям колония занимало последнее место среди херсонских еврейских колоний. Так, на двор приходилось 1,70 рабочих лошадей. Безлошадными были 41,8% дворов. Число сеющих хозяйств составляло только 43%. Число хозяйств и мужчин, занятых исключительно земледелием, равнялось соответственно 30,4% и 43,1%. [12]

     С 1902 г. в Новобериславе работало еврейское народное одноклассное училище, в котором один учитель обучал 60 учеников. [13]

     Новобериславцы, как и другие евреи России, принимали участие в Русско-японской и в Первой мировой войнах, начавшихся соответственно в 1904 и 1914 гг. Патриотический подъем, охвативший Россию в начальный период войн, не оставил в стороне и евреев Новоберислава. 7 февраля 1904 г. в местной синагоге был прочитан Высочайший манифест, после чего был отслужен молебен о послании победы российскому воинству. Хором учеников местной школы было пропето несколько раз "Боже, Царя храни" и "Многие лета". Вечером того самого дня община в полном составе собралась к сельскому приказу и постановила: отчислить с общественных сумм 30 руб. в пользу раненных воинов и их семей. [14] 10 февраля 1904 г. община колонии составила приговор, который хлопотал перед начальством об отчислении из капитала мирских сумм колонии 10 тыс. руб. в пользу раненых и искалеченных воинов. [15] Такую же сумму колонисты пожертвовали в пользу раненных в Первую мировую войну [16] Однако затянувшаяся на годы мировая война принесла большой вред колонии. Трудоспособные мужчины были мобилизованы в царскую армию. На военные нужды реквизирована большая часть рабочего скота, повозок. Увеличилось число безлошадных хозяйств, сократились посевы.

     В предреволюционном 1916 г. население колонии состояло из 495 наличных душ, на 84 хозяйства приходилось 2064 десятин надельной земли. [17]

     В 1917 г. было организовано еврейское потребительское общество. После Октябрьской революции, в январе 1918 г., в колонии, как и в других местах Херсонской губернии, была установлена Советская власть. Однако уже весной 1918 г. началась Гражданская война, в ходе которой, в 1918-1921 гг., население колонии подверглось погромам и грабежам. В 1920 г. части Добровольческой армии разрушили здание школы и два жилых дома. После окончания Гражданской войны наступил страшный голод. Разразились эпидемии тифа и холеры. На пленуме Херсонского уездного исполнительного комитета в апреле 1922 г. сообщалось, что "Колония Новый-Берислав фактически уже не существует: часть жителей выехала в урожайные губернии, а большинство вымерло от голода; редко где встретишь там живое существо". [18] При материальной и технической помощи Джойнта, ЕКО и других еврейских международных организаций колония к середине 1920-х гг. была восстановлена. Однако численность населения (в 1924 г. - 404 человек [19] ) не достигла дореволюционного уровня.

     В 1923 г. восстановила свою деятельность религиозная община колонии. Верующие евреи избрали в правление общины З.М.Тоне, Х.-Л.Фельдмана, Ш.Фарбера, Д.Левенберга, В.Ямсона, кандидатом - Розенфельда Ш., в ревкомиссию - Я.Б. Клейна, Гризмана, С.Могилевського (инициалы на украинском). В описи имущества общины состояли: 5 свитков Святого писания, киот с занавесью, амвон, стол для чтения Торы, 15 деревянных лавок, рукомойник, лампа висящая, скатерть. [20] Однако вскоре в Новобериславе, как и по всей стране, началась борьба с религией. В 1927 г. синагогу закрыли, религиозная община прекратила свою деятельность.

     В 1920-х гг. активно развивалось кооперативное движение. В 1923-24 гг. в Новобериславе действовало еврейское потребительское общество. ЕКО и Джойнт снабжали колонистов сельскохозяйственной техникой и семенами, помогали приобрести скот. В 1925-28 гг. колонисты объединялись в небольшие сельскохозяйственные артели и ТОЗы. Помощь им оказывали сельскохозяйственное кредитное кооперативное товарищество, ЕКО и Агро-Джойнт. В 1927 г. в Новобериславе был создан еврейский национальный сельский совет. На начало 1928 г. в Новобериславе проживало 375 человек, имелось 101 хозяйство, в том числе 14 некрестьянских. [21] В этом же году была создана партийная ячейка, а в следующем, комсомольская. В 1929-30 гг. все артели и индивидуальные хозяйства были объединены в колхоз "Свободный рабочий". [22], [23]

     Насильственная коллективизация, как и везде, сопровождалась раскулачиванием. Списки раскулачиваемых обсуждались на собраниях Комитета незаможных селян и неорганизованной бедноты, а затем утверждались на пленуме сельсовета. На 16 февраля 1930 г. по Новобериславскому сельсовету было раскулачено два хозяйства. [24] Затем темпы раскулачивания увеличились.

     Насильственная коллективизация вызвала бегство крестьян из колонии. В 1931 г. численность населения Новоберислава уменьшилась до 327 человек. [25]

     Период раскулачивания, коллективизации и голода 1930-х гг. вспоминал Моисей Хаимович Каневский, 1907 г. рождения: "Основное население Новоберислава евреи, но было несколько немецких семей. Были две школы: начальная - обязательная и еврейская. Занимались люди индивидуальным трудом, а после раскулачивания создали колхоз "Свободный рабочий". Я хорошо помню как это было, потому что родился и жил в Новобериславе. В селе раскулачили человек 30. Каждому кулаку устанавливали план сдачи сельхозпродуктов. Кто его не выполнял, того и раскулачивали. Если план выполнялся, то налагали еще больший налог. Затем приходили из сельсовета, забирали имущество и продавали на торгах здесь же в селе.
     В 1933 г. был сильный голод, а начался он еще в 1932-ом. Урожай был средним, но забирали все. У отца были две коровы. Он поменял их на продукты, потому что нечего было есть. У родителей было 9 детей, каждый имел какую-то вспомогательную специальность: портной, сапожник и т.д. Это нас и спасло. Старший брат был сапожником, запряжет лошадей, поедет по селам, какую-то еду и привезет.
     Голод был сильным. В Новобериславе умерло человек 50-60, пухлых много было. Ели разное: сорняк, корни растений, рапс и др. Люди ловили сусликов и собак, жарили и ели их, но людоедства у нас не было. Умирали люди в домах и на улицах. Часто выйдет человек погреться на солнце и умрет. В основном умирали взрослые. Трудно было отличить живого человека от мертвого. Были случаи, когда привозили хоронить на кладбище, а человек приходил в сознание и говорил: "Я еще не умер". [26]

     Оставил свои воспоминания о Голодоморе в Новобереславе и Даниил Андреевич Щасный, 1905 г. рождения: "С 20 годов жил в Новоберислав. Всего тогда в селе было дворов 70, жили только четыре семьи неевреев.
     Сильный голод был. Сам чуть не умер. Ели березу, щирицу. Отец был ездовым, по Бериславу ездил - кому что подвезет, вот то случайно и привозил. Урожай был, но забрали все: и зерно, и картофель, и лук. И все бесплатно. Сами из сельсовета заезжали, забирали и увозили в Берислав.
     Помню, дед Палладий скончался. Дети умирали. Лежали мертвые на улице. Пошел я однажды в плавни, накопал корни собачьей розы, наварили, думали поесть. А его есть нельзя. Едва не сдохли. Щирицу собирали, искали сухую или мерзлую картошку.
     В колхозе кормили два раза в день: пол литра кандера из пшена. Ели еще татарское просо. Рыбу не ловили - не было сил, потому что село у воды не стояло - метров 300 до Днепра было.
     Начальство не голодало. Я тогда строительством занимался, кому кизяк разбросаю, кому плиту поставлю - дадут, у кого что есть, бывало и у начальства что-то делал. Потому и выжил". [27]

     Во второй половине 1930-х гг. жизнь в Новобериславе постепенно налаживалась. Однако нападение гитлеровской Германии на Советский Союз прервало мирный труд жителей.

     Новоберислав был оккупирован 26 августа 1941 г. С первых дней оккупации гитлеровцы установили "новый порядок" - террор, грабеж и насилия. 10 сентября 1941 г. нацисты, прибывшие из Берислава, и местные полицаи собрали около 90 оставшихся в оккупированном Новобериславе евреев, в том числе застрявших там примерно 30 беженцев из Бессарабии. Евреям сказали, что они будут переселены в Палестину. Их повели частично пешком, частично на телеге, к оврагу в полукилометре от соседнего села Дремайловка. Там евреев заставили раздеться догола и стать на краю оврага. Затем они были расстреляны. [28]

     Вот что вспоминал свидетель трагедии Иван Григорьевич Костин: "Приказали евреям собраться для переселения в Палестину. Когда они сошлись, то погнали их пешком (вещи и малых детей везли на подводах) к рву метров два с половиной глубиной. Стояла страшная шумиха. Здесь их и расстреляли. Меня еще с одним мужчиной немцы заставили прикидывать их землей. Кое-кто еще двигался. А Левка Бехман был легко ранен и притворился мертвым. А ночью выбрался из рва и убежал в дикую коноплю в балку, и выжил. Позже мы с ним увиделись. Дней через пять опять пришли ко мне и говорят: "Костин, нужно еще двух детей закопать". Поехали мы к двору, где украинка Найбер с двумя детьми жила, а муж-еврей в армии был. Я в сенях стоял. Спрашивают мать: "Киндер Иуда?" Говорит она: "Нет! Нет!" А дети обняли мать! Немцы вытянули какой-то шланг, что-то брызнули на детей, и те попадали, а мать к ним: "Ой, деточки!" Фашисты: "Капут, мутер!" Взяли мы деток, а у девочки еще ножки дрыгались, понесли, закопали". [29]

     11 марта 1944 г. Красная Армия выбила гитлеровцев из Новоберислава. На фронтах Великой Отечественной войны сражались с гитлеровцами 75 жителей Новоберислава, 44 из них удостоены правительственных наград, 36 человек погибли. В 1980 г. в центре села установлен памятник в честь воинов-односельчан, отдавших жизнь за свободу и независимость. [30]

     В 1945 г. часть останков евреев, расстрелянных в Дремайловском овраге, была эксгумирована членами Чрезвычайной Государственной Комиссии, которая расследовала зверства, совершенные немцами в Бериславском районе, но останки не были перезахоронены. В 1956 г., после завершения строительства Каховской плотины, овраг, где были захоронены жертвы Холокоста, был затоплен поднявшейся и разлившейся водой Днепра. Памятника погибшим евреям в селе Новоберислав Херсонской области нет. [31]

     В Новобериславе родился Ханаан Ильич Изаксон (1909-1985) - советский конструктор и изобретатель, лауреат Ленинской премии (1964).

Литература :

1. Шитюк М.М., Щукін В.В. Єврейське населення Херсоньскої губернії в XIX - на початку XX століть, Миколаїв, 2008. С. 96.
2. Государственный архив Одесской области, ф.1, оп.2, д.71, л.1-32ГАОО, ф.1, оп.2, д.71, л.1-32.
3. Никитин В.Н. Евреи земледельцы. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения до наших дней. 1807-1887г., С.Петерб. 1887 г. С. 277-278.
4. Списки населенных мест Херсонской губернии (по сведениям 1859). Санкт-Петербург. 1868.
5. Афанасьев-Чужбинский А. Поездка по Низовьям Днепра (в 1858 -1860), СПб., 1863. С. 229-460.
6. Там же.
7. Боровой С.Я. Еврейская земледельческая колонизация в старой России. М.: Издание Сабашниковых, 1928. С. 175.
8. Никитин В.Н. Евреи земледельцы. С. 537.
9. Там же. С. 600.
10. Волости и важнейшие селения Европейской России. Выпуск VIII. Санкт-Петербург, 1886.
11. Шайкин И.М. Новоберислав // Российская еврейская энциклопедия.
12. Сборник материалов об экономическом положении евреев в России. Том 1. Издание ЕКО. С.-Петербург. 1904. С. 25, 26, 36, 41, 43.
13. Шайкин И.М. Новоберислав. Российская еврейская энциклопедия.
14. Молебен и пожертвования // "Юг" (Херсон). 14 (27) февраля 1904 г.
15. Большое пожертвование на войну // "Юг" (Херсон). 17 февраля (1 марта) 1904 г.
16. Гриневич Е.В. Херсонская губерния на страницах еврейской периодической печати (конец XIX - нач. XX вв.) // Історичні мідраші Північного Причорномор'я. Випуск ІІ. Миколаїв: Типографія Шамрай, 2013. С. 121.
17. Список населенных мест Херсонской губернии. (По данным Всерос. сел.-хоз. переписи 1916 г.). Александрия: Херсонская губ. земск. управа (Тип. Ф.Х. Райхельсона). С. 133.
18. Гейко С. Перший удар // Молодь України, 1998, 12 листопада.
19. Шайкин И.М. Новоберислав.
20. Гейко С. Церков величність // Электронный ресурс : http://prosvilib.at.ua/index/cerkov_velichnist_2/0-5
21. Список залюднених місць Херсоньскої округи на 1 січня 1928 р. Херсоньске округове статистичне бюро. Херсон, 1928. C. 10.
22. Шайкин И.М. Новоберислав. Российская еврейская энциклопедия.
23. Новоберислав. История городов и сел Украинской ССР. Херсонская обл. К. 1983. С. 223.
24. ДАХО, ф.р.2, оп.4, спр.119, арк.76
25. Шайкин И.М. Новоберислав. Российская еврейская энциклопедия.
26. Гейко С. Не було порятунку нізвідки // Урядовий кур' єр: № 221, 24.11.2007. ( Электронный ресурс : http://prosvilib.ipsys.net/books/11berislav/10golodomor/10vyp2.htm )
27. Там же.
28. Dremaylovka Ravine // The untold stories ((Электронный ресурс : http://www.yadvashem.org/untoldstories/database/commemoration.asp?cid=614)
29. Гейко С. Трагедія євреїв Бериславщини // Еврейские вести, 1996, № 1/2.
30. Новоберислав. История городов и сел Украинской ССР. Херсонская обл. К. 1983. С. 223.
31. Commemoration of Jewish Victims // The untold stories (Электронный ресурс : // http://www.yadvashem.org/untoldstories/database/commemoration.asp?cid=614)
01-06-2007    



Приложение      

КОРРЕСПОНДЕНЦИИ ГАЗЕТЫ "ЮГ" (ХЕРСОН)

18 апреля (1 мая) 1903 г.:

Новый Берислав, Херс. г. (Пожар, Дожди). Не успели мы избавиться от тяжелого впечатления, которое оставил пожар у колониста Тоне, как снова новое бедствие: 4 апреля у одного из лучших хозяев колонии М.Гольдштейна, от неизвестной причины запылала конюшня. Ветер был сильный и как глазом моргнуть вся крышу была охвачена пламенем. Немедленно вспыхнул и сопредельный сарай, в котором хранилось почти все имущество Г.[ольдштейна]. Ветер дул в сторону тока и от искр, которые летели, занялась солома, а за ним и половник. Горючего материала было много и пожар приобрел такие грандиозные размеры, что вся колония была охвачена ужасом. Пожаром уничтожены: сарай, конюшня и половник, которые стоят 750 руб., также сгорело: жатка, 2 букаря, 2 веялки, 1 фухтель, крытый фургон, бричка, сани, 2 коляски, 60 пуд. ячневого муки, грабли, лопаты и др. мелкие инструменты, бороны, плуг, 2500 штук черепицы, 40 сажень соломы, 9 сажень половы, збруя, верстак, столярные инструменты, разные кухонные принадлежности и др., всего причинен ущерб на 1860 руб. Строения застрахованы на 250 руб., а все другое имущество не застраховано. Ново-бериславцы работали неутомимо, но огонь был такой сильный, что едва удалось спасти коней, 2 брички и дом. Все имущество Гольдштейном нажито тяжелым земледельческим трудом; десятки лет работала вся семья, пока соорудила такое хозяйство, а огонь за 2-3 часа превратил все в прах.

4 апреля выпал дождь, который промочил грунт на 3 1/2 вершка. До этого времени не было дождей и колонисты были ужасно подавлены. Подножного корма нет, озимь выглядит весьма неважно. После дождя снова появилась надежда пусть на средний урожай.

8 (21) июня 1903 г.:

Ново-Берислав, еврейская колония Херсонского уезда (Состояние посевов. Неправдоподобный комментарий). Весь апрель месяц был ужасно сухой и ветреный. Лишь 15 числа выпал хороший дождь, и сильные ветра и жара, настолько высушили грунт, что на конец апреля все хлеба находились в жалком состоянии. Думали что озимь и косить нельзя будет. На толоке подножный корма не было и скот питался излишками припасов предыдущих лет. Но, начиная с 3 мая, обстоятельства изменились: 3-го выпал первый хороший дождь и с того дня, почти ежедневно выпадают дожди. Яровые в замечательном состоянии, озимь также исправилась и обещает 20-30 и 40 пудов с десятины. Вредителей нет, и думают, что их не будет. Колонисты спешат починить свои жатки. Покупаются новые жатки и другие земледельческие орудия.

Заведующие училищами в колониях получили от господина инспектора народных училищ Херсонской губернии предписания, в которых сказано, что попечитель в делах еврейских поселений Херс.губ. вошел с представлением в департамент министерства народного образования относительно того, что у евреев-колонистов существует неприязнь к детям немцев, которых они не желают допускать в школы, которые строятся. Удивляемся, как г. попечитель, который живет среди евреев и чудесно знает причину, из-за которой не хотят допускать посторонних детей к школе, выставил евреев-колонистов с такого нехорошей стороны перед министерством. В маленьких колониях, где есть 2-3 немецкие семьи, дети их всегда посещали и посещают школу, и вопрос это никогда, даже, не поднимается. Но в больших колониях, где живет много немцев и евреев-мещан, вопрос это должен был всплыть на поверхность. Известно, что школы в колониях строятся на мирские капиталы, которые образовались от запасных земель евреев-колонистов. И в данное время, когда запасные участки перешли в пользование колонистов, они, колонисты, платят по 1 руб. с десятины на год на образование капитала. Немцы же - образцовые хозяева, и евреи-мещане никаких денег на это дело никогда не давали и не дают. За содержание училища, учителя и ремонт здания платили и платят лишь евреи-колонисты. В больших колониях, где строятся двуклассные школы (возьмем для примера Сейдеменуху), в наличии детей колонистов школьного возраста 200 душ, новая же школа только на 120 учеников, таким образом и теперь, не принимая посторонних детей, 80 детей колонистов не смогут быть принятыми. Там же (достоверно и в других колониях) в наличии 40-50 детей мещан-евреев и 40-50 детей немцев. Если сделать пропорциональный прием детей в новую школу, тогда по сути принятия детей (против бывшей одноклассной школы) колонистов почти не будет. И таким образом выйдет, что евреи-колонисты будут содержать школу для посторонних детей. Согласно закону, еврей-учитель не имеет права учить христианских детей, если бы немецкие дети были допущены в новые школы, то по причинам существующего закона и по причине того, что им необходим закон Божий, для них нужен будет учитель-немец, и в результате значит, две школы под одной крышей. В колониях, где есть много немцев, есть отдельные, основанные начальством, русские школы со специальным немецким учителем, и дети немцев все учатся русскому языку и, итак, в новых школах не имеют потребности. Что же касается детей евреев-мещан, то они действительно не имеют где учиться русскому языку, однако же чем виновные евреи-колонисты? Вот те причины, которые принуждают колонистов не желать принятие в школу посторонних детей. Но никаких неприязненных отношений у евреев-колонистов к немцам не существует, и прямо больно за возведенный на них оговор.

24 августа (6 сентября) 1903 г.:

НОВО-БЕРИСЛАВ, еврейская колония Херсонского уезда

Негодные жатки

Еврейское колонизационное общество снабдило в текущем году евреев-земледельцев жатками через своих уполномоченных. Думалось, что можно получить орудие высокого качества и по значительно удешевленными ценам, а вышло как раз наоборот: выдавались жатки очень низкого качества из старого непригодного материала, а цены выставлены высокие. Все, кто получил в нашей колонии жатки, обратились к уполномоченному ЕКО г. Любарскому с просьбой освободить их от непригодного и ненужного хлама и возвратить им их задаточные деньги и документы, но г. Любарский оставил просьбу земледельцев без внимания, будто цель ЕКО состоит в том, чтобы распространять среди населения никуда непригодные орудия, которые ложатся на них тяжелым бременем увеличивая и без того большую задолженность колонистов. Поэтому ново-бериславские колонисты обратились с той же просьбой к ЕКО (в Петербурге); в противном случае они намереваются судом отстоять свои интересы. Надо надеяться, что колонизационное общество не захочет оказаться в роли ответчика и удовлетворит сполна законную просьбу земледельцев.

14(27) февраля 1904 г.:

НОВО-БЕРИСЛАВ, колония Херсонского уезда

Молебен и пожертвования

7 этого февраля в местной синагоге был прочитан Высочайший манифест, после чего был отслужен молебен о послании победы российскому воинству. Хором учеников местной школы было пропето несколько раз "боже, Царя храни" и "Многие лета". Вечером того самого дня община в полном составе собралась к сельскому приказу и постановила: отчислить с общественных сумм 30 руб. в пользу раненных воинов и их семей. Деньги переданные г. приставу города Берислава для передачи по принадлежности.

17 февраля (1 марта) 1904 г.:

НОВО-БЕРИСЛАВ, євр. колония Херсон. уезда

Большое пожертвование на войну

10 февраля община нашей колонии , по примеру других еврейских колоний Херсонской губернии, составила приговор, которым хлопочет перед колониальным начальством об отчислении из капитала мирских сумм евр. землед. кол. Хер. губ. 10000 руб. в пользу раненых и искалеченных воинов. Присланная телеграмма с высказыванием верноподданных чувств колонистов.

11(24) июля 1904 г.:

НОВО-БЕРИСЛАВ, колония Херс. г.

Пожары

С наступлением лета у нас в колонии наступает период пожаров. Не успели мы забыть о двух пожарах, которые были два месяца тому назад, как вчера вспыхнул новый пожар. Сгорели: дом чурки, конь, и почти все домашнее имущество. Небрежное отношение колонистов к бедствию своего ближнего и примитивные средства борьбы с огнем, которые применяются у нас, вынуждают нас напомнить, что можно за небольшие деньги приобрести приказу коня и несколько бочек для воды (брандспойт, правду сказать, у нас есть). Следует лишь захотеть "власть имущим" нашей колонии, как средства на все это необходимое найдутся.

19 ноября (2 декабря) 1904 г.:

сведения о пожертвованиях, которые поступили от разных лиц, в распоряжение херсонского дамского комитета для заготовки раненным и больным воинам белья и др. с 15 октября по 15 ноября 1904 г.
Поступило от... земледельцев еврейских колоний Ново-Берислав 40 руб., Львово 3 руб. 75 коп. ...

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

мая 16 дня 1923 Бериславскому Райнаробразу

Ставим в известность, что в колонии Новый Берислав имеется случай преподавания еврейского языка незарегистрированным гражд. Хенкиным Абрамом Гершевичем. Прошу ваших распоряжений по этому вопросу.


Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005