Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      

Загадочная история спасения семьи Шафранских в годы Холокоста

     Циля Шафранская родилась в начале XX в. в Белой Церкви Васильковского уезда Киевской губернии. Вышла замуж и переехала в местечко Ставище Таращанского уезда той же губернии. По переписи 1897 г. в Ставище проживали 8186 человек, из них евреев - 3917 (47,8%, почти половина населения). [1] С приходом к власти большевиков жители еврейских местечек - бывшие торговцы, кустари и служители культа были объявлены "нетрудовым элементом" и лишены не только избирательных прав, но и права на трудоустройство, получение жилья и т.д. Переход к сельскохозяйственному труду стал одним из решений проблем "лишенцев" в местечках. С середины 1920-х гг. руководство СССР, стремясь решить проблемы еврейских местечек занялось созданием еврейских земледельческих поселений (поселков, колоний, сел). Одним из центров еврейского земледелия стал Крым. До конца 1930 г. в Крыму было создано 97 еврейских поселений. [2]

     В 1932 г. начался голод в Украине, в это время умер глава семьи Матвей Шафранский, 1900 г. рождения. В этой сложной ситуации его жена принимает нелегкое решение. Спасаясь от голода, Шафранские (мать и четверо детей), переехали из Ставища в еврейское поселение Добрушино Фрайдорфского еврейского национального района Крыма. [3] В этом поселении был создан еврейский колхоз имени В.М. Молотова. Голод 1932-1933 гг. задел и Крым, но в значительно меньшей степени. В еврейские колхозы Крыма прибывали семьи беженцев с охваченной голодом Украины. Несмотря на тяжелую обстановку с продуктами, их принимали в колхозы и оказывали всяческую помощь. После сбора урожая 1933 г. голодовка ушла в прошлое, жизнь стала налаживаться.

     Добрушино было основано евреями-переселенцами в 1927 г. в 21 км севернее Евпатории. Село было названо в честь известного еврейского драматурга Иехезкеля Добрушина. Он часто бывал в районах массового переселения евреев, с любовью писал об их жизни и быте. Подавляющее большинство людей, знающих о существовании села Добрушино, полагают, что оно названо так благодаря добрым людям, жившим и живущим в нем. Из-за русского звучания своего названия село в послевоенный период в отличие от других населенных пунктов с еврейскими названиями не было переименовано. В год основания села в нем проживало 39 еврейских семей, в 1932 г - 230 евреев. [4] В последующие годы в селе поселялись люди других национальностей. Их количество постоянно росло, тогда как количество евреев по разным причинам падало. По данным всесоюзной переписи населения 1939 г. в селе проживало 322 человека. [5]

     Шафранских поселили в переселенческий домик. Мать, а затем старшие дети тяжело работали в местном колхозе. Шафранские дружно жили с местным населением: евреями, русскими, украинцами и татарами. Многодетная мать пользовалась авторитетом у жителей села за трудолюбие и покладистый характер. Младшие дети учились в местной четырехлетней школе, которая до 1939 г. была еврейской. [6]

     В 1941 г, когда началась война, семья Шафранских состояла из шести человек. Матери Циле Гершевне (Григорьевне) Шафранской (девичья фамилия Глуховская) (1902-1989) было 39 лет, ее старшей дочери Риве (1922-1984) - 19, сыну Семену (1924-1943) - 17, Илье (1926-1944) - 15, Анне (1930-2008) - 11, младшей дочери Раисе, родившейся в 27 января 1940 г. в Добрушино, - 1,5 года. Отца Раиса не знала, фамилию и отчество она получила такие же, как ее братья и сестры. [7]

     Труженикам колхоза им. Молотова с первых дней войны пришлось работать в исключительно сложных, неблагоприятных условиях. В Красную армию были призваны наиболее трудоспособные и квалифицированные колхозники. В связи со сложившейся обстановкой на колхозных полях работали практически все, кто мог двигаться: старики, старухи, дети и инвалиды. С приближением немецких войск к Крыму началась эвакуация колхозников.

Версия первая

      Версия спасения семьи Шафранских в изложении сестер Раисы и Анны Шафранских и трех подруг их матери выглядит следующим образом. До оккупации удалось эвакуироваться более 50% евреев Добрушино. Из большой семьи Шафранских эвакуировались только сыновьям. [8] Семен был призван в ряды Красной армии 02.08.1942 Моздокским районным военкоматом Орджоникидзевского края (ныне Моздок - город в Республике Северная Осетия - Алания, Северный Кавказ). Младший сержант 49-й гвардейской стрелковой дивизии Шафранский С.М. погиб в бою 18.08.1943 и захоронен в д. Русская Куйбышевского района Ростовской области. [9]

     Захват Крыма произошел неожиданно быстро. 25 октября 1941 г. немецкие войска сумели прорваться через перешеек на полуостров. [10] Уже через 5 дней, 30 октября 1941 г., Добрушино, находившееся в 100 км от места прорыва на перешейке, было захвачено.

     Циля Шафранская с тремя дочерьми остались в оккупированном селе. Оккупанты назначили старосту и несколько полицаев. Старостой стал Иван Афанасьевич Пошивай, отец подруги Цили. Гитлеровцы вынудили его стать старостой. Он сопротивлялся, но после длительных и тяжелых избиений, под угрозой смерти был вынужден согласиться с предложением. Однако всю оккупацию он помогал односельчанам, в том числе и семье Шафранских, чем мог. [11]

     Появлявшиеся в селе немцы и их местные прислужники не скрывали своего отношения к евреям с первых дней оккупации. Начался их поиск. Всем евреям было приказано явиться в помещение школы для регистрации и обозначения национальности желтыми звездами. Этим преследовалась вполне конкретная цель - подготовка полного уничтожения евреев. В эти же дни в дом к Шафранским пришли немецкие солдаты с местными полицаями, искали кур, яйца и другие продукты. "Юден капут!" – прокричал один из солдат, глядя на Цилю. Она хорошо владела идиш и поняла смысл этих слов. Впереди евреев ждет смерть, и за жизнь придется бороться. [12]

     В середине декабря 1941 г. в Добрушино нагрянули каратели. Они приказали всем евреям явиться с вещами в здание школы. Евреев расстреливали в яме-карьере желтой глины, которая была невдалеке от школы. Их загоняли в яму и там убивали. [13] 46 евреев Добрушино, в основном дети, женщины и старики, погибли в этот день. 21 еврею удалось бежать из села и скрыться в степи. [14]

     Шафранские в школу не пошли. Они скрылись у живущих напротив их дома Дарьи Тихоновны 1914 г.р. и Иосифа Франковича 1910 г.р. Стрилецких (Стрелецких). У них в то время было трое детей, старший из которых был 1938 г.р. Стрилецкие устроили для Цили и ее детей несколько укрытий в доме и хозяйственных постройках во дворе, где они прятались в случае опасности. После расстрела евреев в дом Стрилецких явились каратели, спрашивали, нет ли у них евреев. Дарья сказала, что их нет и быть не может. Немцы стали обыскивать дом, но тут помог случай. Дети Стрилецких так громко заплакали, что немцы быстро ушли. Шафранские прятались у них две недели, потом ушли к Вере Ивановне Ворониной 1919 г.р. Ее муж Андрей Евтихович Воронин 1911 г.р. был на фронте и защищал Севастополь. Воронина жила с двумя малолетними дочерьми. Ее отец староста И.А. Пошивай и мать Евдокия Евдокимовна помогали прятать Шафранских. Как правило, староста Пошивай заранее предупреждал Шафранских о приближающейся опасности. Вскоре находиться у Ворониной стало опасно и их приютила Любовь Федоровна Черлецкая 1922 г.р., жившая на хуторе Апань (ныне Пятихатка Сакского района), что в трех км от Добрушино. Ее муж Иван Иванович Черлецкий 1915 г.р. в начале войны был призван в армию и находился на фронте. Черлецкая жила с тремя маленьким детьми. Старший ребенок был 1940 г.р. Женщины, которые скрывали Шафранских, были многодетными, и рисковали не только своей жизнью, но и жизнью своих детей. [15], [16], [17], [18]

     Спасение Шафранских было не единственным деянием семьи Пошивай. Кроме Шафранских они спасали еще четыре еврейские семьи. Эти евреи вскоре решили, что им следует уйти из Добрушино. Они покинули село, но практически сразу были схвачены и расстреляны. Кроме того, семья Пошивай снабжала продовольствием местный отряд партизан, который к концу оккупации был уничтожен. [19]

     Немцы и их помощники искали скрывавшихся евреев на протяжении всего времени оккупации. По данным Акта, составленного 24 июня 1944 г. членами Добрушинского сельсовета и колхозниками колхоза им. Молотова, группа евреев, бежавших из Добрушино в день расстрела, построила в степи землянку и прожила там несколько месяцев, приходив в деревню за хлебом. По инициативе старосты (фамилия не указана, но нет сомнения, что это был И.А. Пошивай - прим. автора), мужчины Добрушино устроили засаду. Евреи пришедшие в дом колхозницы Березюк были пойманы. Прибывшие в село румыны пытали схваченных евреев. Узнав где скрываются остальные, поехали туда, схватили всех и повезли в деревню Богай (ныне с. Суворовское Сакского района). Там евреи были зверски убиты. [20]

     Шафранские же продолжали скрываться попеременно у Стрилецкой, Ворониной, Черлецкой и в степи, где прятались в скирдах соломы или в вырытой вместе со спасителями землянке. Питались в основном тем, что находили в поле. Иногда по ночам дети Цили приходили к своим спасителям за едой и одеждой, иногда спасители приносили еду и необходимые вещи в землянку. Когда было очень холодно зимой, Шафранские являлись в дома своих спасителей, жили по неделе и больше в плохую погоду, когда немцы не могли приехать в село. Так, скрываясь в течение двух лет и четырех месяцев, они дождались освобождения Добрушино от немецко-фашистских оккупантов, которое произошло 10 апреля 1944 г. [21], [22], [23]

Шафранские
Шафранские Циля и Раиса

После освобождения Крыма

     После освобождения Добрушино Шафранские вернулись в свой дом. Их спасители помогли им стать на ноги. Они дружили многие десятилетия пока были живы участники описанных событий. Анна Шафранская в 1948 г. выехала на учебу. Раиса после окончания семилетки в 1954 г. переехала в Евпаторию. Циля Гершовна и Рива проживали в Добрушино по 1979 г. включительно. [24] Цилю забрала к себе в Симферополь дочь Раиса Матвеевна Шарова (Шафранская), где Циля скончалась в 1989 г. [25] Раиса Шарова часто бывала в Добрушино, где она встречалась с местными жителями. [26]

     Приведенная версия спасения семьи Шафранских стала основанием для получения всех наград, которыми были удостоены участники событий. Главную роль в этом сыграла Раиса Шарова, которая в годы войны была еще очень мала. Об истории спасения она знала от своей матери, сестер и их спасителей в Добрушино. Раиса отдала много сил, чтобы добиться присвоения близким ей людям звания "Праведники мира". Под ее руководством были подготовлены все необходимые для этого документы и свидетельства.

Почетная
Почетная грамота Яд Вашем Дарье Стрилецкой [27]

     На основании этих документов в 2000 г. В.И. Ворониной, Д.Т. Стрилецкой, Л.Ф. Черлецкой, Е.Е. Пошивай, И.А. Пошивай и И.Ф. Стрилецкому за спасение евреев несмотря на смертельную опасность для себя и близких было присвоено почетное звание "Праведник Украины". Парадоксально, но факт - двое мужчин, замыкающих этот список, были осуждены как изменники родины. Бывший староста с. Добрушино И.А. Пошивай (Пошевай) приговором Военного Трибунала 414 стрелковой Краснознаменной дивизии от 14.07.1944 осужден по ст. 58-1а УК РСФСР к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях с конфискацией имущества. Отбыв положенный срок, Пошивай вернулся в Добрушино и вскоре умер. Постановлением Президиума Крымского областного суда от 01.11.1991 и по заключению Прокуратуры Республики Крым от 06.03.1995 Пошивай И.А. 1886 (1887) года рождения считается обоснованно осужденным и не подлежащим реабилитации. [28], [29] И.Ф. Стрелецкий после освобождения с. Добрушино был призван в действующую армию и отправлен на фронт. Там он был осужден по статье 58-1б к высшей мере наказания и расстрелян 29.09.1944. [30]

     В 2001 г. В.И. Воронина, Д.Т. Стрилецкая и Л.Ф. Черлецкая за спасение евреев в годы немецкой оккупации были удостоены почетного звания "Праведник народов мира" с вручением медалей "В благодарность от еврейского народа. Кто спасет одну жизнь, спасет весь мир". Это звание присваивается "Национальным институтом памяти катастрофы и героизма Яд Вашем", находящимся в Иерусалиме, оно помимо огромного морального значения, дает право на некоторые материальные льготы. В Яд Вашеме их имена занесены на Стену почета, в честь каждой из них посажено дерево, на котором установлена мемориальная доска с рассказом о замечательном человеке. [31], [32]

     Указом президента Украины от 11 мая 2012 г Вера Ивановна Воронина, как единственная тогда оставшаяся в живых среди спасительниц, была награждена орденом "За мужество" III степени. [33]

     За проведенную архивно-розыскную работу Раиса Шарова в 2001 г. была отмечена почетной грамотой Еврейского совета Украины. [34] 27 января 2017 г. в ознаменование 75-летия Памяти погибших евреев и крымчаков — жертв Холокоста в Крыму Раисе Матвеевне решением правления Всекрымского еврейского конгресса была вручена памятная медаль. [35]

Монумент
Монумент в с. Добрушино

     В селе Добрушино 9 мая 2011 г. у основания памятника погибшим воинам-односельчанам, в прикрепленном списке которого значится и фамилия ее погибшего на фронте брата Семена Матвеевича Шафранского, были торжественно открыты созданные на собственные средства Р.М. Шаровой (Шафранской) две мемориальные плиты. На первой из них выгравировано: "ПОМНИТЕ! В годы военного лихолетья Праведники Народов мира: Воронина Вера Ивановна, Стрелецкая Дарья Тихоновна, Черлецкая Любовь Федоровна и другие жители села Добрушино, рискуя жизнью, спасали односельчан от немецкого преследования. Спасибо Вам, дорогие земляки. Семья Шафранских". [36] На второй плите написано: "В период фашистской оккупации 1941-1944 годов были расстреляны евреи – мирные жители села Добрушино. Многие из них были первыми поселенцами и основателями села". [37]

     На этом в истории спасения Шафранских можно было бы поставить точку, если бы не один нюанс.

Версия вторая

     Через несколько лет после вручения наград Раиса Матвеевна, фактический автор официальной истории спасения Шафранских, неожиданно, без указания каких-либо причин изложила новую версию их спасения, которая принципиальное отличается от первой. Новой версии Р. Шарова придерживается и сегодня. [38], [39], [40], [41] В этой версии на оккупированной территории оказались не четверо, а пятеро Шафранских. С ними был еще и 15-летний сын Илья. А старшего сына Семена война якобы застала в узбекском городе Карши. В этом городе он находился у родственников, там он был призван в армию и отправлен на фронт. Эта версия выглядит логичней первой. Обнаружение и ликвидация группы скрывавшихся добрушинских евреев показали, что нацисты продолжают интенсивные поиски и уничтожение евреев. Вероятность обнаружения большой семьи Шафранских в селе, в котором их все знали, была очень велика. Рано или поздно их ожидала та же участь. Риск для семей спасителей был также очень высок. В это время Шафранские от своих спасителей узнали об освобождении Красной армией Керченского полуострова и решили двинуться туда. Они понимали, что другого способа выжить у них нет. Спасители, надо полагать, приложили максимум усилий, чтобы Шафранские побыстрей двинулись в путь. Для этого староста подготовил необходимые документы, а семью обеспечили нужными в пути продуктами и одеждой. И.А. Пошивай ранней весной 1942 г вывез Шафранских на подводе в Евпаторию, где они должны были сесть в поезд и отправиться в Керчь (?). Но воспользоваться поездом не удалось, и Шафранские отправились в сторону Керчи пешком. [42] Их пребывание в оккупированном Добрушино по сравнению с первой версией сократилось примерно на два года и составило около четырех месяцев со дня оккупации села.

     Семья Шафранских в составе пяти человек прошла по оккупированной территории из Евпатории до линии фронта примерно 160 км и затем преодолела ее. Детали перехода Шафранскими линии фронта не описываются. Шансы на успех такого перехода были близки к нулю, но в соответствии с этой версией случилось чудо. Семья без потерь вышла на освобожденную территорию.

     Далее, в середине апреля 1942 г. была Керчь, переправа через пролив на Северный Кавказ, а затем вторая эвакуация в Казахстан, в г. Павлодар. Там Циля Гершевна, ее старшая дочь Рива и сын Илья работали на военном заводе "Красный Октябрь", а средняя дочь Аня нянчила младшую сестренку Раю. Все были заняты, работали днем и ночью, постоянно голодали. В 1944 г., как только Крым освободили от фашистов, Циля с дочерьми отправилась в обратную дорогу домой в Добрушино. Только сына, как допризывника, не отпустили с ними. Он продолжил работать на заводе. [43] Больше Шафранские его не видели. Холод, голод и истощение тяжким трудом сделали свое дело. Илья заболел бронхопневмонией и умер 26.11.1944 в возрасте 17 лет. [44], [45]

     Опираясь на описанные истории спасения Шафранских, можно сделать следующий вывод. Наличие двух значительно отличающихся версий, изложенных одним и тем же человеком - инициатором и организатором всех мероприятий, направленных на получение почетных званий и наград, делает историю спасения Шафранских загадочной.

Версия третья

     Интуиция подсказывала, что в этой истории должна быть еще одна версия, перечеркивающая две предыдущие. Вскоре выяснилось, что вся семья Шафранских, состоявшая из шести человек (мать, три дочери и два сына), эвакуировалась в станицу Павлодольская Моздокского района Орджоникидзевского края (ныне Республика Северная Осетия - Алания) 27 сентября 1941 г. [46] Эта дата говорит о том, что семья Шафранских эвакуировалась до захвата Крыма войсками гитлеровской Германией и на оккупированной территории она не находилась ни одного дня.

     В хранящейся в архиве "Карточке на эвакуированного (ную)" вместе с Цилей Шафранской записаны трое ее детей, не достигших 16-летнего возраста (таковы были правила): Эля 15 лет, Аня 12 лет, и Хая 2 года. Двое из них записаны с еврейскими именами: Эля - это сын Илья и Хая - дочь Рая. В этой же "Карточке" указана дата эвакуации - 27 сентября 1941 г.

     В 1942 г. события развивались следующим образом. 25.07.1942 немецко-фашистские войска начали наступление на Северном Кавказе. 02.08.1942 был призван в армию Моздокским военкоматом Семен. Его призвание именно этим военкоматом органически вписывается в реальную историю эвакуации всей большой семьи в Моздокский район. В августе 1942 г. немцы быстро продвигались к Моздоку. Спасая свои жизни Шафранские уже без Семена совершили вторую удачную эвакуацию, на этот раз в Павлодар (Казахстан). Последующие события были описаны выше.

Заключение

     История спасения большой семьи Шафранских на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Крыма имеет две принципиально разные версии.

     Как бы не было больно признать, но факты говорят о том, что как первая, так и вторая версии спасения семьи Шафранских в оккупированном Крыму по мнению автора статьи оказались мифом.

     Вероятно, появление первой версии (нахождение в Крыму от начала до конца оккупации) спасения семьи Шафранских было вызвано желанием прославиться и стать известными, а также получить определенные материальные выгоды, в первую очередь компенсации из Германии, которые она выплачивала жертвам Холокоста.

     Причина появления второй версии спасения, вероятно, связана с тем, что нашлись люди, которые знали, что Шафранские не были на оккупированной территории, а находились в эвакуации. Это грозило участникам мероприятия разоблачением. Поэтому автору истории спасения пришлось пойти на компромисс - якобы имели место и нахождение Шафранских на оккупированной территории, и их эвакуация.

     Попытки обсудить историю спасения Шафранских с руководством Национального института памяти катастрофы и героизма Яд Вашем в Израиле закончились неудачей. Ответа института не последовало.

     Литература:

1. Тараща // Энциклопедический словарь. Том 14. С.-Петербург. Брокгауз-Ефрон. Стлб. 748.
2. Яков Пасик. Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г. // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/crimea_settlements.htm
3. Каган А.Л. У берегов Отечества. Историческая повесть. Симферополь. ООО Издательство "Доля". 2019. С 300.
4. Добрушино // Российская еврейская энциклопедия.
5. Музафаров Р.И. Крымскотатарская энциклопедия. Симферополь: Ватан, 1993. Т. 1 /А — К/.
6. Танцура (Шафранская) А.М., Шарова (Шафранская) Р.М. Описание событий. 29.09.2000 // Республиканское общество еврейской культуры. Фонд "Память жертв Фашизма".
7. Переписка с Раисой Матвеевной ШаровоЙ и ее сыном Константином // ok.ru 27.01.2023.
8. Архив Яд Вашем, д. M.31.2_9500, л. 10.
9. Шафранский Семен Матвеевич // Сайт "Память народа" (pamyat-naroda.ru).
10. Мерников А.Г. Вторая мировая война 1939–1945. День за днем. Хроника событий. Минск. Харвест. 2018. С. 192.
11.Раиса Шарова (Шафранская). Благодаря односельчанам мы не оказались в той страшной яме // Газета "Шолем". Сиферополь. №7 №02). Июль 2016. С. 3.
12. Архив Яд Вашем, д. M.31.2_9500, л. 10.
13. Там же, л. 20.
14. Акт комиссии о массовом убийстве немецко-румынскими оккупантами и их сообщниками еврейского населения в колхозе им. Молотова Добрушинского сельсовета Евпаторийского района Крымской АССР. 24 июня 1944 г. Колхоз им. Молотова Добрушинского сельсовета Евпаторийского района. Государственный архив Республики Крым (ГАРК), ф. Р-1289, оп. 1, д. 5, л. 78.
15 Архив Яд Вашем, д. M.31.2_9500, л. 10.
16. Стрілецька Дарія Тихонівна // Карточка Праведника мира. Республиканское общество еврейской культуры. Фонд "Память жертв фашизма". (pravedniki.com.ua).
17. Вороніна Віра Іванівна // Карточка Праведника мира. Республиканское общество еврейской культуры. Фонд "Память жертв фашизма". (pravedniki.com.ua).
18. Черлецька Любов Федорівна // Карточка Праведника мира. Республиканское общество еврейской культуры. Фонд "Память жертв фашизма". (pravedniki.com.ua).
19. Раиса Шарова (Шафранская). Благодаря односельчанам мы не оказались в той страшной яме.
20. ГАРК, ф. Р-1289, оп. 1, д. 5, л. 78.
21. Архив Яд Вашем, д. M.31.2_9500, л. 10.
22. Танцура (Шафранская) А.М., Шарова (Шафранская) Р.М. Описание событий. 29.09.2000.
23. Стрилецкая Дарья Тихоновна. Описание событий. 28.09.2000 // Республиканское общество еврейской культуры. Фонд "Память жертв Фашизма".
24. Архив Яд Вашем, д. M.31.2_9500, л. 42.
25. Валентина Настіна. За законом дружби // Крымська світлиця. №4. 25 січня 2014 г. С. 4.
26. Владимиров Д. Добрушинцам – от семьи Шафранских // Сакская газета. 27 мая 2011 г.
27. Архив Яд Вашем, д. M.31.2_9500, л. 32.
28. Каган А.Л. У берегов Отечества. Историческая повесть. С 304.
29. Федеральная служба безопасности Российской федерации. Управление по Республике Крым и городу Севастополю. Письма автору статьи №171/10/П-513 от 16.03.2023. и №171/10/П-545 от 21.03.2023.
30. Стрелецкий Иосиф Франкович // Сайт "Память народа" (pamyat-naroda.ru).
31. Каган А.Л. У берегов Отечества. Историческая повесть. C. 300-305.
32. Пам'яті українців, які рятували євреїв під час Другої світової війни. Дніпро : Український інститут вивчення Голокосту "Ткума", 2021. С. 235.
33. Янукович наградил крымчанку Веру Воронину, спасшую от нацистов еврейскую семью // Газета "Аргументы недели - Крым". 10-05-2012.
34. Валентина Настіна. За законом дружби.
35. Каган А.Л. У берегов Отечества. Историческая повесть. С. 304-305.
36. Там же.
37. Валентина Настіна. За законом дружби.
38. Там же.
39. Раиса Шарова (Шафранская). Благодаря односельчанам мы не оказались в той страшной яме.
40. Каган А.Л. У берегов Отечества. Историческая повесть. С. 300-305.
41. Переписка с Раисой Матвеевной Шаровой и ее сыном Константином // ok.ru 31.01.2023.
42. Раиса Шарова (Шафранская). Благодаря односельчанам мы не оказались в той страшной яме.
43. Валентина Настіна. За законом дружби.
44. Каган А.Л. У берегов Отечества. Историческая повесть. С 301.
45. Свидетельство о смерти I-CO №367010. Шафранский. ЗАГС г. Павлодар. Каз. ССР. Выдано 02.11.1988.
46. Российское общество Красного Креста. Центр розыска и информации общества Красного Креста (ЦРИ РОКК) № ц.р. 12467/7 от 01.08.2002.

13-02-2023    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     ya.pasik@gmail.com
Copyright © 2005