Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons

 
·  
The Guide to Jewish Agricultural Colonies of South Ukraine
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      

История крымского поселения Войковштадт и его жителей

1. Основание поселения и довоенные годы

     После Гражданской войны значительная часть евреев торговцев, кустарей и различного рода посредников оказалась без какого-либо заработка и была лишена гражданских прав. Большевистская власть давала гражданские права только рабочим и крестьянам - новым привилегированным классам страны. Лишенные гражданских прав лица получили неофициальное название "лишенцы". Катастрофическое положение большого числа евреев-лишенцев вынудило советское руководство приступить к переселению евреев, в первую очередь "нетрудовых элементов", на пустующие земли и привлечению их к работе в сельском хозяйстве. Одним из основных районов массового переселения евреев был Крым. Выбор Крыма определялся, прежде всего, малонаселенностью и наличием значительных неиспользованных площадей в северной части Крымского полуострова. Такая ситуация на этой территории была вызвана тяжелыми условиями для земледелия, связанными главным образом с безводными степями и солончаками (засоленные почвы). [1] С весны 1925 г. началось массовое переселение евреев в Крым, организованное в сотрудничестве с еврейскими зарубежными организациями. Они обеспечивали в 1925–29 гг. 86% всех расходов по устройству еврейских переселенцев в Крыму. Большую часть этой колоссальной помощи предоставляла американская еврейская благотворительная организация Агро-Джойнт. [2] К 1928 г. в Крыму переселенцами-евреями было создано 88 новых переселенческих поселков в среднем по 45 дворов. Только осенью того года было поднято 68 тыс. га целины в степной части Крыма. [3]

     Использование свободных земель на Керченском полуострове для евреев-переселенцев много лет не планировалось. Условия для земледелия здесь были еще тяжелее, чем в северной части Крыма. В силу природных особенностей Керченского полуострова, переселенцы во все времена селились здесь очень неохотно. [4] Несмотря на это в конце 1920-х гг. было принято решение заложить на Керченском полуострове первый еврейский переселенческий поселок. Он был основан 1929 г. [5] на голом месте, на восточном склоне балки Семь-Колодезей, в 50 км по прямой к западу от Керчи и примерно в 13 км к югу от железнодорожной станции Семь Колодезей (на линии Джанкой — Керчь). Новый населенный пункт назвали Войковштадтом в честь П.Л. Войкова - революционера, политического деятеля и дипломата. После убийства белогвардейцем в 1927 г. Войков вошел в число "героев Страны Советов". Его именем называли населенные пункты, колхозы, заводы и др. [6] "Штадт" на идиш обозначает город, населенный пункт. Название получилось необычным, поэтому даже в официальных документах поселок обычно называли на русский манер Войково. Вновь образованный поселок входил в состав Кенегезского (Кенегез ныне Красногорка) сельсовета Керченского района, который с 1930 г. стал называться Ленинским. [7]

     Переселенцы были завербованы и прибыли в Войковштадт из городов, местечек и других населенных пунктов Правобережной Украины. Примерно две трети семей переселенцев были лишенцами. Часть из них для того времени была относительно неплохо образована. Условия труда и быта в первые годы были очень тяжелыми. Солончаковые земли, выделенные поселенцам, не знали плуга, не было питьевой воды. По существу, там не ступала нога человека. Жилье не было готово. Домики крытые черепицей строились за счет Агро-Джойнта, по его проектам и с привлечением переселенцев. Агро-Джойнт предоставлял также другие виды помощи. Он снабжал переселенцев передовой американской техникой, в первую очередь тракторами "Фордзон” и комбайнами "Джон Дир”. Время основания поселка совпало с началом коллективизации в стране. Практически сразу после основания в поселке был образован колхоз имени того же Войкова. Колхозу было поручено выращивать хлопок. Но работать на полях было тяжело и опасно. Из каждого куста вылезала змея. Колхозники, вооруженные хлыстами, занимались истреблением змей. Сильным ударом они сбивали змеиные головы. Охота принесла положительный результат - поля вскоре стали безопасными. Выращивали хлопок недолго, потому что в Крыму он не успевал созревать. Хлопок вскоре отменили и заменили другими культурами. [8], [9]

     Несмотря на все ужасы коллективизации, благодаря упорству переселенцев, жизнь в колхозе к середине 1930-х гг. стала понемногу налаживаться. Для достижения положительных результатов при помощи Агро-Джойнта упор делался на применение наиболее передовых методов агрономии и современной сельскохозяйственной техники, которые должны были компенсировать недостаток у евреев-переселенцев земледельческих навыков. Колхоз занимался выращивание зерновых и технических культур, а также животноводством. [10] После убийства в конце 1934 г. советского партийного и государственного деятеля С.М. Кирова в стране в его честь последовали массовые переименования географических объектов, заводов, колхозов и пр. Кампания по переименованию затронула также и местный колхоз им. Войкова, в 1935 г. ему дали имя Кирова. [11]

     В 1920-30-х гг. была широко распространена практика создания национальных сельсоветов. Учитывая компактное проживание евреев, власти Крыма приняли решение о выделении в конце декабря 1931 г. из состава Кенегезского сельсовета Войковштадта и организации на базе этого поселка отдельного Войковского еврейского сельсовета. Это способствовало социально-культурному и экономическому развитию поселка. На 15 октября 1933 г. состоящий из одного населенного пункта Войковский сельсовет включал 144 хозяйства с населением 384 человека. [12]

     Керченский полуостров на протяжении всей истории испытывал недостаток качественной питьевой воды. Запасы поверхностных вод на полуострове практически отсутствовали, что обуславливало сложную ситуацию в области водоснабжения Войковштадта и тормозило его развитие. Из-за отсутствия в поселке питьевой воды, жителям приходилось ездить за водой 8-10 км. Были постоянные жалобы на невозможность жить в безводном поселке. Начались поиски воды. Источник был найден в двух километрах от поселка. С помощью Агро-Джойнта в 1936 г. в колхозе был построен водопровод. Вода по трубам стала поступать в поселок. После этого к туда стали приезжали за водой изо всех окружающих колхозов. [13]

     Большое внимание в Войковштадте уделяли образованию. Этому обстоятельству способствовало то, что евреи были, в основном, городскими жителями с более высоким общим уровнем культуры. В 1931 г. в поселке открылась своя еврейская семилетняя школа. Обучение шло на идиш, но все изучали русский язык и литературу. Дети с раннего возраста приобщались к земледельческому труду, каждому находилась посильная работа. Как и другие сельские школы, местная семилетка была ориентирована на подготовку учащейся молодежи к трудовой деятельности. В школе работали различные кружки, в том числе кружок художественной самодеятельности. Одной из форм творчества кружка было создание и исполнение спектаклей силами школьников. На много лет запомнились войковштадтцам удачно поставленные школьниками спектакли на идиш "Колдунья” и "300 000". Полученные знания позволили части выпускников школы продолжить образование в учебных заведениях Керчи, Феодосии и других городов. Другая же часть шла в местный колхоз или уходила на работу в города Крыма, в первую очередь на Керченский металлургический завод. [14], [15]

     Новый поселок Войковштадт был привлекателен для соседнего нееврейского населения, так как местный колхоз был более зажиточным и поселок более благоустроенным. Поэтому место уехавших евреев быстро занималось прибывшими представители других национальностей. В связи с этим происходило сокращение численности еврейского населения в поселке и падал удельный вес евреев в нем.

     В конце 1930-х гг. отношение советского руководства к национальным меньшинствам стало меняться. Политика создания национально-территориальных автономий, обучения на национальных языках и др. была отброшена и произошел переход к политике ассимиляции национальных меньшинств. В 1939 г. школа в Войковштадте была переведена на русский язык обучения. В 1938 г. Войковский сельсовет был ликвидирован, а поселок Войковштадт был возвращен в Кенегезкий сельсовет, где он находился ранее. [16]

     По данным Всесоюзной переписи населения на 17 января 1939 г. в Войковштадте проживало 374 человека [17], из них примерно 250 евреев. Несмотря на характерный для того времени массовый отток людей из деревни в город, численность населения по сравнению с 1933 г. практически не изменилась.

     За 12 лет своего довоенного существования поселок Войковштадт прошел типичный путь крымского еврейского сельскохозяйственного поселения. Несмотря на свойственные советской системе бесхозяйственность, грубое администрирование, бюрократизм и репрессии, создание и развитие поселка Войковштадт позволило:
- выжить его жителям, оказавшимися во второй половине 1920-х гг. без средств к существованию;
- обустроить посредством "аграризации" примерно три сотни советских евреев, в первую очередь лишенцев, которые благодаря этому обрели новый социальный статус крестьянина-колхозника, распространившийся на их детей, позволяя им поступать в различные учебные заведения и работать на разнообразных предприятиях страны;
- ввести в сельскохозяйственный оборот значительную часть Керченского полуострова;
- создать на ней передовую по тому времени инфраструктуру (были построены десятки добротных единиц жилья, хозяйственные постройки, учреждения культуры и проложены дороги);
     При этом евреи продемонстрировали, что они могут не только торговать, но и успешно заниматься физическим трудом. [18]

2. Начало войны и первая эвакуация

     22 июня 1941 г. войска гитлеровской Германии вторглись на территорию Советского Союза. Большинство мужчин поселка ушли на фронт. Количество евреев сократилось примерно до 200 человек. Места мужчин в колхозе пришлось занять женщинам, старикам и подросткам. Они упорно трудились собирая урожай. Часть колхозников вступила в истребительный батальон. Они наряду с работой на колхозных полях были готовыми выполнить задачи по борьбе с противником. Этот период деятельности колхоза длился недолго. Противник стремительно продвигался на восток. В начале сентября он форсировал Днепр в его нижнем течении и к 12 сентября 1941 г. полностью блокировал Крымский полуостров. Угроза вторжения в Крым с суши стала абсолютной реальностью. [19], [20]

     С выходом немецко-румынских войск на подступы к Крыму встал вопрос об эвакуации колхозного скота. Существовавшие директивы требовали угонять скот из районов, находящихся под угрозой оккупации, на восток страны. Это задание руководство колхоза им. Кирова поручило 13 семьям евреев-колхозников, что позволило им заблаговременно покинуть Крым. В конце сентября колхозный скот и сопровождавшие его колхозники покинули Войковштадт и направились в Керчь. Двигаться можно было только проселочными дорогами, чтобы организовать выпас скота и водопой. Скот гнали погонщики. Шли медленно. Животных надо было кормить и поить. На привалах доили коров. Скотогоны из Войковштадта были не одни: рядом двигались обозы других крымских колхозов. Дороги бомбила немецкая авиация. От этих ударов животные разбегались, их приходилось долго собирать. В одну из ночей в Керчи удалось погрузить на баржу людей, подводы с лошадьми и скот. После преодоления Керченского пролива продолжили движение на восток. "В дождь и стужу, а в последние недели в снегу" двигался свыше двух месяцев обоз со скотом через всю Кубань. Преодолев примерно 500 км, добрались в начале декабря 1941 г. в восточную часть Краснодарского края - станицу Ильинскую, где сдали скот и остались на жительство. [21] Трудности по эвакуации скота были огромные, однако следует отметить, что эвакуация колхозного скота позволила евреям, его сопровождавшим, покинуть Войковштадт, который вскоре был захвачен врагом.

     Эвакуация предполагала переселение людей в наиболее безопасные регионы страны. Северный Кавказ в конце 1941 г. казался таким местом. В начале декабря в результате проведенной Красной армией Ростовской наступательной операции угроза прорыва немецких войск к Волге и на Северный Кавказ была снята. Южный фланг советско-германского фронта стабилизировался. Эвакуированные полагали, что "немец сюда не дойдет". Кроме того, давала о себе знать усталость. Долгие недели движения без необходимых условий и полноценного питания, с маленькими детьми и больными стариками, способствовали накоплению усталости и становились фактором принятия внутреннего решения остаться в этом регионе.

     В станицу Ильинскую эвакуировалась большая часть колхозников Войковштадта. Меньшая часть войковштадтцев остановилась в других местах, в том числе в соседней станице Успенской. [22] Предположительно можно утверждать, что эвакуироваться из Войковштадта смогли около 50% евреев поселка, т.е. примерно 100 человек. Они разделили трагическую судьбу евреев-беженцев, остановившихся в станицах Краснодарского края.

     Причин, из-за которых многие евреи не эвакуировались, было много, но главным было то, что оставшиеся не до конца понимали всю опасность своего положения, не верили слухам о происходящем с евреями на оккупированных территориях. Советские средства массовой информации не извещали читателей об уничтожении евреев, осуществляемом захватчиками на оккупированных территориях. В статьях "Красного Крыма" - центральной на полуострове газеты - утверждалось, что все национальные группы страдают на оккупированных территориях в одинаковой степени. "Самую лютую ненависть,- значилось в перепечатанной 17 июля 1941 г. из газеты "Правда" статье, - питал и питает расовое чудовище Гитлер к славянским народам... Из всех рас, по мнению этого изверга, самая "низшая раса" - это славяне". [23]

3. Оккупация. Гетто. Освобождение. Вторая эвакуация и оккупация Войковштадта

     Немецко-румынские войска вошли в Крым 24 октября 1941 г. При отступлении Красной армии бойцы местного истребительного батальона влились в ее ряды. Войковштадт был оккупирован 2 ноября 1941 г. Оккупанты не задерживались в поселке, они стремительно двигались к Керчи. Поселок попал в румынскую зону оккупации. В нем остался небольшой румынский контингент, на базе которого была создана румынская комендатура. В ее функции входило осуществление административного управления в оккупированном поселке. В Войковштадте продолжали жить около 100 евреев, которые по разным причинам не эвакуировались. Сразу же после захвата поселка оккупанты стали преследовать евреев. В первую очередь была проведена регистрация еврейского населения. Для обеспечения исполнения приказов оккупантов был назначен староста евреев Войковштадта. Им стал местный еврей Бердичевский. [24] В начале евреи продолжали жить вместе с семьями в своих домах, но были подвергнуты ряду ограничений, которые регламентировали их жизнь. Для отличия от других жителей евреи должны были носить шестиконечную звезду на своей одежде. Той же звездой отмечались их дома. Евреи лишились свободы передвижения. Для них установили специальный комендантский час. У евреев конфисковали сельскохозяйственный инвентарь, домашний скот и птицу. Всех трудоспособных евреев ежедневно угоняли на работы, за которые ничего не платили. Евреи жили в постоянном страхе, не зная, что принесет следующий день. [25]

     Через 23 дня после оккупации, 25 ноября 1941 г., в Войковштадте было создано гетто. [26] Отсрочка уничтожения евреев и создание гетто в небольшом поселке Войковштадт, вероятно, были инициативой местных румынских оккупационных властей. На территории Крыма было создано всего пять гетто (Ялта, Алушта, Джанкой, Феодосия, Войковштадт). Первые четыре просуществовали всего несколько недель, после чего их узники были расстреляны. [27] По другому сложилась судьба единственного в сельской местности Крыма гетто в Войковштадте. Всех евреев согнали в местный магазин и находящиеся во дворе хозяйственные постройки. [28] Двор магазина огородили колючей проволокой. Охраняли это закрытое гетто румынские солдаты. В гетто была дикая скученность, голод, холод и антисанитария. Узников не кормили. Несмотря на то, что евреям под угрозой смерти было запрещено покидать гетто, они тайком делали это и выменивали у односельчан хозяйственные вещи и одежду на продукты. Часто ночью евреи, выбравшись из гетто, приходили к односельчанам и просили помощи, которую они порой получали. Некоторые жители ближних деревень пытались помочь евреям и перебрасывали в гетто хлеб через ограждение.

     Ситуация в Войковштадте неожиданно изменилась в конце года. 26 декабря 1941 г. советские войска высадились на Керченском полуострове, а через три дня была освобождена Феодосия. Эти события вынудили оккупантов 29 декабря бежать из Войковштадта. Гетто было освобождено. [29] Оно стало первым освобожденным гетто в истории Второй Мировой войны. Практически все узники пережили оккупацию и избежали гибели. Румынские оккупанты их не уничтожили. Холокост в "румынском" Войковштадте был "мягче", чем на подконтрольной немцам территории Крыма.

     После освобождения в Войковштадте возрождался советский порядок. Достигших призывного возраста, мобилизовывали в ряды Красной армии. В колхозе готовились к весеннему севу, восстанавливалось животноводство. Однако 8 мая 1942 г. немецкие войска перешли в наступление на Керченском полуострове и прорвали фронт. К этому времени практически все евреи освобожденного гетто сумели преодолеть Керченский пролив, перебраться на Тамань, а оттуда - в станицы Краснодарского края, где они соединились с евреями-односельчанами, покинувшими Войковштадт до первой оккупации. Вероятно, Войковштадт был единственным из созданных в Крыму еврейских поселков, практически все еврейские жители которого во время войны избежали гибели на крымской земле. Это подтверждают пережившие войну его жители и акт Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) Ленинского района Крыма по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. [30]

4. Станица Ильинская. Жизнь в эвакуации

     С первых же месяцев войны Краснодарский край стал принимать и размещать эвакуированное население и предприятия с территории Украины, Белоруссии, Молдавии и России, включая Крым. Большая часть евреев Войковштадта остановилась в станице Ильинской, административном центре Ильинского района (c 1963 г. в составе Новопокровского района) Краснодарского края. Она находится северо-восточнее краевого центра на расстоянии 156 км по прямой. Население Ильинской по переписи 1939 г. составляло 6636 человек. [31]

     Информация о количестве эвакуированных, находившихся в Ильинской и сколько из них было евреев, отсутствует. Известно, что на начало 1942 г. в Краснодарском крае пребывало 51,4 тыс. эвакуированных. [32] Доля евреев среди всего эвакуированного населения страны равнялась 24,8%. [33] Однако в Краснодарском крае она была значительно выше и составляла по некоторым данным 65,4%. [34] Высокая доля евреев в общей массе эвакуированных и беженцев в Краснодарском крае, включая станицу Ильинскую, объясняется смертельными преследованиями со стороны нацистов, их союзников и коллаборационистов на оккупированных территориях. В течение первой половины 1942 г. эвакуация из Краснодарского края в глубокий тыл продолжалась, но ее темпы были значительно ниже, чем в 1941 г. Данные об этом процессе отсутствуют.

     Местные органы власти с первого дня пребывания в станицах эвакуированных должны были обеспечить их минимальными условиями жизни, трудоустроить и мобилизовать подлежащих призыву в Красную армию. Непростые задачи вставали перед местными органами вследствие недостатка фондов и ресурсов. Нелегким делом было размещение прибывающих людей, выделение им самого необходимого и включение в работу колхозов вместо ушедших на фронт колхозников. Особенно большие сложности возникали с обеспечением жильем. Эта проблема решалась уплотнением местных жителей (зачастую путем принудительного подселения) и приспособления нежилых помещений. В дело шли амбары, сараи, бараки, склады и пр. Измученные долгой дорогой люди столкнулись со значительными трудностями: не хватало помещений, продовольствия, одежды и обуви. Несмотря на это эвакуированные должны были в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям.

     Основными занятиями станицы Ильинской были земледелие и молочное скотоводство. [35] Местные власти направляли прибывших на работу в колхозы и совхозы, где не доставало рабочих рук. Кое-как обустроившись в Ильинской, эвакуированные из Войковштадта пошли работать на поля и фермы. К удивлению старожилов, дело они знали и трудились наравне со всеми, даже старательней местных станичников.

5. Оккупация Ильинской. Холокост

     После оставления 24 июля 1942 г. советскими войсками Ростова-на-Дону, танковые и моторизованные соединения германской армии, не имея перед собой больше естественных преград и организованной обороны Красной Армии, стали развивать свое наступление стремительными темпами. Уже 29 июля немцы вступили на территорию Краснодарского края. Провести эвакуацию в плановом порядке не удалось. Неожиданно быстрое продвижение немецко-фашистских войск летом 1942 г. стало основной причиной фактического срыва эвакуации в Краснодарском крае. [36] Эвакуация в нем проводилась менее организованно, чем во второй половине 1941 г. в Украине.

     Евреи к этому времени уже были хорошо осведомлены о зверствах гитлеровцев, их бесчеловечной политике поголовного уничтожения еврейского населения на оккупированных территориях. Поэтому они проявляли наибольшую активность в ходе проведения эвакуации, стремясь любым способом и как можно скорее уехать дальше на восток. Однако этому препятствовали ограниченные транспортные возможности в данном регионе. Кроме того, беженцы не имели информации о положении на фронте, о главных направлениях ударов немцев, о наиболее оптимальных направлениях эвакуации. Каждый решал на свой страх и риск в какую сторону двигаться. Большинство беженцев не смогло уйти от германских войск. Из-за грубых просчетов властей в проведении эвакуации десятки тысяч евреев были уничтожены в городах, станицах и селах Краснодарского края. [37]

     В эти дни евреи станицы Ильинской, как и другие евреи, остановившиеся в Краснодарском крае, стремились покинуть его. 29 июля 1942 г. колхозники из Ильинской, среди которых были и войковштадцы, погнали скот в эвакуацию. [38] Следом пешком и на телегах двинулись несчастные еврейские семьи с жалким скарбом или вовсе без вещей, чтобы укрыться где-либо от грозящей опасности. К несчастью, большая их часть была перехвачена германскими войсками и возвращена в свою станицу.

     Станица Ильинская была оккупирована частями немецкой армии 2 августа 1942 г. Сразу же были созданы немецкая районная комендатура и полиция из числа местных жителей, которую возглавил Василий Пойманов. На протяжении двух недель в станице проводились массовые аресты евреев и красноармейцев. Особое рвение проявляли местные полицаи. Хорошо зная местных жителей, они легко определяли "пришлых". Евреев содержали на территории, огороженной колючей проволокой, под усиленной охраной полицаев. Узников использовали на тяжелых сельскохозяйственных и иных работах, при этом безжалостно издевались над ними. [39]

     Массовая расправа над евреями и пленными красноармейцами произошла 20 августа 1942 г. По данным ЧГК в этот день было уничтожено 494 человека. Среди погибших в этот день были войковштадтские евреи-колхозники Беринские, Губерманы, Копилевичи, Мильштейны, Мучники, Сахаровых, Шехтеры, Фридманы и др. Численность каждой из двух групп погибших в Ильинской в акте ЧГК не указана. Евреи, как это было принято в документах советского времени, в акте названы "мирными советскими гражданами". [40], [41] Других источников информации о событиях в Ильинской нет. Преступники, вероятно, не документировали собственные преступления или документы были уничтожены.

     Попытаемся оценить приблизительное количество убитых в этот день в Ильинской евреев. Общее число истребленных в Краснодарском крае евреев оценивается в 20,5 тыс. человек. [42] Практически все они были убиты в 65 населенных пунктах края. В четырех крупных центрах края, включая Краснодар, было убито примерно 6 тыс. евреев. [43] В остальных 61 населенном пункте было расстреляно 14.5 тыс. евреев, в среднем примерно 240 евреев в каждом. Принимаем это число жертв для станицы Ильинской, которую по численности населения можно отнести к среднему населенному пункту Краснодарского края.

     Как уже отмечалось ранее, количество эвакуированных евреев на январь 1942 г. в крае равнялось примерно 33,5 тыс. Общее же количество евреев (местных и эвакуированных) в это время достигало примерно 38 тыс. Из этого количества примерно 20,5 тыс. (54%) не смогли эвакуироваться и были уничтожены. Применив это соотношение, можно полагать, что в январе 1942 г. в Ильинской находилось приблизительно 445 эвакуированных евреев, общее же количество эвакуированных всех национальностей достигало примерно 680 человек.

     Точное количество войковштадтцев, погибших от рук нацистов в Ильинской и в Краснодарском крае в целом неизвестно. В период с декабря 1941 г. по май 1942 г. примерно 200 евреев-войковштадцев переправились в Краснодарский край. Можно предположить, что из них около 110 человек (54%) погибли на окупированной территории края, в основном в станице Ильинской.

     Сохранились воспоминания войковштадца Ю.С. Беринского, которые восстанавливают важные факты, не отраженные в других источниках.

     Беринский Юзеф Семенович, гвардии подполковник. Ветеран войны. Награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги". Родился 1924 г. в Кировограде (ныне Кропивницкий, Украина). В 1930 г. переехал с семьей в Войковштадт. Его детство и юность прошли в Крыму. Вместе с отцом и матерью (его единственный брат Беринский Исай Соломонович, 1914 г.р. пропал без вести на фронте в июле 1942 г.) и другими колхозниками эвакуировали колхозное стадо в станицу Ильинскую. 29 июля 1942 г., 18-летний Юзеф (Иосиф) провожал отца и мать 15 км за станицу. В тот же день он был призван Ильинским районным военкоматом (РВК) и ушел на фронт. Начался долгий и горький путь отступления до предгорий Кавказа. 1 января 1943 г. советские войска на Северном Кавказе перешли в наступление. 24 января полк, в котором воевал Беринский, вошел в станицу Дмитриевскую, находившуюся в 7 км от Ильинской. Он попросил у командования разрешение пойти в станицу с разведкой и заодно узнать о судьбе родных. С ним пошел и Володя Мучник, земляк и сослуживец. На рассвете 25 января, за два дня до освобождения станицы, они подошли к ее окраине. Оказалось, что немцы еще накануне вечером, взорвав мосты, ушли из станицы на запад. Они с Володей направились в колхоз "Ударник" (в Ильинской было семь колхозов). У своей квартирной хозяйки Морозовой Юзеф узнал о трагической судьбе своих родителей и земляков. Они были среди тех, кого фашисты настигли на пути в эвакуацию, вернули в станицу и затем расстреляли. Хозяйка подсказала, что Пойменова (Пойманова), организатора и исполнителя акции расстрела, еще утром видели в станице. Вместе с Володей Мучником, у которого тоже погибла вся семья в Ильинской, они направились к дому убийцы их родных, нашли - и расправились с ним... Свой полк они догнали в районе Тихорецкой доложили обо всем командованию и в особый отдел. Никаких нареканий в их адрес не было. Их поняли и посчитали, что с предателем и убийцей своих родных они поступили правильно. "Вот такой фронтовой эпизод: трагедия и возмездие". [44] Через три недели, 15.02.1943, красноармеец Мучник Владимир Моисеевич, 1925 г.р., призванный Ильинским РВК был убит в бою, и похоронен на х. Лебединском Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. [45]

6. Послевоенные годы

     Войковштадт был освобожден Красной армией в апреле 1944 г. Примерно 90 войковштадтцам удалось избежать катастрофы, эвакуировавшись вначале в Краснодарский край, а оттуда в глубь страны. Из них 40-50 вернулись в Войковштадт после его освобождения. К ним присоединились считанные единицы оставшихся в живых фронтовиков. Там был восстановлен бывший еврейский колхоз им. Кирова. Вернувшиеся евреи продолжили трудиться на земле во главе с председателем колхоза Юзей (Иосифом) Гольдштейном. Но евреи уже не составляли большинства ни в колхозе, ни в поселке. Тогда же по всему Крыму прокатилась волна переименований населенных пунктов, носивших нерусские названия. В 1948 г. Войковштадт был переименован в село Кирово. Евреи постепенно разъезжались из села в города Крыма и других областей. В начале 1960-х гг. в Кирово остался только один 80-летний еврей Тевье Лам. [46], [47] Прошли десятилетия. Теперь в селе ничто не напоминает о его еврейском происхождении.

     Литература:

1. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm
2. Крым // КЕЭ. Т.4. Кол. 595-602.
3. Павличенко С.В. Еврейские поселения // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. №4. 1993.
4. Николаенко Д.В. Влияние войны и депортации 1941–1945 годов на трансформацию статуса райцентров и сельских советов Крыма //Градостроительство и территориальное планирование. Выпуск 28. Киев, КНУБА, 2007. С. 172-179.
5. Гольбрайх Е. Исповеди ришонского парка. Тель-Авив. Starlight. 1995, С. 175.
6. Захаров С.А., Комиссар-дипломат, Свердловск, 1962.
7. Государственный архив республики Крым (ГАРК). Ф. Р.-1289. Оп. 1. Д. 17. Л. 30.
8. Гольбрайх Е. Исповеди ришонского парка. Тель-Авив. С. 174-175.
9. Беринский Ю. Голубая линия жизни // Винокурова Ф.А. Евреи Винничины в период Второй мировой войны: Малоизвестные документы и новые интерпретации. Т. 3. Участники боевых действий на фронтах войны с нацизмом и труженики тыла / НАН Украины. Ин-т укр. археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского, Гос. архив Винниц. обл. Винница: Антекс, 2000. C. 69.
10. Пасик Я. Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г. // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/crimea_settlements.htm
11. Пасик Я. Еврейские колхозы в Крыму (до 1935 г.) // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/crimea_kolkhozes.htm
12. ГАРК. Ф. Р.-1289. Оп. 1. Д. 17. Л. 9.
13. Перед колхозниками СССР огромные перспективы (Из беседы с директором "Агроджойнта" в СССР д-ром Розеном) // Трибуна. №19 (216). 15 октября 1936. С. 26.
14. Беринский Ю. Голубая линия жизни. С. 69-71.
15. Гольбрайх Е. Исповеди ришонского парка. Тель-Авив. Starlight. 1995. С. 174-190.
16. ЦК РКП(б)-ВКП(б) и национальный вопрос: 1933-1945. Книга 2. М. РОССПЭН, 2005. С. 327, 459.
17. Музафаров Р. И. Крымскотатарская энциклопедия. Симферополь: Ватан, 1993. Т. 1. С. 351.
18. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm 19. Гурьев Е.П. СССР в годы Второй Мировой войны. Санкт-Петербург. 2010. С. 43.
20. Брошеван В.М. Военная мобилизация в Крыму, 1941-1944. Симферополь. 1999. С. 42.
21. Беринский Ю. Голубая линия жизни. С. 69.
22. Гольбрайх Е. Исповеди ришонского парка. Тель-Авив. С. 177.
23. Холокост в Крыму. Симферополь: БЕЦ "Хесед Шимон", 2002. С. 6-7.
24. Гольбрайх Е. Исповеди ришонского парка. С. 177.
25. Encyclopedia of camps and ghettos, 1933-1945. Volume II. Ghettos in German-Occupied Eastern Europe. Part B. 2012 by the United States Holocaust Memorial Museum, p. 1777.
26. BMF-Ghettoliste in Uberarbeitung // Электронный ресурс: https://studylibde.com/doc/21629954/bmf-ghettoliste-neu
27. Пагіря О. Місця нацистського терору на території Криму // Электронный ресурс: http://territoryterror.org.ua/uk/publications/details/?newsid=819
28. Капелевич Р.Л. Воспоминания. Я помню // Электронный ресурс: https://iremember.ru/memoirs/pekhotintsi/kapelevich-roman-lvovich/
29. Encyclopedia of camps and ghettos, 1933-1945. Volume II. Ghettos in German-Occupied Eastern Europe. Part B. 2012 by the United States Holocaust Memorial Museum, p. 1777.
30. ГАРК. Ф. Р-1289. Оп. 1. Д. 17. Л. 1-9.
31. Всесоюзная перепись населения 1939 г. Численность сельского населения СССР по районам, крупным селам и сельским населенным пунктам - районным центрам // Демоскоп № 863-864. 15 июня-31 июля 2020.
32. Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 : Рассекреч. док. Хроника событий: В 3 кн. Краснодар. Сов. Кубань, С. 181.
33. Потемкина М.Н. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны // Отечественная история. №2, 2003. С. 45.
34. Российский государственный архив экономики. Ф. 1562. Оп. 20. Д. 249. Л. 67.
35. Ильинская // Малая советская энциклопедия. Том 3. М. Советская энциклопедия. 1931. С. 401.
36. Федосеев А.Ж. Роль органов НКВД в организации и проведении эвакуационных мероприятий на территории Краснодарского края в 1942 году // "Белые пятна" российской и мировой истории. 2012. Вып. 2-3. С. 113-114.
37. Войтенко Е.А. Преследование евреев и других жертв холокоста в Краснодарском крае // Электронный ресурс: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1228
38. Беринский Ю. Голубая линия жизни. С. 69.
39. Ст. Ильинскую посетила иностранная делегация // Электронный ресурс: // https://selgazeta.ru/istoriya-pamyat/st.-ilinskuyu-posetila-inostrannaya-delegatsiya.html 40. ГУ ГАКК. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1. Л. 276-277.
41. Беринский Ю. Голубая линия жизни. С. 70.
42. Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг. М.: Фонд "Ковчег"; Коллекция "Совершенно секретно", 2002. С. 284.
43. Maxim D. Shrayer. A Public Hanging and the Trial of a Holocaust Poem // 2020, Tablet Magazine.
44. Беринский Ю. Голубая линия жизни. С. 69-70.
45. ОБД // Электронный ресурс: // https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2465544
46. Беринский Ю. Голубая линия жизни. С. 71.
47. Указ Президиума Верховного совета РСФСР от 18 мая 1948 года "О переименовании населенных пунктов Крымской области".

03-09-2020    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005