Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крым
 
·  
Колонии Херсонской губернии
 
·  
Колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских колоний
 
·  
Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
История отдельных колоний
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Г. С. Газета "Возрождение". №269, 26 февраля 1926 г.      

Еврейская колонизация в Крыму. На митинге в зале "Комедия".

Ежедневная газета "Возрождение" выходила в Париже с начала 1920-х гг. и до Второй мировой войны (1940 г.), ничем не уступала крупным французским столичным изданиям. "Возрождение" была "органом русской национальной мысли", издавал ее богатый человек А.О. Гукасов. В 1925–1927 гг. газету редактировал Петр Бернгардович Струве, российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН (1917, в 1928 исключен). Газета под его руководством была ведущим право-центристским национальным органом русской эмиграции.

      В прошлый вторник в большом и нарядном зале газеты "Комедия", предназначенном для театральных представлений и концертов, состоялось очередное собрание парижского отдела Всемирного Союза Еврейской Молодежи. Собралось человек около ста. Главным образом - представители еврейской буржуазии. Много дам и девиц. Многие, по-видимому, пришли, чтобы послушать предшествовавший спору об еврейской колонизации в Крыму, доклад о писателе Анри Франке и о проявлениях еврейского духа во французской литературе.

      Вопрос об еврейской колонизации, как свидетельствовало об этом вторичное собрание, возбуждает в еврейской среде бурные и страстные споры. При этом противники "крымского проекта" гораздо категоричнее и резче в своем осуждении, чем сторонники - в своей защите. Для фанатичных сионистов вопрос здесь ставится о самой судьбе еврейства, о судьбе иудаизма: Крым или Палестина?

      Собрание началось с оглашения письма г. Полякова, который должен был выступить докладчиком, но не мог явиться, в виду вынужденного отъезда в Лондон. Неявка его поставила устроителей собрания в довольно неловкое положение: оказывается, никто из них не знаком достаточно с вопросом, чтобы "доложить" его. Эту роль берет все же на себя доктор Фильдерман, но в то время, как Поляков должен был защищать крымскую колонизацию, этот импровизированный докладчик является ее непримиримым противником.

      Но доктор Фильдерман и не делает доклада. Он ограничивается критикой колонизации в Крыму. По его мнению, этот на вид благотворительный акт может оказаться вредным по своим последствиям.

      Дело не в принципиальных возражениях. Если эта затея будет осуществлена, те, кто говорят сейчас о тайной связи еврейства с большевизмом получат в свои руки лишний козырь. Все сторонники создания в Палестине еврейского государства будут поставлены в двусмысленное положение: с одной стороны - официально признанный, санкционированный Лигой Наций британский мандат в Палестине, с другой стороны - какая то неопределенная, более или менее большевицкая (голос с места: скорее более!) республика в Крыму, опирающаяся на одну Советскую Россию. Евреи должны выбрать.

      "Против коммунизма в принципе мы не возражаем - говорит оратор - и у себя в Палестине допускаем смелые коммунистические эксперименты, но тиранический коммунизм большевиков не может пользоваться нашей симпатией".

      Эти слова вызывают бурный протест со стороны одного совсем молодого человека, одетого по последней моде. В дальнейшем при малейшем неуважительном замечании по адресу большевиков, он считает своим долгом крикнуть что-нибудь в защиту их. К большому неудовольствию большинства публики, требующей, чтобы он отстаивал свою точку зрения с эстрады.

      Доктор Фильдерман заканчивает предостережением по адресу тех, кто затевает колонизацию в Крыму.

      Председатель спрашивает, не желает ли кто-нибудь из публики выступить в защиту крымского проекта.

      Поднимается некий г. Кауфман, который говорит о том, что большевики оберегают евреев, что большевизм это осуществление древних пророчеств.

      Впрочем, я сам не большевик" спешит добавить оратор. (Общий смех).

      Крымскую колонизацию он рассматривает, как великолепный еврейский питомник (голос с места: для погромов!).

      Затем, слово предоставляется доктору Златопольскому, старому русскому еврею-сионисту. По-французски он говорить очень плохо, это сильно стесняет его и притупляет острие его критики. Но, по-видимому, публика другого языка не понимает.

      Доктор Златопольский считает, что все дело в том, что вообще никакого проекта еврейской колонизации в Крыму нет, что это великий и опасный блеф, а потому вместо того, чтобы ходить вокруг да около и решать: Палестина или Крым? Надо просто приглядеться к фактам действительности. Тогда мы с легкостью убедимся, что вообще ни о какой еврейской колонизации в Крыму нельзя говорить: начать с того, что крымские власти наотрез отказались пустить евреев. В заключение доктор Златопольский характеризуете всю затею, как "ужасное легкомыслие Джойнта и громадный блеф".

      Ему возражает г. Кальмин. В отличие от предыдущего оратора, этот молодой человек великолепно говорит по-французски и держится на эстраде очень свободно. Он признается, что ничего не знает толком о проекте. Но зачем отвергать его наперед только потому, что его осуждает русская печать заграницей (намек на частые ссылки Златопольского на статьи Абрамовича в немецком журнале Цукунфт).

      Все хорошо, что исходит от великой и благородной советской республики (смех в зале голоса: "поезжайте туда сами").

      После речи Кальмина начинаются выступления с мест. Целую бурю вызывает заявление некоего г. Вейнштейна о том, что евреи в Крыму будут перебиты, ибо русские всегда были и останутся антисемитами: "царская ли Россия или советская - это безразлично" (крики с мест: "верно!" Молодой "большевизан": "это ложь!", общий шум и гвалт. Председателю с трудом удается водворить порядок).

      Под конец длинную и сумбурную речь в защиту колонизации произносить какой-то молодой человек "родом из Румынии", и на этом собрание расходится. Общее настроение явно не в пользу советской затеи в Крыму.


07-01-2014    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005