Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Колонии Херсонской губернии
 
·  
Колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских колоний
 
·  
Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
История отдельных колоний
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      

Агитполет "Биробиджанца" в еврейские национальные районы


     В советском государстве пропагандистская деятельность всегда была приоритетным направлением государственной политики. Ее главной задачей являлось целенаправленное воздействие на сознание советских людей для манипулирования их социальным поведением в нужном направлении. В СССР была создана мощная индустрия политической пропаганды, которая постоянно расширялась. Для внедрения новых методов агитации и пропаганды при помощи самолетов 17 марта 1933 г. в системе Главного управления Гражданского воздушного флота (Аэрофлота) была организована агитационная эскадрилья им. Максима Горького. [1]

     Командиром агитэскадрильи был назначен инициатор ее создания Михаил Ефимович Кольцов (Мойсей Хаимович Фридлянд) - "журналист номер один" Советского Союза‚ главный редактор основанного им журнала "Огонек"‚ редактор сатирического журнала "Крокодил". В те годы он много летал и активно участвовал в развитии советской авиации. Кольцов написал ряд очерков о жизни и работе летчиков, чем привлек миллионы читателей к авиации. 6 ноября 1930 г. приказом Народного комиссара по военным и морским делам К. Ворошилова за участие "во всех больших советских перелетах, сопряженных с большими трудностями" и налете 170 часов ему было присвоено звание летчика-наблюдателя. [2], [3] Это звание носили специалисты по ведению разведки с воздуха в интересах какого-то вида вооруженных сил или отрасли народного хозяйства.

     Ряд крупнейших общественных и производственных организаций выделили средства для строительства самолетов этой эскадрильи. Среди этих организаций было Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), отпустившее средства на строительство самолета "Биробиджанец", [4] названого в честь образованного на Дальнем Востоке в 1930 г. Биробиджанского еврейского национального района.

     "Биробиджанец" был вторым самолетом, названым в честь Биробиджанского района, а первым был самолет "Биробиджан". Он был построен на "трудовые средства еврейских рабочих, крестьян, служащих и кустарей, собранные по инициативе еврейской коммунистической прессы и ОЗЕТ на интернациональных и антирелигиозных субботниках, состоявшихся по всему СССР". Идея постройки аэроплана возникла у трудящихся Биробиджана, расположенного близ китайской границы, во время конфликта с "китайскими генералами". 31 июля 1931 г. самолет был передан Красному Воздушному флоту. Опыт, полученный при сборе средств на строительство самолета "Биробиджан", использовался ОЗЕТ и при строительстве "Биробиджанца". [5]

     Агитационная эскадрилья им. М. Горького формировалась из разных машин. Открытый трехместный самолет специального применения У-2СП "Биробиджанец" стал одним из первых трех У-2 в составе эскадрильи. На фюзеляже его название было написано на двух языках: по-русски "БИРОБИДЖАНЕЦ" и на идиш "ДЕР БИРОБИДЖАНЕР". Советский многоцелевой биплан У-2, созданный под руководством знаменитого авиаконструктора Н.Н. Поликарпова в 1927 г. был одним из самых массовых самолетов в мире. Он имел разговорное название "кукурузник", так как активно использовался в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами. Запас горючего обеспечивал беспосадочный полет на расстояние 350-400 км. Скорость максимальная - от 130 до 150 км/ч, крейсерская - 100-120 км/ч, посадочная - 60-70 км/ч, потолок - 3800 м, разбег и пробег - 100-150 м. Самолет обладал отличными летными качествами и был способен спускаться непосредственно на совхозные и колхозные поля. [6]

     6 мая 1933 г. эскадрилья приступила к практической работе. Самолеты вылетели на Северный Кавказ и Украину с целью подведения итогов весенне-посевной кампании. Среди них был и "Биробиджанец". В начале осени 1933 г. самолет вел большую агитационную работу на Нижней Волге. Кроме общеполитической работы "Биробиджанец" пропагандировал "за ОЗЕТ". Он залетал в такие станицы и села, где ничего не было известно об ОЗЕТе, о работе по устройству трудящихся евреев на земле. Пилот "Биробиджанца" А.В. Кржижевский выступал с популярными лекциями о целях и задачах ОЗЕТа, о национальной политике партии, о еврейских трудящихся, переселявшихся в Биробиджан, и т. д. [7] Первый опыт агитработы при помощи самолетов, по мнению советского руководства, полностью себя оправдал. [8]

     В то же время редакция советской еврейской газеты на идиш "Дер Эмес" (Правда) определила как одно из направлений своей агитмассовой работы сбор средств на постройку самолета-гиганта "Максим Горький". Председатель Всесоюзного комитета по постройке этого агитсамолета М. Кольцов поддержал инициативу редакции газеты. Кроме того, он сообщил, что как только "Биробиджанец" выполнит задание по уборочной кампании на Нижней Волге, он полетит в один из еврейских национальных районов, который окажется лучше других в соревновании за успешное завершение сельскохозяйственных работ года. [9]

     Сразу же началась подготовка к полету. Первым делом были определены его цели и задачи. Они заключались в следующем:
     1. Провести на местах агитмассовую работу путем организации митингов, бесед, докладов, лекций и т.п. по привлечению трудящихся к активной встрече XVI годовщины Октябрьской революции, проверить выполнение принятых производственных и других обязательств, содействовать интернациональному воспитания масс.
     2. Проверить на местах состояние работы ОЗЕТ-организаций, способствовать ее оживлению, развертыванию и качественному улучшению.
     3. Всемерно усилить на местах работу по осуществлению решения правительства СССР о Биробиджане, по реализации пятой ОЗЕТ-лотереи, как основного источника средств для выполнения плана ОЗЕТ по переселению, и по содействию организационно-хозяйственному укреплению еврейских национальных районов, главным образом, Биробиджана. [10]

     Для достижения максимального эффекта от агитполета было решено:
     1. Вместо запланированного раннее полета в один еврейский национальный район, посетить три из четырех еврейских районов, находившихся в европейской части страны, - Сталиндорфский в Днепропетровской области, Калининдорфский в Одесской области Украины и Фрайдорфский в Крыму.
     2. Посетить не только еврейские национальные районы, но и ряд промышленных городов, где имеются крупные ОЗЕТ-организации.
     Исходя из этого был составлен маршрут агитполета: Москва - Харьков (тогдашняя столица Украины) - Днепропетровск - Сталиндорф - Калининдорф - Одесса - Фрайдорф - Москва. Предстояло преодолеть по этому маршруту около 5000 километров. Агитполет был рассчитан на 10–12 дней. [11]

     Для выполнения агитполета был назначен экипаж из двух человек. Руководителем полета и агитатором-пропагандистом стал Ф.П. Шпрах, а пилотом-агитатором - К.П. Щербаков. [12], [13]

     Франц (Фроим) Пейсахович Шпрах родился в 1890 г. в местечке Торчин Волынской губернии. В 1905 г. вступил в Бунд (еврейская социалистическая партия). Образование незаконченное высшее, в годы учебы в университете был интернирован в Австрии в связи с начавшейся Первой Мировой войной. С 1920 г. член ВКП(б). Был заместителем главного редактора газеты "Дер Эмес", членом президиума Центрального Совета (ЦС) ОЗЕТ. [14]

     Константин Павлович Щербаков родился в 1897 г. в Симферополе. [15] В 1916 г. окончил Севастопольскую офицерскую школу авиации (будущее Качинское летное училище). Затем служил в чине прапорщика. В 1918-1919 гг. находился в рядах Белой армии. В 1920-1922 гг. служил в Красной армии старшим летчиком. После окончания службы, работал в системе Гражданского воздушного флота, в Московском управлении сельхозавиации. [16] В 1933 г. опытный пилот Щербаков был привлечен руководством эскадрильи им. М. Горького для выполнения агитполета "Биробиджанца".

     Полету предшествовала большая подготовительная работа. Организаторы агитполета проинформировали о предстоящем агитполете и проинструктировали о проведении подготовительных работ авиационные подразделения, партийные, советские и ОЗЕТ-организации населенных пунктов, где предполагалась посадка. Много затруднений возникало из-за отсутствия в сельской местности запасов горючего и масла для снабжения самолета. Материал приходилось доставлять из больших городов, что усложняло подготовку к полету. Самолет снабдили листовками, литературой, плакатами, фото-памятками участников полета и пр. для бесплатной раздачи населению. Вылет был назначен на 5 октября 1933 г.

     Особенностью предстоящего полета было то, что он выполнялся сразу после окончания самого страшного за всю историю Украины массового голода. Он начался осенью 1932 г. и продолжался до нового урожая лета 1933 г. Основной причиной голода стало изъятие у крестьян всех продуктов питания (зерно, картофель и т. д.), что обернулось массовой гибелью людей. Крестьяне вымирали целыми семьями. Имели место случаи трупоедства и людоедства. Газеты с 19 февраля 1933 г. писали о сталинском лозунге "сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными", а люди продолжали умирать. Крым голод затронул лишь в небольшой степени. Туда бежали измученные голодом украинские крестьяне в надежде на спасение. В СССР информация о голоде тщательно скрывалась. Все имеющиеся данные об истинном положении вещей были засекречены. О чудовищном голоде молчали пресса и радио. Любое распространение информации о голоде относилось к антисоветской деятельности и строго наказывалось. [17], [18] После окончания голода люди еще долго не могли подняться на ноги. Последствия голода ощущались еще целый ряд лет. Из-за продовольственного кризиса с зимы 1928-29 гг. в городах СССР была введена карточная система. По карточкам распределяли хлеб и иные продовольственные и промышленные товары. В итоге в 1928-35 гг. резко снизился уровень жизни подавляющего большинства советских людей. Они питались значительно хуже, чем в царские времена в начале ХХ века. [19]

     В этих сложных условиях самолет "Биробиджанец" отправился в Украину, как и планировалось, на рассвете 5 октября с Московского центрального аэродрома. Там экипаж самолета провожала группа ответственных работников во главе с председателем ЦС ОЗЕТ С.М. Диманштейном, много сделавшим для организации полета. По плану самолет должен был в тот же день приземлиться в Харькове. Однако из-за резко ухудшившихся погодных условий, самолет совершил вынужденную посадку в Серпухове, а на следующий день в Орле, где вновь пришлось остановиться на ночлег. Худшее ожидало экипаж утром 7 октября. Было обнаружено, что у мотора вышел из строя один из его цилиндров. Качество строительства советских самолетов оставляло желать лучшего. Попытки в течение двух дней отремонтировать мотор оказались безуспешными. Пришлось приостановить полет и из Орла вернуться в Москву. [20]

Самолет
Агитполет самолета "Биробиджанец". 1933 г.

     Из Москвы "Биробиджанец" с тем же экипажем снова вылетел только 24 октября 8 утра. [21] Большая задержка полета нанесла серьезный удар по намеченному мероприятию. Стало значительно холоднее. Доверие к расписанию полета на местах было подорвано.

     После быстрой дозаправки в Орле, снова взлетели. Холод забирался под полушубки, коченели ноги. В 16 часов "Биробиджанец" наконец приземлился в Харькове. Вокруг не было ни души. Из-за неуверенности в прилете самолета, встречающих не было. Усталые и окоченевшие от холода Шпрах и Щербаков вылезли из кабин. Лишь через некоторое время их встретили ответственные работники ОЗЕТа Украины и Харькова. На следующий день члены экипажа провели беседы в цехах тракторного и паровозостроительного заводов и швейной фабрики им. Е. Тинякова. Рабочие ответили на выступления экипажа обязательством включить в свой предоктябрьский план пункт о полной реализации взятых билетов ОЗЕТ-лотереи. Они также просили передать колхозникам еврейских национальных районов братский привет и поздравления к XVI годовщине Октября. Вечером в помещении Коммунистического института журналистики состоялась встреча с ОЗЕТ-активом и представителями различных общественных организаций. Утром 26 октября пришлось вновь сменить цилиндр мотора. Лишь далеко за полдень самолет поднялся в воздух. [22]

     Уже в сумерках "Биробиджанец" приземлился в Днепропетровске. Там самолет встречали подъехавшие на двух автобусах около 50-ти ОЗЕТ-активистов. 27 октября Шпрах и Щербаков выступили на трубопрокатном заводе им. К. Либкнехта, металлургическом заводе им. Коминтерна, швейной фабрике им. В. Володарского, машиностроительном техникуме. Областная газета "Заря", а также ряд заводских многотиражек осветили прилет "Биробиджанца" и задачи агитполета. Рабочие заверяли, что все взятые обязательства к Октябрьскому празднику будут выполнены. Были приняты особые дополнительные обязательства по линии ОЗЕТ-работы. Скверная погода задержала самолет в Днепропетровске лишние сутки. [23]

     Только 28 октября самолет вылетел в Сталиндорфский еврейский национальный район. [24] Этот самый крупный в Украине еврейский район был создан 26 февраля 1930 г. С 1932 г. район входил в состав Днепропетровской области Украины. В нем было 23 сельсовета: 16 еврейских, четыре украинских, два немецких и один русский. Численность население района составляла примерно 30 тысяч человек, а площадь - около 95 тысяч га. Районным центром был основанный в 1924 г. переселенческий поселок Сталиндорф (Село Сталина), ныне с. Вакулово Софиевского района. [25]

     На имеемой у экипажа карте молодой Сталиндорф не был отмечен. Это стоило экипажу одной лишней посадки. Получилось, что Сталиндорфский район самолет перемахнул и оказался в Апостоловском районе. Местонахождение Сталиндорфа указали работавшие в поле трактористы. Опять поднялись в воздух. На этот раз летчик заметил движение людей, направляющихся с разных сторон в одну точку. Там в 2 часа дня самолет и приземлился. [26]

     В торжественной встрече самолета участвовало несколько сот колхозников, рабочих машинно-тракторной станции (МТС) и служащих района. Всех их, откликаясь на выдвинутый 19 февраля 1933 г. лозунг В.И. Сталина, Ф. Шпрах называл "зажиточными". Он вспоминал: "Кругом радостная толпа, праздничные, сияющие лица. Вплотную окружила нас детвора, липнувшая к "Биробиджанцу"... Но и взрослые тоже не отрывают глаз от нашей "птицы", впервые увидав ее на таком близком расстоянии, и неохотно поворачиваются к деревянной трибуне, откуда раздается первое приветственное слово". Выступающие на митинге рапортовали о своих достижениях и обязались к XVI годовщине Октября завершить все основные сельскохозяйственные работы. Вперемежку с рапортами о достижениях в рамках дозволенного делались самокритичные заявления о недостатках в работе и брались обязательства по их устранению. Одним из последних на митинге выступил представитель созданного в районном центре еврейского переселенческого колхоза им. Украинского Красного креста. Он заявил, что общее собрание колхозников в честь прилетевшего самолета решило переименовать колхоз в "Биробиджанец". После митинга началось самое популярное мероприятие. Летчик показывал самолет, а затем поднял в воздух несколько пар лучших ударников местного колхоза. [27], [28]

     Несмотря на катастрофический массовый голод, охвативший Украину считанные месяцы назад, и ощущаемые ежедневно его последствия, на этом митинге, как на митингах в других пунктах маршрута, о нем ничего не говорилось. Советские люди к этому времени уже прекрасно понимали, что можно говорить, а о чем необходимо молчать.

     Вечером "Биробиджанец" вылетел в с. Новоковно (Ныне с. Новые Ковна Софиевского района). В пути самолет вновь заблудился и совершил ошибочную посадку. Уже поздним вечером "Биробиджанец" прибыл в Новоковно. Здесь состоялись беседы с тружениками местного еврейского колхоза "Ротармеер" (Красноармеец). Об этих встречах Ф. Шпрах писал: "Восторженно говорят здесь люди о своей новой жизни. Даже городских очередей они здесь не знают: муку, кукурузу, масло и всякие другие продукты, выдаваемые колхознику авансом, правление колхоза завозит каждому на дом на колхозных лошадях. "Прямо замечательно" - отзываются об этих порядках новые переселенцы" из местечек Белоруссии и Западной России. [29]

     Утром 29 октября "Биробиджанец" прибыл в украинское село Лошкаревку Сталиндорфского (ныне Никопольского) района. Встречающие ждали самолет с белыми флажками по четырем углам квадратного поля, отведенного заранее для посадки "Биробиюжанца". Со всех сторон бежали "перепачканные, запыленные от молотилки мужчины и женщины. Замасленные трактористы верхом на тракторах пустились к самолету". В митинге на территории Лошкаревской МТС участвовало свыше 300 человек, не считая детей. На нем труженики МТС и восьми еврейских, украинских и русских колхозов "гордо рапортовали с крыла самолета" о своих достижениях и обязательствах. [30]

     К концу дня "Биробиджанец" перелетел в еврейский переселенческий поселок Ларино (ныне с. Садовое Криворожского района), названый в честь советского партийного и государственного деятеля Ю.А. Ларина, способствовавшего созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму и на Юге Украины. [31] Вместе с экипажем прилетел и участвовал во всех мероприятиях известный еврейский поэт, романист и драматург Перец Маркиш. [32] Он сотрудничал со Сталиндорфским еврейским колхозным театром и часто бывал в районе. [33] Встречавших гостей в поле Ларинской МТС было много. Выступавшие с грузовика отчитывались о проделанной работе и "заявляли о том, что каждый из них обязуется сделать в честь прилета "Биробиджанца". В выступлениях и беседах "повторялись два слова: Сталин и политотдел". Политотделы при МТС были созданы в 1933 г. для усиления административного контроля за колхозниками и за местной властью. По заключению Ф. Шпраха именно Сталин и политотделы совершили "чудо" в советской деревне в 1933 г. [34]

     На следующий день низкая облачность задержала вылет самолета в Калининдорф на полдня. Но время не было потрачено даром. Члены экипажа осмотрели "прекрасно организованную птицефабрику в Ларинском колхозе" и познакомились с ее заведующим Х.М. Полтинниковым. Интересна его судьба. В 1924 г., получив кредит, еврейская семья Полтинникова занялась земледелием. За новое дело взялись с большим желанием и трудолюбием. Недаром представители Агро-Джойнта (американская еврейская благотворительная организация, оказывающая помощь в аграризации советских евреев), объезжая еврейские поселения вместе с американскими журналистами, неизменное ставили усадьбу и хозяйство Полтинникова в пример. В 1930 г. семья вступила в колхоз им. Ларина. Полтинникову поручили руководить колхозной птицефермой. Он изучил литературу по птицеводству. Трудолюбие и знания позволили Полтинникову вывести в число передовых убыточную птицеферму. [35], [36]

     30 октября, во второй половине дня, предварительно разбросав листовки, самолет приземлился в Калининдофе (Село Калинина) - районном центре Калининдорфского еврейского национального района. Этот первый в СССР еврейский национальный район был образован 5 марта 1927 г. С 1932 г. район входил в состав Одесской области Украины. В 1932 г. численность населения района достигла 13674 человек, из которых 11198 были евреями (из них 71% - новые поселенцы), остальные - в основном украинцы и немцы. Калининдоф до 1927 г. назывался Большой Сейдеменухой. Эта колония была основана в Херсонской губернии в 1807 г., и была одной из первых и крупнейших в стране еврейских земледельческих колоний. Ныне этот населенный пункт, переименованный в Калиновское, входит в состав Херсонской области. [37], [38]

     Приземлившийся самолет встречавшие окружили со всех сторон, осматривали и "пробовали на ощупь". На все вопросы они получили исчерпывающие ответы Щербакова. Прямо на месте посадки состоялся краткий митинг, на котором выступили местные руководители и члены экипажа. Большой митинг состоялся вечером в местном просторном клубе, размещенном в бывшем здании синагоги. Было много выступающих, рассказывавших о своих достижениях и недостатках в колхозной работе. Экипаж "Биробиджанца" обратился с воззванием ко всем колхозникам и колхозницам района, призывая их к ударной работе по завершению всех неоконченных работ. Утром 31 октября летчик К. Щербаков катал лучших представителей Калининдорфа и соседней еврейской колонии Бобровый Кут. Погода стояла солнечная. Экипаж сбросил с себя полушубки и валенки и почти по летнему летал по колхозам района. Всего в этот день "Биробиджанец" обслужил 4 колхоза Фрайлебенского и Львовского еврейских сельсоветов с центрами во Фрайлебене (Свободная жизнь, теперь с. Степовое) и Львово, ныне соответственно Великоалександровского и Бериславского района Херсонской области. Везде экипаж видел одно: "напряженный радостный труд людей", почувствовавших "твердую почву по пути к своему счастью!" [39], [40]

     В это же день с наступлением темноты "Биробиджанец" приземлился в Одессе. В отличие от предыдущих встреч в аэропорту оказались не только штатские, но и военные - краснофлотцы военно-морской базы при Осоавиахимовской школе. На организованном тут же летучем митинге их политрук доложил о проводимой в школе интернациональной ОЗЕТ-работе. На следующий день, 1 ноября, экипаж "Биробиджанца" посетил крупнейшие предприятия Одессы: завод тяжелого краностроения им. Январского восстания, консервный завод им. Ленина, завод сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции и швейную фабрику им. Володарского. Вечером в Доме печати состоялся вечер, посвященный агитполету. По случаю прилета "Биробиджанца" выступающие "принимали на себя новые обязательства" к Октябрьским дням. [41]

     Самолет вылетел из Одессы в Крым 2 ноября. Стоял густой туман. Еще по дороге в Одессу сломался компас и вытекла ртуть. Ориентироваться было очень тяжело. "Биробиджанец" приземлился в Херсоне, где пришлось "невольно заночевать". На следующий день, 3 ноября, самолет прилетел во Фрайдорф (Свободное село, ныне с. Новоселовское Раздольненского района) - центр Фрайдорфского еврейского национального района, основанного в Крыму в 1930 г. Район охватывал большинство еврейских сельскохозяйственных поселений, созданных к тому времени на необжитых и наименее благоприятных для сельского хозяйства землях северо-западного Крыма. Фрайдорфский район отличался от еврейских национальных районов в Украине тем, что еврейские поселения здесь были исключительно переселенческие, основанные в 1920-х гг. Старых еврейских колоний, аналогичных основанным в период 1807-1860 гг. на Юге Украины, здесь не было. На 1 марта 1931 г. население района состояло из 29600 человек, из них евреи составляли около 35%, русские - 20%, татары - 20%, немцы - 15%, украинцы - 5% и прочие - 5%. Планировалось, что после заселения всех земель, отведенных переселенцам, евреи составят около 70% всего населения района. [42], [43]

     После летучего митинга во Фрайдорфе самолет вместе с секретарем райкома партии А.М. Гутманом посетил Кадышевскую (с. Кадыш, ныне с. Воронки Раздольненского района) МТС и два крупных колхоза Соцдорф (Социалистическое село) в с. Смидовичи (ныне с. Березовка Раздольненского района) и им. Молотова в с. Ротендорф (Красное село, ныне с. Красновка Сакского района). Пролетая над колхозными поселками на очень небольшой высоте, сбрасывали листовки и приветствовали жителей. Вечером самолет вернулся во Фрайдорф, где в помещении местного педагогического техникума состоялось торжественное собрание, в котором участвовали колхозники, рабочие МТС и трикотажной фабрики, студенты техникума, учащиеся тракторной школы и др. Собрание затянулось до полуночи. Выступающие докладывали о "поразительных успехах нынешнего года, о новом сознательном отношении колхозной массы к обязательствам перед своим государством, о "сталинском духе", повеявшем над колхозными полями". Звучали заверения, что "завтра работа пойдет новыми темпами" и отставание в осеннем севе будет преодолено. 4 ноября "Биробиджанец" обслуживал колхозы Найдорфской и Лариндорфской МТС, размещавшиеся соответственно в с. Найдорф (Новое село, ныне не существует) и с. Лариндорф (Село Ларина, ныне с. Крестьяновка Первомайского района). В связи с подготовкой к встрече "Биробиджанца" здесь были созданы 15 новых ячеек ОЗЕТ, в том числе 10 в татарских колхозах. [44], [45], [46]

     Намеченный маршрут был закончен. Однако, миновать Симферополь экипажу, прежде всего уроженцу Симферополя Щербакову, не хотелось. Было принято решение посетить его "сверх плана", предупредив об этом КрымОЗЕТ. До захода солнца оставалось примерно полтора часа. Тут выяснилось, что, несмотря на предупреждение из Фрайдорфа, на базе МТС не оказалось авиационного бензина. Пилот, недолго думая, перелил в пустой бак "Биробиджанца" обыкновенный бензин из стоящего неподалеку автомобиля. После взлета, мотор захрипел, из него полетели искры, грозящие поджечь самолет. Пришлось на полдороги посадить его в поле. Затем опять взлетели и вечером 4 ноября с трудом добрались в Симферополь. В тот же вечер члены экипажа выступили в клубе "Пищевик". В последующие дни экипаж был в гостях на предприятиях и на массовых октябрьских вечерах. 7 ноября "Биробиджанец" организовал круговые полеты над городом лучших ударников и ОЗЕТ-автивистов, а затем вылетел в обратный путь в Москву. [47], [48]

     23 ноября президиум ЦС ОЗЕТ заслушал доклад Шпраха об агитполете самолета "Биробиджанец". Президиум отметил хорошую организацию агитполета и большую работу, проведенную Ф. Шпрахом и К. Щербаковым. Последний был премирован месячным окладом. [49] Шпрах же в августе 1934 г. принял участие в еще одном агитполете "Биробиджанца". На этот раз самолет летел в России по маршруту Москва - Тамбов - Мичуринск - Воронеж. [50]

     Наиболее полная информация об агитполете в Украину и в Крым сосредоточена в брошюре Ф. Шпраха "Агитполет на "Биробиджанце", изданная в Москве в 1934 г. В ней, подводя цифровые итоги агитполета, автор отмечает, что самолет преодолел около 5 тысяч км (туда и обратно), экипаж посетил 21 пункт, в которых была проведена значительная политмассовая работа, распространил на лету 12 тысяч листовок пропагандистского характера, провел более 50 выступлений членов экипажа, а 90 "лучших ударников колхозов впервые в жизни испытали удовольствие полета над землей" на "Биробиджанце". [51]

     Агитполет широко освещался на страницах газет, журналов и посредством радио. В частности, большое внимание уделялось агитполету выходившими на идиш в Сталиндорфе, Калининдорфе и Фрайдорфе районных газетах "Сталиндорфер эмес" (Сталиндорфская правда), "Колвирт эмес" (Колхозная правда), "Ленин вег" (Ленинский путь).

     Сам агитполет и его освещение в средствах массовой информации способствовали широкой популяризации советской авиации и привлечению в нее молодежи, пропаганде политики привлечения евреев к сельскохозяйственному труду и создания еврейских национальных районов с элементами государственности в Украине, в Крыму и в Биробиджане. Пропагандистский материал показывал успехи советского руководства в авиации, промышленности и сельском хозяйстве. Официальная пропаганда прославляла "всемирно-исторические победы, одержанные коммунистической партией во главе с ее гениальным вождем т. Сталиным", "сытую и радостную" жизнь колхозников, ленинскую национальную политику, на основе которой разрешался "до конца и бесповоротно вековой национальный вопрос". Однако пропаганда имела мало общего с реальностью.

     Через несколько лет ситуация в стране кардинально изменилась. От ленинского интернационализма был совершен переход к советскому патриотизму, в стране начались массовые политические репрессии.

     В конституции СССР 1936 г. и разработанных на ее основе конституциях союзных республик национальные районы и сельсоветы не были узаконены. 17 декабря 1937 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О ликвидации национальных районов и сельсоветов". [52] В соответствии с духом времени "объяснялось", что многие из районов (еврейские, немецкие, финские, корейские, болгарские и т. д.) "были созданы врагами народа во вредительских целях". В результате все еврейские национальные районы и сельсоветы к 1939 г. были расформированы или преобразованы в обычные территориальные единицы и потеряли статус национальных. Была начата политика "интернационализации" еврейских колхозов, т.е. соединения их с нееврейскими. Поощрялось переселение неевреев в еврейские колонии и наоборот.

     Уже к середине 1930-х гг., по существу, утратило все свои функции ОЗЕТ. Оно было окончательно ликвидировано постановлением политбюро ЦК ВКП(б) от 11 мая 1938 г. как "притон для всяких контрреволюционных бундовских элементов, перебежчиков и шпионов". Вскоре начались репрессии в среде руководящего состава этой организации, не спасли публичные коллективные и индивидуальные покаяния. Затем репрессии распространились на руководителей еврейских хозяйств и даже простых колхозников. [53]

     Политические репрессии приобрели массовый характер. С разной степенью интенсивности они продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г. Под репрессии попали также активные организаторы и участники агитполета "Биробиджанца". М.Е. Кольцов был арестован 13.12.1938 и расстрелян 02.02.1940, С.М. Диманштейн соответственно 21.02.1938 и 25.08.1938, Ф.П. Шпрах - 03.06.1936 и 10.03.1939, П.Д. Маркиш - 28.01.1949 и 12.08.1952, Х.М. Полтинников - 24.03.1938 и 29.04.1938. Без серьезных оснований они были обвинены в антисоветской троцкистской деятельности, в участии в контрреволюционных террористических и антисоветских организациях, в связях с зарубежными еврейскими националистическими организациями, в клевете на СССР и т.п.

     Все, что осталось к 1941 г. от еврейских сельскохозяйственных поселений в Украине и в Крыму, смели Вторая мировая война и Холокост.

     Литература:

1. Гражданский воздушный флот к VII Всесоюзному съезду советов. ОНТИ НКТП СССР. Главная редакция авиационной литературы. М.-Л. 1935. С. 32.
2. Фрадкин В.А. Дело Кольцова. М. 2002. С. 78.
3. Фрадкин В. Новое о Михаиле Кольцове // Лехаим. Август 2000 АВ 5760 - 8 (100).
4. Вперед и выше крылья советов // Трибуна №9 (166). 15 сентября 1933. С. 15.
5. Самолет "Биробиджан" передан Красному воздушному флоту // Трибуна № 23(78) 10 августа 1930 г. Обл.
6. У-2 // Материал из Википедии.
7. Вперед и выше крылья Советов. С. 16.
8. Гражданский воздушный флот к VII Всесоюзному съезду советов. С. 32.
9. Вперед и выше крылья советов. С. 16.
10. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". Москва: Дер Эмес, 1934. С. 6-7.
11. Там же. С. 8.
12. "Биробиджанец" за работой // Трибуна, №12 (169). 15 декабря 1933. С. 8.
13. Щербаков К. На "Биробиджанце" по еврейским районам // Трибуна, №12 (169). 15 декабря 1933. С. 9.
14. Гонтмахер М.А. Евреи на донской земле: История. Факты. Биографии. Изд. 2-е, испр. и доп. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2007. С. 237.
15. Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 25.02. 2019.
16. РГАЭ, ф.9527, оп.8, д.7007, лл.48-54, 56-59.
17. Голод на Украине (1932-1933) // Материал из Википедии.
18. Громенко С. Голодомор и Крым: история и память // Крым. Реалии. 17 Ноября 2018.
19. Осокина Е. Прощальная ода советской очереди // Неприкосновенный запас. 2005, 5(43) // Электронный ресурс: http://magazines. russ.ru/nz/2005/43/oso10.html]
20. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". С. 8-9.
21. "Биробиджанец" за работой. С. 8.
22. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". С. 12, 14.
23. "Биробиджанец" за работой. С. 8.
24. Там же.
25. Пасик Я. Сталиндорфский еврейский национальный район // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/stalindorf.htm
26. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". С. 19-20.
27. "Биробиджанец" за работой. С. 8.
28. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". С. 19-20.
29. Там же. С. 22.
30. Там же. С. 22-23.
31. Ларин Юрий // КЕЭ, том 4, кол. 677–678.
32. Маркиш Перец // КЕЭ, том: 5. Кол.: 112–114.
33. Пасик Я. Сталиндорфский колхозный и Днепропетровский областной еврейские театры // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/y_pasik-stalindorf-theater.htm
34. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". С. 24-25.
35. Там же. С. 25.
36. Дніпровець В. Оббріхана благодійність. Компрометація і закриття єврейських благочинницьких організацій в Україні у 1920-1930 роках // З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, 1995. 1, 2. С. 199-209.
37. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". С. 26.
38. Пасик Я. Калининдорфский еврейский национальный район // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/kalinindorf.htm.
39. "Биробиджанец" за работой. С. 9.
40. Щербаков К. На "Биробиджанце" по еврейским районам С. 9.
41. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". С. 32-34.
42. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". Москва: Дер Эмес, 1934. С. 34-37.
43. Пасик Я. Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/fraydorf-larindorf.htm
44. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". Москва. С. 37-39.
44. "Биробиджанец" за работой. С. 9.
46. Государственный архив Республики Крым, ф.п.-145, оп. 1, д. 19, л. 5.
47. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". С. 42.
48. "Биробиджанец" за работой. С. 9.
49. В центральном совете // Трибуна №12 (169) 15 декабря 1933. С. 15.
50. Второй агитрейс "Биробиджанца" // Трибуна. №9(178) 15 сентября 1934. Обложка.
51. Шпрах Ф.П. Агитполет на "Биробиджанце". С. 42.
52. Зорин В.Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспектива. М.: ИСПИ, 2002. С. 197.
53. ОЗЕТ // КЕЭ, том 6, кол. 139-142.

31-03-2019    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005