Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      

Крымский еврейский колхозный театр


     В 1920-1930-е гг. руководство страны осуществляло политику "аграризации" евреев. Одним из центров, куда стимулировалось переселение евреев на пустующие земли для занятия сельским хозяйством, был Крым. В результате этой политики туда были переселены десятки тысяч евреев. В 1930 г. в Крыму был основан Фрайдорфский еврейский национальный район с центром во Фрайдорфе (Свободное село, идиш), ныне с. Новоселовское Раздольненского района. Район охватывал большинство еврейских сельскохозяйственных поселений, созданных к тому времени на необжитых и наименее благоприятных для сельского хозяйства землях северо-западного Крыма. На 1 марта 1931 г. население района состояло из 29 600 человек, из них евреи составляли около 35%, русские - 20%, татары - 20%, немцы - 15%, украинцы - 5% и прочие - 5%. Планировалось, что после заселения всех земель, отведенных переселенцам, евреи составят около 70% всего населения района. В 1935 в Крыму был образован второй еврейский национальный район - Лариндорфский (Лариндорф - село Ларина), с центром в с. Джурчи, ныне с. Первомайское Первомайского района. Еврейские поселений были созданы в Джанкойском, Евпаторийском и других районах Крыма. [1], [2]

     В 1929 г. в стране началась коллективизация крестьянства. Советская власть стремилась разъяснять крестьянам свою политику в новых условиях колхозной жизни. Перед учреждениями культуры и искусства ставилась задача отражать обостренную классовую борьбу, происходящую в деревне в связи со сплошной коллективизацией и ликвидацией кулачества как класса. Важная роль в этом процессе советским государством отводилась созданию и работе колхозных театров. Планировалось широко использовать их для расширения влияния советской власти на крестьянское население, формирования его политического самосознания в соответствии с задачами социалистического строительства.

     Для культурного обслуживания еврейского сельского населения Крыма в феврале 1933 г. решением Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) Крымской АССР был создан еврейский колхозный театр. Факт организации нового театра рассматривался как "одно из ярчайших доказательств неуклонного проведения ленинско-сталинской национальной политики в отношении еврейских трудящихся масс, материального и культурного роста еврейских переселенческих колхозов Крыма". [3]

     Основой Крымского еврейского колхозного театра стала еврейская труппа при созданном в 1927 г. театре национальных меньшинств (евреи, украинцы, армяне, греки, немцы и др.), составлявших в то время около 40% всего населения Симферополя. Эта труппа была сформирована в театре первой. Руководил ее созданием известный режиссер Илья Израилевич Корик. [4] Его режиссерское мастерство, наличие группы способных актеров-энтузиастов (Верлинская и др.) и удачно подобранный репертуар способствовали определенному успеху коллектива. [5] В начале 1930-х гг. Корик переезжает в Баку, где организовал и возглавил самодеятельный коллектив, который вскоре стал профессиональным Бакинским еврейским театром, а Корик - его первым руководителем. [6]

     В начале своего существования труппа Крымского еврейского колхозного театра состояла всего из восьми человек. [7] Большую организационную и творческую помощь в становлении театра оказывал Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ), особенно его директор И.В. Лашевич и художественный руководитель С.М. Михоэлс. [8] Важнейшим поставщиком кадров для нового театра был Московский еврейский театральный техникум (МЕТТ), организованный при Московском ГОСЕТ. Многие учащиеся этого техникума в период учебы входили в состав театральных бригад, которые многократно выезжали в еврейские колхозы Крыма и выступали там с концертами и спектаклями. [9], [10] Выпускники техникума были хорошо знакомы с тяжелыми условиями работы в колхозном театре, однако предстоящие трудности не остановили их. В 1933 г. в труппу театра влились первые пять выпускников МЕТТ. [11] В этот и последующие годы на работу в Крымский театр прибыли выпускники техникума Бетя Портная и ее муж Симон Гохберг, Надежда Хаит и ее муж Шая Меламед, Исаак Каганов и его жена Елизавета Сукерник, Борис Гершман, Берта (Бузя) Шильман и др. [12], [13], [14] Техникум имел хорошую репутацию. Его выпускников Крымский театр брал к себе охотно.

     Организационные мероприятия по созданию нового театра прошли довольно быстро. Первый его спектакль состоялся 22 марта 1933 г. в поселении Горепашник (Труженик) Евпаторийского района (ныне с. Лесновка Сакского района), основанном в степном Крыму евреями-переселенцами в 1927 г. В этот день первым зрителям-колхозникам была показана одноактная пьеса "Посевматериал" - инсценировка по рассказу Эли (Ильи Зиновьевича) Гордона "Мыши". Это была типичная пьеса о советской деревне конца 1920-х - начала 1930-х гг. В ней вскрывалась подрывная работа "классовых врагов" по срыву посевной кампании в еврейском сельскохозяйственном поселении, где раввин пытался уговорить крестьянина сдать посевной материал на мацу. Поставил пьесу еще в МЕТТ, где учились многие артисты театра, Эфраим Борисович (Барухович) Лойтер. Пьеса была актуальна, поскольку в Крыму в это время стартовала весенняя посевная. Клуба в поселении тогда еще не было, спектакль пришлось провести в колхозном сарае. На спектакле присутствовали также жители соседних еврейских поселков. [15], [16], [17]

Сцена
Крымский еврейский колхозный театр. Сцена из пьесы "Уфганг". Трибуна, №9 (206), 15 мая 1936 г.

     Одновременно коллектив театра вел работу над новой пьесой "Уфганг" ("Восход", "Рассвет"), которая была построена на современном для того времени колхозном материале. Пьесу по повести "Вильдгроз" ("Бурьян", "Сорняк") того же Гордона написал артист театра Марк (Мордух Ицкович) Эпштейн. Поставил пьесу лаборант театра Абрам Моисеевич Крамер. Крымская пресса писала об этой постановке: "действие, развертывающееся на сцене, настолько верно (хотя и в упрощенной форме) передает основные этапы борьбы, которую пережил колхоз, что зритель охотно прощает недочеты от которых несвободна пьеса и ее исполнение. Колхозная аудитория с затаенным дыханием следит за махинациями спекулянтов и жуликов, пытающихся развалить колхоз, и дружно аплодирует комсомольцам и политотделовцу, разоблачавших эти махинации. Каждая неудача, каждая радость колхозников, изображаемых в пьесе, находят самый сочувственный отклик в зрительном зале". Следует отметить, крышей этого "зрительного зала" обычно было открытое небо. "Уфганг" сопровождался большим концертным отделением, составленным по весьма разнообразной программе (песни, танцы, акробатика, художественное чтение, злободневные частушки и т.д.). Особым успехом в пьесе и в концерте пользовались артисты М. Эпштейн, С. Гохберг, А. Крамер, З. Каминский, артистки Е. Сукерник, Б. Шильман, Э Гурвич и др. Пьеса в короткий срок стала настолько популярна во Фрайдорфском районе, что ее захотели посмотреть русские рабочие Кадышской машинно-тракторной станции (с. Кадыш, ныне с. Воронки Раздольненского района). Она была показана там на идиш (по-русски выступал лишь ведущий, дававший пояснения по ходу пьесы) и имела успех не меньший, чем в еврейских колхозах. [18]

КЕКТ
Афиша спектакля по пьесе "Мой враг" Крымского колхозного еврейского театра.
Сезон 1934-1935. Фото Музея истории евреев в России.

     Не без успеха прошла драма в трех актах "Майн сойне" (Мой враг) драматурга Аврома (Аврама Вениаминовича) Вевюрко. Пьеса посвящена разоблачению контрреволюционного еврейского и украинского национализма. Постановку осуществил Э.Б. Лойтер. В ней приняли участие артисты М.С. Альтман, С. Гохберг, Э. Гурвич, А. Крамер, З. Каминский, З. Каплан, М. Катербарская, Б. Портная, М. Ратинская, Ф. Фидельман, Б. Шильман и М. Эпштейн. [19] Была поставлены также пьеса "Доллары", с участием С. Гохберга, Э. Гуревич, З. Каминского и Е. Сукерник, [20] и "Воздушные доходы" Шолом-Алейхема в постановке режиссера Л.С. Фатина. [21] Газеты писали, что в 1933 г. театр дал 80 спектаклей, обслужив 14 тыс. зрителей. [22]

     В 1934 г. был отмечен резкий скачок в деятельности театра. Его постоянный персонал на конец 1934 г. состоял из 16 человек. Длительность сезона равнялась 330 дням (все на выезде). Театр дал 184 спектакля, из них в селах (поселениях) - 165, детских - 25. Количество пропущенных зрителей составило около 37 тыс. человек (в среднем примерно 200 зрителей на спектакле). [23]

     Первым художественным руководителем Крымского еврейского театра был Э.Б. Лойтер. С 1929 г. он был ведущим педагогом МЕТТ. Возглавив театр, Лойтер не расстался и со своей прежней работой. Однако работа по совместительству не позволяла ему в полной мере заниматься новым театром. В 1935 г. Лойтер оставил свои прежние места работы и возглавил Одесский ГОСЕТ. [24] После ухода Лойтера, художественным руководителем колхозного театра стал Г.М. Лауфер (Ляуфер), получивший режиссерское образование в МЕТТ [25] и проработавший после этого небольшое время режиссером в том же одесском театре. [26]

     Театр базировался в столице Крыма - в Симферополе. Однако своего постоянного помещения, пригодного для спектаклей и репетиций, театр в городе не имел. Первая база находилась на улице Малобазарной, 1, [27], а с 1936 г. базой был клуб в бывшей синагоге крымчаков на улице Восточной, 12. [28], [29]

     Немало испытаний выпало на долю молодого коллектива в первые годы существования театра. Он испытывал большие организационные затруднения, главным образом, из-за текучести кадров. Решив попробовать свои силы в других театрах, коллектив покинули Крамер с супругой Маней Катербарской, Каганов с супругой Лизой Сукерник, Берта Шильман, Марк Эпштейн и др.

     Любопытна судьба одной из покинувших Крымский театр Берты Львовны Шильман (1908–1990). Во время Гражданской войны на глазах Берты погромщики зарубили ее родителей. Ее приютила еврейская семья местечка Монастырище Киевской губернии. Еще в юности Берта попробовала участвовать в народном театре, где ее быстро заметили и стали поручать большие роли в драматических и музыкальных спектаклях, которые ставил местный коллектив самодеятельных артистов. Потом Берта вышла замуж, родилась дочь. Страсть к искусству манила на сцену, хотелось учиться. И вот, принеся в жертву личное счастье, она уехала в Москву и поступила в еврейский театральный техникум. В течение трех лет (1930-1933 гг.) с огромной радостью и творческим удовлетворением она училась у С.М. Михоэлса, чем гордилась впоследствии всю жизнь. Из Крыма Шильман переехала в Биробиджан, где вместе со своим вторым мужем М.Е. Шейн, работала в местном ГОСЕТ. После закрытия театра в 1949 г., многие актеры оказались в ГУЛАГе, оставшиеся на свободе уехали искать счастье в другие города. Среди последних были Берта и ее муж. Спустя много лет, в 1971 г., чета актеров вернулась в Биробиджан из Сахалина. Берта Львовна возглавила Биробиджанский еврейский народный театр. Она успешно руководила им до конца 1980-х гг. [30], [31], [32]

     Кроме кадровой проблемы, тормозили развитие театра необеспеченность постоянным местом, отсутствие собственного автотранспорта и постоянные финансовые затруднения, когда по целым месяцам задерживалась зарплата. Театральный коллектив во главе с руководством упорно боролся со всеми препятствиями в своей работе. Театру достался непростой зритель, но коллектив в основном справлялся с трудностями. Нужно было - театр добирался к своим сельским зрителям на волах, не было транспорта - шли пешком, тащили на себе декорацию и бутафорию, жили в тяжелых условиях, играли, где только можно: в прокуренных клубах, амбарах, сараях, а то и в степи. [33]

     Особенно сильно мешала театру работать в первое время гигантомания и неумеренные амбиции. Коллективу, состоящему почти сплошь из молодежи, воодушевленной желанием работать, не считаясь ни с какими затруднениями, казались слишком узкими рамки передвижного театра, призванного обслуживать еврейские колхозы Крыма. Хотелось "мировых масштабов", хотелось зрителя с высоким культурным уровнем. Но непосредственно столкнувшись с колхозниками, коллектив сумел относительно быстро понять требования, которые колхозный зритель предъявляет к театру. На "мировых масштабах" был поставлен "крест". Театр стал пристально изучать интересы и вкусы колхозников. [34] Но при этом не обошлось без проблем. Постановщики порой значительно упрощали некоторые пьесы, исключая из них отдельные сцены, что разумеется снижало "силу" спектаклей. [35]

     К трехлетнему юбилею положение театра стало улучшаться. Костяк коллектива состоял из 23 актеров, получивших специальное театральное образование. Значительно уменьшилась текучесть кадров, поднялась эффективность театральной деятельности, увеличилось количество постановок и улучшилось их качество. За первые три года своего существования театр показал своему зрителю около десяти законченных спектаклей еврейских и русских драматургов, несколько программ малых форм и концертные номера. [36]

     Ежегодно во время проведения посевных и уборочных работ (с конца марта по конец сентября) театр обслуживал евреев-колхозников. Чтобы расширить охват сельского населения, практически при каждой поездке коллектив разбивался на несколько бригад, каждая из которых имела репертуар небольших постановок и концертов. В соответствии с указаниями властей в них поднимались колхозные и антирелигиозные темы. Идеологические работники утверждали, что "театр превратился в органическую часть еврейской колхозной жизни". В зимнее время театр гастролировал в крупных городах Крыма. Постановки театра пользовались большой популярностью у жителей Симферополя, Севастополя, Керчи и Феодосии. [37], [38]

     На протяжении всех лет работы перед театром остро стояли финансовые проблемы. Неимущие колхозники не могли погасить даже небольшую часть затрат. В первые годы театр финансировался из средств, выделяемых еврейским колхозам на культурно-просветительную сферу. Эти средства поступали из трех источников: госбюджет, Агро-Джойнт (Американская еврейская объединенная сельскохозяйственная корпорация), оказывавшая большую помощь в аграризации советских евреев, и Красный Крест, привлекаемый государством к колхозному строительству. Серьезную помощь театру оказывали также шефствующие над крымскими еврейскими колхозами местные отделения Общества землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). Московский ОЗЕТ, Горьковский краевой ОЗЕТ, Крымский ОЗЕТ и др. закупали спектакли театра по номинальной цене для своих подшефных колхозов. Этот вид шефства способствовал улучшению финансового положения театра. В конце 1930-х гг. театр финансировался из государственного бюджета и средств полученных от продажи театральных билетов. [39], [40] Как все существовавшие в стране колхозно-совхозные театры, Крымский еврейский колхозный театр находился на дотации.

     В 1935 г. Крымский еврейский колхозный театр дал 211 спектаклей, из них: 144 сельских, 39 городских, 28 утренников для детей [41], а 1936 г. - 210 спектаклей и концертов. [42] Это были рекордные годы в истории театра. В дальнейшем этот показатель падал, но росло качество спектаклей. В 1939 г. труппа сыграла для населения сел и городов 165 спектаклей. [43] Однако в отдельные периоды интенсивность работы театра была по-прежнему высокой. Так, в течение 20 дней мая 1939 г. в колхозах Фрайдорфского еврейского национального, Сакского и Ак-Шейхского районов было поставлено 18 спектаклей. Все они имели большой успех у зрителей. Кроме того, в еврейском колхозе "Политотделец" (ныне с. Митяево Сакского района) театр дал концерт для школьников. [44]

     В 1936 г. репертуар театра был значительно расширен. Были подготовлены: историческая пьеса Л.Б. Резника по мотивам И. Аксенфельда "Рекруты" (о еврейском местечке в эпоху императора Николая I); пьеса о чекистах "Перебежчики" Я.А. Бухбанда; бытовая колхозная комедия Н.А. Задонского "Ложный стыд"; пьеса "Семь баллов" Я.Л. Горева (о "перековке" заключенных, о беломорстроевцах). [45] Пьеса "Перебежчики" была запрещена в 1937 г. после ареста Бухбанда, начальника милиции Крыма и главы Крымского отделения Союза писателей СССР. [46] Особенно удачной из перечисленных была пьеса "Рекруты". В ней был показан быт еврейского местечка в "черте оседлости", голодная, невероятно тяжелая жизнь бедноты, всемогущая власть кагальной олигархии и "классовая борьба" в общине. Новую работу творческого коллектива приветствовала пресса. Она отмечала, что режиссеру Лауферу удалось глубоко раскрыть образы пьесы, передать зрителю волнения и переживания действующих в ней персонажей. Музыка спектакля была умело вплетена в ткань пьесы и составляла неотъемлемую часть всего спектакля. Актеры колхозного еврейского театра в "Рекрутах" выдержали проверку на творческую зрелость. Пьесу "Рекруты" театр планировал повезти на всесоюзную олимпиаду колхозных театров. Сезон 1936 г. для театра был отмечен интенсивной творческой работой. [47], [48]

     За счет появления новых форм, расширилась также общественная работа театра. Успех еврейских театров в стране вызвал настоящий бум еврейского самодеятельного искусства. В Крыму работало множество самодеятельных театральных коллективов, студий и кружков. В 1936 г. в помощь самодеятельному искусству театром были посланы в Лариндорфский еврейский национальный район Крыма два инструктора. Для подготовки колхозного драматического кружка к выступлению туда же на продолжительный срок выезжал опытный артист театра. Кроме инструктажа, колхозной самодеятельности оказывалась помощь методическими пособиями, гримом, репертуаром и т.д. В том же году вместе с симферопольским Домом искусств театр провел олимпиаду художественной самодеятельности в Лариндорфском районе. Во время хлебоуборочной кампании театр оформил культвагон с газетами, библиотекой и парикмахерской. Этот вагон обслуживал колхозников в обеденные перерывы на полях и фермах. Во время пребывания в колхозах театр устраивал диспуты о поставленных спектаклях и вечера колхозной самодеятельности. В результате просмотра колхозной самодеятельности выявлялись одаренные колхозники, которых направляли в Москву для получения специального образования в театральном техникуме. В 1936 г. в Москву выехали: колхозница Короть из колхоза "Зангин" (Ак-Шеихского района), комсомольцы Гальперин из колхоза им. Смидовича и Кунина из колхоза им. Свердлова Тельманского района, рабочий-комсомолец автотракторных мастерских Райзман. [49] Коллектив театра или его руководство периодически встречались с представителями еврейских колхозов для отчета о своей деятельности. Так, художественный руководитель театра Лауфер встречался с делегатами съезда еврейских переселенческих колхозов. Он познакомил делегатов с работой еврейского театра в 1936 г., с его задачами на 1937 г. и ответил на вопросы делегатов. [50]

     Для расширения работы со зрителями театр практиковал проведение концертов, посвященных различным праздничным датам и юбилеям классиков. В 1936 г. театр провел памятный вечер, посвященный 20-летию со дня смерти классика еврейской литературы Шолом-Алейхема. [51] 16 февраля 1937 г. в Симферополе, в клубе швейной фабрики им. Крупской, состоялся организованный еврейской библиотекой на еврейском языке вечер, посвященный 100-летней годовщине гибели А.С. Пушкина. В вечере принял участие и Крымский еврейский колхозный театр. Его артисты Хаит и Аслин исполнили романсы на слова Пушкина в переводе заведующего литературной частью Медриша. Артист З. Каплан живо и интересно рассказал на языке идиш сказку "О попе и работнике его Балде" в переводе Э.И. Фининберга. [52] К 20-летию Октябрьской революции театр подготовил специальное представление, посвященное "ленинско-сталинской национальной политике" и земельному обустройству еврейских трудящихся в Крыму. [53] К 5-летию своего существования театр подготовил выставку, в которой были отображены его постановки, а также работа театра с самодеятельными коллективами. [54] Театр успешно сотрудничал с крымским радио. Так, 15 мая 1935 г. был проведен Всекрымский радиомитинг с докладами о первой годовщине Еврейской автономной области и соответственной тематической художественной программой в исполнении Крымского еврейского колхозного театра. [55]

     Расцвет театра пришелся на 1937-1939 гг. В начале этого периода он получил статус государственного и стал называться "Крымский государственный еврейский колхозный театр" (КГЕКТ). Его новое положение увеличивало материальную поддержку властей и придавало ему стабильность. В это время в театре было занято 44 человека, из них 25 - профессиональные артисты. [56] В репертуаре театра появились новые спектакли классиков еврейской, русской и мировой литературы, исторические пьесы и произведения советских драматургов. Еврейская классика в репертуаре была представлена спектаклями по произведениям Шолом Алейхема "Сендер Бланк", "Стемпеню", "Тевье-молочник" и пьесами А. Гольдфадена "Суламифь" и "Цвей кунилэмлэх" (Два простака). Русскую классику представляли мелодрама А.Н. Островского "Без вины виноватые", пьеса по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина" и пьеса "Враги" М. Горького, а зарубежную - трагедия "Коварство и Любовь" Ф. Шиллера, драма Лопе де Веги "Овечий источник" и его классическая пьеса "Народ" (Фольк), антифашистская пьеса "Семья Оппенгейм" по роману Л. Фейхтвангера. Из произведений советской драматургии того периода в театре были поставлены героическая драма С.З. Галкина "Бар-Кохба", пьеса П.Д. Маркиша "Семья Овадис" о жизни трудящихся евреев в Биробиджане, комедия М.Я. Гершензона "Гершеле Острополер", пьеса А.Н. Арбузова о строительстве первой линии Московского метрополитена "Дальняя дорога", пьеса изгнанного из Германии Зискинда Лева "Герман Фридберг", пьеса о Гражданской войне М.Н. Даниеля "Зямка Копач", пьеса Самуила Персова "Пути-дороги", "Наша земля" Э.А. Фейгина, современная комедия "Доня" Л. Резника и популярный детектив "Огни Маяка" Л.П. Карасева. [57], [58], [59], [60], [61], [62], [63], [64], [65], [66], [67] За пять лет театр показал 26 пьес. [68]

      Один из упомянутых авторов пьес Эммануил Абрамович Фейгин родился в 1913 г. в крымском городе Джанкое в семье кузнеца. Трудиться начал с тринадцати лет: был слесарем, работая на строительстве, в совхозе. Затем - райком комсомола, редакция районной газеты. Свою первую книгу Фейгин написал, когда ему было девятнадцать лет. [69] Он был крепко связан с КГЕКТ. Его работе он посвятил ряд публикаций в крымской прессе. Много писал о театре крымский журналист Лазарь Абрамович Нун. [70]

     Как правило, постановки театра пользовались популярностью у зрителей. Один из них через много десятилетий вспоминал: "С каким восторгом и взрослые, и мы, дети, смотрели музыкальные спектакли Крымского колхозного еврейского театра с прекрасными профессиональными актерами! Посмотрев "Бар-Кохбу", мы еще долго заслушивались боевыми песнями из того спектакля в исполнении нашего сверстника Давидки Шандалова, у которого был хороший голос". [71]

     Кроме упомянутых художественных руководителей, в театре спектакли также ставили режиссеры И.Б. Каганов, Я.Б. Смоленский, Б.А. Гершман, А.М. Крамер, Л.С. Фатин, В.З. Масс и др. [72] Лойтер, Лауфер, Каганов и Смоленский были достаточно опытными режиссерами, у которых можно было научиться настоящему мастерству. Остальные постановщики были в основном начинающими, большинство из которых совмещало режиссерскую и актерскую деятельность. Театральным художником, автором декораций был Н.А. Барышев, а композитором - С.О. Липский. Параллельно они работали в других театрах Крыма. [73] Театром также использовались декорации и музыка других специалистов. Так, в спектакле "Бар-Кохба" использовалась замечательная музыка, написанная заслуженным деятелем искусств Л.М. Пульвером, работавшим в то время заведующим музыкальной частью и дирижером Московского ГОСЕТ. [74]

     Театр вырастил группу отличных актеров, в состав которой входили З.М. Каминский, Б.Н. Портная-Гохберг, С.И. Гохберг и Н.Я. Хаит.

     Первым номером в коллективе был Зиновий Моисеевич Каминский. Артист родился в 1912 г. Он был прирожденным актером, потомком знаменитой театральной еврейской династии. В самый молодой еврейский театр в стране Каминский перешел в 1933 г. из Белорусского еврейского театра. В театре была одна молодежь, и каждый был "рад работать днем и ночью". Было много одаренных актеров, и для всех была работа. Каминский играл ведущие роли в большинстве спектаклей театра. В каждой роли молодой артист искал "собственную интонацию, и от спектакля к спектаклю углублялось его мастерство". Благодарный зритель ценил талант Каминского, он был любимцем публики. [75]

     Бетя Портная родилась в Житомире в 1912 г. Когда ей еще не было и шести лет, умерла ее мать, а через два года белополяки расстреляли ее отца и старшего брата. Детство ее прошло в детском доме, где она сделала первые театральные шаги. После окончания еврейской семилетки Бетя работала на швейной фабрике и играла в самодеятельной труппе. В 1930 г. Портная стала студенткой МЕТТ. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем Симоном (Семеном) Гохбергом. В 1934 г. после сдачи выпускных экзаменов Портная и Гохберг были направлены в Крымский еврейский колхозный театр. [76] Надежда (Нехама) Яковлевна Хаит пришла в театр в 1935 г. также после окончания МЕТТ. Она выделялась своим талантом еще во время учебы. В молодом театре Портная, Гохберг и Хаит быстро стали лучшими его артистами. [77]

     Кроме перечисленных в состав труппы театра в разное время входили также артисты А.Р. Бейлинсон, Ф.Б. Брик, Верлинская, Я.И. Горелик, М.Е. Зелинская, Г.Н. Клейманс, В.М. Коган (Каган), А.А. Крель, Мейдит, М. Ратинская, И. Розман, Соркин, Ф. Фидельман, Р.Д. Цилькер, З.В. Ягода и др.

     За шесть лет своего существования театр прошел сложный путь и добился определенных успехов. Однако в СССР к этому времени произошли важные изменения. На смену политике "коренизации", выражавшейся в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей национальных меньшинств, создании национально-территориальных автономий, во внедрении языков национальных меньшинств в делопроизводство, в образование и культуру, пришла противоположная по своей направленности жесткая политика "борьбы с национализмом". В это же время в стране произошла первая вспышка государственного антисемитизма. Еврейские Фрайдорфский и Лариндорфский районы в Крыму потеряли статус национальных. В конце 1930-х гг. почти все еврейские школы и техникумы в стране были "переориентированы" на русский язык. Начался процесс ликвидации учреждений еврейской культуры, еврейских общественных организаций и периодических изданий. 1939 г. был для театра очень тревожным. Несмотря на солидную режиссуру, интересный репертуар и наличие талантливых актеров, все чаще доносились слухи о ликвидации театра "в связи с нерентабельностью". Это унижало и нервировало коллектив. Нестабильная обстановка, в условиях которой жил театр, привела к тому, что долгое время отсутствовал художественный руководитель. Отсутствие руководства отрицательно сказалось на качестве работы театра. [78]

     Одним из последних спектаклей КГЕКТ был "Арн Фридман" в постановке З. Ягоды по новой пьесе-агитке еврейского поэта Самуила Галкина. Ее тема жизнь крымского еврейского переселенческого колхоза "Найлебен" (Новая жизнь), созданного в начале 1930-х гг. Стержнем пьесы является борьба старого и нового. Позади остались годы лишений и мучительного освоения непокорной природы. Колхоз расцвел. Переменились люди. Но не все. Пережитки старого: индивидуализм, эгоизм, стяжательство еще ютятся в некоторых душах. Сын колхозника, бывшего учителя Арн Фридмана, Лева намерен оставить колхоз. Профессия тракториста ему перестает нравиться. Он рвется в город, в котором видит единственное место приложения своих сил, единственную возможность развернуть свои способности. Индивидуалист Лева не хочет считаться с тем, что колхоз не может отпустить его сейчас в город, что он крайне нужен колхозу. Его индивидуализм побеждается воздействием всего коллектива и силой новой колхозной жизни, "дающей неограниченный простор для выявления и развития творческих способностей человека". [79]

     Слухи о ликвидации КГЕКТ подтвердились, весной 1940 г. вышел приказ о его закрытии. По-разному сложилась судьба артистов Крымского театра, но большинство из них продолжило работать на сцене, в основном в еврейских театрах, пока еще продолжавших функционировать. Каминского в 1940 г. пригласил в Московский ГОСЕТ сам С.М. Михоэлс. [80] Гохберг и Портная переехали в Киев, где были приняты в труппу Киевского ГОСЕТ. [81] Клейманс стала актрисой театра Северного военно-морского флота. [82] Гершман, Меламед и Хаит перебрались в Биробиджан, где работали в местном ГОСЕТ. [83] Успешное продолжение карьеры в других театрах говорит о достаточно высоком профессиональном уровне Крымского театр, где воспитывались эти артисты.

     Театр просуществовал чуть более семи лет. Несмотря на то, что театр на протяжении всего времени существования вынужден был участвовать в обработке общества в духе коммунистической идеологии, он сыграл заметную роль в культурной жизни еврейского населения Крыма.

     Литература:

1. Пасик Я. Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г. // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/crimea_settlements.htm
2. Пасик Я. Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/fraydorf-larindorf.htm
3. Альтман М. Крымский еврейский колхозный театр // Трибуна. №9 (206) 15 мая 1936. С. 29.
4. Гамалов С. Симферополь // Жизнь искусства. 1927. №12. С. 16.
5. Гамалов С. Симферополь // Жизнь искусства. 1927. №28. С. 12.
6. Корик Илья Израилевич - актер, режиссер, драматург // Российская Еврейская энциклопедия.
7. Кронфельд Л. Еврейский театр в Крыму // Газета "Советское искусство". 12 мая 1938 г. №61 (467).
8. Альтман М. Крымский еврейский колхозный театр // Трибуна. №9 (206) 15 мая 1936. С. 30.
9. Лойтер Э. Театр в борьбе за урожай // Трибуна. 1931. №26-27.
10. По переселенческим фондам Крыма // Трибуна. І932. №20. С. 8.
11. Кронфельд Л. Еврейский театр в Крыму.
12. Вексельман М.И. Еврейские театры (на идиш) в Узбекистане, 1933-1947 гг: очерки истории. 2005. С. 67.
13. Флят Л. Подготовка актеров при МосГОСЕТЕ в 1929-1949 гг. // Электронный ресурс: http://berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=7&t=2014
14. Там же // Электронный ресурс: http://berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=7&t=2014&start=20
15. Альтман М. Крымский еврейский колхозный театр. С. 29.
16. Пасик Я. Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
17. Литература национальностей СССР. Изд. Критико-библиографического ин-та, 1932.
18. Столяров И. Еврейский колхозный // Красный Крым. №177 (4082). 2 августа 1934.
19. Афиша "Мой Враг". Крымский колхозный еврейский театр. Сезон 1934-35.
20. Столяров И. Еврейский колхозный.
21. Еврейский колхозный театр // Литература и искусство Крыма. 1936. №1. С. 148.
22. Кронфельд Л. Еврейский театр в Крыму.
23. Статистический справочник народного хозяйства и культуры Крымской АССР. Симферополь. 1936. С. 150-151.
24. Лоев М. Украденная муза. Киев. 2004. С. 42.
25. Альтман М. Крымский еврейский колхозный театр. С. 29.
26. Миндлин Ф. Лия Бугова и Одесский Госет // Альманах "Еврейская Старина". №4(99). 2018.
27. Крымская АССР. Еврейский колхозно-совхозный театр // Театральный справочник на 1936 год. Москва: Центр. театрально-произв. комбинат, 1936. С. 390.
28. Картотека "Z" Оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг": ценности культуры на оккупированных территориях России, Украины и Белоруссии 1941-1942. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. С. 305.
29. Рабинович Я.И. В поисках судьбы: еврейский народ в круговерти истории. Том 2. Международные отношения. 2001. С. 255.
30. Ася Тепловодская. Рождается ли истина в споре, или А же где мальчик? // Союз русскоязычных писателей Израиля (СРПИ). 4 июл. 2021 г..
31. Кудиш Е.И. Театральный Биробиджан: Историко-докум. очерк. Биробиджан, 1996. С.32-33.
32. Шильман Б.Л. Счастье актрисы // Биробиджанская звезда. 1978. 18 июня. С. 3.
33. Столяров И. Еврейский колхозный.
34. Там же.
35. Нун Л. Бар-Кохба // Красный Крым. 16 января 1939 г.
36. Альтман М. Крымский еврейский колхозный театр. С. 29.
37. Там же. С. 29-30.
38. Гольдберг А. Памяти патриарха еврейской литературы и еврейского театра Моисея Лоева // Еврейский Мир. Газета русскоязычной Америки. 19.01.2017.
39. Пащеня В.Н. Переселенческая политика в Крымской АССР в 1920-х – 1930-х гг.: опыт проведения, проблемы, пути решения // Культура народов Причерноморья. 2005. № 65. С. 89-90.
40. Альтман М. Крымский еврейский колхозный театр. С. 30.
41. Еврейский колхозный театр. С. 149.
42. Театральная хроника. Трибуна. №4 (225) 28 февраля 1937. С. 30.
43. Рабинович Я.И. В поисках судьбы: еврейский народ в круговерти истории. Том 2. Международные отношения. 2001. С. 256.
44. Потехин И. Гастроли еврейского колхозного театра // Красный Крым. 1939. 8 июня.
45. Альтман М. Крымский еврейский колхозный театр. С. 29.
46. Тумшис М.А., Золотарев В.А. Евреи в НКВД СССР 1936-1938 гг. Опыт биографического словаря. Самара, 2012. С. 1949-1943
47. Гинзбург В. Еврейский колхозный театр в Крыму! // Красный Крым. 1936. 24 января.
48. Еврейский колхозный театр. С. 149.
49. Там же. С. 148.
50. Брагли. Съезд стахановцев социалистических полей КрымАССР // Трибуна. №4 (225). 28 февраля. 1937 г. С. 18.
51. Еврейский колхозный театр. С. 149.
52. Орехова Л.А. Крым, 1936 год: подготовка к столетию со дня смерти А. С. Пушкина // Наследие А. С. Пушкина в современном мире. Мат-лы Международной научно-практической конференции. Псков: Псковский государственный университет, 2016. С. 73.
53. Театральная хроника. С. 30.
54. В еврейском колхозном театре // Красный Крым. 27 августа 1927 г.
55. Блюмберг Ш. Навстречу первой годовщине! // Трибуна. №6 (189). 15 июля 1935. С. 12.
56. Рабинович Я.И. В поисках судьбы ... С. 255.
57. Котлярова М. Зиновий Каминский // "Еврейское слово", №31 (353), 2007.
58. Фейгин Э. "Тевье-молочник": Крымский государственный колхозный еврейский театр // Красный Крым. 1939. 5 марта.
59. Колганова А.А. Судьба еврейского театра в России. XX век. Российская государственная библиотека по искусству Изд. ГПНТБ России, 2001. С. 44.
60. РГАЛИ. Ф. 2307. Оп. 2. Д. 537. Л. 1-6.
61. Альтман М. Крымский еврейский колхозный театр. С. 29.
62. Еврейский колхозный театр. С. 149.
63. Нун Л. "Пути-дороги": Крымский государственный колхозный театр // Красный Крым. 1939. 18 февраля.
64. Над чем работают крымские театры // Красный Крым. 1939. 1 марта.
65. В Крымском еврейском колхозном театре // Красный Крым. 9 сентября 1938 г.
66. "Семья Овадис" на сцене еврейского колхозного театра // Красный Крым. 2 февраля 1938 г.
67. Выступления Еврейского колхозного театра // Красный Крым. 26 сентября 1937 г.
68. Кронфельд Л. Еврейский театр в Крыму.
69. Между молотом и наковальней. Союз советских писателей СССР. Документы и комментарии. Том 1. М. РОССПЭН. 2011. С. 810.
70. Пупкова Н. Бессмертный журналистский батальон // Крымская правда. 7 мая 2017.
71. Громан Ш. "Бейт-Лейвик" в сентябре-октябре // "Новости недели", сентябрь 2005.
72. Котлярова М. Зиновий Каминский.
73. Еврейский колхозный театр. С. 148-149.
74. Нун Л. "Бар-Кохба". Крымский государственный еврейский колхозный театр // Красный Крым. 1939. 10 января.
75. Котлярова М. Зиновий Каминский.
76. Вексельман М.И. Еврейские театры (на идиш) в Узбекистане, 1933-1947 гг: очерки истории. Иерусалим. Филобиблон. 2005. С. 67.
77. Флят Л. Подготовка актеров при МосГОСЕТЕ в 1929-1949 гг. // Электронный ресурс: http://berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=7&t=2014
78. Фейгин Э. Сендер Бланк и его семейка. Крымский государственный колхозный еврейский театр // Красный Крым. 1939. 29 декабря.
79. Вуль Р. Арн Фридман // Красный Крым. 1940. 10 февраля.
80. Котлярова М. Зиновий Каминский.
81. Вексельман М.И. Еврейские театры (на идиш) в Узбекистане, 1933-1947 гг: очерки истории. С. 67.
82. Там же. С. 173.
83. Флят Л. Подготовка актеров при МосГОСЕТЕ в 1929-1949 гг. // Электронный ресурс: http://berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=7&t=2014

13-09-2018    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005