Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Колонии Херсонской губернии
 
·  
Колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских колоний
 
·  
Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
История отдельных колоний
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      

Новополтавские еврейские сельскохозяйственные учебные заведения

1. Школа

     В конце XIX - начале XX века еврейское земледелие успешно развивалось. В 39 еврейских земледельческих колониях Херсонской и Екатеринославских губерний проживало 27.6 тыс. человек. Они обрабатывали 60.5 тыс. десятин земли. [1] Возросшие объемы сельскохозяйственного производства в еврейских колониях требовали соблюдения высокой культуры хозяйствования, для чего были необходимы кадры грамотных земледельцев. В связи с этим возникла идея создания специализированной школы для их подготовки. Инициатором строительства школы был один из богатейших людей Российской империи, действительный статский советник, купец первой гильдии барон Гораций Осипович Гинцбург [2], проявлявший постоянную заботу о деле развития земледельческого труда среди евреев.

     Вопрос об учреждении еврейской сельскохозяйственной школы в Херсонской губернии был официально поставлен в 1897 г. На этом этапе ее создание планировалось в колонии Бобровый Кут. [3] Вопрос решался на самом высоком государственном уровне. Министерство земледелия и государственных имуществ, в ведении которого находились еврейские земледельческие колонии, поддержало инициативу и направило представление об учреждении еврейской сельскохозяйственной школы в Департамент государственной экономии Государственного совета Российской империи. Департамент свое "мнением положил":
     1. Учредить в Херсонском еврейском водворении еврейскую низшую сельскохозяйственную школу 2-го разряда.
     2. Расход по содержанию означенной школы, в размере 10 тыс. рублей ежегодно, относить на проценты с капитала мирских касс Херсонского водворения.
     4 июня 1899 г. император Николай II мнение Департамента государственной экономии "Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить". [4]
     Для исполнения принятого решения была создана специальная комиссия из председателя Херсонской уездной земской управы, как представителя херсонского губернатора, чиновника особых поручений при министре земледелия и государственных имуществ и др. Созданная комиссия избрала местом для названой школы участок земли размером 306 десятин в 80 верстах севернее г. Николаева, вблизи Новополтавки - одной их лучших и крупнейших еврейских земледельческих колоний страны. [5], [6], [7]

     В 1897 г. затраты на возведение построек школы и ее обзаведение всем необходимым для учебного процесса по смете исчислялись в 60 тыс. рублей. [8] Эта сумма была собрана еврейскими благотворителями. 25 тыс. рублей пожертвовали известные филантропы: капиталист-сахарозаводчик Л.И. Бродский, банкир И. Вавельсберг и глава финансовой династии Г.О. Гинцбург. 35 тыс. рублей пожертвовало Еврейское колонизационное общество (ЕКО), содействовавшее развитию земледелия среди евреев в России. [9], [10]

     Большую работу по созданию школы провел опытный агроном и ученый, уполномоченный по агрономической помощи ЕКО еврейским колониям Григорий Абрамович Любарский. До этого он работал губернским агрономом в Казани и был известен своими большим практическим опытом и научными трудами по сельскому хозяйству. [11] Кроме того, Г.А. Любарский был автором нескольких сионистских книг. Изданная в 1900 г. в Варшаве его книга "Палестина, ее настоящее и будущее" и в XXI веке является важным источником по истории сионизма. [12] В начале 1901 г. на совещании агрономов и других специалистов Херсонской губернии Г.А. Любарский представил план организации сельскохозяйственной школы и образцовой фермы при ней. План был одобрен, и принято решение просить соответствующий департамент министерства земледелия и государственных имуществ Российской империи об утверждении устава будущей школы. [13]

     2 сентября 1901 г. Российское правительство утвердило устав и штат Новополтавской сельскохозяйственной школы. [14] В 1901 г. устав был опубликован в Одессе. В нем сказано, что школа "имеет целью распространение среди населения еврейских колоний херсонского водворения, преимущественно путем практических занятий, основных познаний по сельскому хозяйству вообще и в частности по садоводству, огородничеству, виноградарству и шелководству, а также по ремеслам столярному, кузнечному и шорному, в применении к изготовлению новых и починке старых сельскохозяйственных орудий, машин, сбруи". [15]

Здание
Здание Новополтавской сельскохозяйственной школы. Фото 2009 г.

     Архитектурный проект школы выполнил херсонский губернский архитектор, статский советник Казимир Квинто. Строительство школы в пяти верстах южнее колонии началось весной 1901 г. и в основном завершилось осенью 1902 г. Квинто использовал в качестве прототипа свой проект построенного в Херсоне здания Талмуд-Торы - религиозного учебного заведения для мальчиков из малообеспеченных семей. Поэтому двухэтажное большое здание с элементами псевдороманского стиля имело необычный вид для сельской местности. [16], [17]

     Учебную программу школы разработал известный агроном Василий Алексеевич Бертенсон, чиновник особых поручений при министре земледелия и государственных имуществ. Он имел опыт в создании еврейских земледельческих учебных заведений. Под его наблюдением и при ближайшем участии устроено было первое земледельческое учебное заведение для евреев - земледельческая ферма одесского еврейского сиротского дома. [18]

     Попечительство над школой принял на себя Г.О. Гинцбург. Как попечитель он осуществлял надзор за школой и общим направлением ее деятельности. После смерти барона в 1909 г. попечителем школы был утвержден его сын Давид Горациевич Гинцбург. [19]

     Первым управляющим школой был назначен Г.А. Любарский. На него было возложено непосредственное заведывание как учебной, так хозяйственной частью школы. [20]

     В октябре 1902 г. прошел конкурс, в котором приняли участие 48 молодых людей из еврейских колоний не только Херсонской, но и Екатеринославской и Бессарабской губерний. Для первого класса было отобрано 24 ученика. [21]

     Торжественное открытие школы состоялось 5 ноября 1902 г. На открытии выступили: управляющий школой Г.А. Любарский, духовный равнин колонии Элиягу Ратнер, попечитель колоний Херсонской губернии И.Н. Штейн. Они говорили о значении сельскохозяйственного труда, о почете, которым пользуются в государстве земледельцы. Были получены поздравительные телеграммы от ЦК ЕКО, управляющего государственными имуществами Херсонской губернии С.Н. Сомова. Последний писал: "Желаю выпускать усердных пахарей, убежденных в пользе земледельческого труда, полюбивших его и хорошо подготовленных". [22], [23] По принятой в те годы в России классификации школа относилась к низшим сельскохозяйственным школам 2-го разряда, отличительной особенностью которых был прием на учебу лиц, получивших начальное образование в народных училищах. Низшие сельскохозяйственные школы стали создаваться в России после "высочайшего утверждения" 27 декабря 1883 г. положения о них. Школа являлась "низшей" только по отношению к средним и высшим сельскохозяйственным заведениям. В смысле же даваемого своим воспитанникам образования и развития низшая школа стояла гораздо выше начальных общеобразовательных школ и превышала ближайшие потребности крестьянского населения. Открывшаяся школа в этот период была единственной низшей сельскохозяйственной школой II разряда общей направленности в громадной Херсонской губернии. [24]

     Постройка школы обошлась в 90 тыс. рублей. [25] Деньги свыше пожертвованной евреями суммы "с Высочайшего соизволения" были выделены Министерством земледелия и государственных имуществ из капитала мирских касс, который формировался в основном за счет доходов от сдачи в аренду причисленных к еврейским колониям земель. Строительство школы продолжалось и после ее официального открытия. Последняя часть средств была выделена на окончание постройки 17 февраля 1903 г. [26]

     Управляющий школой с семьей жил в отдельном флигеле, а учителя в трехкомнатных квартирах на 2-м этаже здания. Там же размещались спальни для учеников. Просторные классы на первом этаже и бытовые помещения на втором имели водяное отопление. Условия жизни и учебы были хорошими. Школа была рассчитана на 60 учеников; принимались мальчики в возрасте 14 лет и старше. Прием учеников производится в начале октября. Кроме теоретической подготовки, учащиеся получали и практические навыки в животноводстве, виноградарстве, садоводстве и т.д. Школа готовила учащихся для самостоятельной практической деятельности в качестве сельских хозяев, инструкторов, учителей и т. п. В школе учащиеся не только получали специальное образование, но и завершали свое общее образование. Продолжительность учебы составляла три года, третий год предназначался исключительно для практической работы (1850 часов) в поле и на фермах. Обучение в школе для детей евреев-колонистов херсонской губернии было бесплатным. Остальные учащиеся должны были платить за полное содержание 75 рублей в год. Кроме обучения, учащиеся обеспечивались бесплатным общежитием и питанием. [27] Первый выпуск Новополтавской еврейской сельскохозяйственной школы состоялся в 1905 г.

     Вторым управляющим школой был ученый агроном Зорих Нисонович (Захар Николаевич) Брунин. В 1897 г. он окончил Ново-Александровский сельскохозяйственный институт в Люблинской губернии, затем работал по специальности в Тамбовском земстве. [28]

     В 1909 г. на работу в школу был приглашен Самуил Ефимович (Шмуэль-Аба Хаимович) Любарский (1878-1938), окончивший в 1907 г. курс агрономического отделения Киевского политехнического института со званием ученого агронома. В 1908-1909 гг. Любарский работал в Киевском губернском земстве. В 1910 г. он стал преподавателем и помощником управляющего Новополтавской школы, а 16 ноября 1911 г., после перехода Брунина на другую работу, по рекомендации ЕКО был назначен на должность управляющего. Любарский возглавлял школу до 1919 г., одновременно исполняя обязанности уполномоченного ЕКО по агрономическому обслуживанию еврейских земледельческих колоний Херсонской губернии. Работа в школе и в ЕКО отвечала мировоззрению С. Любарского, который не был религиозен и относился с недоверием к сионизму. Этот выдающийся агроном и организатор сельского хозяйства, считал, что в "продуктивизации", то есть переходе к производительному, продуктивному труду кроется секрет оздоровления и счастливого будущего еврейского народа. [29]

     Преподавание на еврейском и русском языках и воспитание учеников осуществляли 2-3 специалиста с высшим образованием. В разные годы преподавателями в школе работали кандидат естественных наук Лазарь Аронович Штейнберг, окончившие Виленский учительский институт Меер Мовшович Годлевский и Лазарь Нахманович Сандлер, ученые агрономы Иосиф Абрамович Фрейман и Зусь Гершкович Симкин, получивший степень доктора экономических наук в Цюрихском университете Шойл Гершкович Брон и др. [30], [31], [32], [33]

     Уровень профессиональной подготовки управляющих и преподавателей школы был очень высокий. Все они имели высшее агрономическое, педагогическое или другое образование, а также стаж работы по специальности. Кроме этого, большинство из них, прежде всего агрономы, занимались научно-исследовательской работой. Они были авторами учебных пособий, методических рекомендаций и указаний, научных статей и докладов.

     Некоторые управляющие и преподаватели после революции 1917 г. достигли больших высот в карьере, однако их судьба в страшное сталинское время сложилась трагически. Ярким примером является биография Саула Григорьевича (Шойл Гершкович) Брона. Он родился 25 января 1887 г. в Одессе. Окончил Одесскую гимназию и начал свое высшее образование в Киевском коммерческом институте (ныне Киевский национальный экономический университет). В 1905-1907 гг. Брон продолжил образование в Европе, где изучал торговлю зерном. По возвращении в Украину он участвовал в развитии еврейских сельскохозяйственных колоний в Херсонской губернии и преподавал в Новополтавской сельскохозяйственной школе. В 1919 г. стал членом ВКП(б). В разные периоды своей карьеры он был министром внешней торговли Украины, председателем торговой палаты СССР, заместителем комиссара внешней торговли СССР, работал на других руководящих должностях в различных министерствах и ведомствах. Проживал в Москве. 25 октября 1937 г. был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации. Приговорен и расстрелян 21 апреля 1938 г. Реабилитирован в апреле 1956 г. [34]

     В предвоенном 1913 г. подали прошений о приеме в Новополтавскую сельскохозяйственную школу 80 человек, из них было принято 23. Конкурс составил 3.48 человек на место, тогда как в 1902 г. было 2 человека на место. Это говорило о росте популярности школы среди евреев-земледельцев. На 1 января 1914 г. в школе состояло 69 учеников. Все они были иудейского вероисповедания. Из них 50 человек было евреев-земледельцев и 19 - прочих сословий. Учащиеся делились следующим образом. По предварительной подготовке: 2 человека окончили курс выше двухклассных сельских училищ; 44 - курс одноклассных сельских училищ, 23 - с более низким цензом. По возрасту: в возрасте до 15 лет - 23: в возрасте 15-16 лет - 33; в возрасте 17-18 лет - 13. По роду занятий родителей: дети земледельцев - 51; дети служащих по сельскохозяйственной части - 4; прочих - 14. За 12 лет со времени основания в школу поступило 277 человек (в среднем 23.1 человека в год). В 1913 г. окончило курс 16 человек, что составляет около 70% к среднему количеству человек, поступивших в школу. Это довольно высокий коэффициент для сельскохозяйственных школ того времени. Из числа окончивших курс: занимались в своих хозяйствах - 27%; служили по сельскохозяйственной части - 9%; служили по учебной части - 9%; занимались другими профессиями - 28%; обучались в других учебных заведениях - 13%; отбывали воинскую повинность - 7%; умерли - 2%; сведений нет - 5%. [35] Доля вернувшихся после окончания школы в свои хозяйства была примерно одинакова для выпускников евреев и христиан. Она была относительно невелика, что объяснялось, во-первых, тем, что выпускники не могли в достаточной степени использовать полученные знания на незначительных площадях земельных участков своих родителей, и, во-вторых, тем, что крестьянские мальчики, прожив три года в школе, привыкли к лучшим условиям жизни, чем они могли найти в своих колониях или деревнях. Малая доля выпускников Новополтавской школы, служивших "по сельскохозяйственной части" была большой проблемой школы. Однако действующие в то время в России антиеврейские законы не позволяли изменить ситуацию. Проблема заключалась в трудностях трудоустройства евреев в сельскохозяйственных имениях и учреждениях. Если христиане, окончившие низшие сельскохозяйственные школы, могли поступить на службу в помещичьи хозяйства в качестве приказчиков, надсмотрщиков и "нарядчиков", то выпускники-евреи были ограничены действием "Временных правил" 3 мая 1882 г. Так называлось "Высочайше утвержденное" положение Комитета министров "О порядке приведения в действие правил о евреях", которое позволяло российским властям осуществить их давнее стремление освободить села и деревни от евреев. "Временными правилами" запрещалось евреям: "вновь селиться вне городов и местечек, с допущением в сем отношении исключения только относительно существующих ныне еврейских колоний, занимающихся земледелием"; покупать и арендовать земли; управлять имениями в сельской местности. [36], [37] Однако полученное хорошее общее образование позволяло выпускникам Новополтавской школы "заниматься другими профессиями".

     На надобности Новополтавской сельскохозяйственной школы в 1913 г. из различных источников поступило 21,897 рублей. Новополтавская школа была единственной из мужских низших сельскохозяйственных школ II разряда с профилем "по сельскому хозяйству вообще", на содержание которой средства из казны не выделялись. 10 тыс. рублей поступало из земских сборов, от сословных и общественных учреждений (в основном от херсонских еврейских земледельческих колоний [38]) и 11,897 - из прочих источников, в том числе средства, ассигнуемые частными лицами. Все расходы делились на: жалование служащих - 7,208 рубля; прочие учебные расходы - 1,104; содержание учащихся - 6,654; прочие расходы по хозяйственной части - 6,931. Расходы на содержание одного ученика были очень велики и равнялись 317 рублям (средняя месячная зарплата в России 1913 г. составляла 37,5 рубля [39]). По этому показателю Новополтавская школа находилась на четвертом месте из 11 аналогичных школ. Расходы на ведение фермерского хозяйства составляли 35,131 рублей [40] и покрывались доходами от результата его деятельности.

     Кроме теоретической подготовки, учащиеся школы получали и практические навыки в сельском хозяйстве. Практические занятия велись на землях выделенных правительством, на созданных молочной ферме (26 коров), конюшне (28 лошадей) и в трех мастерских. Самая большая часть земли была отведена под пашню, где выращивались зерновые и технические культуры. 44 десятины были отведены под пастбище, 3 десятины - под сад, 2 десятины - под виноградник. Имелись также огород и пасека. Все хозяйство школы велось на базе передовых для того времени технологий. [41], [42] Оно находилось в постоянном развитии. В 1906-08 гг. на молочной ферме было уже 34 коровы красной степной породы, считавшейся одной из лучших в Херсонской губернии. [43]

     Возле школы возник поселок, в котором жили учащиеся, педагогический и обслуживающий персонал школы. В поселке, называвшемся Новополтавская сельскохозяйственная школа Полтавской волости, в 1912 г. числилось 7 хозяйств со 123 жителями обоего пола [44], а в 1916 г. - 11 хозяйств со 139 душами наличного населения (95 мужского и 44 женского пола) [45].

     Управляющий и учителя школы, кроме выполнения своих основных обязанностей, оказывали большую практическую помощь жителям еврейских земледельческих колоний. Они часто выезжали в колонии и помогали в организации образцовых полей, снабжении колоний сельскохозяйственным инвентарем и оборудованием, внедрении новых сельскохозяйственных культур, закладке садов и виноградников и т.д. При школе действовали "производителе-прокатная станция из 15 быков и склад сельскохозяйственных орудий. Школа снабжала соседних колонистов триером (механизмом для очистки зерна) и рядовыми сеялками". При школе также были устроены курсы для ознакомления учителей начальных школ (училищ) еврейских колоний с основами сведениями по сельскому хозяйству. [46], [47] Учителя тесно соприкасались с жителями колоний, а потому оказывали серьезную помощь в деле распространения сельскохозяйственных знаний среди еврейских колонистов. Новополтавская сельскохозяйственная школа имела репутацию передового учебного заведения. Многие еврейские общественные организации направляли своих представителей для изучения опыта уникальной агрономической школы. Так, общество для распространения просвещения между евреями в России командировало учителей еврейских школ в Новополтавскую сельскохозяйственную школу "для ознакомления с постановкой обучения природоведению" [48]

     Школа оказала положительное влияние на поднятие общего культурного и хозяйственного уровня евреев-земледельцев. Она стала центром культурного воздействия на колонии. Главным достижением школы было то, что сравнительно восприимчивые к нововведениям евреи-земледельцы заимствовали у школы приемы обработки земли, улучшенные семена, племенной скот, сельскохозяйственные орудия и машины. Постепенно устаревшая система хозяйствования евреев-земледельцев, которая велась в самых элементарных, почти хищнических формах, уступала свое место прогрессивной системе, основанной на равномерном развитии различных отраслей хозяйства и на рациональной эксплуатации природных богатств почвы.

     Новые надежды для евреев-земледельцев, также как для всех евреев России, блеснули в связи со свержением самодержавия в феврале 1917 г. Февральская революция уравняла евреев в правах с прочими гражданами. Для обсуждения программы развития еврейского земледелия в новых условиях 22 августа 1917 г. в Новополтавской сельскохозяйственной школе состоялся съезд представителей еврейских земледельческих колоний Херсонской и Екатеринославской губерний. Выбор места для проведения съезда был неслучайным. Школа обладала высококвалифицированными авторитетными специалистами сельского хозяйства и необходимыми для этого помещениями. На повестке съезда стояли следующие вопросы: земельный, организации волостных и сельских учреждений в колониях, представительства еврейских колоний в центральных крестьянских органах, организации агрономической помощи в колониях и т.д. Съезд обсудил доклады и принял следующие решения: просить Учредительное собрание предоставить больше земли евреям для занятия сельским хозяйством, требовать от властей адекватного представительства евреев-земледельцев в комиссиях по землеустройству и предоставления колониям права на самоуправление. [49], [50]

     Однако надеждам не суждено было сбыться. Разразившаяся после Октябрьской революции Гражданская война стала страшной трагедией для евреев России. Кровавые погромы прокатились по Украине. Многократным нападениям бандитов подверглась Новополтавская сельскохозяйственная школа. В результате одного из них, произошедшего 28 декабря 1918 г., были ранены управляющий С.Е. Любарский и его жена Зинаида Иосифовна Богуславская, которая от полученной раны скончалась. [51], [52] Нападения продолжились и в 1919 г. Из-за невозможности продолжать учебу в условиях Гражданской войны школу пришлось закрыть. Однако крупное хозяйство при школе, несмотря на большие потери, продолжало работать. Этим воспользовались молодые сионисты, планировавшие отъезд в Палестину. На своем пути они останавливались в работавшем хозяйстве, чтобы перед отъездом получить некоторый опыт в сельском хозяйстве. [53]

     Управляющему Любарскому пришлось покинуть школу и поселиться в Николаеве, где он устроился агрономом губернского земотдела. Затем по приглашению американской еврейской благотворительной организации Джойнт он переехал в Харьков, тогдашнюю столицу Украины. На базе Харьковской конторы Джойнта Любарский создал агрономический отдел, по совместительству работая и в Наркомземе УССР. В 1926 г. он стал заместителем директора Агро-Джойнта, дочерней компании Джойнта. Любарский весь отдался работе по еврейскому землеустройству. В каждом районе колонизации был назначен ответственный агроном. Эти агрономы в большинство своем были учениками Любарского, выпускниками Новополтавской сельскохозяйственной школы. В своей деятельности Любарский и его подчиненные стремились применять наиболее передовые методы: вводили общественный севооборот, внедряли садоводство и виноградарство, устраивали орошение и строительство сверхглубоких колодцев, занимались электрификацией поселков, содействовали строительству заводов по переработке сельскохозяйственной продукции и др. Однако взаимоотношения Агро-Джойнта с советским режимом стали быстро осложняться. В 1938 г. Агро-Джойнт был вынужден прекратить свою работу в СССР. При этом многие его ответственные работники подверглись репрессиям, в том числе С.Е. Любарский. Его арестовали 27.03.1938, а 01.09.1938 Любарского приговорили к расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение. [54]

2. Техникум

     После окончания Гражданской войны и голода, охватившего Южную Украину, в 1923 г. советские власти создали на землях принадлежащих Новополтавской сельскохозяйственной школе совхоз. Тогда же на средства Еврейского общества ремесленного труда (ОРТ) были восстановлены здания и сооружения школы, которой во время Гражданской войны был нанесен серьезный урон. В это же время шло восстановление старых колоний и строительство десятков новых еврейских сельскохозяйственных поселений. В еврейском сельском хозяйстве быстро росла потребность в грамотных кадрах. Поэтому в 1924 г. при совхозе был создан Новополтавский еврейский сельскохозяйственный техникум, первое учебного заведения такого профиля в среде национальных меньшинств Украины. Начав работу практически без учебников, учебных пособий, сельскохозяйственных орудий и пр., техникум постепенно приобрел оборудование, отремонтировал сельскохозяйственные постройки, завел 7 коров и 36 лошадей, приобрел в библиотеку 239 томов книг, оборудовал химическую, биологическую, зоологическую и микробиологическую лаборатории, построил два дома для педагогов и общежитие. В образцовом хозяйстве на 500 десятинах выращивались высокопродуктивные сорта пшеницы, других зерновых и технических культур. Большое внимание уделялось виноградарству, для чего в 1926 г. было закуплено 2 тыс. филлоксеростойких саженцев. На молочно-товарной ферме содержалось стадо племенного скота (30 коров и 40 голов молодняка), действовал племенной питомник английских свиней, принадлежавший Агро-Джойнту. Техникум превратился в 1920-е гг. в центр подготовки агрономов и зоотехников в основном для еврейских коллективных хозяйств Николаевского и Херсонского округов. [54], [56], [57] Летом 1928 г. при техникуме открылись шестинедельные курсы по переподготовке еврейских сельских учителей. [58] Также как до революции, учителя уже советских общеобразовательных школ способствовали распространению передовых сельскохозяйственных знаний среди евреев-земледельцев. В 1926-27 учебном году в техникуме обучалось 90 студентов, а в следующем - 133. В конце 1920-х гг. была расширена его учебная и хозяйственная база. [59] В 1929/30 учебном году при техникуме был создан дневной рабочий факультет (рабфак), подготавливающий рабочих и крестьян для поступления в учебное заведение. [60]

     После четырех с половиной лет учебы Новополтавский техникум выпустил первую группу еврейских агрономов в составе 21 человека, из них 4 женщины. Агрономы, окончившие техникум, имели практически подготовку высшего учебного заведения. Часть из них была сразу привлечена к работе на еврейских фондах (землях, отведенных государством еврейским переселенцам). Калининдорфский район пригласил 4 агрономов, одного зоотехника, одного коллективизатора и двух кооператоров. Два агронома были приглашены на Ленинский фонд Херсонского округа. Один агроном начал работать в старой еврейской колонии Нагартав. [61]

     Любопытна судьба студента техникума Абрама Наумовича Славина. Он родился в 1894 г. в еврейской земледельческой колонии Ефингар Херсонского уезда Херсонской губернии в семье крестьянина-бедняка. Начав свою трудовую жизнь с 13 лет, он вплоть до 1917 г. батрачил в соседних деревнях. В 1917 г. Славин поступил на судостроительный завод в г. Николаеве, затем в рядах Красной Армии сражался на фронтах Гражданской войны. По возвращении с фронта в родную колонию он был избран председателем первого крестьянского сельскохозяйственного кредитного товарищества, а позже заведовал полеводством Новополтавского техникума. Свою работу он сочетал с упорной учебой в этом техникуме и в 1929 г. закончил его. В 1932 г. переезжает вместе с группой работников Новополтавского техникума в Крым для работы в Чеботарском еврейском сельскохозяйственном техникуме. Затем Славин перешел в Сакскую машино-тракторную станцию (МТС) и работал здесь участковым агрономом, старшим агрономом, исполняющим обязанности директора этой МТС, а позже - Чапаевской МТС. В годы войны он работал в Дагестане старшим агрономом Серго-Калинской МТС. После освобождения Крыма вернулся в Сакский район и возглавил работы по восстановлению Чапаевской МТС. Руководимая им МТС с успешно выполняла поставленные перед ней задачи. [62]

3. Институт

     Несмотря на положительные результаты деятельности, техникум уже не мог удовлетворить возросшим потребностям еврейского сельского хозяйства в кадрах высокой квалификации. В связи с этим техникум в мае 1930 г. был преобразован в Новополтавский еврейский сельскохозяйственный институт им. Сталина Наркомата просвещения УССР с агрономическим и зооветеринарным факультетами и рабфаком. Это был единственный в стране институт национальных меньшинств непедагогической направленности. Институт готовил высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства для крупных зерновых и мясо-молочных хозяйств в Украине, Крыму и Биробиджане. [63]

     10 февраля 1931 г. еврейский сельскохозяйственный институт выпустил первый отряд агрономов - 27 человек. Первый выпуск института, по мнению советской печати, был событием "большой политической и культурной значимости. В нем как в фокусе, отражается все то, что в стране Советов делается для скорейшей ликвидации царского наследия и установления действительного экономического и культурного равенства между отсталыми и вперед ушедшими национальностями. Нигде в мире, кроме СССР, нельзя найти еще одно такое культурное учреждение, как Еврейский агрономический институт им. т. Сталина. Этот институт - детище, осуществленной ленинской национальной политики". Институт за год совершил большой скачок по отношению к техникуму. Если в феврале 1930 г. в техникуме и на рабфаке обучалось 125 человек, то в институте в январе 1931 г. их число увеличилось вдвое. За это время значительно изменился и социальный состав учащихся. Рабочие и батраки составили 61%, а вместе с колхозниками - 82%. Выросло и партийно-комсомольское ядро. В то время как на первое января 1930 г. в техникуме и рабфаке было всего 9 кандидатов и членов коммунистической партии и 65 комсомольцев, то в феврале 1931 г. их число возросло соответственно до 52 и 138. За год педагогический состав вырос с 9 до 23-х человек. Библиотека увеличилась на 6 тыс. книг (вместо 5 стало 11 тыс.), число лабораторий увеличилось с 6 до 9. В 1930 г. институт построил общежитие для студентов. Планировалось в ближайшие годы ежегодно выпускать 60 "красных агрономов-организаторов социалистического хозяйства". [64]

     Администрация института и его общественные организации отдавали много сил и энергии расширению института. Несмотря на то, что учебное заведение располагалось в глубокой провинции, институту удалось привлечь некоторое количество квалифицированных преподавателей, получивших образование в лучших сельскохозяйственных вузах страны, в том числе и в Тимирязевской академии. Так, 1930-1931 гг. заведующий опытным хозяйством был Ф.Э. Реймерс, впоследствии член-корреспондент Академии Наук СССР. [65]

     Большое внимание уделялось подбору абитуриентов для поступления в Новополтавский техникум, а затем институт. В первую очередь принимались коммунисты и комсомольцы по рекомендации своих организаций. Типичным студентом был Михаил Рабинович. Он родился в 1907 г. в м. Петроверовке Одесской области. В 1918 г. лишился своих родителей. В 14 лет начал работать по найму на мельницах и в сельском хозяйстве. По рекомендации Одесского губернского комитета комсомола в 1925 г. был направлен в Новополтавский сельскохозяйственный техникум. Получил диплом о высшем образовании уже в Новополтавском институте. Работал агрономом в Крыму, где в те годы было создано большое количество еврейских колхозов. Затем преподавал в Одесском сельскохозяйственном институте, защитил диссертацию, стал доцентом. Долгое время работал заместителем директора по научно-учебной работе Молотовского (Пермского) сельскохозяйственного института. [66]

     Важным поставщиком абитуриентов являлись сельскохозяйственные школы и техникумы. Так, в 1930 г. из 26 выпускников Львовской сельскохозяйственной школы Калининдорфского еврейского района, 10 выпускников были направлены в Новополтавский институт. [67]

     Несмотря на определенные достижения положение института было тяжелым. Не хватало помещений для жилья и учебы. Занятия проводились в две смены. Отсутствие жилья для преподавателей не позволяло прикрепить к институту необходимые научные и лекторские силы. Значительная часть педагогов наезжала в институт, проводила наспех свой цикл и уезжала. Не хватало помещений для рабочих, для обслуживающего персонала, для общественных организаций, для столовой, для почты и т. д. Не было также нужного числа лабораторий и хозяйственных помещений. [68] Преодолеть указанные недостатки, связанные с отдаленностью больших городов не удалось, поэтому в 1934 г. институт и студентов перевели в Одессу, где они влились в состав Одесского сельскохозяйственного института. [69]

4. Учебные заведения после 1934 г.

     На базе бывшего института была создана Новополтавская средняя зоотехническая школа коневодства, подчиненная Одесскому областному земельному управлению. [70] До 22 сентября 1937 г. территория школы входила в состав Одесской области. После ее разделения, школа вошла в состав Николаевской области. В марте 1937 г. школа была передана в подчинение Народного комиссариата земледелия УССР и и принята на содержание республиканского бюджета. [71] Начиная с середины 1930-х гг. правящий в стране режим стал переходить от политики коренизации к политике ассимиляции национальных меньшинств. Слово "еврейский" из названия школы исчезло, преподавание на еврейском языке полностью прекратилось.

     22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на Советский Союз. 14 августа 1941 г. Новополтавка, школа и поселок при ней были захвачены врагом, а менее чем через месяц, 10 сентября, нацисты и их прислужники приступили к ликвидации их еврейского населения. В этот день закончилась столетняя история еврейской земледельческой колонии Новополтавка. [72]

     9 марта 1944 г. Новополтавка была освобождена войскам 3-го Украинского фронта. В этом же году Новополтавская школа была преобразована в зоотехнический ветеринарный техникум. Поселок при нем был переименован в село Андреевка Привольнянского (затем Баштанского) района Николаевской области. [73] В 1972 г. техникум был преобразован в сельскохозяйственное профессионально-техническое училище. Сохранившийся учебный корпус Новополтавской еврейской сельскохозяйственной школы внесен в Свод памятников архитектуры и истории Украины. [74]

Литература:
1. Земледелие среди евреев в России // Еврейская энциклопедия. Том 7. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 757.
2. Будущность, 1902 г., № 46. С. 913.
3. Еврейское сельскохозяйственное училище // Земледельческая газета. 1897. №52. С. 1060.
4. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание третье. Том 19. 1899. Отделение I. Санктпетербург. 1902. С. 637.
5. Русская школа. 1900. №2, февраль, отд. 1. С. 99
6. Профессиональное образование // Еврейская энциклопедия. Том 13. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 676.
7. Пасик Я. История еврейской земледельческой колонии Новополтавка // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/novopoltavka.htm
8. Еврейское сельскохозяйственное училище.
9. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935) // Запорожские еврейские чтения. Вып. 1. Запорожье. 1998. С. 102-103.
10. Еврейское колонизационное общество // КЕЭ, том: 2. Кол.: 439–441.
11. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 104.
12. Российский сионизм: история и культура. Ред. О. В. Будницкий, Р. М. Капланов, А. Е. Локшин, В. В. Мочалова. М.: Дом еврейской книги, 2002. C. 202.
13. Щукин В.В., Павлюк А.Н. Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии (XIX-начало XX вв). Очерки истории. Николаев. Издатель П.Н. Шамрай. 2016. С. 307-308.
14. Алфавитный указатель к собранию узаконений и распоряжений правительства издаваемое при Правительствующем сенате за второе полугодие 1901 года. С.-Петербург. Сенатская типография, 1902. С. 58.
15. Устав Ново-Полтавской еврейской низшей сельскохозяйственной школы II разряда. Одесса. 1901. 19 с.
16. Памятная книжка Херсонской губернии на 1901 год. Херсон. 1901. С. 2.
17. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935).С. 103.
18. Бертенсон, Василий Алексеевич // Еврейская энциклопедия. Том 4. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 330.
19. Гинцбург Давид Горациевич // Еврейская энциклопедия. Том 6. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. Стлб. 532.
20. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 104.
21. Там же. С. 103.
22. Там же.
23. Гриневич Е.Б. Херсонская губерния на страницах еврейской периодической печати (конец XIX - нач. XX вв). Історичні мідраші Північного Причорномор'я. Випуск ІІ. С. 118-119.
24. Гончар М.В. Розвиток нижчої професійної освіти на Півдні України у ІІ половині ХІХ - початку ХХ століття С. 109 // Дисертація на здобуття звання кандидата педагогічних наук. Херсон 2015. С. 109.
25. Будущность. С. 913.
26. Обзор деятельности Министерства земледелия и государственных имуществ за девятый год его существования (30 марта 1902-30 марта 1903 года). С.-Петербург. 1903 C. 233.
27. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 103.
28. Z. Brunin (Zakhar Nikolayevitsh) // Электронный ресурс: http://yleksikon.blogspot.ca/2015/04/z-brunin-zakhar-nikolayevitsh.html
29. Бейзер М. Самуил Ефимович Любарский. Портрет замдиректора "Агро-Джойнта" // Электронный ресурс: pluto.huji.ac.il/~beizer/files/Lubarsky-JDC.pdf
30. Памятная книжка Херсонской губернии на 1911 год. Типография Херсонского губернского правления. 1911. С. 60.
31. Памятная книжка Херсонской губернии на 1912 год. Херсон. Типография Херсонского губернского правления. 1912. С. 52
32. Памятная книжка Херсонской губернии на 1913 год. Херсон. Типография Херсонского губернского правления. 1913. С. 118.
33. Памятная книжка Херсонской губернии на 1914 год. Херсон. Типография Херсонского губернского правления. 1914. С. 117.
34. Саул Григорьевич Брон // Электронный ресурс: https://nekropole.info/ru/Saul-Bron
35. Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту Земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Выпуск 3. Петроград. 1914. С. 90-91.
36. ПСЗ. Собрание третье. Том 2. 1882. Санкт-Петербург. 1886. С. 181.
37. Временные правила 3 мая 1882 года // Еврейская энциклопедия. Том 5. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. Стлб. 815—822.
38. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 103.
39. Дореволюционные жалования и их эквиваленты в советских и современных деньгах // Электронный ресурс: http://www.opoccuu.com/zhal.htm
40. Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту Земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Выпуск 3. Петроград. 1914. С. 32-33.
41. Гриневич Е. Деятельность еврейских учебных заведений Николаевщины в 20-30-е годы ХХ столетия // Матеріали конференції 6-28 серпня 2003. Київ // Электронный ресурс: http: //judaica.kiev.ua/old/Conference/Conf2003/50.htm
42. Профессиональное образование // Еврейская энциклопедия. Том 13. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 676.
43. Класен Х.И. Красный степной скот. Колос. 1966. С. 34.
44. Список населенных мест Херсонского уезда на 1912 год. Херсон. 1912. С. 87.
45. Список населенных мест Херсонской губернии. (По данным Всерос. сел.-хоз. переписи 1916 г.). Александрия: Херсонская губ. земск. управа (Тип. Ф.Х. Райхельсона). C. 120.
46. Новополтавская еврейская сельскохозяйственная школа // Электронный ресурс: http: http://history.mk.ua/novopoltavskaya-evrejskaya-sel-skohoz.htm
47. Профессиональное образование // Еврейская энциклопедия. Том 13. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 676.
48. Кнорринг В.В. Издательская деятельность Общества для распространения просвещения между евреями в России: диссертация ... кандидата исторических наук: 05.25.03. Санкт-Петербург, 2005. С. 82.
49. Областной съезд представителей еврейских земледельческих колоний // Земледельческая газета. №30-31. 1917. С. 598.
50. American Jewish Year Book 5679. American Jewish Committee, 1918. P. 274.
51. Налет на сельскохозяйственную ферму в Ново-Полтавке // Трудовая газета. Николаев, 1919, 1 января
52. Samuil Lubarsky, Agro-Joint, Deputy Director // Электронный ресурс: http://memorial.jdc.org.il/index.php?op=show&id=11&add=1
53. The Memories of my father Chaim Schultz (1896–1987) // Электронный ресурс: http://www.effieschultz.com/files/pdf/ChaimSchultz.pdf44
54. Бейзер М. Самуил Ефимович Любарский. Портрет замдиректора "Агро-Джойнта" // Электронный ресурс: pluto.huji.ac.il/~beizer/files/Lubarsky-JDC.pdf
55. Шайкин И.М. Андреевка // Российская еврейская энциклопедия.
56. Михайловський Т.О. Діяльність єврейського об’єднаного розподільчого комітету "Джойнт" на Миколаївщині у 20-х рр. ХХ ст. // Наукові праці: історичні науки / ЧДУ імені Петра Могили. Вип. 108. Т. 121. Історія. Миколаїв: Вид-во ЧДУ імені Петра Могили, 2010. С. 124.
57. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm
58. Курсы для еврейских сельских учителей // Трибуна. №9 (18). 1 июня 1928 . С. 25.
59. Информация секретаря ячейки КП/б/У Новополтавского сельскохозяйственного техникума // Сборник документов и материалов "Еврейское население на Николаевщине". Т.2, Николаев, Атолл, 2004. С. 84.
60. Культурне будівництво в Українській РСР : 1928-червень 1941 : Збірник докумунтіе і матеріалів Київ : Наукова думка, 1986. С. 81.
61. Первый выпуск Ново-Полтавского с.-х. техникума // Трибуна. №8. 15 апреля 1929. С. 27.
62. Энциклопедия Большой семьи (Русколы, Рапопорты и другие). История, Генеалогия, Демография, Биографии. Киев-Москва 2003. С. 402-403.
63. Новополтавский институт требует помощи // Трибуна. Издательство "Дер Эмес". М. Декабрь 1931. №34. С. 8.
64. Агрономам-сталинцам большевистский привет! // Трибуна. 1 марта 1931 №7. С. 12.
65. Реймерс, Федор Эдуардович // Материал из Википедии.
66. Опаленные войной. Пермь. Пермская государственная сельскохозяйственная академия. С. 250 // Электронный ресурс: http://pgsha.ru:8008/books/%CE%EF%E0%EB%B8%ED%ED%FB%E5%20%E2%EE%E9%ED%EE%E9.pdf
67. Новые агро-кадры // Трибуна. №15 (70). 20 мая 1930. С. 19.
68. Новополтавский институт требует помощи // Трибуна. Издательство "Дер Эмес". М. Декабрь 1931. №34.
69. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 105.
70. Про навчальну роботу та керівництво сільськогосподарськими технікумами // Збірник законів і розпоряджень робітничо-селянського уряду Української Соціалістичної Радянської Республіки № 45, 27 вересня 1936 року. С. 239.
71. Про підпорядкування Новополтавської середньої зоотехнічної школи конярства Народному комісаріатові земельних справ УРСР і прийняття її утримання на республіканський бюджет // Збірник законів і розпоряджень робітничо-селянського уряду Української Радянської Соціалістичної Республіки № 11, від 31 березня 1937 року.
72. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm
73. Українська РСР. Адміністративно-територіальний поділ на 1 вересня 1946 року. Видання перше. Київ. 1947. С. 880.
74. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 105.

24-05-2007    


Приложение      

Налет на сельскохозяйственную ферму в Ново-Полтавке


Статья      В субботу, около 4-х ч. дня, в квартире управляющего еврейской сельскохозяйственной школой в с. Ново-Полтавке, в 3-х верстах от ст. "Ново-Полтавка", собрались агрономы В.С. Кринцберг и А.В. Каз с женою, учитель Л.Н. Сандлер и Ф.Ю. Брунин с 12-летней дочерью, здесь же были управляющий С.Е. Любарский, жена его и двое детей.

     В 4 часа дня внезапно появились в столовой 2 неизвестных, вооруженных карабином и револьвером, и быстро войдя, скомандовали: "Лицом к стене, руки вверх !"

     Один из грабителей в маске потребовал выдачи денег, угрожая, что в противном случае все сейчас же будут согнаны в одну комнату и расстреляны.

     С.Е. Любарский вынес грабителям кассу, в которой находилось 700 руб. и заявил, что больше у него никаких денег нет.

     Грабители, взяв в деньги начали снова угрожать. Тогда жена г. Любарского, видя опасность, угрожающую детям, предложила грабителям золотые часы, умоляя пощадить детей. Грабитель, взяв часы, произвел выстрел, которым С.Е. Любарский был ранен в ногу, выше колена.

     Видя, что дело осложняется, С.Е. Любарский бросился вперед, отстранил грабителя и побежал к выходу. Здесь он встретился лицом к лицу с "часовым", стоявшим у дверей с карабином. Тот, видимо, растерялся от неожиданности и г. Любарский вступил с ним в борьбу, стараясь вырвать у него из рук карабин. Чувствуя, однако, потерю сил от ранения, г. Любарский бросил грабителя и ринулся во двор. Грабитель начал стрелять. Вбежав в школу, г. Любарский крикнул: "У нас грабители ! Спасайте !" - бессильно опустился на стул.

     В это время в квартире г. Любарского разыгралось следующее. Когда он выбежал из комнаты, грабитель в маске, очевидно, главарь пустил ему пулю вдогонку и ранил жену г. Любарского. Вслед за этим на грабителя бросился агроном В.С. Кринцберг. Оба они упали на пол, но так неудачно, что г. Кринцберг очутился под грабителем. Падая на пол, он ударился сильно головой и потерял сознание, но так у него и остался зажатым в руке "Наган", грабителю не удалось его вырвать из рук г. Кринцберга.

     Одновременно с этим на другого грабителя бросился учитель Л.Н. Сандлер, силясь вырвать у него карабин. Грабители, видя, что дело принимает неблагоприятный для них оборот, тем более, что и С.Е. Любарский уже поднял на ноги учеников школы, - бросились бежать и скрылись в густом большом саду фермы, пользуясь тем, что в это время на дворе стоял густой туман.

"Трудовая газета". Николаев, 1 января 1919 г.     


Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005