Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Еврейские земледельческие колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Частновладельческие еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Просвещение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Быт евреев-земледельцев (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Отдельные статьи по теме
 
·  
Приложения:
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Данные о колониях Херсонской губернии
 
·  
Данные о колониях Екатеринославской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
Novozlatopol jewish national rayon
 
·  
Separate Jewish agricultural settlements of the South of Ukraine founded in 1920-1930
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      

Новополтавские еврейские сельскохозяйственные учебные заведения

1. Школа

     В конце XIX - начале XX века еврейское земледелие успешно развивалось. В 39 еврейских земледельческих колониях Херсонской и Екатеринославских губерний проживало 27,6 тыс. человек. Они обрабатывали 60,5 тыс. десятин земли. [1] Возросшие объемы сельскохозяйственного производства в еврейских колониях требовали соблюдения высокой культуры хозяйствования, для чего были необходимы кадры грамотных земледельцев. В связи с этим возникла идея создания специализированной школы для их подготовки. Инициатором строительства школы был один из богатейших людей Российской империи, действительный статский советник, купец первой гильдии барон Гораций Осипович Гинцбург [2], проявлявший постоянную заботу о деле развития земледельческого труда среди евреев. Впервые он выступил с предложением организовать сельскохозяйственную ферму в центре еврейских колоний, находившихся в Новороссийском крае, в 1880 г. [3]

     Вопрос об учреждении еврейской сельскохозяйственной школы в Херсонской губернии был официально поставлен в 1897 г. На этом этапе ее создание планировалось в колонии Бобровый Кут. [4] Вопрос решался на самом высоком государственном уровне. Министерство земледелия и государственных имуществ, в ведении которого находились еврейские земледельческие колонии, поддержало инициативу и направило представление об учреждении еврейской сельскохозяйственной школы в Департамент государственной экономии Государственного совета Российской империи. Департамент свое "мнением положил":
     1. Учредить в Херсонском еврейском водворении еврейскую низшую сельскохозяйственную школу 2-го разряда.
     2. Расход по содержанию означенной школы, в размере 10 тыс. руб. ежегодно, относить на проценты с капитала мирских касс Херсонского водворения.
     4 июня 1899 г. император Николай II мнение Департамента государственной экономии "Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить". [5]

     Для исполнения принятого решения была создана специальная комиссия из председателя Херсонской уездной земской управы, как представителя херсонского губернатора, чиновника особых поручений при министре земледелия и государственных имуществ и др. Созданная комиссия избрала местом для названой школы участок казенной оброчной земли размером 306 десятин при еврейской земледельческой колонии Новополтавка Херсонского уезда и губернии, в четырех верстах от колонии, в трех верстах по проселочной дороге от станции Новополтавка Южной железной дороги, в 140 верстах от Херсона по железной дороге (по грунтовой в 110 верстах) и в 82 верстах от Николаева. Новополтавка была одной их лучших и крупнейших еврейских земледельческих колоний страны. [6], [7], [8], [9] Ключевыми факторами при выборе места для школы были близость железной дороги и наличие на небольшой глубине воды хорошего качества.

Карта.
Новополтавская сельскохозяйственная школа. Херсонский уезд. Карта. 1910 г.

     В 1897 г. затраты на возведение построек школы и ее обзаведение всем необходимым для учебного процесса по смете исчислялись в 60 тыс. руб. [10] Эта сумма была собрана еврейскими благотворителями. 25 тыс. руб. пожертвовали известные филантропы: капиталист-сахарозаводчик Л.И. Бродский, банкир И. Вавельсберг и глава финансовой династии Г.О. Гинцбург. 35 тыс. руб. пожертвовало Еврейское колонизационное общество (ЕКО), содействовавшее развитию земледелия среди евреев в России. [11], [12]

     Большую работу по созданию школы провел опытный агроном и ученый, с 1901 г. уполномоченный по агрономической помощи ЕКО еврейским колониям Григорий Абрамович Любарский. Он родился в 1859 г. в Кременчуге Полтавской губернии. Трудовую деятельность Любарский начал в 1886 г. после получения высшего агрономического образования. [13] Он работал в крупных помещичьих хозяйствах, затем много лет служил губернским агрономом в Казани, а с 1900 г. - в Министерстве земледелия и государственных имуществ. [14] Любарский был известен своим большим практическим опытом и научными трудами по сельскому хозяйству. [15] В начале 1901 г. на совещании агрономов и других специалистов Херсонской губернии Г.А. Любарский представил план организации сельскохозяйственной школы и образцовой фермы при ней. План был одобрен, и принято решение просить соответствующий департамент министерства земледелия и государственных имуществ Российской империи об утверждении устава будущей школы. [16]

     2 сентября 1901 г. Российское правительство утвердило устав и штат Новополтавской сельскохозяйственной школы. [17] В 1901 г. устав был опубликован в Одессе. В нем сказано, что школа "имеет целью распространение среди населения еврейских колоний херсонского водворения, преимущественно путем практических занятий, основных познаний по сельскому хозяйству вообще и в частности по садоводству, огородничеству, виноградарству и шелководству, а также по ремеслам столярному, кузнечному и шорному, в применении к изготовлению новых и починке старых сельскохозяйственных орудий, машин, сбруи". [18]

Здание
Здание Новополтавской сельскохозяйственной школы. Фото 2009 г.

     Архитектурный проект школы выполнил херсонский губернский архитектор, статский советник Казимир Квинто. Он использовал в качестве прототипа свой проект построенного в Херсоне здания Талмуд-Торы - религиозного учебного заведения для мальчиков из малообеспеченных семей. Строительство школы в пяти верстах южнее колонии Новополтавка началось весной 1901 г. и в основном завершилось осенью 1902 г. Двухэтажное большое здание с элементами псевдороманского стиля имело необычный вид для сельской местности. [19], [20]

     Учебную программу школы разработал известный агроном Василий Алексеевич Бертенсон, чиновник особых поручений при министре земледелия и государственных имуществ. Он имел опыт в создании еврейских земледельческих учебных заведений. Под его наблюдением и при ближайшем участии устроено было первое земледельческое учебное заведение для евреев - земледельческая ферма Одесского еврейского сиротского дома. [21]

     Попечительство над школой принял на себя Г.О. Гинцбург. Как попечитель он осуществлял надзор за школой и общим направлением ее деятельности. После смерти барона в 1909 г. попечителем школы был утвержден его сын Давид Горациевич Гинцбург [22], а затем председателем наблюдательного комитета школы был Марк Абрамович Варшавский, промышленник, предприниматель, общественный деятель, председатель ЦК ЕКО. [23], [24]

     Первым управляющим школой был назначен Г.А. Любарский. На него было возложено непосредственное заведывание как учебной, так и хозяйственной частью школы. [25]

     В октябре 1902 г. прошел конкурс, в котором приняли участие 48 молодых людей из еврейских колоний не только Херсонской, но и Екатеринославской и Бессарабской губерний. Для первого класса было отобрано 24 ученика. [26]

     Торжественное открытие школы в присутствии учеников, их родителей, всех служащих и приглашенных гостей состоялось 5 ноября 1902 г. На открытии выступили: управляющий школой Г.А. Любарский, духовный раввин колонии Элиягу Ратнер, попечитель колоний Херсонской губернии И.Н. Штейн. Они говорили о значении сельскохозяйственного труда, о еврейском земледелии в древней Палестине, о почете, которым пользуются в Российском государстве земледельцы. Были получены поздравительные телеграммы от ЦК ЕКО, управляющего государственными имуществами Херсонской губернии С.Н. Сомова. Последний писал: "Желаю выпускать усердных пахарей, убежденных в пользе земледельческого труда, полюбивших его и хорошо подготовленных". [27], [28] По принятой в те годы в России классификации школа относилась к низшим сельскохозяйственным школам 2-го разряда, отличительной особенностью которых был прием на учебу лиц, получивших начальное образование в народных училищах. Низшие сельскохозяйственные школы стали создаваться в России после утверждения 27 декабря 1883 г. положения о них. Школа являлась "низшей" только по отношению к средним и высшим сельскохозяйственным заведениям. В смысле же даваемого своим воспитанникам образования и развития низшая школа стояла гораздо выше начальных общеобразовательных школ и превышала ближайшие потребности крестьянского населения. Открывшаяся школа в этот период была единственной низшей сельскохозяйственной школой II разряда общей направленности в громадной Херсонской губернии. [29]

     Постройка школы обошлась в 90 тыс. руб. Деньги свыше пожертвованной евреями суммы были выделены Министерством земледелия и государственных имуществ из капитала мирских касс, который формировался в основном за счет доходов от сдачи в аренду причисленных к еврейским колониям земель. Строительство школы продолжалось и после ее официального открытия. Последняя часть средств была выделена на окончание постройки 17 февраля 1903 г. [30]

     Управляющий школой с семьей жил в отдельном флигеле, а учителя в трехкомнатных квартирах на втором этаже здания. Там же размещались спальни для учеников. Просторные светлые классы на первом этаже и бытовые помещения на втором имели водяное отопление. Условия жизни и учебы были хорошими. Школа была рассчитана на 60 учеников. Принимались мальчики в возрасте 14 лет и старше, в исключительных случаях - 13 лет. Прием учеников производился в период с 25 сентября по 15 октября. Кроме теоретической подготовки, учащиеся получали и практические навыки в животноводстве, виноградарстве, садоводстве и т.д. Школа готовила учащихся для самостоятельной практической деятельности в качестве сельских хозяев, инструкторов, учителей и т. п. В школе учащиеся не только получали специальное образование, но и завершали свое общее образование. Продолжительность учебы составляла три года, третий год предназначался исключительно для практической работы (1850 часов) в поле и на фермах. Обучение в школе для детей евреев-колонистов Херсонской губернии было бесплатным. Остальные учащиеся должны были платить за содержание 75 руб. в год. Поступившие вносили залог в размере 15 руб. в обеспечение возмещения ущерба в случае порчи и утраты школьного имущества. Кроме обучения учащиеся обеспечивались бесплатным общежитием и питанием в столовой. Первый выпуск Новополтавской еврейской сельскохозяйственной школы состоялся в июне 1905 г. После сдачи выпускных экзаменов ученики участвовали в работах на ферме до осени. Начиная с 1905 г., на протяжении 14 лет школу ежегодно оканчивали 15-17 человек. [31], [32]

     Г.А. Любарский покинул школу в 1905 г., после чего он жил и работал в Харькове. 18 декабре 1929 г. Любарский был арестован ГПУ. 30 мая 1930 г. он умер, находясь в заключении. 12 сентября 1991 г. Г.А. Любарский был реабилитирован прокурором Харьковской области. [33]

     С 1905 г. управляющим школой служил ученый агроном Зорих Нисонович (Захар Николаевич) Брунин. В 1897 г. он окончил Ново-Александровский сельскохозяйственный институт в Люблинской губернии, затем работал по специальности в Тамбовском земстве. После ухода в 1911 г. с должности управляющего Новополтавской школой Брунин активно работал агрономом ЦК ЕКО. Он написал ряд научных работ, в том числе опубликованную в 1918 г. первую в стране брошюру на идиш о еврейском земледелии в России - "Ди идише ландвиртшафт ин Русланд". З.Н. Брунин умер в Киеве в 1919 г. [34]

     Осенью 1909 г. на работу в школу был приглашен однофамилец первого управляющего Самуил Ефимович (Шмуэль-Аба Хаимович) Любарский (1878-1938), окончивший в 1907 г. курс агрономического отделения Киевского политехнического института со званием ученого агронома. В 1908-1909 гг. Любарский работал в Киевском губернском земстве. В 1910 г. он стал преподавателем и помощником управляющего Новополтавской школы, а 16 ноября 1911 г., после перехода Брунина на другую работу, по рекомендации ЕКО был назначен на должность управляющего. Любарский возглавлял школу до 1919 г., одновременно исполняя обязанности уполномоченного ЕКО по агрономическому обслуживанию еврейских земледельческих колоний Херсонской губернии. Работа в школе и в ЕКО отвечала мировоззрению С. Любарского, который не был религиозен и относился с недоверием к сионизму. Этот выдающийся агроном и организатор сельского хозяйства, считал, что в "продуктивизации", то есть переходе к производительному, продуктивному труду кроется секрет оздоровления и счастливого будущего еврейского народа. [35], [36]

     Преподавание на еврейском (идиш) и русском языках и воспитание учеников осуществляли 2-3 специалиста с высшим образованием. В разные годы преподавателями в школе работали кандидат естественных наук Лазарь Аронович Штейнберг, окончившие Виленский учительский институт Меер Мовшович (Мирон Моисеевич) Годлевский и Лазарь Нахманович Сандлер, ученые агрономы Иосиф Абрамович Фрейман и Зусь Гершкович Симкин, получивший степень доктора экономических наук в Цюрихском университете Шойл Гершкович Брон и др. [37], [38], [39], [40]

     Уровень профессиональной подготовки управляющих и преподавателей школы был очень высокий. Все они имели высшее агрономическое, педагогическое или другое образование, а также стаж работы по специальности. Кроме этого, большинство из них, прежде всего агрономы, занимались научно-исследовательской работой. Они были авторами учебных пособий, методических рекомендаций и указаний, научных статей и докладов.

     Отдельные преподаватели, по разным причинам покинувшие школу, как правило, предпочитали продолжать свою трудовую деятельность в еврейских организациях. Так, после ухода М.М. Годлевский с 1912 г. работал директором начальной школы в еврейской колонии Львово [41], а Л.А. Штейнберг с 1919 г. - директором начальной школы в еврейской колонии Добрая. [42]

     Некоторые управляющие и преподаватели после революции 1917 г. достигли больших высот в карьере, однако их судьба в страшное сталинское время сложилась трагически. Ярким примером является биография Саула Григорьевича (Шойл Гершкович) Брона. Он родился 25 января 1887 г. в Одессе. Окончил Одесскую гимназию и начал свое высшее образование в Киевском коммерческом институте (ныне Киевский национальный экономический университет). В 1905-1907 гг. Брон продолжил образование в Европе, где изучал торговлю зерном. По возвращении в страну он участвовал в развитии еврейских сельскохозяйственных колоний в Херсонской губернии. В 1919 г. стал членом ВКП(б). В разные периоды своей карьеры он был министром внешней торговли Украины, председателем торговой палаты СССР, заместителем комиссара внешней торговли СССР, работал на других руководящих должностях в различных министерствах и ведомствах. Проживал в Москве. 25 октября 1937 г. был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации. Приговорен и расстрелян 21 апреля 1938 г. Реабилитирован в апреле 1956 г. [43]

     В предвоенном 1913 г. подали прошений о приеме в Новополтавскую сельскохозяйственную школу 80 человек, из них было принято 23. Конкурс составил 3.48 человек на место, тогда как в 1902 г. было 2 человека на место. Это говорило о росте популярности школы среди евреев-земледельцев. На 1 января 1914 г. в школе состояло 69 учеников. Все они были иудейского вероисповедания. Учащиеся делились следующим образом. По предварительной подготовке: 2 человека окончили курс выше двухклассных сельских училищ; 44 - курс одноклассных сельских училищ, 23 - с более низким цензом. По возрасту: в возрасте до 15 лет - 23: в возрасте 15-16 лет - 33; в возрасте 17-18 лет - 13. По роду занятий родителей: дети земледельцев - 51; дети служащих по сельскохозяйственной части - 4; прочих - 14. За 12 лет со времени основания в школу поступило 277 человек (в среднем 23.1 человека в год). В 1913 г. окончило курс 16 человек, что составляет около 70% к среднему количеству человек, поступивших в школу. Это довольно высокий коэффициент для сельскохозяйственных школ того времени. Из числа окончивших курс: занимались в своих хозяйствах - 27%; служили по сельскохозяйственной части - 9%; служили по учебной части - 9%; занимались другими профессиями - 28%; обучались в других учебных заведениях - 13%; отбывали воинскую повинность - 7%; умерли - 2%; сведений нет - 5%. [44] Доля вернувшихся после окончания школы в свои хозяйства была примерно одинакова для выпускников евреев и христиан. Она была относительно невелика. Это объяснялось, во-первых, тем, что выпускники не могли в достаточной степени использовать полученные знания на незначительных площадях земельных участков своих родителей, и, во-вторых, тем, что крестьянские мальчики, прожив три года в школе, привыкли к лучшим условиям жизни, чем они могли найти в своих колониях или деревнях. Малая доля выпускников Новополтавской школы, служивших "по сельскохозяйственной части" была большой проблемой школы. Однако действующие в то время в России антиеврейские законы не позволяли изменить ситуацию. Проблема заключалась в трудностях трудоустройства евреев в сельскохозяйственных имениях и учреждениях. Если христиане, окончившие низшие сельскохозяйственные школы, могли поступить на службу в помещичьи хозяйства в качестве приказчиков, надсмотрщиков и "нарядчиков", то выпускники-евреи были ограничены действием "Временных правил" 3 мая 1882 г. Так называлось утвержденное императором положение Комитета министров "О порядке приведения в действие правил о евреях", которое позволяло российским властям осуществить их давнее стремление освободить села и деревни от евреев. "Временными правилами" запрещалось евреям: "вновь селиться вне городов и местечек, с допущением в сем отношении исключения только относительно существующих ныне еврейских колоний, занимающихся земледелием"; покупать и арендовать земли; управлять имениями в сельской местности. [45], [46] Однако полученное хорошее общее образование позволяло выпускникам Новополтавской школы "заниматься другими профессиями".

     На надобности Новополтавской сельскохозяйственной школы в 1913 г. из различных источников поступило 21 897 руб. Новополтавская школа была единственной из мужских низших сельскохозяйственных школ II разряда с профилем "по сельскому хозяйству вообще", на содержание которой средства из казны не выделялись. 10 тыс. руб. поступало из земских сборов, от сословных и общественных учреждений (в основном от херсонских еврейских земледельческих колоний [47]) и 11 897 - из прочих источников, в том числе средства, ассигнуемые частными лицами. Все расходы делились на: жалование служащих - 7208 руб.; прочие учебные расходы - 1104; содержание учащихся - 6654; прочие расходы по хозяйственной части - 6931. Расходы на содержание одного ученика были очень велики и равнялись 317 руб. (средняя месячная зарплата в России 1913 г. составляла 37,5 руб. [48]). По этому показателю Новополтавская школа находилась на четвертом месте из 11 аналогичных школ. Расходы на ведение фермерского хозяйства составляли 35 131 руб. и покрывались доходами от результата его деятельности. [49]

     Кроме теоретической подготовки, учащиеся школы получали и практические навыки в сельском хозяйстве. Практические занятия велись на созданных молочной ферме (26 коров), конюшне (28 лошадей) и в трех мастерских. Хозяйство школы находилось в постоянном развитии. В 1906-08 гг. на молочной ферме было уже 34 коровы красной степной породы, считавшейся одной из лучших в Херсонской губернии. Самая большая часть земли была отведена под пашню, где выращивались зерновые и технические культуры. В 1916 г. школа располагала 258,5 десятин пашни, пастбищем в 27,5 десятин, под садом и огородом 1,5 десятин, виноградником 3 десятины, под усадьбой и парком 9,5 десятин. Все хозяйство школы велось на базе передовых для того времени технологий. [50], [51], [52], [53]

     Деятельность школы постоянно контролировалась различными инстанциями. В основном работа школы оценивалась ими положительно. Так, в заключении Херсонско-Бессарабского управления земледелия по отчету Новополтавской школы за 1907 г. подчеркивался интенсивный характер обучения в школе, что производило благоприятное впечатление и считалось безусловно полезной и необходимой мерой. 23 июня 1908 г. в присутствии инспектора сельского хозяйства Херсонской губернии произведены испытания ученикам школы. Отмечено, что "знания учащихся по общему земледелию, общему животноводству, ботанике, химии вполне удовлетворительные". [54]

     Со временем рядом со школой возник поселок, в котором жили учащиеся, педагогический и обслуживающий персонал школы. В поселке, называвшемся Новополтавская сельскохозяйственная школа Полтавской волости, в 1912 г. числилось 7 хозяйств со 123 жителями обоего пола [55], а в 1916 г. - 11 хозяйств со 139 душами наличного населения (95 мужского и 44 женского пола). [56]

     Управляющий и учителя школы, кроме выполнения своих основных обязанностей, оказывали большую практическую помощь жителям еврейских земледельческих колоний. Они часто выезжали в колонии и помогали в организации образцовых полей, снабжении колоний сельскохозяйственным инвентарем и оборудованием, во внедрении новых сельскохозяйственных культур, закладке садов и виноградников и т.д. При школе действовали "производителе-прокатная станция из 15 быков и склад сельскохозяйственных орудий. Школа снабжала соседних колонистов триером (механизмом для очистки зерна) и рядовыми сеялками". При школе также были устроены курсы для ознакомления учителей начальных школ (училищ) еврейских колоний с основными сведениями по сельскому хозяйству. [57], [58] Учителя тесно соприкасались с жителями колоний, а потому оказывали серьезную помощь в деле распространения сельскохозяйственных знаний среди еврейских колонистов. Новополтавская сельскохозяйственная школа имела репутацию передового учебного заведения. Многие еврейские общественные организации направляли своих представителей для изучения опыта уникальной агрономической школы. Так, общество для распространения просвещения между евреями в России командировало учителей еврейских школ в Новополтавскую сельскохозяйственную школу "для ознакомления с постановкой обучения природоведению". [59]

     Школа оказала положительное влияние на поднятие общего культурного и хозяйственного уровня евреев-земледельцев. Она стала центром культурного воздействия на колонии. Главным достижением школы было то, что сравнительно восприимчивые к нововведениям евреи-земледельцы заимствовали у школы приемы обработки земли, улучшенные семена, племенной скот, сельскохозяйственные орудия и машины. Постепенно устаревшая система хозяйствования евреев-земледельцев, которая велась в самых элементарных, почти хищнических формах, уступала свое место прогрессивной системе, основанной на равномерном развитии различных отраслей хозяйства и на рациональной эксплуатации природных богатств почвы.

     Новые надежды для евреев-земледельцев, так же как для всех евреев России, блеснули в связи со свержением самодержавия в феврале 1917 г. Февральская революция уравняла евреев в правах с прочими гражданами. Для обсуждения программы развития еврейского земледелия в новых условиях 22 августа 1917 г. в Новополтавской сельскохозяйственной школе состоялся первый съезд представителей еврейских земледельческих колоний Херсонской и Екатеринославской губерний. Выбор места для проведения съезда был неслучайным. Школа обладала высококвалифицированными авторитетными специалистами сельского хозяйства и необходимыми для этого помещениями. На повестке съезда стояли следующие вопросы: земельный, организации волостных и сельских учреждений в колониях, представительства еврейских колоний в центральных крестьянских органах, организации агрономической помощи в колониях и т.д. Съезд обсудил доклады и принял следующие решения: просить Учредительное собрание предоставить больше земли евреям для занятия сельским хозяйством, требовать от властей адекватного представительства евреев-земледельцев в комиссиях по землеустройству и предоставления колониям права на самоуправление. [60], [61] В этом и во всех последующих съездах 1917-1918 гг. самое активное участие принимал управляющий школой Любарский.

     По данным на 7 февраля 1918 г. за время существования школы в нее поступило 356 учеников. Из этого числа 51% были представители колоний Херсонской губернии, 29% из колоний Екатеринославской губернии, 5% из Бессарабской губернии и остальные 15% из городов и местечек этих и других губерний. За это же время окончило курс 167 учеников, из них 79 человек колонистов-земледельцев Херсонской губернии, 47 из еврейских колоний Екатеринославской губернии, 14 из колоний Бессарабской губернии и 27 из прочих мест. [62]

     В это революционное время школа была образцовой не только как еврейская, но и в общегосударственном смысле. Она имела 300 десятин показательного поля, молочную ферму, 40 чистокровных коров, 40 штук молодняка рогатого скота, 20 быков прокатной станции, 40 чистокровных лошадей, несколько производителей жеребцов, 10 штук конского молодняка, 50 чистокровных свиней, показательное пчеловодство (пасека в 40 ульев с полным оборудованием), шелководню, мелководню, табачную плантацию, виноградники, показательные огороды, столярные и кузнечные мастерские, склад сельскохозяйственных орудий, коллекцию сепараторов (25 различных систем), физический кабинет, химическую лаборатории и лабораторию по молочному делу, библиотеку, метеорологическую станцию и т.д. [63], [64]

     Новым надеждам не суждено было сбыться. Разразившаяся после Октябрьской революции Гражданская война стала страшной трагедией для евреев России. Кровавые погромы прокатились по Украине. Многократным нападениям бандитов подверглась Новополтавская сельскохозяйственная школа. В результате одного из них, произошедшего 28 декабря 1918 г., были ранены управляющий С.Е. Любарский и его жена Зинаида Иосифовна Богуславская, которая от полученной раны скончалась. Любарский остался вдовцом с двумя детьми. Нападения продолжились и в 1919 г. Из-за невозможности продолжать учебу в условиях Гражданской войны школу пришлось закрыть. Любарский и преподаватели покинули школу. [65], [66] Однако крупное хозяйство при школе еще продолжало работать. Несмотря на сложное время, в 1917-1919 гг. в хозяйстве школы работали молодые евреи, прибывавшие туда из разных городов и местечек для предварительной сельскохозяйственной подготовки перед эмиграцией в Палестину. [67]

     С закрытием школы началось постепенное, но неуклонное расхищение всего ее имущества. Исчезли коровы, лошади, сепараторы и многое другое, сорвано железо с крыш и вынуты оконные стекла. Были разграблены многочисленные постройки обширной усадьбы: учебные и жилые помещения, мастерские, амбары, сараи и т.д. После упомянутого нападения, никто из евреев-агрономов, вообще из тех, кто мог бы руководить хозяйством, не решался поселиться на ферме. [68]

     Управляющий Любарский переехал в Николаев, где он устроился агрономом губернского земотдела. Затем по приглашению американской еврейской благотворительной организации Джойнт он переселился в Харьков, тогдашнюю столицу Украины. На базе Харьковской конторы Джойнта Любарский создал агрономический отдел, по совместительству работая и в Народном комиссариате земледелия (Наркомземе) Украины. В 1926 г. он стал заместителем директора Агро-Джойнта, дочерней компании Джойнта. Любарский весь отдался работе по советскому еврейскому землеустройству. В каждом районе колонизации был назначен ответственный агроном. Многие из этих агрономов были учениками Любарского, выпускниками Новополтавской сельскохозяйственной школы. В своей деятельности Любарский и его подчиненные стремились применять наиболее передовые методы: вводили общественный севооборот, внедряли садоводство и виноградарство, устраивали орошение и строительство сверхглубоких колодцев, занимались электрификацией поселков, содействовали строительству заводов по переработке сельскохозяйственной продукции и др. Однако взаимоотношения Агро-Джойнта с советским режимом стали быстро осложняться. В 1938 г. Агро-Джойнт был вынужден прекратить свою работу в СССР. При этом многие его ответственные работники подверглись репрессиям, в том числе С.Е. Любарский. Его арестовали 27.03.1938, а 01.09.1938 Любарского приговорили к расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение. [69]

2. Техникум

     После окончания Гражданской войны и голода, охватившего Южную Украину, в 1923 г. советские власти создали на землях, принадлежащих Новополтавской сельскохозяйственной школе, совхоз. Тогда же на средства американской еврейской благотворительной организации Джойнт были восстановлены здания и сооружения школы, которым во время Гражданской войны был нанесен серьезный урон. В это же время шло восстановление старых колоний и строительство десятков новых еврейских сельскохозяйственных поселений. В еврейском сельском хозяйстве быстро росла потребность в грамотных кадрах. В связи с этим в 1924 г. решением Народного комиссариата просвещения на месте совхоза был создан Новополтавский еврейский сельскохозяйственный техникум, первое учебного заведения такого профиля в среде национальных меньшинств Украины. [70], [71]

     В том году на учебу в техникуме были зачислены 32 человека, из них 25 мужчин и 7 женщин в возрасте от 16 до 22 лет. Все они были евреями. Подавляющее большинство принятых имели стаж работы в основном в сельском хозяйстве. Занятия начались 15 сентября. Большинство учащихся имели низкий образовательный уровень. Чтобы поднять его, в первые годы работы техникума создали подготовительный курс, через который прошли все принятые на учебу. Без этого курса срок обучения в техникуме был трехлетним. В техникуме работали три преподавателя: Страшук Абрам Маркович, Сигал Яков Тувьевич и Тильман Яков Ильич. Преподавание велось на еврейском языке. В 1925-26 гг. в техникуме обучалось 74 студента (47 - на подготовительном и 27 - на первом курсе). [72]

     В 1920-е гг. материальное положение основной массы студентов техникума было трудным. Оно все менее соответствовало прожиточному минимуму. Количество студентов, получавших стипендии, было незначительным. Так, в 1927-28 учебном году из 133 студентов стипендии получали только 35 студентов, одна стипендия приходилась примерно на 4 человека. Для приработка многим из них приходилось тяжело и много работать в хозяйстве техникума сверх практических занятий. Весной положение студенчества стало катастрофическим. Весенние каникулы были использованы студентами для заработков на разных работах. Меры, которые были приняты всеми организациями техникума, в первую очередь для увеличения количества стипендиатов, принесли некоторое облегчение жизни студенчества. [73]

     Первым директором техникума был А.М. Страшун (1872-1934). Он окончил учительский институт. В советское время был видным общественным и политическим деятелем, одним из активнейших работников еврейского землеустроения в стране. В 1927 г. Страшун был избран первым председателем райисполкома тогда же организованного Калининдорфского еврейского национального района. [74], [75], [76], [77]
     Страшуна на посту директора техникума сменил Натан Борисович Штромвассер, окончивший Одесский сельскохозяйственный институт и имевший 20 лет педагогического стажа. Впоследствии он перешел на другую работу, в 1930–1932 гг. работал ректором Уманского плодово-ягодного института. [78], [79]
     Заведующим хозяйством при техникуме был Зельцер Исаак Исаевич. [80]

     Из года в год техникум развивался и расширялся, появлялись новые специальности, увеличивался набор студентов, совершенствовался учебный процесс. В связи с этим росла потребность в преподавателях и специалистах сельского хозяйства. Их привлечение усложнялось расположением учебного заведения в сельской местности, вдали от культурных центров. Поэтому этой проблеме руководство техникума уделяло повышенное внимание. Как правило, прием на работу проводился на конкурсной основе. Объявления о проведении конкурса на замещение вакантных должностей публиковались в центральных и местных еврейских газетах и журналах. В них сообщались требования о профессиональной компетентности кандидата, краткая характеристика учебного заведения, условия работы и проживания. Одно из таких объявлений было опубликовано 1 ноября 1928 г. в журнале "Трибуна еврейской советской общественности": "Ново-Полтавский еврейский с.-х. техникум объявляет конкурс на занятие нижеследующих должностей (штатных):
     1. По животноводству (общему и частному) и селекции. Имеются два племенных рассадника: завод свиней и краснонемецкого скота. Два лектора (желательно профессора).
     2. По с.-х. экономике и организации - 1 лектор.
     3. По коллективизации и кооперации - 1 лектор.
     Кроме того, лекторы смогут получить нагрузку по другим дисциплинам, соответствующим их специальности. Также вакантна должность пом. директора техникума по хозяйству (полевое хозяйство в 500 десятин), которая может быть совмещена с лекторской работой. Лекторы, недостаточно владеющие еврейским языком, получают годичную отсрочку для перехода преподавания на еврейский язык. Лица, желающие принять участие в конкурсе, должны подать заявление (с "куррикулюм витэ") в канцелярию техникума. Имеется квартира с электрическим освещением. Оплата согласно колдоговору и квалификации". [81]

     Принятые меры позволили привлечь в техникум молодых перспективных преподавателей. Одним из них был Евсей Иделевич (Иеошуа) Ратнер (1900-1978) - советский ученый в области агрохимии и физиологии растений. Кандидат сельскохозяйственных наук (1937), доктор биологических наук (1947), профессор (1948). В только что открытом Новополтавском техникуме он преподавал агрономию. В 1926 г. Ратнер вернулся в Москву, всецело посвятив себя научной деятельности в области агрономической химии и физиологии растений. [82]

     Начав работу практически без учебников, учебных пособий, сельскохозяйственных орудий и пр., техникум постепенно приобрел оборудование, отремонтировал сельскохозяйственные постройки, завел 7 коров и 36 лошадей, приобрел в библиотеку 239 томов книг, оборудовал химическую, биологическую, зоологическую и микробиологическую лаборатории, построил два дома для педагогов и общежитие. В образцовом хозяйстве на 500 десятинах выращивались высокопродуктивные сорта пшеницы, другие зерновые и технические культуры. С первых лет хозяйство техникума стало важным звеном в сети селекционных станций. Оно производило и снабжало еврейские колонии высококачественными семенами озимой пшеницы "Сандомирка". Большое внимание уделялось виноградарству, для чего в 1926 г. было закуплено 2 тыс. филлоксеростойких саженцев. На молочно-товарной ферме содержалось стадо племенного скота (30 коров и 40 голов молодняка), действовал племенной питомник английских свиней, принадлежавший Агро-Джойнту. В хозяйстве техникума функционировали также сыроварня, винодельня, пекарня и маслозавод. На полях, фермах и других местах хозяйства активно работали все студенты техникума, на практике применяя полученные теоретические знания и одновременно приобретая ценный трудовой опыт. Перед началом работы в поле, саду, огороде, на ферме для студентов проводили соответствующие инструктажи. Во время летних каникул студенты практиковали в хозяйствах родителей, проводили общую работу в своих колониях (селах) согласно инструкциям, полученным перед выездом домой. Техникум превратился в 1920-е гг. в центр подготовки агрономов и зоотехников в основном для еврейских коллективных хозяйств Николаевского и Херсонского округов. В поселке, который назывался Новополтавский сельскохозяйственный техникум, на конец 1926 г. проживали 136 человек (93 мужчин и 43 женщины). Наряду с достижениями, в работе техникума было немало недостатков. Кабинеты и лаборатории были недостаточно оснащены. Не хватало работников при хозяйстве техникума, учебных помещений, жилой площади для размещения студентов и рабочих. Материальное положение студентов, преподавательского, обслуживающего и технического персонала было тяжелым. [83], [84], [85], [86], [87], [88] В 1926-27 учебном году в техникуме обучалось 99 студентов (подготовительный, первые и второй курсы), а в следующем - 133 (подготовительный и три курса). По социальному составу, учитывая профиль учебного заведения, среди студентов преобладали крестьяне. Постепенно в техникуме увеличивалось количество комсомольцев, партийных и нееврейских студентов. В конце 1920-х гг. была расширена его учебная и хозяйственная база. [89] В 1929-30 учебном году при техникуме был создан дневной рабочий факультет (рабфак), подготавливающий абитуриентов для поступления в это учебное заведение. [90]

     Преподаватели и студенты техникума проводили научно-просветительную работу среди крестьян Новополтавки и ближайших сел. Они организовывали агрономические кружки, конкурсы и выставки, читали лекции, проводили беседы, распространяли литературу о передовых методах ведения сельского хозяйства. Новополтавский сельскохозяйственный техникум стал своеобразным агрокультурным центром. До коллективизации крестьяне при техникуме очищали посевной материал, закупали племенной скот, имели возможность приобрести чистосортные семена. Летом 1928 г. при техникуме открылись шестинедельные курсы по переподготовке еврейских сельских учителей. [91] Так же как до революции, учителя уже советских общеобразовательных школ способствовали распространению передовых сельскохозяйственных знаний среди евреев-земледельцев. В 1929 г. в Новополтавке открылись одногодичные агрокурсы для еврейских крестьян. На курсы было принято 30 человек. Среди них 10 членов комитета незаможних селян (неимущих крестьян), 6 бедняков и 14 середняков. Занятия на курсах вели преподаватели техникума. [92]

     В 1929 г., после четырех с половиной лет учебы, Новополтавский техникум выпустил первую группу еврейских агрономов в составе 21 человека, из них 4 женщины. Агрономы, окончившие техникум, имели практически подготовку высшего учебного заведения. Часть из них была привлечена к работе в Калининдорфском районе (четыре агронома, один зоотехник, один коллективизатор и два кооператора). Два агронома были приглашены на Ленинский фонд Херсонского округа. Один агроном начал работать в старой еврейской колонии Нагартав. [93] Следующий очередной выпуск техникума состоялся 1 марта 1930 г. Количество выпускников значительно выросло. Их было 39. Новых агрономов распределили по еврейским сельскохозяйственным коллективам Украины и Крыма. [94]

     Любопытна судьба студента техникума Абрама Наумовича Славина. Он родился в 1894 г. в еврейской земледельческой колонии Ефингар Херсонского уезда Херсонской губернии в семье крестьянина-бедняка. Начав свою трудовую жизнь с 13 лет, он вплоть до 1917 г. батрачил в соседних деревнях. В 1917 г. Славин поступил на судостроительный завод в Николаеве, затем в рядах Красной армии принимал участие в Гражданской войне. По возвращении с фронта в родную колонию он был избран председателем первого крестьянского сельскохозяйственного кредитного товарищества, а позже заведовал полеводством Новополтавского техникума. Свою работу он сочетал с упорной учебой в этом техникуме и в 1929 г. закончил его. В 1932 г. вместе с группой работников техникума переехал в Крым для работы в Чеботарском еврейском сельскохозяйственном техникуме. Затем Славин перешел в Сакскую машино-тракторную станцию (МТС) и работал здесь участковым агрономом, старшим агрономом, исполняющим обязанности директора, а позже возглавил Чапаевскую МТС. В годы войны он работал в Дагестане старшим агрономом Серго-Калинской МТС. После освобождения Крыма вернулся в Сакский район и руководил работами по восстановлению Чапаевской МТС. [95]

3. Институт

     Несмотря на положительные результаты деятельности, техникум уже не мог удовлетворить возросшим потребностям еврейских колхозов и других организаций в кадрах высокой квалификации. В связи с этим 4 марта 1930 г. коллегия Наркомата просвещения Украины приняла постановление о реорганизации Новополтавского сельскохозяйственного еврейского техникума в еврейский сельскохозяйственный институт. [96] Новый институт получил имя И.В. Сталина. Он состоял из агрономического и зооветеринарного факультетов и рабфака. Это был единственный в стране институт национальных меньшинств непедагогической направленности. Институт готовил высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства для крупных зерновых и мясо-молочных хозяйств в Украине, Крыму и Биробиджане. [97]

     10 февраля 1931 г. институт выпустил первый отряд агрономов - 27 человек. Этот выпуск, по мнению советской печати, был событием "большой политической и культурной значимости. В нем как в фокусе, отражается все то, что в стране Советов делается для скорейшей ликвидации царского наследия и установления действительного экономического и культурного равенства между отсталыми и вперед ушедшими национальностями. Нигде в мире, кроме СССР, нельзя найти еще одно такое культурное учреждение, как Еврейский агрономический институт им. т. Сталина. Этот институт - детище, осуществленной ленинской национальной политики". [98]

     Институт за год совершил большой скачок по отношению к техникуму. Несмотря на колоссальные трудности связанные с насильственной коллективизацией и последовавшего голода 1932-1933 гг., тяга к учебе у молодежи была большой. Если в феврале 1930 г. в техникуме и на рабфаке обучалось 125 человек, то в институте в январе 1931 г. их число увеличилось вдвое. За это время значительно изменился и социальный состав учащихся. Рабочие и батраки составили 61%, а вместе с колхозниками - 82%. За год педагогический состав вырос с 9 до 23 человек. Библиотека увеличилась на 6 тыс. книг (вместо 5 стало 11 тыс.), число лабораторий увеличилось с 6 до 9. В 1930 г. институт построил общежитие для студентов. Планировалось в ближайшие годы ежегодно выпускать 60 "красных агрономов-организаторов социалистического хозяйства". [99]

     Работники института, кроме реализации основной функции, консультировали по вопросам сельскохозяйственной деятельности организации, на которые было возложено обслуживание еврейских колхозов. Сотрудники института принимали участие в работе различных совещаний и конференций по сельскому хозяйству, где часто выступали с докладами. Они писали и публиковали в научно-технических журналах оригинальные статьи по многим проблемам сельского хозяйства страны. [100]

     Деятельность Новополтавского института высоко оценивалась руководством и общественностью. Выходившая в Украине газета "Дос социалистише дорф" (Социалистическое село, идиш) в специальной статье посвященной второму выпуску "командиров социалистического сельского хозяйства" писала: "Новополтавский институт полностью оправдал себя. Он, не ограничиваясь одной лишь подготовкой высококвалифицированных агрономов, активно участвует в практической перестройке еврейского и нееврейского села на социалистических началах". [101]

     Администрация института и его общественные организации отдавали много сил и энергии расширению института. Несмотря на то, что учебное заведение располагалось в глубокой провинции, институту удалось привлечь некоторое количество квалифицированных преподавателей, получивших образование в лучших сельскохозяйственных вузах страны, в том числе и в Тимирязевской академии. Так, 1930-1931 гг. заведующий опытным хозяйством был Федор Эдуардович Реймерс, с 1970 г. член-корреспондент Академии Наук СССР. [102]

     В Новополтавский техникум, а затем институт, в первую очередь принимались "преданные советской власти" молодые люди по рекомендации комсомольских и партийных организаций. Типичным студентом был Михаил Рабинович. Он родился в 1907 г. в м. Петроверовке Одесской области. В 1918 г. лишился своих родителей. В 14 лет начал работать по найму на мельницах и в сельском хозяйстве. По рекомендации комсомола в 1925 г. был направлен в Новополтавский техникум. Получил диплом о высшем образовании уже в Новополтавском институте. Работал агрономом в Крыму, где в те годы было создано большое количество еврейских колхозов. Затем преподавал в Одесском сельскохозяйственном институте, защитил диссертацию, стал доцентом. Долгое время работал заместителем директора по научно-учебной работе Молотовского (Пермского) сельскохозяйственного института. [103]

     Среди первых выпускников института был Нафтулий Менделевич Люстин. Он родился в 1901 г. в Новополтавке, был членом коммунистической партии с 1920 г. В середине 1920-х гг. Люстин поступил в Новополтавский техникум. В 1931 г. уже в Новополтавском институте он получил диплом о высшем сельскохозяйственном образовании. Работал уполномоченным Крымского КомЗЕТа по Евпаторийскому району, а с мая 1932 г. - директором Чеботарского еврейского сельскохозяйственного техникума в Крыму. [104]

     Важным поставщиком абитуриентов в институт являлись сельскохозяйственные школы и техникумы. Так, в 1930 г. из 26 выпускников Львовской сельскохозяйственной школы Калининдорфского еврейского района 10 выпускников были направлены в Новополтавский институт. [105]

     Несмотря на определенные достижения, положение института было тяжелым. Не хватало помещений для жилья и учебы. Занятия проводились в две смены. Отсутствие жилья для преподавателей не позволяло прикрепить к институту необходимые научные и лекторские силы. Значительная часть педагогов наезжала в институт, проводила наспех свой цикл и уезжала. Не хватало помещений для рабочих, для обслуживающего персонала, для общественных организаций, для столовой, для почты и т. д. Не было также нужного числа лабораторий и хозяйственных помещений. [106] Преодолеть указанные недостатки, связанные с отдаленностью больших городов не удалось, поэтому в 1934 г. институт и студентов перевели в Одессу, где они влились в состав Одесского сельскохозяйственного института. [107]

4. Учебные заведения после 1934 г.

     На базе бывшего института была создана Новополтавская средняя зоотехническая школа коневодства, подчиненная Одесскому областному земельному управлению. [108] До 22 сентября 1937 г. территория школы находилась в Одесской области. После выделения из нее Николаевской области, школа входила в ее состав. В марте 1937 г. школа была передана в подчинение Наркомзема Украины и принята на содержание республиканского бюджета. [109] Начиная с середины 1930-х гг. правящий в стране режим стал переходить от политики коренизации к политике ассимиляции национальных меньшинств. Слово "еврейский" из названия школы исчезло, преподавание на еврейском языке полностью прекратилось.

     После начала войны, 14 августа 1941 г., Новополтавка, школа и поселок при ней были оккупированы, а менее чем через месяц, 10 сентября, нацисты и их прислужники приступили к ликвидации еврейского населения. В этот день закончилась столетняя история еврейской земледельческой колонии Новополтавка, имя которой носили еврейские школа, техникум и институт. [110]

     9 марта 1944 г. Новополтавка была освобождена войскам 3-го Украинского фронта. В этом же году Новополтавская школа была преобразована в зоотехнический ветеринарный техникум. Поселок при нем был переименован в село Андреевка Привольнянского (затем Баштанского) района Николаевской области. [111] В 1972 г. техникум был преобразован в сельскохозяйственное профессионально-техническое училище. Сохранившийся учебный корпус Новополтавской еврейской сельскохозяйственной школы внесен в Свод памятников архитектуры и истории Украины. [112]

     Литература:

1. Земледелие среди евреев в России // Еврейская энциклопедия. Том 7. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 757.
2. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка // Запорожские еврейские чтения. Вып. 1. Запорожье. 1998. С. 102.
3. Школа для евреев // Газета "Русский Еврей". №1. 2 января 1881 г. Стлб. 22.
4. Еврейское сельскохозяйственное училище // Земледельческая газета. 1897. №52. С. 1060.
5. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание третье. Том 19. 1899. Отделение I. Санктпетербург. 1902. С. 637.
6. Русская школа. 1900. №2, февраль, отд. 1. С. 99.
7. Профессиональное образование // Еврейская энциклопедия. Том 13. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 676.
8. Пасик Я. История еврейской земледельческой колонии Новополтавка // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/novopoltavka.htm
9. Новополтавская еврейская низшая сельскохозяйственная школа (общественная) // Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Выпуск XVIII. Петроград. 1916. С. 255.
10. Еврейское сельскохозяйственное училище.
11. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 102-103.
12. Еврейское колонизационное общество // КЕЭ, том: 2. Кол.: 439–441.
13. Государственный архив Харьковской области (ГАХО), ф.Р.-6452, оп. 2, д. 33. л. 5, 12.
14. Список чинам министерства земледелия и государственных имуществ на 1900. С.-Петербург. 1900. Стлб. 74.
15. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 104.
16. Щукин В.В., Павлюк А.Н. Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии (XIX-начало XX вв). Очерки истории. Николаев. Издатель П.Н. Шамрай. 2016. С. 307-308.
17. Алфавитный указатель к собранию узаконений и распоряжений правительства издаваемое при Правительствующем сенате за второе полугодие 1901 года. С.-Петербург. Сенатская типография, 1902. С. 58.
18. Устав Ново-Полтавской еврейской низшей сельскохозяйственной школы II разряда. Одесса. 1901. 19 с.
19. Памятная книжка Херсонской губернии на 1901 год. Херсон. 1901. С. 2.
20. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 103.
21. Бертенсон, Василий Алексеевич // Еврейская энциклопедия. Том 4. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 330.
22. Гинцбург Давид Горациевич // Еврейская энциклопедия. Том 6. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. Стлб. 532.
23. Новополтавская еврейская низшая сельскохозяйственная школа (общественная). С. 256.
24. Мучник A.M. Євреї і Полтавщина. Історія... Імена... Долі... Полтава: "Оріяна", 2005. С. 34-35.
25. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 104.
26. Там же. С. 103.
27. Там же.
28. Гриневич Е.Б. Херсонская губерния на страницах еврейской периодической печати (конец XIX - нач. XX вв). Історичні мідраші Північного Причорномор'я. Випуск ІІ. С. 118-119.
29. Гончар М.В. Розвиток нижчої професійної освіти на Півдні України у ІІ половині ХІХ - початку ХХ століття С. 109 // Дисертація на здобуття звання кандидата педагогічних наук. Херсон 2015. С. 109.
30. Обзор деятельности Министерства земледелия и государственных имуществ за девятый год его существования (30 марта 1902-30 марта 1903 года). С.-Петербург. 1903 C. 233.
31. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 103.
32. Новополтавская еврейская низшая сельскохозяйственная школа (общественная). С. 256.
33. ГАХО, ф.Р.-6452, оп. 2, д. 33. л. 104-106.
34. Z. Brunin (Zakhar Nikolayevitsh) // Электронный ресурс: http://yleksikon.blogspot.ca/2015/04/z-brunin-zakhar-nikolayevitsh.html
35. Там же, л. 12.
36. Бейзер М. Самуил Ефимович Любарский. Портрет замдиректора "Агро-Джойнта" // Электронный ресурс: pluto.huji.ac.il/~beizer/files/Lubarsky-JDC.pdf
37. Памятная книжка Херсонской губернии на 1911 год. Типография Херсонского губернского правления. 1911. С. 60.
38. Памятная книжка Херсонской губернии на 1912 год. Херсон. Типография Херсонского губернского правления. 1912. С. 52
39. Памятная книжка Херсонской губернии на 1913 год. Херсон. Типография Херсонского губернского правления. 1913. С. 118.
40. Памятная книжка Херсонской губернии на 1914 год. Херсон. Типография Херсонского губернского правления. 1914. С. 117.
41. Щукин В.В., Павлюк А.Н. Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии (ХІХ - начало ХХ вв.). С. 388.
42. Зинько Ф.З. Грехи отцов: записки "белой вороны". М. Студия Крук-Престиж, 2005. C. 52.
43. Саул Григорьевич Брон // Электронный ресурс: https://nekropole.info/ru/Saul-Bron
44. Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту Земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Выпуск 3. Петроград. 1914. С. 90-91.
45. ПСЗ. Собрание третье. Том 2. 1882. Санкт-Петербург. 1886. С. 181.
46. Временные правила 3 мая 1882 года // Еврейская энциклопедия. Том 5. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. Стлб. 815—822.
47. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 103.
48. Дореволюционные жалования и их эквиваленты в советских и современных деньгах // Электронный ресурс: http://www.opoccuu.com/zhal.htm
49. Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту Земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Выпуск 3. Петроград. 1914. С. 32-33.
50. Гриневич Е. Деятельность еврейских учебных заведений Николаевщины в 20-30-е годы ХХ столетия // Матеріали конференції 6-28 серпня 2003. Київ.
51. Профессиональное образование // Еврейская энциклопедия. Том 13. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 676.
52. Класен Х.И. Красный степной скот. Колос. 1966. С. 34.
53. Новополтавская еврейская низшая сельскохозяйственная школа (общественная). С. 256.
54. Щукин В.В., Павлюк А.Н. Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии (XIX-начало XX вв). С. 310.
55. Список населенных мест Херсонского уезда на 1912 год. Херсон. 1912. С. 87.
56. Список населенных мест Херсонской губернии. (По данным Всерос. сел.-хоз. переписи 1916 г.). Александрия: Херсонская губ. земск. управа (Тип. Ф.Х. Райхельсона). С. 120.
57. Новополтавская еврейская сельскохозяйственная школа // Электронный ресурс: http: http://history.mk.ua/novopoltavskaya-evrejskaya-sel-skohoz.htm
58. Профессиональное образование // Еврейская энциклопедия. Том 13. Издательство Брокгауз-Ефрон. С.-Петербург. С. 676.
59. Кнорринг В.В. Издательская деятельность Общества для распространения просвещения между евреями в России: диссертация ... кандидата исторических наук: 05.25.03. Санкт-Петербург, 2005. С. 82.
60. Областной съезд представителей еврейских земледельческих колоний // Земледельческая газета. №30-31. 1917. С. 598.
61. American Jewish Year Book 5679. American Jewish Committee, 1918. P. 274.
62. YIVO archives. Record group 80. Elias Tcherikower archive. Records of the Mizrakh Yidisher Historisher arkhiv. Folder No. 12. p. 835-847.
63. YIVO archives. Folder No. 195. Материалы о погромах в еврейских земледельческих колониях на юге России. Доклад уполномоченного Н. К. "ОРТ" М. Серебряного по обследованию, произведенному в феврале-марте 1921 года. Л. 14.
64. Новополтавская еврейская низшая сельскохозяйственная школа (общественная). С. 256.
65. Налет на сельскохозяйственную ферму в Ново-Полтавке // Трудовая газета. Николаев, 1919, 1 января.
66. Samuil Lubarsky, Agro-Joint, Deputy Director // Электронный ресурс: http://memorial.jdc.org.il/index.php?op=show&id=11&add=1
67. The Memories of my father Chaim Schultz (1896–1987) // Электронный ресурс: http://www.effieschultz.com/files/pdf/HS_ES.pdf
68. YIVO archives. Л. 15.
69. Бейзер М. Самуил Ефимович Любарский. Портрет замдиректора "Агро-Джойнта" // Электронный ресурс: pluto.huji.ac.il/~beizer/files/Lubarsky-JDC.pdf
70. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (ЦГАВОВУ Украины), ф. Р-166, оп.3, спр. 681, арк. 1.
71. Агрономам-сталинцам большевистский привет // Трибуна. 1931. № 7. С. 12.
72. Государственный архив Николаевской области (ГАНО), ф.Р. 99, оп. 3, д, 13. л. 29-121.
73. Там же, ф. П-1, оп. 1, д. 405, л. 23.
74. Там же, ф. Р. 99, оп. 3, д. 13, л. 58 об., 59.
75. Чеботарева В.Г. Наркомнац РСФСР: свет и тени национальной политики 1917-1924 гг. С. 126.
76. Тов. А.М. Страшун // Трибуна. №9 (178). 15 сентября 1934. С. 126.
77. Красовицкая Т.Ю. Национальные элиты как социокультурный феномен советской государственности (октябрь 1917-1923 г.): документы и материалы. ИРИ РАН, М. 2007. С 413,416.
78. ГАНО, ф.Р. 99, оп. 3, д. 13, л. 83, 116.
79. Історія, сьогодення та перспективи Уманського національного університету садівниццтва (1844–2014) / За ред. О.О. Непочатенко. Умань: Редакційно-видавничий відділ УНУС, 2014. C. 10.
80. Серединський О. З історії Новополтавського єврейського сільськогосподарського технікуму (інституту) Новобузького району Миколаївської області у 1924-1934 роках // Державний архів Миколаївської області.
81. Конкурс // Трибуна. №19 (28). 1 ноября 1928. С. 24.
82. Гольдштейн П. Мир судится добром. Памяти Иеошуа Ратнера // Альманах "Еврейская Старина". №9(45). Сентябрь 2006.
83. Михайловський Т.О. Діяльність єврейського об’єднаного розподільчого комітету "Джойнт" на Миколаївщині у 20-х рр. ХХ ст. // Наукові праці: історичні науки / ЧДУ імені Петра Могили. Вип. 108. Т. 121. Історія. Миколаїв: Вид-во ЧДУ імені Петра Могили, 2010. С. 124.
84. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm
85. YIVO Archives. NY_AR2132_00799 Land setlement work, p. 17.
86. Населенные пункты Николаевского округа по переписи 17 декабря 1926 г. Издание окружного статистического бюро. 1927. С. 30.
87. ГАНО, ф.р. 99, оп. 3, д. 13, л. 81.
88. ЦГАВОВУ Украины, ф. 166, оп. 7, д. 101, л. 7.
89. Информация секретаря ячейки КП/б/У Новополтавского сельскохозяйственного техникума // Сборник документов и материалов "Еврейское население на Николаевщине". Т.2, Николаев, Атолл, 2004. С. 84.
90. Культурне будівництво в Українській РСР : 1928-червень 1941 : Збірник докумунтіе і матеріалів Київ: Наукова думка, 1986. С. 81.
91. Курсы для еврейских сельских учителей // Трибуна. №9 (18). 1 июня 1928. С. 25.
92. Агрокурсы для еврейских переселенцев // Трибуна. №9. 1 мая 1929. С. 22.
93. Первый выпуск Ново-Полтавского с.-х. техникума // Трибуна. №8. 15 апреля 1929. С. 27.
94. Новые агрокадры для еврейских колхозов // Трибуна. №11. 10 апреля 1930. С. 14.
95. Энциклопедия Большой семьи (Русколы, Рапопорты и другие). История, Генеалогия, Демография, Биографии. Киев-Москва 2003. С. 402-403.
96. Бикова Т. Б., Гриневич Л. В. Україна: Хроніка століття. Довідкове видання. Рік 1930. К., 2011. С. 53.
97. Новополтавский институт требует помощи // Трибуна. №34. Декабрь 1931. С. 8.
98. Агрономам-сталинцам большевистский привет! // Трибуна. №7. 1 марта 1931. С. 12.
99. Там же.
100. Третье агротехническое совещание Комзета // Трибуна №1 (127) 10 января 1932 г. С. 14.
101. Привет новому отряду командиров // Трибуна. №5-6 (131-132). 29 Февраль 1932. С. 25.
102. Реймерс, Федор Эдуардович // Материал из Википедии.
103. Опаленные войной. Пермь. Пермская государственная сельскохозяйственная академия. С. 250.
104. Пасик Я. Чеботарский еврейский сельскохозяйственный техникум // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/y_pasik-chebotarka-school.htm
105. Новые агро-кадры // Трибуна. №15 (70). 20 мая 1930. С. 19.
106. Новополтавский институт требует помощи // Трибуна. №34. Декабрь 1931. С. 8.
107. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 105.
108. Про навчальну роботу та керівництво сільськогосподарськими технікумами // Збірник законів і розпоряджень робітничо-селянського уряду Української Соціалістичної Радянської Республіки № 45, 27 вересня 1936 року. С. 239.
109. Про підпорядкування Новополтавської середньої зоотехнічної школи конярства Народному комісаріатові земельних справ УРСР і прийняття її утримання на республіканський бюджет // Збірник законів і розпоряджень робітничо-селянського уряду Української Радянської Соціалістичної Республіки № 11, від 31 березня 1937 року.
110. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm
111. Українська РСР. Адміністративно-територіальний поділ на 1 вересня 1946 року. Видання перше. Київ. 1947. С. 880.
112. Шайкин И.М. Сельскохозяйственная школа в еврейской колонии Ново-Полтавка (1902-1935). С. 105.

24-05-2007    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005