Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма
Версия от 01.01.2015 страницы http://www.evkol.nm.ru/y_pasik-solzhenitsyn.htm/


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины
 
·  
Колонии Херсонской губернии
 
·  
Колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских колоний
 
·  
Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
История отдельных колоний
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик        

Еврей-земледельцы в книге А.И. Солженицына.
Несколько комментариев

     В своей книге "200 лет вместе" Солженицын уделяет много внимания еврейским земледельческим колониям в Новороссии. Их созданием власти пытались решить три задачи: выселить евреев из деревень западных губерний, где они "спаивали и обирали" христиан; "исправить" евреев, приучив их к земледелию; заселить пустынные земли Новороссии. Широко используя научный аппарат (подобранные цитаты, сноски, цифры), Солженицын делает вывод, что в неудаче политики привлечения евреев к земледелию виноваты, прежде всего, сами евреи, не желавшие ни при каких обстоятельствах заниматься физической работой на земле.

     Основным аргументом, который должен был бы окончательно убедить читателя в правильности этого вывода, являются, по нашему мнению, следующие статистические данные, который привел в своей работе Солженицын,: "Если на 1858 г. формально числилось еврейских колонистов 64 тыс. душ, ... то к 1880 г. министерство числило лишь 14 тысяч душ". [1] Автор ссылается на страницы 447 и 647 книги известного исследователя еврейских колоний В.Н. Никитина. [2] По Солженицыну получается, что 50 тысяч евреев-колонистов из 64 бросили наделенную им землю и вернулись к привычному и более доходному для них занятию - торговле. Однако наберемся смелости и проверим именитого автора.

     На страницах 446 и 447 Никитин пишет, что Департамент сельского хозяйства "нашел необходимым иметь статистику о численности евреев, занимавшихся по всей России земледелием. Из доставленных поэтому из провинций сведений оказалось, что хлебопашеством занимались" в губерниях всего 64048 человек. Здесь претензий к Солженицыну нет, он назвал правильную цифру. Для последующего анализа заметим, что подсчет производился по десяти губерниям, в том числе Херсонской и Екатеринославской. Причем в двух последних губерниях числилось 24129 еврейских колонистов.

     Хуже обстоит дело с 14 тысячами евреев-земледельцев, которые по данным Солженицына остались в десяти губерниях на 1880 г. В книге Никитина это число отсутствует. Где Солженицын нашел его, остается загадкой. На указанной же Солженицыным странице 647 Никитин сообщает, что "в 1880 г. Министерство командировало в колонии ст. сов. Ивашинцева, "для собрания сведений о состоянии колоний". Из представленного Ивашинцевым отчета оказалось, что во всех колониях Херсонской и Екатеринославской губерний числилось ... всего - 27078 душ". Таким образом, только в двух губерниях Херсонской и Екатеринославской в 1880 г. евреев-колонистов было почти в два раза больше указанного Солженицыным числа для десяти губерний.

     В книге знаменитого писателя много спорных моментов. Но в данном случае нет причин для спора, автор серьезно исказил реальную картину еврейского земледелия. Комбинируя цифрами, он уменьшил количество евреев-земледельцев за период с 1858 по 1880 гг. в 4,57 раза. Реально же количество еврейских колонистов Херсонской и Екатеринославской губерний за указанный период увеличилось на 12,2%, с 24129 до 27078 человек.

     Относительно небольшой рост численности населения в еврейских колониях Херсонской и Екатеринославской губерний объясняется исключением за период с 1869 по 1882 гг. из земледельческого звания 10354 человек (мужчин, женщин и детей из 1892 семей) "за бродяжничество, нерадение к хозяйству и накопленные недоимки". [3] Но основная масса колонистов цепко держались за свой надел. Еврейские колонии продолжали существовать и развиваться.

     Статистика последующего периода (конец XIX - начало XX веков) еще в большей степени подтверждает состоятельность еврейских земледельческих колоний.
     Население колоний постепенно росло естественным путем. За период 1886-1901 гг. населения еврейских колоний Мариупольского уезда возросло на 44%, что дает почти 3% годового прироста. [4]
     По основным социальным и хозяйственным показателям (площадь посевов, обеспеченность рабочим скотом и сельскохозяйственной техникой, урожайность) еврейские колонисты не уступали славянскому крестьянству, занимая промежуточную позицию между ними и высокопроизводительными хозяйствами немецких колонистов. Главной причиной изменения ситуации в лучшую сторону являлось вхождение в жизнь новых поколений евреев-земледельцев, рожденных в колониях и привыкших с детства к крестьянскому труду. Кроме того, развитие капиталистических отношений в деревне сделало земледельческий труд прибыльнее и выгоднее, улучшилось управление еврейскими колониями. Положительную роль сыграли подселение в еврейские колонии немецких хозяев для обучения евреев и отток из колоний тех, кто по разным причинам не хотел или не мог заниматься сельским хозяйством. [5]

     Успех евреев-земледельцев подчеркнул в своем отчете статский советник Рудницкий, вице-директор второго департамента министерства государственных имуществ: "... евреи, в большей части колоний, обрабатывали свои поля не без успеха, молодые, рожденные в колониях евреи занимались своим делом с охотой, и если вообще хуже колонистов немецких, то во всяком случае лучше соседей-крестьян, не только владельческих, но и казенных". [6] Отчет Рудницкого приведен в книге обильно цитируемого Никитина. Естественно, эту цитату в своей работе Солженицын не привел. Он вообще исключил из рассмотрения наиболее удачный для еврейских крестьян период конца XIX - начала XX веков.

     Обнаруженная выше "ошибка" не единственная и не случайная. Возьмем на проверку следующее суждение Солженицына: "А за самовольную отлучку поселенец платил 1 копейку за день, что было вовсе ему нечувствительно и легко нагонялось городскими заработками. (Для сравнения: меламеды в селениях получали от 3 до 10 тысяч рублей в год;..)" [7] Автор, проводя свою линию, подталкивает читателя к выводу: евреи, нарушая закон, зарабатывали тысячи, но благодаря своей изворотливости платили копеечный штраф.

     Размер дневного штрафа за отлучку, приведенный Солженицыным, строго соответствует указанному на странице 420 уже упомянутой книги Никитина. На следующей же странице Никитин пишет, что количество меламедов (учителей в религиозных школах) исчислялось "в херсонских колониях до 81, а в екатеринославских - до 99 человек ... Меламеды получали содержание от родителей в год: в херсонских колониях - 3004 р. 40 к., а в екатеринославских до 4905 р. за половину года". Теперь становиться очевидным, "объективный историк" сравнивает однодневный штраф с суммарным годовым заработком 81-го меламеда! Подойдем к проблеме корректно, определим однодневный заработок меламеда в херсонских колониях. Для этого разделим 3004 р. 40 к. вначале на 81 (количество меламедов), а затем на 365 (количество дней в году). Получим однодневный заработок меламеда - 10,16 копеек. Таким образов, еврейских заработков, исчисляемых в тысячах рублей, нет и в помине. Есть заработки и штрафы, исчисляемые в копейках.

     Есть в книге Солженицына и технические ошибки. Вот цитата из отчета о ревизии еврейских колоний 1880 г.: "не было ни одного крестьянского общества, на которое столь щедро лились бы пособия". Эту цитату Солженицын приписал чиновнику с "40-летним опытом по земледелию" Ивашинцеву. [8] С подачи Солженицына Ивашинцев с приведенной цитатой перекочевал в исследования других авторов, посвященные истории еврейской колонизации. На самом деле эти слова принадлежат Управляющему государственными имуществами Херсонской и Бессарабской губерний, коллежскому советнику И.И. Тихееву. [9] Статский же советник Министрства государственных имуществ В.С. Ивашинцев, инспектировавший еврейские колонии годом ранее, писал, что евреи своим "трудолюбием и стремлением сделаться, по возможности, хорошими земледельцами вполне оправдывали цель правительства". [10] Способность евреев к оседлой жизни и земледелию, по словам Ивашинцева, удостоверялась их "селами, наружностью не только не уступавшими ни в чем русским селам, но многие были гораздо лучше и красивее последних". [11]

     Несколько слов о щедрых пособиях еврейским земледельцам. Для реализации планов правительства на переход евреев в земледельцы на первом этапе из казны было выделено 300 тысяч рублей. На устройство на новом месте еврейской семье выделялось примерно 270 рублей (на постройку дома - 125 рублей и на обзаведение хозяйством - 145 рублей). [12] Казенные деньги были израсходованы (значительная часть была разворована чиновниками) в течение трех лет, с 1807 по 1810 г., т.е. в указанный период на евреев расходовалось в среднем 100 тысяч рублей в год. В то же время на водворение одной немецкой семьи в Херсонской губернии было "издержано" 1100 рублей, а одной болгарской - 440. Всего же из сумм Государственного казначейства "для устройства колоний и в пособие иностранным колонистам" выделялось 2.5 миллиона рублей ежегодно. [13] Из этого следует, что разница в пособиях была огромной, но не в пользу евреев.

     Уделив много страниц нерадивым, А.И. Солженицын не забыл и успешных евреев-колонистов. Его внимание привлек Давид Леонтьевич (Лейбович) Бронштейн, отец Л.Д. Троцкого. В своей автобиографической книге "Моя жизнь" знаменитый революционер писал: "Отец мой был земледельцем, сперва мелким, затем более крупным. Мальчиком он покинул со своей семьей еврейское местечко в Полтавской губернии, чтоб искать счастья на вольных степях Юга. В Херсонской и Екатеринославской губерниях имелось в те годы около сорока еврейских земледельческих колоний с селением около 25000 душ. Евреи-земледельцы были уравнены с крестьянами не только в правах (до 1881 г.), но и в бедности. Неутомимым, жестоким, беспощадным к себе и к другим трудом первоначального накопления отец мой поднимался вверх... Отец купил у Яновского свыше 100 десятин да десятин 200 держал в аренде. " [14] Л. Троцкий правдиво пишет о тяжелых условиях труда и быта "сроковых" батраков в хозяйстве отца: "Жильем служило чистое поле, в дождливую погоду - стога. На обед - постный борщ и каша, на ужин - пшенная похлебка. Мяса не давали вовсе, жиры отпускались почти только растительные и в скудном количестве... В одно лето пришлые рабочие повально заболевали куриной слепотой. В сумерки они медленно передвигались, вытянув вперед руки. Гостивший в деревне племянник матери написал об этом корреспонденцию, которую заметили в земстве и прислали инспектора... Никаких неприятных последствий, однако, не было: инспекция установила, что болезнь происходит от недостатка жиров, что распространена она почти во всей губернии, так как везде кормят одинаково, а кое-где и хуже" [15] Последнее замечание Троцкого никак не устраивает Солженицына: "Возражу, что в подобной же "экономии" на Кубани моего деда Щербака (сам из батраков) летних работников кормили мясом трижды в день". [16] Оставим трехразовое питание батраков мясом на совести Солженицына. Он пытается показать, что тяжелые условия труда и быта были только у Бронштейнов. Но это не так. Такие же условия, как писал Троцкий, были у всех использовавших наемный труд землевладельцев и арендаторов - русских, украинцев, немцев и евреев. Иначе и быть не могло. Спрос на рабочие руки, особенно летом, был достаточно велик, и в другом случае все батраки ушли бы туда, где платят лучше. От Бронштейна не уходили: "Были косари, пожилые, жилистые, загорелые, которые приходили в Яновку лет десять подряд, зная, что им работа всегда обеспечена. Они получали несколько добавочных рублей и время от времени рюмку водки, так как они определяли темп работы. Иные являлись во главе целого семейного выводка. Шли из своих губерний пешком, целый месяц, питаясь краюхами хлеба, ночуя на базарах." [17]

     Рассмотрим ряд суждений Солженицына о евреях-земледельцах, относящиеся к наиболее сложному периоду истории страны - Великой Отечественной войне.

     Первое: "Эвакуированные и беженцы из занятых немцами и угрожаемых областей направлялись глубоко в тыл, "в частности, евреи в большинстве - за Урал, особенно в Западную Сибирь, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан". "А в Биробиджан не было ни организованной эвакуации, ни отдельных беженцев - хотя там, из-за разбега еврейских колхозов, образовался свободный жилой фонд на 11 тыс. семей".

     Прежде, чем перейти к анализу этого суждения, напомним, что эвакуированные и беженцы, среди которых было много евреев, несмотря на огромные трудности, своим самоотверженным трудом внесли значительный вклад в победу над врагом, вне зависимости от района огромной страны, где они остановились. Однако Солженицын игнорирует этот факт и переходит к набившего оскомину обвинению в адрес евреев. Далекому и холодному Биробиджану умевшие устраиваться евреи предпочитали солнечный Ташкент, в крайнем случае, благоустроенную республику немцев Поволжья. Что же было в действительности?

     Основными районами эвакуации во время войны были Поволжье, Урал, Сибирь, Казахстан, Средняя Азия. Дальний Восток, включая Биробиджан, в этот список не входил. Постоянная угроза нападения японской Квантунской армии не позволяла осуществлять эвакуацию населения из оккупированных врагом западных областей в Приамурье и Приморье. Вооруженные провокации, обстрелы с вражеской территории, переходы границы террористическими и разведывательными группами, захваты кораблей Амурской речной флотилии происходили практически ежедневно на всем более чем 2000-километровом ее участке. [18]
     На протяжении всего периода войны, особенно в первые ее годы, Дальневосточный регион находился в условиях мобилизационной готовности. Постоянная угроза войны на дальневосточных рубежах потребовала даже провести частичную эвакуацию. Так, в конце 1941 г. правительство приняло решение об их эвакуации архивов Дальневосточного региона в город Томск. [19]
     Если Солженицын не знал элементарные основы советской эвакуационной политики, то это подрывает доверие к нему как к историку. Если он знал, но сознательно исказил эту политику, то такое действие квалифицируется как фальсификация.

     Во втором суждении автор утверждает, "что весной 1942 г. еврейские колонисты с Украины создали колхозы на Волге" - каким образом? А, как пишет автор, "по иронии судьбы": на местах немецких колонистов, высланных из республики Немцев Поволжья декретом советского правительства от 28 августа 1941". [20] Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) планировал "основать Еврейскую республику на месте высланной республики немцев Поволжья (где, как мы видели ... образовались еврейские поселения после ссылки немцев)". [21]

     Возникает вопрос почему Солженицын, приложивший столько сил для того, чтобы "доказать", что несмотря на мыслимые и немыслимые усилия царского и советского правительств для привлечения евреев к земледелию, последние довели до полного развала еврейские земледельческие колонии, а затем и колхозы, кардинально меняет свое отношение к проблеме? По Солженицыну, в Украине, в Крыму и в Биробиджане попытки создания еврейских колхозов закончились полным провалом, а вот на земле немцев Поволжья во время войны они увенчались успехом.

     Нам представляется, что этим шагом Солженицын стремился не только поддержать миф о стремлении советских евреев создать автономную республику евреев Поволжья на территории бывшей автономной республики немцев Поволжья, но и значительно укрепить его. "Вклад" Солженицына заключается в том, что он попытался показать, что, создавая в Поволжье весной 1942 г. свои колхозы (поселения), евреи действовали с прицелом на создание там еврейской республики. В этом смысле Поволжье, по Солженицыну, оказалось более подготовленное к созданию еврейской республики, чем Крым, в котором то, что оставалось от еврейских колхозов, было уничтожено оккупантами.

     Чтобы утвердить такую версию, нужны серьезные доказательства. Ведь еще в 1937 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О ликвидации национальных районов и сельсоветов". Постановление "объясняло", что многие из национальных районов были созданы "во вредительских целях". В результате все еврейские национальные районы и сельсоветы в Украине и в Крыму к 1939 г. были расформированы или преобразованы в обычные территориальные единицы и потеряли статус национальных. Задолго до 1937 г. была начата политика "интернационализации" еврейских колхозов, т.е. соединение их с нееврейскими. Поощрялось переселение неевреев в еврейские колонии и наоборот. Многие активисты еврейского колхозного движения были репрессированы. К концу 1930-х гг. понятие "еврейский колхоз" исчезло как явление. Если с началом войны советское руководство вдруг изменило свою национальную политику, то хотелось бы узнать о соответствующих правительственных документах. Хотелось бы также знать какие результаты были достигнуты? Сколько еврейских поселений и колхозов было создано на территории бывшей республики немцев Поволжья? Как они назывались, где располагались, каков был их национальный состав? Какова относительная доля еврейских колхозов по отношению к общему количеству колхозов на территории бывшей республики (до выселения немцем их было 280 [22])? Вместо ответов на эти вопросы, Солженицын дает ссылку на единственный источник столетней давности - работу эмигранта И. Шехтмана, опубликованную им в 1944 г. в Нью-Йорке. [23]

     Солженицын правильно цитирует Шехтмана, но Шехтман на вышепоставленные вопросы ответы тоже не дает и источник информации не указывает. Однако можно предположить, что эта информация распространялась на Западе советскими спецслужбами, чтобы настроить мировое еврейство, в первую очередь влиятельное американское, в просоветском духе для получения максимальной экономической и военной помощи СССР в войне с гитлеровской Германией. Чтобы выполнить поставленную задачу, видные деятели еврейских общин информировались "об особой заботе" советского руководства о советских евреях. Сообщалось, что в 1941-1942 гг. советское руководство предприняло экстренные меры по первоочередной эвакуации еврейского населения из опасных районов. Подчеркивалось, что особое внимание уделялось именно эвакуации еврейских земледельческих коллективов. Этим американским евреям давали понять, что их деньги, вложенные в 1920-1930 гг. через Агро-Джойнт в создание еврейских колхозов, не пропали даром. Информация же о размещении еврейских колхозов на местах немецких колонистов, высланных из республики немцев Поволжья, по мнению советского руководства, должна была увеличить эффективность ее воздействия на евреев Запада. Следует отметить, что советские спецслужбы с помощью ЕАК достигли больших успехов в США, однако информация, которая передавалась в зарубежные еврейские круги, не соответствовала действительности.

     В третьем своем суждении о евреях-колхозниках в годы войны Солженицын, что их "в Крыму эвакуировали столь заблаговременно, что они были в состоянии вывести весь скот и все земледельческие орудия". [24] Однако среди документов органов государственного управления эвакуационными мероприятиями нет никаких резолюций или директив, которые бы упоминали о приоритете какой-либо этнической группы при эвакуации в целом по стране и в Крыму в частности. Воспоминания жителей довоенных еврейских колхозов Крыма подтверждают, что целенаправленной эвакуации еврейского населения не производилось и упор в эвакуации делался на вывоз не столько людей, сколько материальных ценностей и колхозного имущества. [25]

     Оценивая деятельность упомянутого ЕАК, следует отметить, что в Советском Союзе никогда не было и не могло быть самостоятельных общественных организаций. ЕАК действовал строго по инструкциям советского руководства и под контролем специальных органов. Некоторые активисты ЕАК одновременно были тайными агентами НКВД, а затем НКГБ и МГБ.

     ЕАК успешно выполнил отведенную ему важную роль в получении политической, военной и финансовой помощи СССР в войне с Германией. С помощью еврейских организаций, в первую очередь Джойнта, были собраны значительные средства, позволившие приобрести 1000 самолетов, 500 танков, продовольствие, одежду, обувь (в СССР было отправлено два парохода с вещами, медикаментами и продуктами). [26]

     Нам представляется, что советское руководство не исключало возможность при удачных обстоятельствах повторить с помощью ЕАК довоенный проект (трюк) с Джойнтом. Для этого достаточно было выделить в европейской части страны какую-либо территорию и объявить о планируемом создании на ней еврейской автономии; получить на это мероприятие от американского еврейства финансирование и передовые технологии; создать на этой базе передовые хозяйства и инфраструктуру; объявить, что автономное образование создавалось "во вредительских целях"; разгромить "антисоветский националистический" ЕАК, изгнать из СССР "шпионскую, террористическую сионистскую организацию" Джойнт. В результате этого проекта страна получила бы практически даром высокоразвитый район, а выполнивший свою задачу ЕАК и видные еврейские деятели были бы уничтожены.

     Встреча, состоявшаяся в США летом 1943 г, руководителей ЕАК С.М. Михоэлса и И.С. Фефера с одним из руководителей Джойнта Джеймсом Н. Розенбергом, имевшим репутацию твердого сторонника СССР, придавала утопическому проекту черты реальности. Розенберг считал возможным предоставление всяческой, в том числе сельскохозяйственной, помощи для восстановления Крыма и последующего переселения туда еврейского населения эвакуированного из оккупированных областей. Он напомнил о существовании обширной сети еврейских поселений в Крыму до войны и о предоставлении возглавляемым им Агро-Джойнт помощи в 1920-1930 гг. [27]

     Однако официальное отношение Джойнта расходилось с мнением Розенберга. Джойнт, учитывая горький опыт изгнания Агро-Джойнта из СССР в 1938 г. на фоне исчезновения в застенках НКВД работников этой организации, считал, что участие в дискуссии могло бы показать советскому правительству, что огромная сумма (приблизительно 30 миллионов долларов), затраченная перед войной на программу аграрных поселений евреев в Крыму и на Украине, вновь доступна. [28]

     Последнюю точку в реализации проекта поставила начавшаяся после победы холодная война. В этой обстановке с точки зрения внешнеполитических задач ЕАК стал бесполезным, а его превращение в "Комиссариат по еврейским делам" было вредным и опасным явлением для советской власти. Поэтому советское руководство перешло к репрессиям активистов ЕАК, положив тем самым начало открытой антисемитской кампании.

     К сожалению, в рассмотренных вопросах Солженицын не смог пойти по пути объективной оценки событий. Он сознательно выбрал путь мифотворчества.

     ЛИТЕРАТУРА :

1. Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Часть I. Москва, Русский путь, 2001. С. 154.
2. Никитин В.Н. Евреи земледельцы: Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения до наших дней. 1807-1887. СПб., 1887.
3. Случевский К.К. Еврейские колонии // Русский вестник. 1890. Т. 207. №4. С. 209.
4. Земцов М. Е. Еврейские крестьяне: Краткий очерк экономич. положения евреев-земледельцев Екатеринослав. губернии. СПб., 1908. С. 49.
5. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm
6. Никитин В.Н. Евреи земледельцы. С. 546.
7. Солженицын А.И. Двести лет вместе. Часть вторая. Глава 21.
8. Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Часть I. С. 155.
9. Никитин В.Н. Евреи земледельцы. С. 661.
10. Там же. С. 649.
11. Там же. С. 650.
12. Там же. С. 28, 29.
13. История сельского хозяйства России, от времен исторических до 1850 года. Сочинение О. Турчиновича. Санктпетербург. 1854. C. 86.
14. Троцкий Л. Моя жизнь: Опыт автобиогр. Т. 1 Берлин : Aранит, 1930. С. 12.
15. Там же. С. 26-27.
16. Солженицын А.И. Двести лет вместе. Часть 1. В дореволюционной России. С. 112.
17. Троцкий Л. Моя жизнь. С. 27.
18. Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны // Электронный ресурс: http://works.tarefer.ru/33/101494/index.html
19. История государственного архива Хабаровского края // Электронный ресурс: http://archive.khabkrai.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10&Itemid=60]
20. Солженицын А.И. Двести лет вместе. Часть вторая. Глава 21.
21. Солженицын А.И. Двести лет вместе. Часть вторая. Глава 22.
22. Малова Н. А. заселения территории бывшей республики немцев Поволжья в 1941-1945 гг. // Электронный ресурс: http://www.sgu.ru/files/nodes/43562/02.pdf
23. Шехтман И. Советское еврейство в германо-советской войне // Еврейский мир. Сб. 2. Союз русских евреев в Нью-Йорке, 1944. C. 226, 227.
24. Солженицын А.И. Двести лет вместе. Часть вторая. Глава 21.
25. Тяглый М.И. Места массового уничтожения евреев Крыма в период нацистской оккупации полуострова (1941 - 1944). Симферополь, БЕЦ Хесед Шимон, 2005. С. 13-14.
26. Горовская Н. Черная дата // Вестник, №18, 1998.
27. Топоровский Я. Миссия Михоэлса // Заметки по еврейской истории, № 17, 2002.
28. Костырченко Г.В. "Дело Михоэлса": новый взгляд // Лехаим. М., 2003. № 10.
22-07-2008    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:    y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005