Еврейские земледельческие колонии Юга Украины и Крыма


 
·  
История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма
 
·  
Колонии Херсонской губернии
 
·  
Колонии Екатеринославской губернии
 
·  
О названиях еврейских колоний
 
·  
Частновладельческие еврейские колонии Херсонской губернии
 
·  
Религия и еврейские земледельческие колонии
 
·  
Здравоохранение в еврейских земледельческих колониях (XIX - начало XX веков)
 
·  
Юденплан
 
·  
Погромы в годы Гражданской войны
 
·  
Еврейские национальные административные единицы Юга Украины (1930 г.)
 
·  
Калининдорфский еврейский национальный район
 
·  
Сталиндорфский еврейский национальный район
 
·  
Новозлатопольский еврейский национальный район
 
·  
Отдельные еврейские земледельческие поселения Юга Украины, основанные в 1920-1930 гг.
 
·  
Еврейские поселения в Крыму (1922-1926)
 
·  
Еврейские населенные пункты в Крыму до 1941 г.
 
·  
Еврейские колхозы в Крыму
 
·  
Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы
 
·  
История отдельных колоний
 
·  
Катастрофа еврейского крестьянства Юга Украины и Крыма
 
·  
Воспоминания, статьи, очерки, ...
 
·  
Списки евреев-земледельцев Херсонской губернии
 
·  
Списки евреев-земледельцев Екатеринославской губернии
 
·  
Воины-уроженцы еврейских колоний, погибшие, умершие от ран и пропавшие без вести в годы войны
 
·  
Уроженцы еврейских колоний - жертвы политических репрессий
 
·  
Контакт

 
·  
Colonies of Kherson guberniya
 
·  
Colonies of Ekaterinoslav guberniya
 
·  
The Jewish national administrative units of South Ukraine (1930)
 
·  
Kalinindorf jewish national rayon
 
·  
Stalindorf jewish national rayon
 
·  
The Jewish settlements in Crimea (1922-1926)
 
·  
The Jewish settlements in Crimea till 1941
 
·  
Fraydorf and Larindorf Jewish national rayons



Яков Пасик      

Сталиндорфский колхозный и Днепропетровский областной еврейские театры


     В 1920-е и в начале 1930-х гг. советская власть проводила политику коренизации, призванную привлечь на свою сторону национальные меньшинства страны. Коренизация выражалась в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей национальных меньшинств, создании национально-территориальных автономий, внедрении языков национальных меньшинств в делопроизводство, в образование и культуру.

     В 1920-е гг. на Юге Украины были созданы целые поселенческие массивы с компактно проживающим там еврейским населением, что позволило создать сначала еврейские национальные сельские советы, а затем и районы. В 1927 г. был образован первый в Советском Союзе еврейский национальный район - Калининдорфский. В 1929 г. был создан Новозлатопольский еврейский национальный район. Третий, последний на Украине, Излучистский еврейский национальный район с центром в колонии Излучистая был образован в феврале 1930 г. на основе старых и новых еврейских сельскохозяйственных поселений Криворожского округа. Через год район был переименован в Сталиндорфский, а райцентр был перенесен в новый переселенческий поселок Чемеринск, ставший Сталиндорфом. С 1932 г. район входил в состав Днепропетровской области. [1], [2]

     В 1929 г. началась коллективизация крестьянства. Советской власти необходимо было разъяснять крестьянам свою политику в новых условиях колхозной жизни. Перед учреждениями культуры ставилась задача отражать обостренную классовую борьбу, происходящую в деревне в связи со сплошной коллективизацией и ликвидацией кулачества как класса. Важная роль в этом процессе отводилась созданию и работе колхозных театров. Предполагалось широко использовать их для расширения влияния советской власти на крестьянское население, формирования его политического самосознания в соответствии с задачами социалистического строительства. Поэтому закономерным было появление в стране еврейских колхозных театров.

     Для культурного обслуживания еврейских национальных районов Украины в мае 1931 г. в Излучистой начал создаваться первый в Советском Союзе еврейский колхозный театр. До этого времени и после него профессиональные театры в еврейских районах Украины не создавались. Работу по организации театра возглавил молодой режиссер Исаак Соломонович Радомысский, только что окончивший еврейское отделение Киевского музыкально-драматического института им. М. Лысенко. Вместе с ним приехали и другие выпускники этого отделения, среди них были Е. Линдина и М. Дворкина. Затем прибыла группа выпускников Николаевской еврейской художественной студии. Театр расположился в старой заброшенной конюшне, переоборудованной для постановок самими артистами. [3], [4]

     Официальное открытие нового театра состоялось 7 ноября 1931 г. По имени района он получил название "Сталиндорфский еврейский колхозный театр", а через некоторое время театр переехал в районный центр Сталиндорф. В день 14-годовщины Октябрьской революции театр выступил в Излучистой с постановкой Переца Маркиша "Нит гедайгет" ("Не тужить", "Не унывать"). Выбор этого спектакля был не случайным. Он был посвящен жизни еврейских сельских тружеников-переселенцев, основавших в целинной степи один из первых в советское время еврейский поселок "Нит гедайгет". Евреи на новом месте столкнулись с огромными трудности, но их преодоление укрепило веру "в счастливое социалистическое будущее". Молодой режиссер и руководитель театра И.С. Радомысский нашел нужные ноты, тона и интонации для первого спектакля. "Он обладал достаточным художественным чутьем, чтобы избежать бытовизма и схематизма, в которые легко было впасть при разработке этой пьесы. Он проявил достаточно самостоятельности, он не пошел по пути копирования постановок этой пьесы в театрах Москвы, Харькова и других городов. Он этого избежал и создал радостный, полнозвучный, красочный спектакль, насыщенный запахами степи". Первым своим выступлением театр доказал право на свое существование. [5], [6], [7]

     Колхозный театр был передвижным, это обуславливало всю его деятельность. Коллективу приходилось обслуживать десятки населенных пунктов, выступать в сельских клубах, на полевых станах, в избах-читальнях. "Не тужить" стало девизом этого молодого, способного, полного энтузиазма театра, который не менее своего зрителя верил в "близкое счастливое будущее". Театр с первых своих творческих шагов завоевал симпатии широких еврейских колхозных масс. Его эмоционально насыщенные спектакли, понятные колхознику по форме и содержанию, помогали реализации политическо-хозяйственных кампаний и повышению культурного уровня колхозников. [8]

     После пьесы "Нит гедайгет", в течение первого года существования театра в его репертуаре появились пьесы Эли (Ильи Зиновьевича) Гордона "Бройт фронт" и "Девятнадцать—двадцать девять", посвященные классовой борьбе в старой еврейской деревне. [9] Гордон родился в 1907 г. в еврейской земледельческой колонии Зеленополь Екатеринославской губернии. С детства работал в сельском хозяйстве. В возрасте 13 лет оставшись сиротой, батрачил на богатых односельчан. Труд земледельца и сельский быт были хорошо знакомы Гордону. Поэтому обладая писательским талантом Илья Гордон стал значительным и глубоким бытописателем жизни евреев-земледельцев. [10] В 1931—1932 гг. И.З. Гордон работал заведующим литературной частью Сталиндорфского еврейского колхозного театра. [11] В это же время в театре плодотворно работали композитор Л.С. Кауфман и художник Г.Н. Резников. [12]

     Кроме трех указанных пьес, молодой театр в этот период своей деятельности ставил также небольшие по размерам произведения И.З. Гордона, Я.М. Зельдина и В.Н. Рискинда. [13] Для своих степных представлений театр часто прибегал к народным частушкам. "Из поселка в поселок, от бригады к бригаде несся этот красочный карнавал, зачастую подолгу - неделями, месяцами — кочуя по степи. Всюду он был желанным гостем". [14]

     Работа театра не осталась незамеченной. В прессе сразу появилось множество положительных отзывов о его работе:
     "Колхозники по 7—8 раз ходили на один и тот же спектакль и каждый раз смотрели его с максимальной заинтересованностью; за 20—80 верст едут колхозники смотреть спектакли".
     "Театр сразу стал важным политико-культурным фактором, он разговаривает ежедневно с колхозными массами на их языке об интересах их социалистического роста и о задачах партии и советской власти на селе".
     "Театр действительно рабоче—колхозный, — писала газета "Эмес" о спектакле "Нит гедайгет".
     Большинство отзывов сводились к одному: первый колхозный еврейский театр включился в хозяйственно-организационное строительство еврейских национальных районов. [15]

     Выезжая в сельскую местность, коллектив театра, разбивался на несколько бригад, каждая из которых имела репертуар небольших постановок. Такая система позволяла расширить охват сельского населения. Театр не ограничивался одними лишь театральными постановками, он проводил большую культурно-массовую работу среди колхозников: выпускал степные и стенные газеты, организовывал драматические и хоровые кружки, библиотеки, ленинские уголки, снабжал колхозников агротехнической литературой и др. Зачастую, в случае необходимости, артисты сами выходили на полевые работы. [16]

     На первых порах своего существования театру приходилось сталкивать с очень большими трудностями. В конце первого года работы театра его руководитель писал: "Как и раньше коллектив театра находится в кошмарных материально-бытовых условиях, не получая по 2—3 месяца зарплаты. Из-за отсутствия транспорта артистам приходится пешком обходить колхозы, таская на себе театральный инвентарь. Средства, ассигнованные в виде дотации по местному бюджету, сокращены. Общественные, профсоюзные, колхозные организации как центральные, так и местные, театру не помогают... Только коллектив, состоящий из рабочей молодежи, из комсомольцев—энтузиастов смог, работая в таких условиях, добиться определенных успехов... Пора повернуться лицом к первому еврейскому рабоче-колхозному театру. Пора принять все меры к его дальнейшему существованию и росту". [17]

     Несмотря на большие трудности, молодой коллектив, состоящий из артистов, пришедших в основном из театров рабочей молодежи (ТРАМ) и лишь частично — из театральных институтов и техникумов, не остановился на достигнутом. Театр пошел по пути расширения своего репертуара. Одной из первых на этом пути была пьеса Гордона "Айзн" ("Железо"), посвященная колхозникам и шахтерам еврейской земледельческой колонии Ингулец. Автор пьесы в 1924—1925 гг. работал воспитателем в детском доме этой колонии и был знаком с темой. Колония располагалась на территории криворожского железорудного бассейна. В 1897-1901 гг. обществу колонии Ингулец были предоставлены права разработки железной руды на своих надельных землях и евреи-колонисты воспользовались этим правом. [18], [19]

     Далее была инсценирована пьеса Б.А. Лавренева "А пашут зах" (Простая вещь), а затем театр осуществил постановку "Менахем-Менделя" по Шолом-Алейхему. Этой постановкой театр уводил своих зрителей в дореволюционное прошлое. В образе Менахем-Менделя театр показал нищего фантазера-неудачника, "человека воздуха", который в постоянной "погоне за нереальными, воображаемыми миллионами на деле всегда оказывался у разбитого корыта". Зрители "увидели себя в своем проклятом прошлом; театр заставил их посмеяться над их давно забытыми бесплодными мечтаниями, и им стала еще дороже их реальная действительность". [20]

     После "Менахем-Менделя" театр показал ряд новых постановок: "А фремде кинд" (Чужой ребенок) В.В. Шкваркина, "Швиндлерс" (Пройдохи, переведенная на идиш народная французская комедия), "Ди гликлихе фрой" ("Счастливая женщина") М.Я. Тригера и другие. [21], [22], [23]

     Колхозный театр стал популярен далеко за пределами Сталиндорфского района своей качественной художественной продукцией. Он обслуживал не только Сталиндорфский район, но и другие еврейские районы, отдельные колонии и индустриальные города Украины. В конце 1931 г. театр впервые дал представление в Днепропетровске. [24] В начале 1935 г. коллектив театра состоял из 28 человек. Его по-прежнему возглавлял Радомысский. Театр и его руководитель "со всей серьезностью и ответственностью относился к каждому своему выступлению перед колхозными массами". [25] Такой подход к работе позволил театру и его руководителю добиться уважения, авторитета и признания со стороны театральной общественности страны. В 1934 г. лидер еврейского театрального искусства страны Московский государственный еврейский театр (ГОСЕТ) отпраздновал свой 15-летний юбилей. Торжественное заседание юбилейного комитета состоялось 5 марта 1935 года в помещении театра. Со всей страны на чествование ГОСЕТА съехались почетные гости. Среди них был художественный руководитель Сталиндорфского колхозного еврейского театра Радомысский. [26] Вскоре он перешел в Харьковский театр музыкальной комедии, где долгие годы успешно работал главным режиссером. Прошли десятилетия, а спектакли, осуществленные И. Радомысским, остаются визитной карточкой харьковского коллектива. [27]

     Весной 1935 г. в жизни театра произошли значительные изменения. Сталиндорфский еврейский колхозный театр по инициативе первого секретаря Днепропетровского обкома КП(б)У М.М. Хатаевича был переведен в Днепропетровск и объединен с работавшим там с 1930 г. местным еврейским ТРАМом. В его штате было 35 человек, а репертуар состоял из десяти еврейских и одной украинской пьесы, а также одной концертной программы. Объединенный театр был назван "Днепропетровским еврейским областным драматическим театром". Его художественным руководителем был назначен молодой, способный режиссер Исаак (Ицхак) Борисович Каганов (1904-1978). С 1930 по 1933 гг. он учился режиссерской группе Московской государственной еврейской театральной студии при государственном еврейском театре в Москве, которой руководил народный артист РСФСР С.М. Михоэлс. Затем Каганов был художественным руководителем и заведующим литературной частью Днепропетровского еврейского ТРАМа. [28], [29] Продолжил работу в новом театре художник Резников, состоявший в штате Сталиндорфского театра с первого дня его существования. [30] Через несколько лет художественным руководителем театра стал Илья Борисович Колтынюк, а художником - М.С. Жмудь. [31]

     Несмотря на перемещение театра в Днепропетровск, жители и руководство Сталиндорфского района по-прежнему считали его своим, Сталиндорфским. Поэтому бюро Сталиндорфского райпарткома 15.04.36 приняло решение отметить пятилетний юбилей еврейского колхозного театра. Учитывая "огромную роль в деле организации театра и воспитании его коллектива художественного руководителя тов. Радомысского И.С." бюро ходатайствовало перед вышестоящими организациями о присвоении ему звания заслуженного артиста республики. Бюро также просило Днепропетровский облисполком и обком КП(б)У присвоить Днепропетровскому еврейскому театру имя Хатаевича. [32]. Юбилей театра в Сталиндорфском районе отметили, но ходатайство и просьба сталиндорфцев не были выпонены.

     Своей постоянной сценической площадки в Днепропетровске новый театр не имел, и поэтому был вынужден кочевать по различным клубам и домам культуры города. Однако чаще всего театр выступал в клубе железнодорожников, известном в городе под именем "Желдор". Это монументальное здание расположено в самом центре города, и ныне там размещается областная филармония. "Желдор" имел большой концертный зал на 700 мест. [33], [34]

     К новому театру перешла по наследству от Сталиндорфского театра задача обслуживания еврейских колхозов и сельскохозяйственных поселений. Так, весной 1936 г. театр приехал на гастроли в Калининдорфский район. Спектакли театра проходили с большим успехом. Театр дал 20 спектаклей в различных еврейских колхозах района. [35]

     Для ознакомления с передовым опытом и повышения квалификации, через несколько месяцев после образования театра, его работники были командированы в Москву, Ленинград и Киев, где просмотрели ряд спектаклей лучших еврейских, русских и украинских театров страны. В Москве представителям театра была оказана исключительно дружеская встреча. Они были приняты секретарем Совет национальностей ЦИК СССР А.И. Хацкевичем, который подчеркнул, что многим колхозным театрам страны "есть чему поучиться у их старейшего собрата". Днепропетровцы также были приняты ЦК союза работников искусств. Они встречались с редакцией центральной еврейской газеты "Дер Эмес" и коллективом Московского государственного еврейского театра м др. В Москве гости прослушали специальный семинар, который провели знаменитый С.М. Михоэлс, заслуженные артисты А.Д. Дикий, Ю.А. Завадский, В.Л. Зускин, артистка С.Г. Бирман, театральный критик и историк театра Э.М. Бескин и другие. Эта творческая поездка дала театру заряд вдохновения и уверенности в своих творческих силах. [36], [37]

     Первой постановкой нового коллектива стал спектакль на идиш М.Н. Даниеля "Зямка Копач". Пьеса повествовала о Гражданской войне в Белоруссии. Местечко заняли белополяки, и 15-летний сирота, ученик сапожника, ставший красноармейцем Зямка Копач попадает в тюрьму со своими однополчанами. Узнав, что их командиру Андрею Кудрявцеву грозит расстрел, Зямка обманывает охрану, убегает из тюрьмы и связывается с подпольем, которое отбивает Кудрявцева. В тюрьме Зямка сочиняет песню, которая в итоге становится гимном отряда. Эта песня после ряда преобразований превратилась в одну из широко известных песен советского периода "Орленок". [38], [39]

     В последующем периоде театром были поставлены спектакли: "Голдгребер" (Золотоискатель), "Тевье дер милхинер" (Тевье-молочник), "Стемпеню" и "Мазл тов!" (Поздравляем!) по Шолом-Алейхему, "Дер рекрут" (Рекрут) Л.Б. Резника, "Дер уртейл кумт" (Приговор следует) А.Д. Кушнирова, "Миреле Эфрос" Я.М. Гордина, "Ди кишефмахерин" (Колдунья) А. Гольдфадена, "Иоселе" Я. Динензона, "Мишпохэ Овадис" (Семья Овадис) П.Д. Маркиша, "Дер степ руфт" (Степь зовет) Н.М. Лурье, "Шестеро любимых" А.Н. Арбузова, "Банкир" А.Е. Корнейчука и другие. [40]

     В этих спектаклях играли известные днепропетровские артисты Б. и В. Биренбаум, Е. Гройсман, М. Дворкина, Л.Я Журавель, З. Заможский, С. Иткин, Л. Клеванский, Е. Линдина, Я. Малинский, Е. Мирончик, М. Поволоцкий, Е. Цукерник, И. Шморгонер и другие. Они внесли большой вклад в развитие еврейского театра.

     Сталиндорфский, а затем и Днепропетровский еврейские театры сыграли заметную роль в культурной жизни еврейского населения Юга Украины. На пике популярности и творческого расцвета Днепропетровский театр застало изменение национальной политики в стране. В конце 1930-х гг. политика руководства по отношению к евреям стала меняться, появились первые признаки государственного антисемитизма. Кроме "чисток" ряда государственных учреждений от евреев, началась массовая ликвидация еврейских образовательно-культурных структур в стране. Коснулась эта политика и еврейских театров. Власти приступили к их ликвидации. Они стали исчезать один за другим. Весной 1940 г. по распоряжению правительства был ликвидирован Днепропетровский еврейский театр. Часть его личного состава тем же распоряжением была передислоцирована во Львов на "усиление" Львовского еврейского театра, существовавшего в городе еще до присоединения в 1939 г. к СССР. Советские власти были вынуждены сохранить театр во Львове для привлечения многочисленного еврейского населения города на свою сторону. При этом власти добивались его ускоренной советизации. Поэтому львовскую труппу "разбавили" лояльными советскими артистами бывшего Днепропетровского еврейского театра. В состав днепропетровской группы входили режиссеры И.Б. Колтынюк и А.Г. Друзь, cценограф В. Дашевский, артисты М. Дворкина, Я. Малинский, М. Поволоцкий и др. [41] Эта группа сыграла важную роль в истории Львовского еврейского государственного театра.

Литература:
1. Пасик Я. История еврейских земледельческих колоний Юга Украины и Крыма // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/index.htm
2. Пасик Я. Сталиндорфский еврейский национальный район // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/stalindorf.htm
3. Фінберг Л., Любченко В. Нариси з історії та культури євреїв України. К. Дух і Літера, 2008. С. 407
4. Быстряков А. Хроника жизни евреев Екатеринослава // Еврейская Старина, №2 (85). 2015.
5. С какими достижениями пришел Сталиндорфский район к XIV годовщине пролетарской революции // Трибуна №30-31 (120-121) 20 ноября 1932 С. 11.
6. Быстряков А. Хроника жизни евреев Екатеринослава.
7. Гордон Э. Театр, поднявший целину // Трибуна. №11 (194). 15 ноября 1935. С. 16.
8. Радомысский И.С. Первый еврейский колхозный театр нуждается в помощи пролетарской общественности // Трибуна. 1 (1933). С. 16.
9. Там же.
10. Стронгин В. Писатель и Человек Илья Гордон // Международная еврейская газета.
11. Гордон, Илья Зиновьевич // Материал из Википедии.
12. Радомысский И.С. Первый еврейский колхозный театр нуждается в помощи пролетарской общественности. С. 17.
13. Там же. С. 16.
14. Гордон Э. Театр, поднявший целину. С. 17.
15. Радомысский И.С. Первый еврейский колхозный театр нуждается в помощи пролетарской общественности. С. 16.
16. Там же. С. 16-17.
17. Пасик Я. Еврейские земледельческие колонии Херсонской губернии // Электронный ресурс: http://evkol.ucoz.com/colony_kherson.htm
18. Быстряков А. Хроника жизни евреев Екатеринослава – Днепропетровска.
19. Гордон Э. Театр, поднявший целину. С. 17.
20. Там же.
21. Там же.
22. Шкваркин, Василий Васильевич // Материал из Википедии.
23. Тригер, Марк Яковлевич // Материал из Википедии.
24. Быстряков А. Еврейские театры Днепропетровска // Шабат Шалом. 2002. С. 6.
25. Пинский Л.Т. Растет культура // Трибуна №8 (191) 15 августа 1935. С. 20-21.
26. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Ф. 584. Д.154.
27. Коваленко Ю. Золотая свадьба "Сильвы" // Харьк. известия. 2011. 27 дек. С. 8.
28. Шалит Ш. Глас его шофара. Ицхак Каганов (1904-1978) // Альманах "Еврейская Старина". №2(73). 2012.
29. Быстряков А. Хроника жизни евреев Екатеринослава – Днепропетровска.
30. Гордон Э. Театр, поднявший целину. С. 18.
31. Быстряков А. Хроника жизни евреев Екатеринослава – Днепропетровска.
32. Партархив Днепропетровского обкома Компартии Украины. Ф. 19. Д. 332. Оп. 2. Л. 1-3.
33. Проскуряков В., Гой Б. Єврейське театральне життя Дніпропетровська у часі, просторі і архітектурі // Строительство. Материаловедение. Машиностроение. Сб. научн. трудов. Вып. 32, ч. 2, Днепропетровск, ПГАСА, 2005. С.137.
34. Проскуряков В., Гой Б. Развитие архитектуры и сети украинских и еврейских театрально-зрелищных зданий в ХІХ-ХХ вв. в границах современной Украины // Материалы Двенадцатой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Часть 1. М. Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах "Сэфер", 2005 С. 346.
35. Днепропетровский еврейский колхозный театр в Калининдорфе // Трибуна. №10 (207) 30 мая 1936. С. 33.
36. Гордон Э. Театр, поднявший целину. С. 17.
37. Быстряков А. Хроника жизни евреев Екатеринослава – Днепропетровска.
38. Там же.
39. Орлёнок (песня) // Материал из Википедии.
40. Быстряков А. Хроника жизни евреев Екатеринослава – Днепропетровска.
41. Степанчикова Т. Львівський єврейський державний театр (1939-1941). Вісник Львівського університету. Серія мистецтво. 2003. Вип. 3. С. 39, 41, 48-49.

25-07-2018    

Замечания, предложения, материалы для публикации направляйте по адресу:     y.pasik@mail.ru
Copyright © 2005